Актуальность изучения элективного курса «Русская словесность» обусловлена необходимостью формирования коммуникативной компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и речевой культуры. Причинами введения данного элективного курса в рамках профильной дифференциации обучения являются следующие:
• недостаточное владение обучающимися филологическими знаниями;
• отсутствие знаний о теории словесности в школьном курсе русского языка.
Целью данного курса является формирование представления о тексте в единстве смысловых и структурных признаков, отражающих место данного речевого произведения в культурном пространстве.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
• вызвать у обучающихся интерес к истокам родного языка;
• сформировать представление о взаимосвязи двух школьных предметов – русского языка и русской литературы;
• создать условия для активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.
Программа курса предусматривает чтение лекций, проведение практикумов, защиту мини-исследований, анализ текста, выполнение творческих работ, подготовку сообщений обучающимися, работу в группах. Изучение курса завершается итоговой конференцией. В результате освоения курса обучающиеся должны
знать:
• понятия «слово», «словесность», «стиль», «текст», «художественный образ»;
уметь:
• замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, оценивать эстетическую ценность текста
• совершенствовать свою речь
• владеть
• приемами лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов.
Программа курса «Русская словесность» общим объемом 68 часов изучается в 10–11 классах в течение 2 лет. Курс рассчитан на 1час в неделю лекционно-практических занятий в 10–11классе. Курс по выбору «Русская словесность» является логическим продолжением изучения двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. Программа курса составлена на основе пособия: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10–11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение» 2010
Элективный курс «Русской словесности» (от слова к словесности) составлен на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности (2010 год) и полностью соответствует содержанию. Реализация программы осуществляется на основе учебника «Русская словесность: от слова к словесности: 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Автор А.И. Горшков. – М., Просвещение, 2010.
Место предмета в учебном плане
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
Сама жизнь потребовала усиления внимания к школьному преподаванию гуманитарных предметов, особенно русского языка и литературы, потому что кризисное состояние языка в обществе и низкий уровень чтения и понимания прочитанного текста нашими школьниками, по мнению многих ученых и общественных деятелей, представляет угрозу безопасности страны. Почему это опасно? Потому что человек, не любящий свой язык, не читающий художественную литературу и потому не овладевший ее духовным богатством, лишен широкого взгляда на объективный мир, не способен уважать человека и любить Родину. И если человек с узким прагматичным подходом определяет пути развития какой-либо отрасли или целого региона, это в самом деле опасно.
Одним из необходимых средств сохранения и развития русского языка и возрождения интереса к чтению может стать наряду с совершенствованием преподавания русского языка и литературы изучение в единстве с этими предметами связующего звена между ними – предмета «Русская словесность».
Обращение к словесности поможет выявить главное в языке и литературе: то, что язык существует для его употребления, в том числе и в художественных произведениях, а художественное содержание произведения может быть понято только через его языковую форму, так как это искусство слова.
Слово словесность имеет три значения. Это словесное творчество, способность человека выражать словами свои мысли и чувства. Это все, что выражено в слове, в том числе художественные произведения. Это совокупность наук о языке и литературе.
Благодаря словесности человек осваивает действительность и понимает других людей, через письменные и устные тексты имеет возможность увидеть весь мир, культуру и быт народов в их историческом развитии, постичь духовные основы бытия.
Вторая часть курса – «Произведение словесности» – посвящена выработке системы знаний учащихся об эстетической природе словесного художественного произведения и совершенствованию умений его восприятия.
В учебных пособиях предлагается пример анализа лирического и лиро-эпического (10 класс), эпического и драматического (11 класс) произведений. Это важно, чтобы школьники учились непосредственно в процессе чтения проникать в смысл произведения через его языковую ткань, понимали объективный и личностный смысл прочитанного и полюбили великий русский язык и литературу.
В первой части курса 10 класса раскрываются понятия о словесности, о языке как материале словесности, о слове и высказывании, о стиле и стилистических ресурсах языка, о системе выразительных средств языка и о тексте. Эти знания в их системе служат обогащению языка учащихся, помогают им сделать свою речь не только правильной и точной, но и выразительной. Они учат ценить выразительность высказываний как в нехудожественнных, так и в художественных произведениях, способствуют воспитанию вкуса.
