С помощью методики изучения личности ребенка Вегнера А.Л «Психология рисуночных тестов», я провела обследование ученицы средней школы № 14 (11 лет 5 мес) по предложенным методикам «Рисунок человека» и «Несуществующее животное», с целью провести психолого-педагогическую диагностику и дать рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию. По результатам обследования составила краткую характеристику личности.
Тест № 1. «Рисунок человека»
Рис. 1
Рис. 2
Испытуемой предлагалось нарисовать человека. Нарисовать так, насколько это возможно красиво. Лист перед ребенком был положен вертикально. Впоследствии он не переворачивался горизонтально, а оставался в исходном положении. Ученица положительно отнеслась к заданию и ничем не выражала сомнение в своих способностях. Темп выполнения задания средний. В процессе выполнения задания не задавала вопросов и не высказывала острую потребность в дальнейших указаниях. По окончанию работы провели (рис. 1 Девочка; рис. 2 Мальчик) обсуждение рисунка. Она рассказала мне, что «никого конкретно она не рисовала, рисовала лишь то, что пришло ей в голову». По завершении беседы было предложено еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемой я дала чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуй человека другого пола». Повторилась та же процедура, что и с первым рисунком. К просьбе рассказать и об этом рисунке, Ангелина отнеслась положительно, рассказала лишь то, что «этот мальчик лучший друг девочки». Вот результаты ее работ:
Далее я оценивала рисунок по следующим критериям:
Криерии умственного развиия
Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным обучением или специальными художественными способностями. Отставание от возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения в общем умственном развитии. Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека» может быть получена на основе одновременного учета, как способа изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей. За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. В рисунке (рис. 1, какой мы и будем рассматривать и разбирать по критериям в дальнейшем) присутствуют такие основные детали как: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги. Следовательно количественная оценка – 14; дополнительные баллы: волосы, брови, шея, пальцы, одежда, обувь (по 1 баллу, итого 6); За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляем еще 1 балл; за пластический способ изображения – 8 баллов. Итого общее количество баллов за оценку критерия умственного развития составляет 29 баллов. Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет годы и месяцы).
Возраст |
Баллы |
3; 6 – 4;0 |
4-13 |
4;1 – 5;0 |
8-17 |
5;1 – 6 ;0 |
14 – 22 |
6;1 – 7;0 |
18 – 25 |
7;1 – 8;0 |
20-26 |
8;1 – 9;0 |
22 – 27 |
9;1 – 10;0 |
23-28 |
10;1 – 11;0 |
24-30 |
11;1 – 13;0 |
25-30 |
13;1 |
26 – 30 |
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что нет отставания от возрастной нормы и нет никаких нарушений интеллектуального развития. Признаков умственной отсталости не обнаружено. Нет грубой асимметрии рисунка, сильного смещения вправо или влево от центра листа, неудачного расположения, при котором рисунок не помещается на листе, отклонения рисунка от вертикали; особо сильного искажения формы и пропорций, промахов, при которых линии не попадают в нужную точку, распада целостного образа. Следовательно можно сделать вывод, что у ученицы нет нарушения обучаемости (органического повреждения мозга).
Регуляция психомоторного тонуса
Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности. В рис. 1, рис. 2 мы видим сильный нажим на карандаш. Это свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности, признаках ригидности, склонности к застраиванию на тех или иных переживаниях и действиях, свидетельствует о высокой конфликтности.
Тревога, тревожность, страхи
Об этом признаке говорят глаза (рис. 1, рис. 2). Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям. Увеличение глаз также признак импульсивности.
Депрессия, снижение настроения
Признаков депрессии и снижения настроения не обнаружено.
Сфера общения интровертность
Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изображения отдельных частей человеческого тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа. Руки, изображенные на рис. 1, гибкие подвижные, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. В целом округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. фигура украшается дополнительными аксессуарами (сумки, пряжки, и тд) Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.
