Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ КАК ОРГАНИЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ДЕТСКОГО ДОМА ПО УВР

Коненко А. В. 1 Латышев О.Ю. 2
1 Детский дом станицы Медвёдовской
2 Мариинская галерея им. М.Д.Шаповаленко
1. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М., 1988.
2. Воспитание детей раннего возраста / под. ред. Г. М. Ляминой. — М., 1976. — 239 с.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. — М., 1980.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб., 1997. — 224 с.
5. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко [и др.]. — М., 1988. — 415 с.
6. Дошкольная педагогика : в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988. — Ч 1. — 256 с.
7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А Куликова. — М., 2000. — 416 с.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5, 9.
9. Латышев О.Ю., Байер Е.А. Социализация учащихся, студентов и учёных в глобализующемся мире / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing», 2015. 181c.
10. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 96с.
11. Латышев О.Ю., Петрова Е.В., Демура С.П. Единая информационно-образовательная среда социализации студентов / Germany, Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 211с.
12. Латышев О.Ю., Спирина Г.Е., Черных Е.В. Модернизация интернатных учреждений в социализации студентов / Germany, Saarbrukken: Изд-во «Palmarium Academic publishing»,-2015. – 115c.
13. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М., 1998. — 464 с.
14. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца [и др.]. — М., 1980. — 272 с.
15. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996. — 603 с.
16. Подласый, И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М., 2001. — Кн. 1. — 576 с.
17. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э. К.Сусловой [и др.]. — М., 2000.
18. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М., 2000. — 519 с.

В наше непредсказуемое время директор детского дома, более чем когда-либо, должен обладать дальновидностью, предусмотрительностью, оперативной реакцией на всё, что происходит как в детском доме, так и вокруг него. Это требует от руководителя ещё и способности максимального сосредоточения на общественных процессах, которые коснутся детского дома не сегодня и не завтра, но коснутся основательно, и подготовиться к этому нужно как можно раньше. А как же жизнь собственно детского дома? Как удержать в фарватере могучей и полноводной реки жизни мощный корабль детского дома? Здесь на помощь капитану приходит его верный и вездесущий помощник. Это его заместитель. Назвать деятельность заместителя директора детского дома по учебно-воспитательной работе разнообразной – всё равно, что ничего не сказать. Она поистине всеохватна. И дело тут, пожалуй, не столько в добросовестности должностного лица, сколько в высокой человеческой позиции того, кто эту должность занимает. Подчас доводится касаться вопросов, на первый взгляд, очень далёких от собственно учебно-воспитательного процесса учреждения. Но уж так тесно они между собою увязаны, что иначе просто никак нельзя. И дело не в том, что какой-то другой сотрудник детского дома недостаточно подготовил базу для того, чтобы учебно-воспитательная работа шла должным образом. У нас хорошо сложившийся коллектив, полное взаимопонимание, высокая культура отношений. И каждый прекрасно знает, как важно для общего успеха его действие. В данном случае задача заместителя директора детского дома по учебно-воспитательной работе состоит в том, чтобы увидеть труд всего коллектива как единую логическую цепь, и сделать всё возможное, чтобы эта цепь стала максимально прочной и гибкой. В виду этого обстоятельства позвольте коснуться здесь только одной из важнейших функций – контролирующей. Которая, наряду с управлением, руководством и другими, работает на общий результат. Именно так можно помочь директору детского дома, решающему в это время вопросы восходящего уровня.

При всём многообразии объектов контроля, их всё же можно разделить на пять следующих групп:

1. Организация образовательного процесса.

2. Методическая работа.

3. Система воспитательной работы.

4. Документация детского дома.

5. Контроль над состоянием обеспечивающих процессов.

Позвольте предложить Вашему вниманию хронологическую таблицу, включающую основные объекты контроля, в ходе которого значительная часть работы приходится на долю заместителя директора по УВР.

Вопросы, подлежащие контролю

Цель контроля

Объекты контроля

Методы контроля

Ответственные лица

Итоги, выход

Сентябрь

Организация образовательного процесса

Адаптация вновь поступивших воспитанников

Отслеживание адаптации вновь поступивших детей

Организация воспитательной работы, готовность воспитанников

Наблюдения, собеседование с воспитанниками, педагогами

Заместитель директора по УВР, специалисты

Рассмотрение вопроса на (IX), рекомендации воспитателям

Выявление воспитанников «группы риска»

Первоначальный анализ на основе сбора информации. Формирование банка данных.

