Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЕЩЁ ОДНА СУДЬБА

Вихренко А.А. 1
1 МКОУ «Пеневичская школа», 7 класс
Чудакова Е.В. (С.Пеневичи Калужской области, МКОУ «Пеневичская школа»)
1. Воспаминания старожила-Герасимова Анна
2. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2, д. 22 03. Л.4 (Клировские ведомости Жиздринского уезда) 1915 г.
3. Воспоминания старожила -Луничева Е.Ф.
4. Будкевича А.Б.«Цыплаковы. Забытые страницы Калужского края»
5. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2, д. 22 03. Л.4 (Клировские ведомости Жиздринского уезда) 1915 г.
6. Список населённых мест по сведениям 1859 г. — СПб, 1863. С.49.
7. Газета «Родной край» «Милеевская церквь » 15.09.1998 года
8. ГАКО. Ф. 62, оп. 17, д. 2336 (1902- 1903) строительство каменной церкви села Милеево
9. Газета «Родной край» «Милеевская церквь 15.09.1998 года
10. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2, д. 22 03. Л.4 (Клировские ведомости Жиздринского уезда) 1915 г.
11. Воспоминания старожила -Луничева Е.Ф.
12. Районный архив. Историческая справка, дело фонда 18.
13. Симаков С. У. Государственный архив документов новейшей истории Калужской области, ф. П — 4573). (Список погибших имеется в «Книге памяти», 2006 г., стр. 360–362).
14. Булатов Ф.Г, «Будни фронтовых лет». С.248.
15. Воспоминания старожила-Герасимова Анна.
16. Газета «Родном крае» Милеевская школа. 21.11.2000 г.
17. де-Рошефор Н.И. Опись церковных памятников Калужской губернии
18. Журнал Московской Патриархии. Москва - 1994 . № 7-8. с. 67-70.
19. Книга Памяти Калужской губернии 1910 г.. Филиннова Л «Сельские храмы земли Козельской», Изд.«Фридгельм», Калуга - 2009, стр. 173-175.
20. Интернет: http//www.pustrin2000.ru. Интернет: http://www.temples.ru /card.php?ID=13902

«...Пока бережется память, хотя бы одним человеком,

остается и надежда...

Идите и думайте о будущем, о вашей жизни.

Надо пережить ночь и не разбиться в потемках,

вытащить крест, а помощь придет...

Пусть вас ведет надежда...»

Михаил Щукин «Морок»

Актуальность исследования. Для того чтобы не грянул последний гром над Россией, чтобы она выбралась из трясины, чтобы будущее её было светлым - ей надо на что-то опереться. Такой опорой обычно называют веру. Это та реальная сила, которая держит народ, блуждающий в потемках, на пути к свету, возрождению, указывает ему ориентиры. Дорога, идущая от храма, ведет человечество в никуда. В настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственной культуре подрастающего поколения. Восстанавливаются многие храмы, которые были разрушены. На мой взгляд, эта тема актуальна в наши дни. Не помня и не ценя истории собственной семьи, родного края, истории России, человек становится «диким». Памятники, церкви, старинные здания, иконы, картины, книги отражают важнейшие события, ярчайшие подвиги минувшего времени. Они создавались множеством людей, которые вкладывали в них свою душу, веру, черты своей эпохи. Нам же нужно всё сохранить, не забыть, ведь «культура человечества - это активная память, активно же введённая в современность» (Д.С. Лихачёв). И я хотела бы представить вашему вниманию свою работу «Еще одна судьба » о ранее разрушенной церкви «Воскресение Христа» в с.Милеево. Эта работа началась с обращения протоиерея Александра настоятеля храма «В честь Успения Пресвятой Богородицы» в Хвастовичах. Для создания мини сборника о церквях Хвастовичского района. Церковь «Воскресение Христа» была основана в 1903 году милеевцами.. Осветили в 1913 году. Она была разрушена в 40-е годы XX века. На этом месте теперь стоит сельская школа.