Во второй части курса сообщаются сведения об эстетической природе художественного произведения, об эстетическом идеале, о специфике словесного художественного образа и художественного текста, об особенностях лирики как рода словесности и о языковых средствах выражения художественного содержания лирических и лиро-эпических произведений. Эти знания необходимы для формирования умения эстетически воспринимать
художественное произведение в его родовой и жанровой специфике.
Выработке умений анализа художественного произведения посвящена информация о цели, методах и приемах анализа художественного произведения. Так десятиклассники учатся использовать богатства языка в собственной речи и самостоятельно проникать в содержание лирического и лиро-эпического произведения через их языковую ткань.
В 11 классе изучение предмета начинается с углубления и систематизации знаний школьников о языке художественной словесности, затем рассматриваются проблемы расширения выразительных возможностей языка в процессе развития словесности, потому что воспринять глубоко произведение можно, только учитывая его место в истории словесности. Важнейшими являются сведения об эстетической функции языка художественной словесности и о том, что такое художественная правда. Все эти знания способствуют формированию умения ценить красоту языка, творчески использовать его богатства.
Вторая часть курса обращает учащихся к произведению словесности. Здесь даются понятия о произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его воплощения, о художественном образе автора и словесных средствах его воплощения. Раскрываются специфика эпического и драматического произведений и языковые средства выражения в них художественного содержания.
Углубление понимания целей и принципов филологического анализа художественного произведения помогает полноценному восприятию произведений и умению их самостоятельного анализа.
Таким образом, изучая словесность, старшеклассники совершенствуют свою языковую, коммуникативную, читательскую и культуроведческую компетенцию, умение воспринимать искусство слова в его историческом развитии и эстетической природе, умение открывать объективный и личностный смысл художественного произведения.
Содержание программы
10 класс
Материал словесности. Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему-либо. Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных.
Словесность как единство всех наук о языке и литературе – филология.
Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу».
Язык как материал словесности (определение А.С. Пушкина). Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания.
Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. Смысл высказывания – выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М.М. Бахтин).
Понятие о словесности, об ее интеграционном характере. Понятие о языке как материале словесности. Понятие о слове и творческом и диалогическом характере высказывания. Развитие умения использовать в практике речевого общения знания о словесности, языке, слове и высказывании. Развитие умения понимать смысл чужого высказывания и создавать собственные выказывания.
Стилистика и стили языка.
Стилистика – наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка – стилей.
Разговорное и книжное употребление языка.
Разговорный язык и его свойства. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, – сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности. Выразительные возможности разговорного языка.
Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, – сфера их употребления, особенности языковых средств. Выразительные возможности стилей литературного языка.
Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания.
Понятие о разновидностях и стилях языка. Развитие умения различать стили языка и видеть их выразительные возможности, понимать высказывание с его стилистической окраской. Развитие умения употреблять язык в соответствии со сферой и ситуацией общения. Создание разговорного диалога и монолога, текстов в официально-деловом, научном и публицистическом стилях.
Стилистическое богатство языка.
Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания. Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания.
Значение фонетических средств языка – интонации и звуковой организации текста.
Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.
Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.
Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.
Понятие о системе стилистических средств языка и их выразительных возможностях. Развитие умения видеть в тексте стилистические ресурсы языка и понимать их значение. Развитие умения употреблять выразительные средства языка в собственной речи для точного и выразительного воплощения содержания высказывания.
Средства художественной изобразительности.
Средства художественной изобразительности как результат творчества автора, как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности.
Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора.
Выразительные возможности тропов – слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии.
Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.
Понятие о системе средств художественной изобразительности языка. Развитие умения видеть эти средства в тексте и понимать их значение для воплощения смысла данного произведения. Развитие умения создавать эти средства в собственных высказываниях для точного и выразительного воплощения смысла.
Текст, его свойства и качества.
Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте.
Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы – наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста.
Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость, отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).
Понятия о тексте, его свойствах и качествах, содержании и форме, теме и идее текста. Развитие умения определять тему и идею текста, оценивать его качества в соответствии с требованиями, редактировать текст, создавать рецензию, отзыв, аннотацию. Развитие умения создавать высказывание в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Произведение словесности
Искусство слова.
Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое.
Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала.
Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст.
Виды словесного художественного образа: образ – слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике), деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ-переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора.
Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала.
Понятия об эстетической природе искусства слова и эстетическом идеале, о словесном художественном образе, его свойствах и видах, о художественной действительности. Формирование умения воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, различать виды эстетической оценки изображаемого и видеть средства ее выражения. Развитие умения проникать в смысл художественного образа через языковую форму. Развитие умения раскрыть смысл произведения в выразительном чтении, пересказе, сочинении, рецензии. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям.
Художественный текст.
Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля.
Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста. Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык.
Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора.
Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи. Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов.
Понятия о художественном тексте, художественном содержании, структуре художественного текста, о теме, идее, литературном герое, характере, образе героя, сюжете, композиции и ее единице. Сведения о специфике языка художественного произведения. Развитие умения воспринимать при чтении тему и идею художественного текста, проникая в них через языковые средства, композицию, систему образов. Развитие умения анализировать художественное произведение как явление искусства. Создание сочинений, эссе, раскрывающих смысл художественного текста.
Лирическое произведение.
Своеобразие лирики как рода словесности. Образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира.
Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская).
Понятия о лирике, образе-переживании, лирическом герое, видах и жанрах лирики в устной народной словесности и литературе. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в его жанрово-родовой специфике и в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Создание реферата о своеобразии лирики.
Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих как способ выражения художественного содержания в ли рике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах. Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания.
Системы стиха: силлабическая, силлаботоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих – верлибр.
Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов.
Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств.
Понятия о стихе и его свойствах, о своеобразии образа-переживания, о композиции и языке лирики. Развитие умения воспринимать лирическое произведение в единстве его языковых средств и особенностей стиха. Развитие умения анализировать лирическое произведение, передавать в выразительном чтении его смысл. Создание рецензии и эссе о лирическом произведении. Осмысление значения лирики в докладе, сообщении.
Лиро-эпическое произведение.
Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора – образа-переживания.
Виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах, очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико-философские прозаические миниатюры.
Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя.
Понятия о лиро-эпических произведениях и их видах в устной народной словесности и литературе, об особенностях сюжета, героя, композиции и языка лиро-эпических произведений. Развитие умения воспринимать лиро-эпическое произведение в единстве художественного содержания и языковой формы его выражения. Развитие умения видеть значение сюжета, героя (в том числе рассказчика), композиции, языка и стиха. Сочинение – раскрытие смысла лиро-эпического произведения.
Анализ лирического и лиро-эпического произведений.
Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань.
Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла.
Методы анализа: семантико-стилистический – выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, сопоставительно-стилистический – выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении.
Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование.
Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа-переживания, лирического героя.
Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений.
Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о методах и приемах анализа. Самостоятельный анализ лирического и лиро-эпического произведений.
11 класс
Материал словесности
Язык художественной словесности. Язык художественной словесности: система словесно-художественных средств воплощения художественного содержания произведения, возникающая на основе синтеза коммуникативной и эстетической функций языка.
Свойства языка художественной словесности: его связь с реальностью и направленность на создание художественной действительности. Образность слова – обогащение его значения в художественном тексте вследствие взаимодействия языковых единиц. Язык художественного произведения как результат творчества, соединение в нем предметно-логического и субъективно-авторского начал.
Язык как средство осуществления замысла автора. Выразительность языка художественной словесности: соответствие принципов отбора и организации словесного материала замыслу автора. Точность художественного слова, его емкость, ассоциативвность, способность вызывать реминисценции.
Понятия о языке художественной словесности, его свойствах и качествах – выразительности, точности, емкости, ассоциативности. Развитие умения воспринимать художественное произведение через его языковую форму, оценивать художественное произведение с точки зрения выразительности его языка. Создание рассуждения о специфике языка художественной словесности при сопоставлении художественного и нехудожественного текстов.
