От совершения преступления
до его раскрытия – все лишь
один детективный роман.
Борис Шапиро
Прочитав достаточное количество детективов, мне стал интересен процесс расследования, но я не задумывалась об изменении и эволюции жанра в целом. Именно поэтому в данном исследовании мы пытаемся установить общие, основные критерии жанра, а также их изменения.
Цель работы – определить, какие изменения претерпевает жанр, насколько это заметно в произведениях. Объектом является детективный жанр. Предметом является изменение признаков детективного жанра
Задачи исследования: ознакомиться с понятием жанра «детектив»; изучить признаки классического детектива; рассмотреть классификацию жанра детектив; изучить изменения жанра под влиянием времени; сделать сравнительный анализ двух произведений.
Для начала следует разобраться в термине. Детектив – это жанр художественной литературы, в основе сюжета которого лежит загадка, а задача состоит в нахождении ответов на все вопросы [4]. Если же произведение не содержит в себе ничего загадочного, то его не стоит относить к классическому детективу. Рассмотрев само понятие, мы установили особенности этого жанра. Основой всех детективов считается наличие положительного героя (детектива), который непосредственно занимается расследованием. Отталкиваясь от основных особенностей жанра, мы напрямую переходим к его классификации.
1) Интеллектуальный детектив. Основной его чертой является наличие героя, который опирается на свои аналитические способности. Примером такого детектива служит «Убийство на улице Морг» Э. А. По и цикл произведений «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойля.
2) Детектив закрытого типа требует ограниченное количество подозреваемых. Примером является детектив «Убийство в Восточном Экспрессе» и рассказ «10 негритят» Агаты Кристи.
3) В психологическом основной чертой является изучение характера подозреваемого. Одним из наиболее знаменитых психологических детективов стал роман Томаса Харриса «Молчание ягнят», впоследствии экранизированный.
4) В основе сюжета политического типа лежит наличие политического мотива. Примерами могут служить рассказы А. Холл «Берлинский меморандум», Ф. Нибелл «Семь дней в мае» и А. Кристи «Большая Четверка».
5) В шпионском – внимание сосредоточено на разведывательной и контрразведывательной работе. Примеры: Р. Ладлэм «Джейсон Борн», Джон Ле Карре «Ночной администратор» и А. Кристи «Кошка среди голубей».
6) В полицейском детективе освещается работа полицейского отдела. Наиболее подходящим для примера является цикл рассказов «87-й полицейский участок» Эда Макбейна.
7) Исторический основывается на расследовании исторической загадки. Примеры: серия «Судья Ди» Роберта Ван Гулика, «Турецкий Гамбит» Бориса Акунина, роман Барбары Вайн «Книга Асты».
8) Иронический демонстрирует взгляд на преступление с юмористической точки зрения. Яркими представителями жанра являются Фредерик Дар «В Калифорнию за наследством», Шарль Эксбрайя «Жвачка и спагетти», Лео Мале «Километры саванов» [2].
Все вышеупомянутые виды детектива претерпели серьезные изменения с течением времени. В первую очередь меняется тип главного персонажа. Происходит очеловечивание героя. Современный сыщик приближен к житейским проблемам и хлопотам. Детективы имеют некую привычку, которая помогает снять напряжение и сосредоточиться на расследовании. Это и курение у Шерлока Холмса, и вязание у Мисс Марпл. Основным отличием современного сыщика от классического является способ расследования. Теперешний сыщик далеко не тот интеллектуал, которого мы представляем из «рассказов о Шерлоке Холмсе». Дедуктивный метод расследования в современном детективе заменился оружием, на которое герой полагается больше, чем на ум.
В ходе эволюции возникает интерес к психологизму, активно развивается шпионский детектив.
Помимо изменений, детектив способствует возникновению других, новых жанров. Таким примером может являться триллер. Нам он больше известен под названием «ужасы».