Цель работы: сбор информации через изучение документальных, литературных и архивных данных, через воспоминания живых свидетелей истории церкви, её место в жизни нашего села.

Задачи:

1) анализ имеющийся информации по данной теме;

2)работа с материалами архива;

3)опрос старожилов и местных жителей о церкви;

4)систематизировать полученную информацию;

5)сформулировать полученные результаты и выводы.

Объект исследования: Милеевская церковь.

Предмет исследования: различные источники информации о церкви.

Рабочая гипотеза: В результате исследовательской работы я предполагаю выяснить значимость исследуемого объекта в жизни народа, его культурное наследие, которое необходимо для будущих поколений.

Методы исследования:

1. анализ литературы, публикаций СМИ, архивных данных;

2.обобщение полученных данных;

3.мини опрос земляков;

3. работа с Интернет-ресурсами;

Сроки исследования: весна - лето 2016 года.

Практическая значимость: Результаты нашей работы могут использоваться для мини сборника о церквях Хвастовичского района, а так же на уроках истории, ОПК, краеведению, классных часах, во внеурочной деятельности, для пополнения фондов школьного музея.

Основная часть

«Самое малое, мы не сделали...»

В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, кто мы есть и кто был до нас. А это очень страшно. Ведь человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости, обречён на новые ошибки. Легко уничтожили многие храмы, надругались над памятниками, выбросили из истории имена, посчитав, что всю свою жизнь надо начинать с чистого листа. В произведении «Чёрные доски» В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о «сколачивании ящиков для картошки» из старинных икон.

К сожалению, молодое поколение ничего не знает об истории церкви, не задумывается над тем, что центральная площадь села, где проходят массовые праздники, когда-то была площадью перед церковью, что здесь – веками намоленное место. [старожил Герасимова Анна ]1. Источников по выбранной нами теме не так много. В краеведческих книгах имеются отдельные упоминания о церкви. Некоторый материал был взят из сети Интернет. Но в основном мне пришлось опираться на газетные статьи и воспоминания людей, знающих историю церкви. Именно они стала основой нашей исследовательской работы. Некоторые свидетельства представлены впервые. Очень интересно то, что православный храм появился на основе старообрядческой веры. (Атлас Калужского Наместничества, описанию и алфавитов к Калужскому Атласу (Часть 2. Санкт - Петербург, 1782))

Человек сотворен по подобию Божьему, значит, он должен разжечь в себе эту Божью искру. Построить в себе маленький храм, оживить в себе святыни. Тогда он не будет делать вреда ни себе, ни другим людям, тогда его жизнь станет светлее. Только так, вложив в постройку храма сначала своего, потом общего - свой кирпичик, можно построить ту жизнь, то лучшее будущее, которого жаждет сейчас наш народ.

Описание церкви старообрядце

До 1910 года Милеево было старообрядческой деревней. Деревня практически полностью была заселена старообрядцами. Старообрядцы населяли Милеево с самого начала раскола, но о них есть сведения лишь на начало ХХ века. По сообщению Жиздринского уездного исправника (1904 г.) «…не обходили стороной Милеево миссионеры. Один из них Иван Жаров, проводивший здесь в январе 1896 года беседу о незаконности „австрийской иерархии“, упоминал в отчёте, как какой-то старик слушавший его, воскликнул: „Лучше руку дам на плаху, а правою рукою не сложу щепоти“. Ничего в этой реплике, кроме „фанатизма“, Жаров не увидел». [2] И очень я удивилась, когда именно эти слова, сказанные стариком в начале прошлого века, услышала ныне от одной из жительниц села Е. Ф. Луничевой. Это явное подтверждение связи поколений.[3] С середины 1870-х годов в деревне при доме крестьянина Василия Финожина существовала моленная. В 1900 году её перенесли к другому жителю Андрею Кудряшову. В 1901 году в моленной Кудряшова был освящён престол. Тогда же старообрядцы заменили походный иконостас на постоянный. Существование новой моленной, которая сплотила старообрядцев, вызвало противодействие со стороны консистории. Летом этого же года она обратилась в губернское правление с просьбой воспрепятствовать её открытию. Главным инициатором устройства моленной был волостной старшина Константин Иванович Леонов. «Будь старшина православный, никогда не было бы в Милееве моленной»,- говорилось в письме в правление. 7 декабря 1903 года состоялось малое освящение новой моленной. В нём приняли участие четыре священника: о. Родион Ульянов (Колодяссы), о. Фаддей Агафонов (Колодяссы), о. Сергий Ахромешин (Брусны), о. Феодор Агешин (Милеево). Отец Феодор родился в 1869 году в д. Катуновке, рукоположен был епископом Ионой в 1899 году. Феодор Агешин в молодости работал на Рессетинском чугунолитейном заводе. В моленной он служил почти до самой Великой Отечественной войны.[4]