Демонстративность
Экстравертные тенденции представлены и в рис. 1. В нем ярко проявляется также демонстративностъ, т.е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности – подробно вырисованная одежда, прическа, украшения.
Отказ от общения, отстраненность
На рис. 2 руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как отказ от общения. Отказ от общения может быть вызван разными причинами. Нередко он является следствием негативизма. Однако в данном случае, при учете общего благоприятного впечатления, производимого рисунком, его инфантильности, а также проявлений тревоги, причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение негативной оценки себя. Преувеличенный размер головы на рисунке – частый признак того, что в системе ценностей ребенка особо высокое место занимает умственная деятельность (одним из видов которой является фантазирование). Отсутствие ушей (рис. 1, 2), интерпретируется как недостаточная бытовая ориентированность. В данном случае недостаточная бытовая ориентированность связана, по-видимому, со склонностью к защитному фантазированию. Про таких людей часто говорят, что они «не стоят на земле», «витают в облаках» и т.п.
Сфера социальных отношений
Одной из ярко выраженных психологических особенностей, отразившихся в этом рисунке (рис. 1), является высокая ригидность. Она проявляется в особо высокой детализированности изображения, повторении одинаковых мелких деталей (узоры на платье, сумке, на ноге), сильном и достаточно равномерном нажиме на карандаш, подчеркнутой тщательности и аккуратности рисунка. Степень выраженности этих признаков позволяет предположить наличие эпилептоидной акцентуации. Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью индивида. Человек с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения. Сильно преувеличенный размер ступней, ног – признак потребности в опоре, ощущения ненадежности своего положения в мире.
Асоциальность
Признаков социальной дезориентации и анти социальности не обнаружено.
Сексуальная сфера Повышенная значимость сексуальной сферы
Для одиннадцати с половиной лет рисунок ученицы выглядит весьма взросло. В рисунке Ангелины, наряду с признаками демонстративности и повышенного интереса к сексуальной сфере, представлена также специфическая поза с руками, прикрывающими генитальную область. Такое положение рук интерпретируется как показатель стремления к контролю за своими сексуальными импульсами. Можно полагать, что интерес к сексуальной сфере связан с опережением в общем психосексуальном и эмоциональном развитии, ранним развертыванием подросткового кризиса (рис. 1). На рис. 1 легко понять, что это девочка. На рис. 2 легко понять, что это мальчик. Впрочем, это ясно и по словам самой ученицы: «Я нарисовала девочку. А это я нарисовала мальчика». Следовательно стоит предположить, что половая идентификация сформирована. Признаков возможных психических патологий не обнаружено.
Тест № 2 «Несуществующее животное»
Проделали ту же работу, что и с рисунком человека. Лист перед испытуемым был положен горизонтально. В следствии она его перевернула, объяснив это тем, что ей так удобней. Темп выполнения задания средний. В процессе выполнения задания не задавала вопросов и не высказывала острую потребность в дальнейших указаниях. По окончанию работы провели обсуждение рисунка. Она не стала рассказывать мне о животом, она просто написала о нем с обратной стороны (рис. 3) рисунка. «Я напишу, потом прочитаешь» – сказала она. И вот что получилось:
Краткая характеристика личности по методике «Несуществующее животное»:
При высоком уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека. В рисунке ученицы это сильный нажим на карандаш, штриховка рисунка (шея,тело, волосы), зачернение некоторых деталей (клюв, зрачки глаз) (рис. 3). Но это в порядке нормы, так как нет избытка органов чувств.
