Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

Подобашина М.Н. 1
1 Республики Бурятия, МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева»

Актуальность изучения элективного курса «Русская словесность» обусловлена необходимостью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и речевой культуры. Причинами введения данного элективного курса в рамках профильной дифференциации обучения являются следующие:

• недостаточное владение обучающимися филологическими знаниями;

• отсутствие знаний о теории словесности в школьном курсе русского языка.

Целью данного курса является формирование представления о тексте в единстве смысловых и структурных признаков, отражающих место данного речевого произведения в культурном пространстве.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

• вызвать у обучающихся интерес к истокам родного языка;

• сформировать представление о взаимосвязи двух школьных предметов – русского языка и русской литературы;

• создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.

Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение практикумов, защиту мини-исследований, анализ текста, выполнение творческих работ, подготовку сообщений обучающимися, работу в группах. Изучение курса завершается итоговой конференцией. В результате освоения курса обучающиеся должны

знать:

• понятия «слово», «словесность», «стиль», «текст», «художественный образ»;

уметь:

• замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, оценивать эстетическую ценность текста

• совершенствовать свою речь

• владеть

• приемами лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов.

Программа курса «Русская словесность» общим объемом 68 часов изучается в 10–11 классах в течение 2 лет. Курс рассчитан на 1час в неделю лекционно-практических занятий в 10–11классе. Курс по выбору «Русская словесность» является логическим продолжением изучения двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Программа курса составлена на основе пособия: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10–11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение» 2010

Элективный курс «Русской словесности» (от слова к словесности) составлен на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности (2010 год) и полностью соответствует содержанию. Реализация программы осуществляется на основе учебника «Русская словесность: от слова к словесности: 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Автор А.И. Горшков. – М., Просвещение, 2010.

Место предмета в учебном плане

Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).

Сама жизнь потребовала усиления внимания к школьному преподаванию гуманитарных предметов, особенно русского языка и литературы, потому что кризисное состояние языка в обществе и низкий уровень чтения и понимания прочитанного текста нашими школьниками, по мнению многих ученых и общественных деятелей, представляет угрозу безопасности страны. Почему это опасно? Потому что человек, не любящий свой язык, не читающий художественную литературу и потому не овладевший ее духовным богатством, лишен широкого взгляда на объективный мир, не способен уважать человека и любить Родину. И если человек с узким прагматичным подходом определяет пути развития какой-либо отрасли или целого региона, это в самом деле опасно.

Одним из необходимых средств сохранения и развития русского языка и возрождения интереса к чтению может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними – предмета «Русская словесность».

Обращение к словесности поможет выявить главное в языке и литературе: то, что язык существует для его употребления, в том числе и в художественных произведениях, а художественное содержание произведения может быть понято только через его языковую форму, так как это искусство слова.

Слово словесность имеет три значения. Это словесное творчество, способность человека выражать словами свои мысли и чувства. Это все, что выражено в слове, в том числе художественные произведения. Это совокупность наук о языке и литературе.

Благодаря словесности человек осваивает действительность и понимает других людей, через письменные и устные тексты имеет возможность увидеть весь мир, культуру и быт народов в их историческом развитии, постичь духовные основы бытия.

Вторая часть курса – «Произведение словесности» – посвящена выработке системы знаний учащихся об эстетической природе словесного художественного произведения и совершенствованию умений его восприятия.

В учебных пособиях предлагается пример анализа лирического и лиро-эпического (10 класс), эпического и драматического (11 класс) произведений. Это важно, чтобы школьники учились непосредственно в процессе чтения проникать в смысл произведения через его языковую ткань, понимали объективный и личностный смысл прочитанного и полюбили великий русский язык и литературу.

В первой части курса 10 класса раскрываются понятия о словесности, о языке как материале словесности, о слове и высказывании, о стиле и стилистических ресурсах языка, о системе выразительных средств языка и о тексте. Эти знания в их системе служат обогащению языка учащихся, помогают им сделать свою речь не только правильной и точной, но и выразительной. Они учат ценить выразительность высказываний как в нехудожественнных, так и в художественных произведениях, способствуют воспитанию вкуса.