25 августа 1904 года моленную осматривал становой пристав. Моленная была похожа на большой сарай с четырьмя маленькими окнами, которые закрывались изнутри деревянными ставнями. Одно окно было справа от единственной двери, три остальные слева. Длина моленной составляла 15 метров, ширина 5,5 метра, высота около 3-х метров. Здание было без фундамента, с дощатыми сенями в задней части, не обитое тёсом. Крышу из щепы устроили на четыре ската. Внутри моленной бревенчатые стены, без каких-либо украшений. Всё помещение делилось на три неравных части с арками или сводами без дверей. В средней части, самой большой, потолок был оклеен серой глянцевой бумагой. Вдоль стен на всю длину стояли лавки, на задней стене были красивые цветастые обои. Посередине над входом висела икона Христа Спасителя, а по обе стороны от неё — образа Богородицы. По другую сторону, дальше, располагался алтарь. По консисторским сведениям, он был довольно массивным — три на пять с половиной метров. Северные и южные двери украшали изображения архангелов. Царские врата резьба с позолотой. Губернское правление не усмотрело повода для закрытия моленной. В 1912 году на общем собрании прихожан было решено пристроить к моленной колокольню. Тогда же строительное отделение губернского правления одобрило её проект. «Лучше такая вера, чем безверие совсем»- решили в епархии .[5] По данным на начало ХХ века приход моленной составлял около 500 человек, по данным на 1924 год — около 1000.[6] В годы войны моленная сгорела. Она находилась рядом с домом Василия Семёновича Тимошина. Затем в нём жил Алексей Николаевич Фёдоров (по прозвищу «Камоня»). Место с таким названием и сейчас есть в Милеево. В пяти верстах от моленной находилось с. Колодяссы — место компактного проживания старообрядцев. Там же стоял ближайший храм господствующей церкви в честь святителя Николая Чудотворца — самостоятельный старообрядческий приход — один из первых в Калужской губернии. Священниками были о. Матвей, о. Евдоким Самойловы (из деревни Милеево). [7]

Постройка православного храма

После обнародования указа «Об укреплении начал веротерпимости» милеевцы зарегистрировали общину. Это произошло 8 августа 1908 года. Председателем Совета общины стал крестьянин Семён Константинович Леонов. Ещё в1896 году у православных прихожан с. Милеево возникла мысль устроить у себя каменный храм. [7/1] Место под строительство каменной церкви было отведено 14 сентября 1900 г. В следующем году, 6 декабря, земским начальником 1-го участка совместно с приставом 3-го стана выбранное место было обследовано, одобрено и признано удовлетворительным. Строительное отделение Калужского губернского правления утвердило проект. Из пояснительной записки видно, что означенный проект представляет собой копию храма села Улемель Жиздринского уезда. (Н.И. де-Рошефор. Опись церковных памятников Калужской губернии Журнал Московской Патриархии. Москва -1994. №7-8. с. 67-70.) Епархиальный архитектор Н. Сытин осмотрел строительную площадку и взял на себя контроль и надзор за ходом строительства (1902 год). В феврале 1903 года ещё велась переписка (Строительство каменной церкви села Милеево[8] Воскресенская церковь, со слов односельчан, строилась 13 лет. Возводили её строители из Карачева. В то время ещё действовал карачевский большак, поэтому кирпич для церкви возили из Орла, Карачева. «Она построена еще по традиционной схеме « восьмерик на четверике». Это говорит о том, что в провинции даже в первой четверти ХIХ в. еще можно встретить и барокко.. (широкий восьмерик с круглыми окнами второго света, оформление окон « ушами», « венец колонн»), творчески переработаны зодчим и сочетаются с классическими (композиционная ось, четкий ритм проемов, классического рисунка).