Эстетическая функция языка. Язык как средство выражения эстетического чувства. Эстетическое переживание: осознание смысла явлений действительности в свете эстетического идеала.
Эстетическая функция языка художественной словесности: направленность языка на создание у читателя эстетического переживания, эстетическая оценка как изображенного в художественном произведении явления, так и самого языка.
Свойства языка в его эстетической функции. Эстетическая значимость языка в художественном произведении, мотивированность использования различных языковых средств. Стремление к совершенству языка, его «общая образность». Художественная правда, совершенство произведения. Самоценность языка художественной словесности.
Понятия об эстетической природе художественной словесности и эстетической функции ее языка, о художественной правде. Развитие умения эстетически воспринимать произведение, понимать роль языковых средств выражения художественного содержания, видеть художественную правду как в жизнеподобном, так и в условном образах, оценивать произведение, составить рецензию, аннотацию, рекламу художественного произведения.
Историческое развитие языка русской художественной словесности.
Возникновение русского литературного языка и его уникальные свойства. Развитие языка художественной словесности в связи с историей народа, эволюцией общенародного языка ивнутренними законами словесности.
Язык художественной словесности Древней Руси как средство воплощения христианского эстетического идеала. Стремление передать средствами языка знаки духовного, вечного, проявляющиеся в жизни. Канон и принцип абстрагирования.
Развитие языка художественной словесности в эпоху формирования русского национального языка. Возникновение представления о стилях. Значение языковой реформы Ломоносова. Принцип абстрагирования и его проявление в языке художественного произведения. Своеобразие языка произведений Державина: конкретность, зависимость от предмета изображения и его эстетической авторской оценки.
Расширение лексики и изменение синтаксиса поэтического языка в произведениях сентименталистов и романтиков.
Пушкинская реформа языка художественной словесности: синтез всех разновидностей общенародного языка в художественной словесности, зависимость отбора и организации словесного материала от авторского замысла, открытие эстетического значения стилистической окраски языковых средств.
Новые принципы употребления языка в искусстве реализма: использование социально-речевых стилей изображаемой общественной среды, ее быта, культуры, истории и воспроизведение социальных характеров с помощью их собственных голосов. Обогащение словаря и возникновение индивидуальных стилей в дальнейшем развитии реалистической литературы.
Понятия о важнейших законах развития русского языка, о расширении его выразительных возможностей в процессе эволюции. Формирование умения полноценного восприятия произведений разных эпох через их языковую форму, умения понять и передать в выразительном чтении и сочинении идейно-художественное значение текстов. Сочинение-рассуждение или тезисы о современном значении произведений прошлого и о языке современного произведения.
Произведение словесности
Художественное произведение и его автор.
Художественное произведение как органическое единство художественного содержания и языковой формы его выражения. Художественная действительность.
Основа единства произведения – образ автора: созданный писателем обобщенный образ создателя художественного мира, концентрированное воплощение смысла произведения. Диалогическая природа образа автора, стоящего над героями и обращающегося к читателю. Образ автора и биографический автор. Образ автора и лирический герой. Воплощение образа автора в эстетической оценке изображаемого, в отборе и организации языковых средств создания художественной действительности.
Понятия о художественном произведении как единстве художественного содержания и словесной формы его выражения, об образе автора художественного произведения, о художественной действительности. Развитие умения эстетически воспринимать произведение словесности, проникать в художественную мысль, раскрываемую словесными средствами, понимать значение образа автора как носителя идеи произведения.
Эпос как род словесности и его виды.
Эпос как род словесности: повествование о событии и герое.
Виды и жанры эпических произведений устной народной словесности: миф, былина, сказка, небыица, легенда, предание, историческая песня, духовный стих, пословица, поговорка, загадка, анекдот. Реальность и вымысел, роль фантастики. Воплощение эстетической оценки изображаемого средствами языка.