Во второй части курса сообщаются сведения об эстетической природе художественного произведения, об эстетическом идеале, о специфике словесного художественного образа и художественного текста, об особенностях лирики как рода словесности и о языковых средствах выражения художественного содержания лирических и лиро-эпических произведений. Эти знания необходимы для формирования умения эстетически воспринимать

художественное произведение в его родовой и жанровой специфике.

Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.

В 11 классе изучение предмета начинается с углубления и систематизации знаний школьников о языке художественной словесности, затем рассматриваются проблемы расширения выразительных возможностей языка в процессе развития словесности, потому что воспринять глубоко произведение можно, только учитывая его место в истории словесности. Важнейшими являются сведения об эстетической функции языка художественной словесности и о том, что такое художественная правда. Все эти знания способствуют формированию умения ценить красоту языка, творчески использовать его богатства.

Вторая часть курса обращает учащихся к произведению словесности. Здесь даются понятия о произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его воплощения, о художественном образе автора и словесных средствах его воплощения. Раскрываются специфика эпического и драматического произведений и языковые средства выражения в них художественного содержания.

Углубление понимания целей и принципов филологического анализа художественного произведения помогает полноценному восприятию произведений и умению их самостоятельного анализа.

Таким образом, изучая словесность, старшеклассники совершенствуют свою языковую, коммуникативную, читательскую и культуроведческую компетенцию, умение воспринимать искусство слова в его историческом развитии и эстетической природе, умение открывать объективный и личностный смысл художественного произведения.

Содержание программы

10 класс

Материал словесности. Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему-либо. Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных.

Словесность как единство всех наук о языке и литературе – филология.

Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу».

Язык как материал словесности (определение А.С. Пушкина). Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания.

Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. Смысл высказывания – выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М.М. Бахтин).

Понятие о словесности, об ее интеграционном характере. Понятие о языке как материале словесности. Понятие о слове и творческом и диалогическом характере высказывания. Развитие умения использовать в практике речевого общения знания о словесности, языке, слове и высказывании. Развитие умения понимать смысл чужого высказывания и создавать собственные выказывания.

Стилистика и стили языка.

Стилистика – наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка – стилей.

Разговорное и книжное употребление языка.

Разговорный язык и его свойства. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, – сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности. Выразительные возможности разговорного языка.

Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, – сфера их употребления, особенности языковых средств. Выразительные возможности стилей литературного языка.

Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания.

Понятие о разновидностях и стилях языка. Развитие умения различать стили языка и видеть их выразительные возможности, понимать высказывание с его стилистической окраской. Развитие умения употреблять язык в соответствии со сферой и ситуацией общения. Создание разговорного диалога и монолога, текстов в официально-деловом, научном и публицистическом стилях.

Стилистическое богатство языка.

Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания. Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания.

Значение фонетических средств языка – интонации и звуковой организации текста.

Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.

Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.

Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.

Понятие о системе стилистических средств языка и их выразительных возможностях. Развитие умения видеть в тексте стилистические ресурсы языка и понимать их значение. Развитие умения употреблять выразительные средства языка в собственной речи для точного и выразительного воплощения содержания высказывания.

Средства художественной изобразительности.

Средства художественной изобразительности как результат творчества автора, как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности.

Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора.

Выразительные возможности тропов – слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.

Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.

Понятие о системе средств художественной изобразительности языка. Развитие умения видеть эти средства в тексте и понимать их значение для воплощения смысла данного произведения. Развитие умения создавать эти средства в собственных высказываниях для точного и выразительного воплощения смысла.

Текст, его свойства и качества.

Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте.

Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы – наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста.

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость, отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).

Понятия о тексте, его свойствах и качествах, содержании и форме, теме и идее текста. Развитие умения определять тему и идею текста, оценивать его качества в соответствии с требованиями, редактировать текст, создавать рецензию, отзыв, аннотацию. Развитие умения создавать высказывание в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Произведение словесности

Искусство слова.

Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала.

Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.