Воспитанники

Собеседование с педагогами, анализ документов, выполнение воспитанниками правил внутреннего распорядка.

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, зам. дир. по соц. вопросам.

Рассмотрение вопроса на (IX), рекомендации педагогам, выписка (приложение) в план работы учреждения

Методическая работа

Перспективное, календарное планирование работы с дошкольниками

Организация работы с воспитанниками дошкольного возраста

Воспитатели

Собеседование, консультирование

зам. дир. по НМР учитель логопед, педагог психолог

Обсуждение, приказ

Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории

Повышение квалификации аттестуемого педагога

Работа воспитателя Ивачевой И.В

Собеседование, проверка материалов, посещения

зам. дир. по НМР

Аттестационная карта

Система воспитательной работы

Организация жизнедеятельности выпускников

Устройство воспитанников

воспитатели, воспитанники

Встречи с педагогами ПУ, собеседования, информирование.

Директор, зам.дир. по соц. вопросам

Договора, совещание при заместителе директора по УВР, (IX)

Документация детского дома.

Документация специалистов, воспитателей

Наличие и соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню

Работа педагогов. Планирование на новый учебный год, календарные планы

Собеседования, просмотр документации

Заместитель директора по УВР, зам.дир. по НМР

Совещание при заместителе директора по УВР (X)

Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Материально-техническое обеспечение, выполнение санитарно-гигиенических требований

Готовность учреждения к новому учебному году.

Помещения, кабинеты, комнаты проживания

Собеседование с начальником хозяйственного отдела, организационные мероприятия

директор

Акты готовности, совещание при директоре (IX)

Октябрь

Организация образовательного процесса

Актуальность, корректировка нормативно-правового обеспечения

Государственная аккредитация

Локальные акты

Обсуждение

Директор

Приказ, совещание при директоре (IX)

Система воспитательной работы

Занятость воспитанников в УДО, кружках детского дома

Формирование кружков детского дома, запись в УДО

Работа педагога организатора, руководителей кружков

Собеседование с педагогами, посещение занятий, проверка журналов посещаемости

Заместитель директора по УВР

Совещания при заместителе директора по УВР (IX,X)

Успеваемость воспитанников по итогам 1 учебной четверти, самоподготовка.

Изучение результатов

Воспитанники, организация работы воспитателей

Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ

Заместитель директора по УВР

Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (X), приказ о награждении воспитанников

Методическая работа

Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории

Повышение квалификации аттестуемого педагога

Работа воспитателя Уманцевой Н.А.

Собеседование, проверка материалов, посещения

зам .дир. по НМР

Аттестационная карта

Ноябрь

Система воспитательной работы

Организация каникул

Выполнение плана работы на каникулы, эффективность проведённых мероприятий

Специалисты, воспитатели

Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками

Заместитель директора по УВР, зам .дир. по НМР

Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (X,XI), создание «Книги отзывов»

Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых

Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания

Семьи родственников, знакомых

Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов

Директор, зам. дир. по соц. вопросам воспитатели

Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления

Декабрь

Организация образовательного процесса

Внесение изменений и дополнений в документы регулирующие деятельность детского дома, структура

Смена организационно-правовой формы

Нормативно-правовая база детского дома

Обсуждение, собеседование с педагогами, изучение документов, деятельность рабочих групп

Директор, заместитель директора по УВР

Приказ, совещание при директоре (I),

Методическая работа

Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории

Повышение квалификации аттестуемого педагога

Работа воспитателя Коротких Л.М.

Собеседование, проверка материалов, посещения

зам. дир. по НМР

Аттестационная карта

Система воспитательной работы

Подготовка к новогодним праздникам

Качество подготовки мероприятий, организация работы на воспитательных группах

Педагог-организатор, музыкальный руководитель, воспитатели

Посещение репетиций, собеседование, изучение материалов, календарного планирования

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Приказ, совещание при заместителе директора по УВР (XII)

Организация каникул

Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещение их воспитанниками

Специалисты, воспитатели

Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (XII,I)

Успеваемость воспитанников по итогам 1 полугодья, самоподготовка

Обучение в ПУ.