Виды и жанры литературных эпических произведений: литературная сказка и небылица, загадка, басня, притча, повесть, роман, рассказ, новелла. Воплощение смысла литературных эпических произведений средствами языка.
Понятие об эпосе как роде словесности и о его видах и жанрах в устной народной словесности и в литературе. Формирование умения воспринимать эпические произведения в их жанрово-родовой специфике.
Автор и повествователь в эпическом произведении.
Своеобразие воплощения образа автора в эпическом произведении; стиль повествователя и соотношение его с речью героев, диалогичность и полифонизм.
Авторское повествование в эпическом произведении. Автор-повествователь как художественный образ, его «всеведение», изображение картины жизни объективно, как бы извне. Образ повествователя и образ автора. Языковые средства создания авторского повествования: употребление глаголов и местоимений в третьем лице.
Повествование от лица рассказчика в эпическом произведении. Художественный образ рассказчика, его роль в композиции и отношение к образу автора. Языковые средства создания повествования рассказчика: употребление глаголов и местоимений в первом лице.
Образ автора в повествовании, где используется «чужое» слово. Стилизация: воспроизведение какого-либо стиля – народной словесности, другой эпохи, иной национальной культуры – с целью изображения картины жизни. Пародия: воспроизведение стиля какого-либо автора или произведения с целью его оценки. Сказ: повествование от лица, обладающего особенным характером, собственным взглядом на происходящее, выражаемым в языке.
Понятия об образе автора, повествователя и рассказчика в эпическом произведении, об изобразительных и выразительных возможностях авторского повествования и повествования рассказчика, о стилизации, пародии и сказе. Развитие умения воспринимать образ автора в разных видах повествования. Создание сочинения, рецензии, отзыва о произведении.
Автор, герой и событие в эпическом произведении.
Образ героя эпического произведения и языковые средства его изображения: описание – портрет, характеристика, пейзаж, интерьер; повествование о поступках; диалог и монолог – прямая, косвенная, несобственно-прямая речь. Способы выражения эстетической оценки характера героя. Соотношение языка повествователя и языка героя. Образ героя и образ автора.
Раскрытие образов автора и героя в созданных средствами языка сюжете и композиции эпического произведения. Значение хронотопа, смены точек зрения, сопоставления эпизодов, системы образов для изображения характера героя и выражения авторской оценки событий и характеров в свете эстетического идеала.
Драматическое произведение.
Драма как род словесности. Виды и жанры драматических произведений в устной народной словесности и в литературе. Трагедия, комедия и драма.
Специфика образа автора и средства его воплощения в драматическом произведении. Значение заглавия, жанра, авторских ремарок. Роль диалога и монолога в раскрытии характеров персонажей и образа автора. Своеобразие сюжета и композиции, драматического конфликта, образов пространства и времени. Значение художественной детали и подтекста для выражения художественного содержания драматического произведения.
Понятия о драматическом произведении, о его видах и жанрах, о своеобразии воплощения образа автора в драматическом произведении, о способах изображения средствами языка характеров персонажей, о значении сюжета и композиции. Развитие умения эстетически воспринимать драматическое произведение, раскрыть смысл драматического произведения в чтении по ролям, в сочинении, докладе.
Анализ эпического и драматического произведения.
Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. Цель филологического анализа художественного текста: проникнуть в эстетический смысл произведения через словесную ткань, открыть личностный смысл прочитанного.
Эстетический и исторический принципы филологического анализа художественного произведения.
Пути и приемы анализа эпического и драматического произведения.
Понятия о цели филологического анализа художественного произведения, о принципах и приемах анализа. Самостоятельный анализ эпического произведения. Самостоятельный анализ драматического произведения.
Авторской программой при изучении курса не предусмотрены контрольные работы, но в целях контроля основных знаний и умений в планирование включены 4 практические работы.