Виды словесного художественного образа: образ – слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике), деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ-переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора.

Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала.

Понятия об эстетической природе искусства слова и эстетическом идеале, о словесном художественном образе, его свойствах и видах, о художественной действительности. Формирование умения воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, различать виды эстетической оценки изображаемого и видеть средства ее выражения. Развитие умения проникать в смысл художественного образа через языковую форму. Развитие умения раскрыть смысл произведения в выразительном чтении, пересказе, сочинении, рецензии. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.

Художественный текст.

Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля.

Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста. Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.

Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора.

Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи. Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.

Понятия о художественном тексте, художественном содержании, структуре художественного текста, о теме, идее, литературном герое, характере, образе героя, сюжете, композиции и ее единице. Сведения о специфике языка художественного произведения. Развитие умения воспринимать при чтении тему и идею художественного текста, проникая в них через языковые средства, композицию, систему образов. Развитие умения анализировать художественное произведение как явление искусства. Создание сочинений, эссе, раскрывающих смысл художественного текста.

Лирическое произведение.

Своеобразие лирики как рода словесности. Образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира.

Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).

Понятия о лирике, образе-переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики в устной народной словесности и литературе. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в его жанрово-родовой специфике и в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Создание реферата о своеобразии лирики.

Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих как способ выражения художественного содержания в ли рике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах. Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания.

Системы стиха: силлабическая, силлаботоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих – верлибр.

Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов.

Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.

Понятия о стихе и его свойствах, о своеобразии образа-переживания, о композиции и языке лирики. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в единстве его языковых средств и особенностей стиха. Развитие умения анализировать лирическое произведение, передавать в выразительном чтении его смысл. Создание рецензии и эссе о лирическом произведении. Осмысление значения лирики в докладе, сообщении.

Лиро-эпическое произведение.

Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора – образа-переживания.

Виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах, очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико-философские прозаические миниатюры.

Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.

Понятия о лиро-эпических произведениях и их видах в устной народной словесности и литературе, об особенностях сюжета, героя, композиции и языка лиро-эпических произведений. Развитие умения воспринимать лиро-эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Развитие умения видеть значение сюжета, героя (в том числе рассказчика), композиции, языка и стиха. Сочинение – раскрытие смысла лиро-эпического произведения.

Анализ лирического и лиро-эпического произведений.

Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань.

Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.

Методы анализа: семантико-стилистический – выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, сопоставительно-стилистический – выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении.

Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование.

Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа-переживания, лирического героя.

Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.

Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о методах и приемах анализа. Самостоятельный анализ лирического и лиро-эпического произведений.

11 класс

Материал словесности

Язык художественной словесности. Язык художественной словесности: система словесно-художественных средств воплощения художественного содержания произведения, возникающая на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка.

Свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность на создание художественной действительности. Образность слова – обогащение его значения в художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Язык художественного произведения как результат творчества, соединение в нем предметно-логического и субъективно-авторского начал.

Язык как средство осуществления замысла автора. Выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и организации словесного материала замыслу автора. Точность художественного слова, его емкость, ассоциативвность, способность вызывать реминисценции.

Понятия о языке художественной словесности, его свойствах и качествах – выразительности, точности, емкости, ассоциативности. Развитие умения воспринимать художественное произведение через его языковую форму, оценивать художественное произведение с точки зрения выразительности его языка. Создание рассуждения о специфике языка художественной словесности при сопоставлении художественного и нехудожественного текстов.

Эстетическая функция языка. Язык как средство выражения эстетического чувства. Эстетическое переживание: осознание смысла явлений действительности в свете эстетического идеала.

Эстетическая функция языка художественной словесности: направленность языка на создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в художественном произведении явления, так и самого языка.

Свойства языка в его эстетической функции. Эстетическая значимость языка в художественном произведении, мотивированность использования различных языковых средств. Стремление к совершенству языка, его «общая образность». Художественная правда, совершенство произведения. Самоценность языка художественной словесности.

