По данным позиционных экспертов, несмотря на то, что общество находится в условиях постмодерна значительной части молодых людей присущи патерналистские позиции, низкая финансовая дисциплина, неумение осуществлять долгое финансовое планирование. [1]
В результате идет рост проблемных невозвратных кредитов. Кроме того у молодежи наблюдается рост фрустрации, которая чаще всего проявляется в возрастании различных видов девиантного поведения.
Учитывая вышеизложенное с целью анализа реального состояния в сфере финансовой грамотности среди школьников нами было осуществлено социологическое исследование в г. Ярославле.
Объект исследования: учащиеся школ г. Ярославля.
Предмет исследования: специфика усвоения основ экономики в рамках изучения обществознания.
Цель исследования: проанализировать уровень финансовой грамотности школьников и влияние дисциплины обществознания на повышение финансовой грамотности учащихся школ г. Ярославля.
Задачи исследования:
- проанализировать уровень финансовой грамотности учащихся школ;
- изучить насколько эффективно в рамках изучения раздела «экономика» при изучении обществознания происходит усвоение экономических знаний у школьников;
- выработать предложения направленные на повышение финансовой грамотности учащихся.
Гипотезы исследования:
1. У учащихся низкий уровень знаний в сфере экономики, в том числе и низкий уровень финансовой грамотности, что в частности связано с родительским программированием. У значительной части учеников родители придерживаются патерналистских практик.
2. Учителя, преподающие раздел «экономика» в рамках преподавания обществознания имеют огромный потенциал по привитию финансовой грамотности учащимся.
Эмпирическая база исследования
Проведен опрос позиционных экспертов: специалистов в области социологии образования, экономической социологии и педагогики.
Осуществлен опрос учащихся среднеобразовательных школ № 11, 12, 22, 36, 43, 44, 51, 55, 60, 80, а также учеников гимназии 1, 2 и 3 г. Ярославля в период 2015-2017 гг.
Опрос осуществлялся в здание Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского по понедельникам и средам с 16.00 до 18.20.
Выборка квотная n=200. Переменные квотирования: пол, возраст, школа (лицей).
Учеников опрашивали после освоения ими основных тем по разделу «Экономика» в рамках изучения ими обществознания.
Проведено интервью с учителями обществознания школ г. Ярославля.
Кроме того вместе с руководителем был проведен анализ текстов научных статей по данной проблеме опубликованных за последние 5 лет.
Методологическая база исследования
При анализе данных опроса мы опирались на теорию рационального выбора (Дж. Коулман) [2], концепцию макдоналдизация общества (Дж. Ритцер) [3], концепцию «постматериалистических ценностей» (Р. Иглхарт) [4], «антисоциальную» теорию (Ж. Бодрийяр) [5], а также труды отечественных авторов активно занимающихся данной проблемой С.А. Бабуркина, С.Л. Таланова, А.В. Лымарева, О.А. Коряковцевой [6, 7]
Основная часть
Сначала мы выявляли уровень финансовой грамотности по теоретическим вопросам. Установили, что только 36% юношей 42% девушек смогли правильно перечислить черты смешанной экономической системы. Еще хуже обстоят дела с характеристиками циклических колебаний макроэкономики, только 26% юношей и 32% девушек смогли правильно охарактеризовать фазы экономического цикла.
45% юношей и 72% девушек имеют правильное представление о публичной и частной собственности. Очень хорошие познания у юношей в таких понятиях как «приватизация», «национализация», «экспроприация», «конфискация», «реституция». Девушки лучше, чем юноши осведомлены о роли государства в экономике.
Отрадно, что и юноши и девушки очень серьезные познания имеют о государственном бюджете.
65% юношей и 72% девушек имеют хорошие знание в сфере налогового регулирования. У девушек ясное представление о типах налогообложения по методу сбора. У учеников из разных школ разный уровень финансовой грамотности.
57% юношей и 81% девушек хорошо владеют материалом по теме «безработица».
Вместе с тем, надо отметить, что 42% юноше и 31% девушек не в достаточно мере владеют материалом, связанным с показателями состояния национальной экономики. У некоторых учеников происходит подмена таких понятий как ВВП и ВНП. Фрагментарные представления о темпах экономического роста, особенностях экономического развития РФ. Поверхностные представления у учащихся и о таких вещах как: роль ВПК в структуре экономики России, государственная политика во внешней торговле (протекционизм, либерализм).
Интересно, что у учащихся серьезные знания о функциях и свойствах денег. И в то же время недостаточно четкие представления о дефляции, стагфляции. За то у учеников глубокие познания о влиянии инфляции на потребителя и последствиях инфляции для общества.
Выявлены существенные пробелы в познании банковской системы. Еще хуже обстоит дело с познаниями в сфере форм сбережения граждан. Только 34% юношей и 61% девушек знают, что кроме вкладов в банк под проценты и ценных бумаг существуют иные формы сбережения граждан.
Совершенно низкий уровень знаний у учеников в сфере страхования.
За то продемонстрировали достаточно широкие познания в сфере государственного социального обеспечения, не связанного с кризисом экономики.
В ходе исследования установлено, что при изучении обществознания учащимся легко дается тема «Рынок и производство». Ученики имеет четкое представление о рыночном механизме, рыночной инфраструктуре.