Учебно-тематический план
№ |
Дата по плану |
Дата факт |
Тема занятия |
1 |
Материал словесности. Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему-либо. |
||
2 |
Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных. |
||
3 |
Словесность как единство всех наук о языке и литературе – филология. |
||
4 |
Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу». |
||
5 |
Язык как материал словесности (определение А. С. Пушкина). |
||
6 |
Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания. |
||
7 |
Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. |
||
8 |
Смысл высказывания – выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М.М.Бахтин). |
||
9 |
Стилистика и стили языка. Стилистика – наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка – стилей. |
||
10 |
Разговорное и книжное употребление языка. Разговорный язык и его свойства. |
||
Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, – сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности. |
|||
11 |
Выразительные возможности разговорного языка. |
||
12 |
Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический, – сфера их употребления, особенности языковых средств. |
||
13 |
Выразительные возможности стилей литературного языка. |
||
14 |
Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания. |
||
15 |
Стилистическое богатство языка. Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания.. |
||
16 |
Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания |
||
17 |
Значение фонетических средств языка – интонации и звуковой организации текста. |
||
18 |
Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. |
||
19 |
Выразительность фразеологизмов и крылатых слов. |
||
20 |
Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, |
||
21 |
Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола. |
||
22 |
Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания. |
||
23 |
Практическая работа №1. Стилистический анализ фрагмента текста Н.С.Лескова «Очарованный странник» |
||
24 |
Средства художественной изобразительности. Средства художественной изобразительности как результат творчества автора, |
||
25 |
Средства художественной изобразительности как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности. |
||
26 |
Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора. |
||
27 |
Выразительные возможности тропов – слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии. |
||
28 |
Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов. |
||
29 |
Практическая работа №2. Анализ средств художественной выразительности фрагмента текста драмы «Гроза» А.Н.Островского |
||
30 |
Текст, его свойства и качества. Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. |
||
31 |
Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте. |
||
32 |
Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы – наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания. Тема и идея текста. |
||
33 |
Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость. |
||
34 |
Отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения). |
||
35 |
Искусство слова. Эстетическое освоение действительности: открытие объективной сущности явления в его целостности и духовной ценности для нас. Виды эстетической оценки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. |
||
36 |
Искусство как важнейший способ эстетического освоения действительности. Искусство слова, его отличие от других видов искусства. Эстетический идеал. Изображение в художественном произведении явлений жизни в свете эстетического идеала. |
||
37 |
Художественный образ в словесности: результат словесного творчества; единство конкретной картины жизни, нарисованной благодаря лексическому значению слов с их стилистической и эмоциональной окраской, и оценки изображаемого в свете эстетического идеала, которая возникает в этих же словах, соединенных в текст. |
||
38 |
Виды словесного художественного образа: образ – слово (в том числе тропы), картина (портрет, пейзаж, интерьер), литературный герой (его речь, характер, поступки в эпических и драматических произведениях, лирический герой в лирике). |
||
39 |
Деталь (повествовательная, описательная, психологическая), художественное пространство, художественное время, образ-переживание в лирике, сюжет и образ рассказчика в эпическом и лиро-эпическом произведении, образ автора. |
||
40 |
Художественная действительность: целостная картина жизни, изображенная средствами языка в свете эстетического идеала. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. |
||
41 |
Художественный текст. Художественный текст: органическое единство художественного содержания и словесной формы его выражения. Границы художественного текста: «рамка», внутри которой сохраняется единство эстетической оценки и стиля. |
||
42 |
Структура художественного текста: иерархия «уровней». Тема и идея художественного текста. Средства воплощения идеи произведения: система образов, сюжет, композиция и язык. |
||
43 |