Четверик у основания восьмерика имеет закругленные углы и поэтому вырастающий из него восьмерик напоминает мощную ротонду классических храмов. К четверику примыкает почти равная ему по ширине трапезная и колокольня в два яруса. Четверики колокольни с классическими антаблементами, с вынесенными карнизами, с треугольными фронтонами.

Церковь стояла на самом высоком месте, обнесена была железной оградой, с кирпичными столбами. Вокруг были посажены акации, которые сохранились до наших дней. Священниками были о. Владимир, о. Василий Понин. К строительству колокольни приступили в 1913 году. Освящён престол во имя Воскресения Христова (Пасха), память приходится на переходящий день. Милеевцы считают 26 сентября — «Славущее» — престольным праздником села.[9]

В 1915 году в селе Милеево крестьяне проживали в 205 дворах — 823 души мужского и 918 женского пола (Клировские ведомости Жиздринского уезда за 1915 г [ГАКО. Ф. 33. Оп. 2, д. 22 03. Л. 484) ]10. До революции в селе на гражданском кладбище (раньше это место жители называли Луничева пасека) существовала часовня [11]

Закрытие храма. Военное и послевоенное время

В 1930-е годы Милеевскую церковь, как и другие храмы, постигло разорение. В 1934 году церковь была закрыта, впоследствии её использовали под клуб, зерносклад, склад запчастей. [12]. А вот в годы оккупации с разрешения немцев церковь работала. Народ это очень удивило, но за годы советской власти они не разучились верить в Бога. Рядом с церковью на западной стороне от храма немцы разместили свое кладбище. [13]. Сейчас по нему проходит сельская дорога, стоит сельский магазин и находился Дом культуры. Время скоротечно и не оставила видимых следов …. Только «черные копатели» не оставляют своих надежд на интересную находку.

В августе 1943 года советская армия в течении недели не могла освободить село от немцев. Все расстояние отлично просматривалось на 3 километра. Немцы прицельно бомбили скопления русских войск. На 7-й день в расположения советских войск приползла изможденная женщина (Татьяна) больше о не нет сведений. Она сообщила что на колокольне сидит снайпер и наводчик. Сразу вся ситуация прояснилась. Самому опытному артиллеристу дан приказ: «убрать наводчика с одного выстрела». Долгими были мучения, расчеты, расстояние более 3 км. И он оказался пожилым и глубоко верующим человеком. Целую ночь он примерял, наводил и молился [14]. С одного выстрела он снес купол церкви, как залп «Авроры», выстрел послужил сигналом к атаке. К вечеру Милеево очистили от немцев.

Решением Калужского облисполкома от 6 апреля 1948 года церковь села Милеево была разобрана на кирпичи, хотя верующие с 1946 года просили открыть приход. В развалинах церкви обнаружили подвал. Из него Григорий Васильевич Герасимов достал разные церковные принадлежности: красное вино «Кагор» в десятилитровых бутылках, ризы, скатерти, кресты, ложки, одежду для венчания. Все было разнесено по домам, и не осталось следа. Жуть, берет от услышанного.[старожил- Герасимова Анна]. Вскоре на территории храма образовался родниковый источник. Люди из него брали воду лечиться, оставляя при этом бельё, полотенца, деньги. Святая вода, земля давала людям исцеление. Народ потянулся со всей округи в Милеево. Все веточки у источника были увешаны лоскутками. Вскоре решили на самом высоком и красивом месте построить после войны школу. Дело нужное и важное. Так как источник оказался на территории школы и не был огорожен. В голодные годы дети пытались достать из воды монетки, и совет школы принял решение, колодец закрыть и в последствии его закопали[16]

