Актуальность
Если себя настроить и не бояться, никаких затруднений быть не должно, экзамен просто лишний раз подтвердит ваши успехи
Сергей Кравцов глава Рособрнадзора России
Высокое психологическое напряжение перед ЕГЭ - очень актуальная проблема в настоящее время. Нужно помнить, что экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса.
Недавно в источниках сети Интернет появилась информация о том, как глава Рособрнадзора Сергей Кравцов провел открытый урок информатики для учеников поселковой школы в Костромской области, в ходе которого узнал мнение ребят о едином государственном экзамене (ЕГЭ), а также научил их, как справляться с неизбежным стрессом при сдаче ЕГЭ. «ЕГЭ - тяжелое испытание для любого, особенно волнуешься, когда ждешь результат, ведь на тебя ложится огромная ответственность, нужно не подвести родителей и поступить в вуз», - признался главе Рособрнадзора ученик. Этот урок свидетельствует о том, что данная тема является довольно популярной.
На одном из классных часов в 10а классе была поднята проблема высокой тревожности учеников перед экзаменом, которая стала очень актуальна для десятиклассников и нашей школы, ведь совсем скоро им предстоит сдавать ЕГЭ и многие очень волнуются. Как показывает практика, тревожность у подростков перерастает в нечто большее именно потому, что они не знают методы снятия стрессового напряжения и то, как нужно вести себя в сложных ситуациях. Может, ознакомив, ребят с такими методами, удастся хотя бы частично решить данную проблему?
Проблема: высокая тревожность учащихся 10 класса перед сдачей ЕГЭ, что в будущем может стать причиной неудачной сдачи экзамена.
Методы исследования: диагностика, изучение литературы и интернет сайтов, эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование.
Объект: психологические особенности поведения человека
Предмет: коррекционные особенности предэкзаменационной тревожности старшеклассников.
Цель: определить и экспериментально проверить эффективность психологических методов, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам
Задачи:
1. Провести теоретический анализ источников по данной проблеме
2. Экспериментальным путем исследовать уровень тревожности у учащихся 10 класса в предэкзаменационной ситуации
3. Обучить экспериментальную группу учеников 10 класса методам снятия напряжения и продемонстрировать их с помощью проведения ряда мероприятий.
4. Провести анализ полученных результатов диагностической и коррекционной работы
5. Разработать брошюру «Справляемся со стрессом пред ЕГЭ»
Продукт: брошюра « Справляемся со стрессом перед ЕГЭ»
Основная часть
В начале работы была проведена консультация с психологом школы Копыловой Галиной Владимировной. После проведения небольшого исследования был сделан вывод: средний уровень школьной тревожности учеников 10а класса достаточно повышен. Что полностью подтвердило актуальность выявленной проблемы.
Далее был проведен эксперимент, цель которого - получение показателей тревожности учащихся , сравнение показателей учащихся двух разных групп. Для проведения запланированного эксперимента ученики класса были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. После проведения запланированных мероприятий с экспериментальной группой будет проведена вторичная диагностика и сравнение полученных результатов. Наиболее лучшим способом деления учеников является жеребьевка, именно с ее помощью ученики 10а будут разделены на экспериментальную и контрольную группы.
По разработанному плану автором были проведены мероприятия:
Таблица №1
Дата |
Мероприятие |
Место проведения |
1-4 неделя декабря |
Проведение тренингов с группой учащихся 10 а класса |
Актовый зал, коридоры школы |
8 декабря |
Мастер- класс «Знакомство с ароматерапией и цветотерапией» |
302 кабинет |
8 декабря |
Раздача буклетов «Ароматерапия и цветотерапия» |
302 кабинет |
14 декабря |
Мастер- класс «Изготовление антистрессового мяча» |
209 кабинет |
20 декабря |
Демонстрация стенгазеты « Скажи стрессу нет!» |
Информационный стенд первого этажа |
С экспериментальной группой учащихся 10а класса были проведены:
1. Тренинги продолжительностью 5-15 минут.( см. файл фото 1) В содержание тренинга включено : Разогревающее упражнение «Перышко», цель которого - снятие напряжения с учащихся, что является необходимым условием для эффективной учебы. Игра, которая объединяет «Да!» Цель: научиться безоговорочно принимать предложения других людей. Игра для активизации правого полушария мозга «Это тяжело! Игра для активизации правого полушария мозга «Сама по себе» Цель: активизация правого полушария мозга учащихся 10 а класса.