Рис. 3
В описании жизни животного нет логических противоречий, что соответствует нормам психического состояния. Высокая значимость морально-эстетической темы прослеживается в ее высказываниях в обсуждении рисунка. Когда после выполнения задания был задан вопрос: «есть ли у него враги или друзья? Плохой он или хороший?», последовал ответ: «врагов и друзей нет. Он ни плохой, ни хороший» Подобные рассуждения свойственны недостаточно социализированным, плохо адаптированным людям. При хорошей социальной адаптации такие рассуждения не актуализируются, поскольку социальная действительность воспринимается как вполне понятная, а моральные нормы – как самоочевидные. Признаков эмоциональной лабильности и ассенизации не обнаружено. Экстравертный тип личности ребенка выражен направлением нижних конечностей наружу, хвост направлен вверх. Стремление украсить животное (хохолок) и придать рисунку реалистичный красивый вид (трава, солнце небо), служит признаком демонтративности у ребенка. Большой размер рисунка предполагает импульсивность. Так же у ребенка отмечается высокий уровень самоконтроля, позволяющий успешно справляться со своим эмоциональным состоянием. О высоком самоконтроле говорит строгая симметрия рисунка и подчеркнутый особо четкий контур и то, что герой может находиться в любых средах. («Тенти живет в разных местах: горные – в горах, подводные – в океанах и озерах, классические – в полях») (описание рис. 3). Голова на рисунке повернута вправо. Это объясняется тем, что ребенку присущи высокая целеустремленность и активность. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх. Поднятый и повернутый вправо хвост означает уверенность в себе и хорошую самооценку. Это и отмечается в словах самой ученицы. Когда я ее попросила нарисовать рисунок как можно красивее, она мне ответила: «я даже не сомневаюсь, что у меня получится лучше всех». Свое животное назвала «Тенти» и особо подчеркнула, что « его настоящее имя Канстилотос – в переводе с кинского (придуманный язык) означает «чудовище». Такая характеристика животного выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции (описание к рис. 3). Также такая характеристика говорит и о демонтративности (про демонтративность девочки мы говорили и в обсуждении теста «Рисунок человека» рис. 1). Голова непропорциональная телу говорит о том, что девочка ценит интеллект и рациональность. О том, что она умеет приспосабливаться, что у нее есть желание перемен, свидетельствует то, что она перевернула рисунок вертикально (изначально по инструкции был положен горизонтально). Четко прорисованные шипы на шее, направленные вверх, свидетельствуют о защите от вышестоящих людей (учителей, начальников, строгих родителей). Четкий контур обводка рисунка – опаска, настороженность. Противостояние внешней угрозы агрессии видно в описании: «Тенти – каннибал. Ест себе подобных». Признаков возможных психических патологий не обнаружено.
Рекомендации: По результатам обследования, особо острых и серьезных проблем у нее не обнаружено. Можно лишь выделить некоторые критерии, по которым стоит дать рекомендации: демонстративность, тревожность, высокий уровень умственного развития(эрудиция), недостаточная бытовая ориентированность. Демонтративность: Рекомендации в такой ситуации просты, хотя бывает нелегко им следовать. Главное – четко распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму. Тревожность обусловлена, по мнению мамы тем, что ребенок воспитывается без отца (ушел из семьи не так давно). Нужно стараться поддерживать ребенка, больше общаться, проводить вместе время дарить ему свою любовь. К тому же маме необходимо контролировать себя и избегать в присутствии ребёнка высказываний о бывшем супруге в негативном свете: для малыша он всё так же остается любимым папой, а такие реплики сильно ранят ребёнка. Кроме того, маме нужно стараться избегать обидных замечаний такого типа, как: «Ты нисколько не отличаешься от своего отца!» или «Ты такой, как твой отец!» Стараться вовлекать отца в воспитании ребенка. У ребенка также отмечается высокий уровень интеллектуального развития. Нужно развивать этот уровень и дальше. Уважать в ребенке индивидуальность.
Развивать следующие качества:
– уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
– понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
– интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
– уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
– привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
Библиографическая ссылка
Телицина А.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСИКА УЧЕНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ РИСУНОЧНЫХ ТЕСОВ // Старт в науке. – 2017. – № 4-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=698 (дата обращения: 23.11.2024).