Результаты

В настоящее время церкви в селе нет. Во время освящения пасхальных куличей милеевский народ собирается на школьной площадке, то есть на том самом месте, где стояла церковь.[17] Сейчас только заросли акации напоминают жителям о существовании Милеевской церкви «Воскресения Христова». Обнаружено также место закопанного источника. Именно с 1948 года намечается ужесточение отношения государства к церкви, продолжается не восстановление, а уничтожение церковных зданий, как это видно на примере с нашей церковью.

Ввиду отсутствия в селе церкви односельчанам пришлось посещать Кудрявецкий, Красненский, Хвастовичский храмы. Верующие жители обращались к местным своим келейницы: Елена Антоновна Манохина, Анна Ивановна Силина, Варвара Федотьевна Кудряшова (старообрядка), Анна Ивановна Панова [старожил-Демина Татьяна].

По результатам мини соцопроса : было опрошено 75 человек, за восстановление храма – 18 (это старожилы), против – 24 (атеисты), не определились– 33(в районе полно храмов) . (Приложение №6) Жителей в селе осталось мало – вымирает село. Мое мнение: ни кто не будет восстанавливать наш храм, по крайней мере сейчас. За последние 10 лет построили новые, красивые церкви в с. Красное, с Хвастовичи, с. Кудрявец. Это очень радует. На строительство уходит очень много средств. Ломать легко, а строить трудно. Надо сохранить то, что есть. И оставить хотя бы письменную, документальную память.

В результате моей работы я приобрела опыт исследовательской работы, навыки общения с людьми, что может оказать значительную помощь в дальнейшей жизни и учебной деятельности.

Заключение

Изучив материалы архива, музея, библиотек, воспоминания старожилов, очевидцев. Проведя исследование по истории храма «Воскресения Христова» я пришла к следующим выводам:

1. церковь «Воскресения Христова» в Милеево невозможно реставрировать и восстановить;

2. по полученным данным соцопроса большинству жителям села церковь не нужна,

3. вымирает село;

4. нет финансов;

5. рядом в соседних населенных пунктах имеются новые церкви,

6. хорошие дороги облегчили передвижение в любой населенный пункт.

7. церковь является устной и документальной памятью былых времен.

Таким образом, выдвинутая гипотеза : «В результате исследовательской работы я предполагаю выяснить значимость исследуемого объекта в жизни народа, его культурное наследие, которое необходимо для будущих поколений», опровергнута частично. Новый храм не нужен ни кому, он дорог как память и нужна информация для районного сборника о храмах района. На уроках истории, краеведения, ОПК материал будет интересен. Изучение истории своего храма – источник возрождения духовности, духовно-нравственного роста и ответственности. Изучив документы и литературу, я стала лучше ориентироваться в духовном наследии нашего народа. В процессе данной работы у меня повысился интерес к истории моей малой родины и его духовному возрождению. В ходе проведенной работы и полученных результатов появились новые вопросы, которые станут для меня темами будущих исследований. (например: «Исчезновение деревень»

Закончу я свою работу словами Н. Мельникова. Отрывок из поэмы «Русский крест»

В храм зайдите! Не ленитесь! Свеч купите восковых, За себя вы помолитесь И за всех, за всех других Православных наших братьев, Кто в родную землю лег… Для молитвы неба хватит, Потому что в небе – Бог!

 


Библиографическая ссылка

Вихренко А.А. ЕЩЁ ОДНА СУДЬБА // Старт в науке. – 2017. – № 1. – С. 32-36;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=529 (дата обращения: 05.04.2020).