Понятия об эстетической природе художественной словесности и эстетической функции ее языка, о художественной правде. Развитие умения эстетически воспринимать произведение, понимать роль языковых средств выражения художественного содержания, видеть художественную правду как в жизнеподобном, так и в условном образах, оценивать произведение, составить рецензию, аннотацию, рекламу художественного произведения.

Историческое развитие языка русской художественной словесности.

Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Развитие языка художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка ивнутренними законами словесности.

Язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения христианского эстетического идеала. Стремление передать средствами языка знаки духовного, вечного, проявляющиеся в жизни. Канон и принцип абстрагирования.

Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка. Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова. Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета изображения и его эстетической авторской оценки.

Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.

Пушкинская реформа языка художественной словесности: синтез всех разновидностей общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической окраски языковых средств.

Новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально-речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.

Понятия о важнейших законах развития русского языка, о расширении его выразительных возможностей в процессе эволюции. Формирование умения полноценного восприятия произведений разных эпох через их языковую форму, умения понять и передать в выразительном чтении и сочинении идейно-художественное значение текстов. Сочинение-рассуждение или тезисы о современном значении произведений прошлого и о языке современного произведения.

Произведение словесности

Художественное произведение и его автор.

Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Художественная действительность.

Основа единства произведения – образ автора: созданный писателем обобщенный образ создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения. Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Образ автора и биографический автор. Образ автора и лирический герой. Воплощение образа автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств создания художественной действительности.

Понятия о художественном произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его выражения, об образе автора художественного произведения, о художественной действительности. Развитие умения эстетически воспринимать произведение словесности, проникать в художественную мысль, раскрываемую словесными средствами, понимать значение образа автора как носителя идеи произведения.

Эпос как род словесности и его виды.

Эпос как род словесности: повествование о событии и герое.

Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина, сказка, небыица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица, поговорка, загадка, анекдот. Реальность и вымысел, роль фантастики. Воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.

Виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица, загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.

Понятие об эпосе как роде словесности и о его видах и жанрах в устной народной словесности и в литературе. Формирование умения воспринимать эпические произведения в их жанрово-родовой специфике.

Автор и повествователь в эпическом произведении.

Своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью героев, диалогичность и полифонизм.

Авторское повествование в эпическом произведении. Автор-повествователь как художественный образ, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы извне. Образ повествователя и образ автора. Языковые средства создания авторского повествования: употребление глаголов и местоимений в третьем лице.

Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Художественный образ рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора. Языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и местоимений в первом лице.

Образ автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Стилизация: воспроизведение какого-либо стиля – народной словесности, другой эпохи, иной национальной культуры – с целью изображения картины жизни. Пародия: воспроизведение стиля какого-либо автора или произведения с целью его оценки. Сказ: повествование от лица, обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в языке.

Понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Развитие умения воспринимать образ автора в разных видах повествования. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.

Автор, герой и событие в эпическом произведении.

Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения: описание – портрет, характеристика, пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог – прямая, косвенная, несобственно-прямая речь. Способы выражения эстетической оценки характера героя. Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.

Раскрытие образов автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции эпического произведения. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.

Драматическое произведение.

Драма как род словесности. Виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе. Трагедия, комедия и драма.

Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта, образов пространства и времени. Значение художественной детали и подтекста для выражения художественного содержания драматического произведения.

Понятия о драматическом произведении, о его видах и жанрах, о своеобразии воплощения образа автора в драматическом произведении, о способах изображения средствами языка характеров персонажей, о значении сюжета и композиции. Развитие умения эстетически воспринимать драматическое произведение, раскрыть смысл драматического произведения в чтении по ролям, в сочинении, докладе.

Анализ эпического и драматического произведения.

Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную ткань, открыть личностный смысл прочитанного.

Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.

Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.

Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о принципах и приемах анализа. Самостоятельный анализ эпического произведения. Самостоятельный анализ драматического произведения.

Авторской программой при изучении курса не предусмотрены контрольные работы, но в целях контроля основных знаний и умений в планирование включены 4 практические работы.

Учебно-тематический план

Дата по плану

Дата факт

Тема занятия

1

   

Материал словесности. Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему-либо.