Вывод по отзывам участников: проведенные тренинги подарили массу положительных эмоций и успешно содействовали снятию напряжения.
2. Разработан и проведен автором мастер- класс «Знакомство с ароматерапией и цветотерапией» Цель: познакомить ребят с такими методами снятия напряжения, как ароматерапия и цветотерапия и, научить правильно ими пользоваться.
Ход мастер – класса (см. файл Фото 2): учащиеся были ознакомлены с такими методами снятия психологического напряжения, как ароматерапия и цветотерапия, им были продемонстрированы различные средства аромотерапии, которые можно было понюхать, потрогать, а также представлены таблицы, в которых описано влияние наиболее распространенных цветов на человека.
После проведения мастер- класса были розданы буклеты «Аромотерапия и цветотерапия», в которых представлена необходимая ученикам информация. (см. файл Фото 3)
3. Мастер класс «Изготовление антистрессового мяча» (см. файл Фото 4)
Цель: изготовить антистрессовый мяч, который можно будет использовать, как средство снятия напряжения.
Технология изготовления антистрессовый мяча проста , материалы доступны, да и сам он удобен в эксплуатации и выполняет довольно важные функции.
Автором работы подобран материал и оформлена стенгазета « Скажи стрессу нет!», которая была вывешена в коридоре школы. (см. файл Фото 5)
После проведения запланированных мероприятий с учащимися контрольной и экспериментальной групп были проведены заключительная диагностика и анкетирование.
Заключительная диагностика - Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша. Цель: выявление разных видов тревожности.
Ход: данная диагностика построена так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие ситуативно, а наоборот оценивал обстоятельства, вызывающие ту или иную степень тревоги, и умел анализировать действительные причины тревоги.
Анкетирование
Цель: выявление уровня экзаменационной тревожности
Вывод по результатам заключительной диагностики и анкетирования: Уровень высокой тревожности десятиклассников понизился на 25%, а на 15% возросло количество учеников, которые стали меньше волноваться, также очень высокий уровень тревожности учащихся уменьшился на 8%.
Для того, чтобы оформить результаты работы была разработана брошюра «Справляемся со стрессом перед ЕГЭ», в содержание которой будут входить: рекомендации по организации и проведению работы с учащимися по снижению тревожности перед ЕГЭ
Таблица 2
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Проведение тренингов со старшеклассниками |
Классный руководитель, психолог школы, педагог-организатор школы |
2 |
Мастер классы, беседы с учащимися |
Актив класса, классный руководитель |
3 |
Раздача буклетов, брошюр, листовок с необходимой информацией |
Школьное самоуправление, актив класса, психолог школы |
4 |
Демонстрация стенгазет или плакатов |
Школьное самоуправление, актив класса, учитель искусства |
5 |
Выставки рисунков на определенную тематику |
Школьное самоуправление, актив класса, учитель искусства |
6 |
Организация походов, дней здоровья |
Классный руководитель, учителя школы |
7 |
Проведение консультаций психолога |
Психолог школы |
8 |
Организация психологических игр |
Классный руководитель, психолог школы |
9 |
Написание учащимися небольших докладов о тревожности перед ЕГЭ |
Классный руководитель |
10 |
Демонстрация мультимедийных презентаций по волнующей теме на классных часах |
Актив класса, классный руководитель, учитель информатики |
11 |
Разыгрывание стрессовых ситуаций на экзамене, в виде шутливых сценок |
Школьное самоуправление, актив класса, педагог организатор школы |
Заключение
Изменить предэкзаменационную ситуацию невозможно, однако возможно воздействовать на самый важный аспект - личность старшеклассника. В работе проанализирована литература по изучаемой проблеме, рассмотрены понятие психологической готовности к сдаче экзаменов и основные подходы к исследованию тревожности в психологии, исследован и проанализирован уровень тревожности у учащихся 10 класса в предэкзаменационной ситуации, в результате чего разработана брошюра «Справляемся со стрессом перед ЕГЭ».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по коррекции тревожности доказала свою эффективность. Коррекционные мероприятия по снижению уровня предэкзаменационной тревожности оказывают положительное влияние на уровень всех видов тревожности личности.
Перспективой проекта будет продолжение работы с данной экспериментальной группой в следующем году. Мероприятия будут масштабнее, интереснее и действеннее.
Библиографическая ссылка
Шумихина В. СПРАВЛЯЕМСЯ СО СТРЕССОМ ПЕРЕД ЕГЭ // Старт в науке. – 2017. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=525 (дата обращения: 23.11.2024).