Эра детективов началась с Эдгара Аллана По, именно благодаря ему стал так стал пользоваться популярностью подход дедукции. Также он сделал конкретный шаг для появления таких жанров, как триллер, хоррор, научно-фантастические и психологические рассказы.
Эволюцию жанра мы проследили на примере двух произведений: «Убийство на улице Морг» Э. По и «Турецкий Гамбит» Б. Акунина. Выбор нами именно этих произведений объясняется рядом сходств:
- описывают события середины 19 века;
- положительный герой-сыщик;
- используется дедуктивный метод;
- повествование ведётся не от лица сыщиков, а от лица приближенных к ним.
На этом значительные сходства заканчиваются, перейдем к отличиям:
1. Жанр у Э. По – новелла, а у Б. Акунина – роман.
2. Событийная наполненность. Событийная наполненность «Убийства на улице Морг» довольно мала, произведение состоит из убийства, опроса свидетелей, умозаключений Дюпона с небольшим предисловием неизвестного рассказчика, раскрытия преступления и послесловия, в котором раскрывается судьба убийцы и отношение официальных властей к тому, что преступление раскрыто человеком со стороны [3]. Первое, что следует отметить – в «Турецком гамбите» нет преступления. Есть преступник, а именно Анвар-эфенди, турецкий шпион, и этого человека предстоит найти Эрасту Петровичу Фандорину. Событийность включает в себя погони, перестрелки между небольшим числом людей и батальные сцены наступлений, осады, ночных диверсий и прочего [1].
3. Стилистика. С точки зрения стилистики в «Убийстве на улице Морг» практически отсутствуют описания. В романе «Турецкий гамбит» автор предоставляет читателям множество фактов о прошлом Эраста Фандорина, делает особенный акцент на взросление героя.
4. Время расследования. В «Убийстве на улице Морг» не указано точно, сколько дней длится данное расследование, но если обратить внимание на некоторые приведенные детали, то можно вычислить, что действие разворачивается в течение двух дней. А расследование в «Турецком гамбите» длилось больше года.
5. Процесс расследования. В произведении «Убийство на улице Морг» Дюпон пользуется подходом дедукции, но называет его «обратной индукцией». Поскольку в «Турецком гамбите» охота идет не за убийцей, совершившим преступление, а за интриганом, действующим параллельно расследованию, это не совсем стандартный детектив. Однако данное произведение относится именно к этому жанру, так как есть загадка, есть сыщик, расследующий её, отсутствует сверхъестественное, случайности в расследовании и прочие недопустимые для жанра детали.
Сравнивая эти два произведения видно, что разница колоссальна, но в основе обоих произведений все же выдержанны правила жанра, традиции, свойственные исключительно детективу. Так, опираясь на классификацию, приведенную выше, мы можем сделать вывод, что «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По – это классический, каноничный интеллектуальный детектив, лишенный деталей и передающий исключительно преступление, просмотр и разбор улик и умозаключения, ведущие к развязке. Это произведение первое в своем роде. Однако с течением времени, изменением запросов общества, формируется более избирательный и требовательный читатель. Поэтому Б. Акунин написал свой роман, как исторический детектив с элементами интеллектуального, закрытого и шпионского. Также современный читатель стал более требователен к деталям, поэтому Фандорин – полноценный персонаж, со своими привычками, проблемами, прошлым, со своей психологией и мировоззрением. Его злодей – не просто безымянный убийца, но человек изощренный и хитрый, делающий свои ходы в разыгрываемой ими партии. Ведь не зря роман называется «Турецкий гамбит» – это манёвр в шахматах, когда жертвуешь малым, чтобы выиграть инициативу.
Из проделанной работы видно, что жанр детектива, как и вся литература, с течением времени приобрела значительных изменений, постоянно эволюционируя и подстраиваясь под запросы и настроения общества.
Библиографическая ссылка
Пархоменко М.С. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА // Старт в науке. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=549 (дата обращения: 21.11.2024).