2

   

Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных.

3

   

Словесность как единство всех наук о языке и литературе – филология.

4

   

Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу».

5

   

Язык как материал словесности (определение А. С. Пушкина).

6

   

Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания.

7

   

Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека.

8

   

Смысл высказывания – выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М.М.Бахтин).

9

   

Стилистика и стили языка.

Стилистика – наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка – стилей.

10

   

Разговорное и книжное употребление языка.

Разговорный язык и его свойства.

   

Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, – сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности.

11

   

Выразительные возможности разговорного языка.

12

   

Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, – сфера их употребления, особенности языковых средств.

13

   

Выразительные возможности стилей литературного языка.

14

   

Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания.

15

   

Стилистическое богатство языка. Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания..

16

   

Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания

17

   

Значение фонетических средств языка – интонации и звуковой организации текста.

18

   

Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных.

19

   

Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.

20

   

Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных,

21

   

Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.

22

   

Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.

23

   

Практическая работа №1. Стилистический анализ фрагмента текста Н.С.Лескова «Очарованный странник»

24

   

Средства художественной изобразительности. Средства художественной изобразительности как результат творчества автора,

25

   

Средства художественной изобразительности как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности.

26

   

Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора.

27

   

Выразительные возможности тропов – слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.

28

   

Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.

29

   

Практическая работа №2. Анализ средств художественной выразительности фрагмента текста драмы «Гроза» А.Н.Островского

30

   

Текст, его свойства и качества. Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания.

31

   

Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте.

32

   

Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы – наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста.

33

   

Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость.

34

   

Отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).

35

   

Искусство слова. Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.

36

   

Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала.

37

   

Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.

38

   

Виды словесного художественного образа: образ – слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике).

39

   

Деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ-переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора.

40

   

Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.

41

   

Художественный текст. Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля.

42

   

Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста. Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.

43

   

Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора. Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи.

44

   

Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.

45

   

Практическая работа №3. Создание эссе, раскрывающего смысл художественного текста.

46

   

Лирическое произведение. Своеобразие лирики как рода словесности. Образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала.

47

   

Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира.

48

   

Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).

49

   

Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих как способ выражения художественного содержания в лирике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах.

50

   

Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания.

51

   

Системы стиха: силлабическая, силлаботоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих – верлибр.

52

   

Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов.

53

   

Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.

54

   

Лиро-эпическое произведение. Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора – образа-переживания.

55

   

Виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах

56

   

Виды лиро-эпических произведений: очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико-философские прозаические миниатюры.

57

   

Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения.

58

   

Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога.

59

   

Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.

60

   

Анализ лирического и лиро-эпического произведений. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер.

61

   

Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань.

62

   

Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.

63

   

Методы анализа: семантико-стилистический – выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями,

64

   

Методы анализа: сопоставительно-стилистический – выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении.

65

   

Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование.

66

   

Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа-переживания, лирического героя.

67

   

Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.

68

   

Практическая работа №4. Анализ лирического произведения (стихотворение Тютчева, Фета, Некрасова на выбор)

Литература для учителя

1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. – М.: Просвещение, 2002.

2. Горшков А.И. Русская словесность: 10–11 кл.: метод. рекомендации к учеб. Сб. задач и упражнений. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2006.

3. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2000.

4. Предпрофильная подготовка. Гуманитарные дисциплины: учебно-методическое пособие. Часть 2 / Авторы-сост.: Л.В. Артемчик, Л.П. Бабенко, В.В.Бригадина и др.; науч. Редактор Н.А.Заруба; под общей ред. И.Г. Вертилицкой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 120 с.

Литература для обучающихся

1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10–11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

2. Горшков А.И. Русская словесность: Сборник задач и упражнений к учебнику «Русская словесность»: Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Изд.3–е дораб. М.:Просвещение, 2006.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2006.

4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 2003.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;

• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;

• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

• создавать устное высказывание на лингвистические темы;

• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

• эффективно использовать языковые единицы в речи;

• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа.


Библиографическая ссылка

Подобашина М.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=893 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674