Ученики не зависимо от гендерных различий в недостаточной мере владеют материалом по теме «источники финансирования бизнеса». Установлено, что хуже всего дается освоение темы: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Проблемы выявлены и при усвоении материала по теме «Малое предпринимательство».
Если оценивать экономические познания, в том числе и в сфере финансовой грамотности, то можно заключить, что у девушек уровень знаний раздела «Экономика» выше, чем у юношей.
С одной стороны ученики еще не закончили изучение обществознания, они только закончили изучать блок «Экономика» и у них еще есть время получить более глубокие знания в этом разделе на курсах по обществознанию, например в ЦДП при ЯГПУ или во время занятий с репетитором или при самостоятельной подготовке. Но уже можно сделать вывод, что есть некоторые сложности при освоении этого раздела у учеников, с другой стороны у учеников есть потребность в получении дополнительный знаний и это радует.
Нам как исследователям было интересно выяснить, как ученики оценивают своих учителей по обществознанию? Далее мы приводим основные ответы респондентов.
Учащиеся, которые очень хорошо владеют материалом отмечают, что их учителя по обществознанию умеют заинтересовать своей дисциплиной. Культура речи у учителей высокая. Изложение материла всегда происходит с мультимедийным сопровождением.
Ученики, которые имеют слабые познания по обществознанию, указали, что им не очень интересно учится, так как нет обратной связи с учителем. Учителя целенаправленно и систематически уделяют внимание отличникам и хорошистам. Нет со стороны учителей доброжелательности по отношению троечникам и вообще неуспевающим. Кроме того, очень много задают для самостоятельного изучения.
Наше исследование показало, что ученики с низкой эффективностью при изучении обществознания относятся к «человеку не экономическому» им в частности характерна низкая финансовая дисциплина, фрагментарные знания по экономике, отсутствие навыков долгосрочного планирования. Среди основных консьюмеристских установок у отстающих по учебе учеников такие, как:
– иметь возможность каждые два три года покупать новую машину не ниже предыдущего класса;
– получение квартиры бесплатной от государства;
– не реже раза в квартал отдыхать за границей на лучших курортах мира.
Ученики пояснили, что их родители с теплыми словами отзываются об СССР. Надеются, что государство в лице Правительства обеспечит их квартирами, высокими зарплатами и льготами.
Ученики не зависимо от степени эффективности освоения программы по обществознанию желали бы получить следующие углубленные знания:
– каким образом брать кредит?
– как формировать семейный бюджет?
– как научится правильно принимать решение о той или иной покупке?
– как открыть свой собственный бизнес?
– куда вкладывать свои сбережения, чтобы увеличить свои финансовые активы?
Отрадно, что абсолютно все респонденты указали, что благодаря тому, что они посещают курсы по обществознанию в центре до вузовской подготовки (ЦДП) в ЯГПУ их знания существенно выше, чем знания их одноклассников. Самое примечательное, что в рамках изучения обществознания в ЦДП ученики получают углубленные знания о явлениях в жизни общества, экономики и т.п., которые не только способствуют получению высоких баллов по ЕГЭ, но и способствуют более эффективному интегрированию в общество.
Учителя пояснили, что относятся очень доброжелательно к ученикам, которые имеют отставания по пройденному материалу. Опрос учителей показал, что при изучении раздела «экономика» в рамках преподавания обществознания ощущается серьезная и повышенная заинтересованность среди учеников. Такая же заинтересованность только при изучении раздела «политика». Даже те ученики, которые традиционно на занятиях по обществознанию постоянно отвлекаются, невнимательны, и склоны не готовиться к урокам дома при изучении тех или иных аспектов экономии проявляют повышенный интерес.
Заключение
В рамках осуществленного социологического исследования было установлено, у учащихся низкий уровень познаний в сфере экономики, в том числе и низкий уровень финансовой грамотности, что в частности связано с родительским программированием. У значительной части учеников родители придерживаются патерналистских практик.
Учителя, преподающие раздел «экономика» в рамках преподавания обществознания имеют огромный потенциал по привитию финансовой грамотности учащимся. Исследование демонстрирует, что при изучении раздела «экономика» в рамках преподавания обществознания ощущается серьезная и повышенная заинтересованность среди учеников.
Мы считаем, что для повышения финансовой грамотности необходимо:
– ученикам с низкой эффективностью при изучении обществознания уделять первостепенное внимание;
– важно увеличить количество часов для освоения дисциплины обществознания. В частности рассматривать в рамках обществознания такие вопросы: «Как формировать семейный бюджет?», «Как научится правильно принимать решение о той или иной покупке?», «Как открыть свой собственный бизнес?» и ряд других злободневных тем.
– осуществлять мониторинг уровня освоения материала по пройденным темам;
– систематически приглашать на уроки доцентов и профессоров из ЯГПУ;
– учителям показывать практическое приложение обществознания в жизнедеятельности человека;
– учителям преподающих системно повышать квалификацию в области профилактики алкоголизма
– в рамках внеаудиторной работы организовывать круглые столы и другие мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности;
– разнообразить методы обучения при изучении обществознания, в частности активно использовать в учебном процессе: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция вдвоем; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция – пресс-конференция.
Библиографическая ссылка
Таланов Н.С. РОЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Старт в науке. – 2018. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=996 (дата обращения: 21.11.2024).