Значение внетекстовых взаимосвязей произведения с эпохой и личностью автора. Значение межтекстовых связей произведения: принадлежность к определенному этапу развития словесности, использование того или иного рода, вида, жанра, стиля и метода для воплощения идеи. |
||
44 |
Значение эпиграфа, пословиц, цитат, реминисценции, стилизации, повторяющихся образов. |
||
45 |
Практическая работа №3. Создание эссе, раскрывающего смысл художественного текста. |
||
46 |
Лирическое произведение. Своеобразие лирики как рода словесности. Образ-переживание: целостное и конкретное состояние человека, изображенное средствами языка в свете эстетического идеала. |
||
47 |
Лирический герой как художественный образ. Раскрытие в лирике через отдельное переживание всего многообразия мира. |
||
48 |
Виды и жанры лирических произведений в устной народной словесности: песня и частушка. Виды и жанры книжной лирики: стихотворение, элегия, ода, послание, эпиграмма, песня (в том числе массовая и авторская). |
||
49 |
Языковые средства выражения художественного содержания лирического произведения. Стих как способ выражения художественного содержания в лирике. Взаимодействие слов, строк, строф в стихах. |
||
50 |
Роль ритма, интонации, паузы, соотношения стиха и синтаксического строения речи, переноса в воплощении образа-переживания. |
||
51 |
Системы стиха: силлабическая, силлаботоническая с ее размерами (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест), тоническая (акцентная). Свободный стих – верлибр. |
||
52 |
Композиция лирического произведения: строка как единица композиции, роль рифмы и строфы в сопоставлении и противопоставлении фрагментов. |
||
53 |
Слово в стихах, активизация его фонетических, словообразовательных, грамматических свойств. |
||
54 |
Лиро-эпическое произведение. Лиро-эпическое произведение: единство свойств лирики и эпоса, наличие героя и сюжета и непосредственного выражения мыслей и чувств автора – образа-переживания. |
||
55 |
Виды лиро-эпических произведений: баллада в устной народной словесности и литературе, поэма, роман в стихах |
||
56 |
Виды лиро-эпических произведений: очерк в стихах, стихотворения в прозе, лирико-философские прозаические миниатюры. |
||
57 |
Языковые средства выражения художественного содержания лиро-эпического произведения. |
||
58 |
Роль стиха, специфика повествования, описания, рассуждения и диалога. |
||
59 |
Особенности сюжета и композиции. Роль рассказчика: действующего лица и лирического героя. |
||
60 |
Анализ лирического и лиро-эпического произведений. Значение анализа художественного произведения, его творческий характер. |
||
61 |
Цель филологического анализа художественного текста: определить, как отбор и организация словесного материала служит воплощению эстетического смысла произведения, и проникнуть в этот смысл через словесную ткань. |
||
62 |
Путь филологического анализа произведения: рассмотрение произведения как иерархии всех его внутренних структурных уровней во взаимосвязи с внетекстовыми и межтекстовыми уровнями с целью постижения эстетического смысла. |
||
63 |
Методы анализа: семантико-стилистический – выявление семантики всех уровней текста в их взаимоотношении с внетекстовыми и межтекстовыми связями, |
||
64 |
Методы анализа: сопоставительно-стилистический – выявление типологических свойств явлений словесности и их особенностей у конкретного автора, в конкретном произведении. |
||
65 |
Приемы анализа: погружение в текст, замедленное чтение, сопоставление произведений одного автора или разных авторов, стилистический эксперимент, комментирование. |
||
66 |
Особенности анализа лирического и лиро-эпического произведения: выявление роли стиха, образа-переживания, лирического героя. |
||
67 |
Примеры анализа лирического и лиро-эпического произведений. |
||
68 |
Практическая работа №4. Анализ лирического произведения (стихотворение Тютчева, Фета, Некрасова на выбор) |
Литература для учителя
1. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. – М.: Просвещение, 2002.
2. Горшков А.И. Русская словесность: 10–11 кл.: метод. рекомендации к учеб. Сб. задач и упражнений. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2006.
3. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2000.
4. Предпрофильная подготовка. Гуманитарные дисциплины: учебно-методическое пособие. Часть 2 / Авторы-сост.: Л.В. Артемчик, Л.П. Бабенко, В.В.Бригадина и др.; науч. Редактор Н.А.Заруба; под общей ред. И.Г. Вертилицкой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – 120 с.
Литература для обучающихся
1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10–11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
2. Горшков А.И. Русская словесность: Сборник задач и упражнений к учебнику «Русская словесность»: Учебное пособие для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Изд.3–е дораб. М.:Просвещение, 2006.
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф, 2006.
4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 2003.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: слово, словесность, строй языка, речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку и литературе;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, практическая работа.