Изучение результатов

Воспитанники, организация работы воспитателей

Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ, собеседование с воспитателями

Заместитель директора по УВР

Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (XII), приказ о награждении воспитанников

Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых

Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания

Семьи родственников, знакомых

Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов

Директор, зам. дир. по соц вопросам, воспитатели

Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления

Январь

1.Система воспитательной работы

Посещение воспитанниками УДО, кружков детского дома

Анализ занятости воспитанников в кружках детского дома, УДО

Воспитанники

Собеседование с воспитанниками, руководителями кружков, воспитателями, педагогами УДО

Педагог-организатор

Информация, совещание при заместителе директора по УВР (I)

2.Документация детского дома

Документация специалистов, воспитателей

Наличие, соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню, ведение

Работа педагогов. Календарные планы, выполнение планов работы на учебный год

Собеседования, просмотр документации, посещение занятий

Заместитель директора по УВР, зам .дир по НМР

Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (I)

Программы дополнительного образования детей

Прохождение программного материала. Выполнение практических частей программ

Руководители кружков

Собеседования, просмотр документации, посещение занятий

Заместитель директора по УВР

Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (I)

Организация работы с дошкольниками

Ведение, наличие, соответствие календарного планирования перспективному, организация занятий с воспитанниками дошкольного возраста

Воспитатели.

Специалисты

Собеседование, посещение занятий

Заместитель директора по УВР,

зам .дир по НМР, учитель логопед, педагог психолог

Приказ, справка,

совещание при заместителе директора по УВР (I)

Февраль

Организация образовательного процесса

Организация и эффективность работы с воспитанниками «группы риска».

Оценка исполнения нормативно-правовых документов. Оценка качества работы педагогов

Зам. дир. по УВР, специалисты, воспитатели

Изучение документации, собеседования с педагогами

Директор, зам. дир. по УВР, зам .дир по соц. вопросам, педагог психолог, зам .дир по НМР

Приказ, справка,

совещание при

директоре (II)

Методическая работа

Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории

Повышение квалификации аттестуемого педагога

Работа воспитателя Белокопытской С.А.

Собеседование, проверка материалов, посещения

Заместитель директора по Н.М.Р

Аттестационная карта

Система воспитательной работы

Организация дополнительных каникул

Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещения их воспитанниками

Специалисты, воспитатели

Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками

Заместитель директора по УВР, зам .дир по НМР

Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (II)

Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых

Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания

Семьи родственников, знакомых

Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов

Директор, зам .дир по соц. вопросам воспитатели

Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления

Март

1. Организация образовательного процесса

Нормативно-правовое обеспечение работы учреждения

Разработка программы развития

Программа развития учреждения, локальные акты детского дома

Обсуждение, собеседования, деятельность рабочих групп

Директор

Приказ, совещание при директоре (III), проект Программы развития

2. Система воспитательной работы

Успеваемость воспитанников по итогам 3 учебной четверти, самоподготовка.

Изучение результатов

Воспитанники, организация работы воспитателей

Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ

Заместитель директора по УВР

Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (III), приказ о награждении воспитанников

Организация каникул

Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещение их воспитанниками

Специалисты, воспитатели

Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками

Заместитель директора по УВР зам .дир. по НМР

Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (III)

3. Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых

Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания

Семьи родственников, знакомых

Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов

Директор, зам. дир. соц. вопросам, воспитатели

Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления

Апрель

Методическая работа

Соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным категориям

Систематизация работы за учебный год

Педагоги

Собеседование, изучение материалов

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам директора по УВР (IV,V)

Выполнение плана курсовой подготовки педагогов (в рамках работы с аттестационными картами педагогов)

Повышение квалификации педагогических работников

Педагоги

Изучение документации

Заместитель директора по УВР

Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V)

Методические темы педагогов (в рамках работы с аттестационными картами педагогов)

Наличие, эффективность работы по ним

Педагоги

Изучение материалов, наблюдения, собеседования с педагогами

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V)

Система воспитательной работы

КТД (общие мероприятия) детского дома

Качество и эффективность проводимых мероприятий

Педагог- организатор, музыкальный руководитель

Посещение мероприятий, наблюдения, собеседования с воспитанниками, педагогами

Заместитель директора по УВР

Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (IV)

Обучение выпускников в техникумах, ПУ

Предварительные итоги окончания учебного года

Выпускники

Встречи с педагогами ПУ, запрос информации

Зам. дир. по соц. вопросам воспитатели

Совещание при заместителе директора по УВР (V)

Контроль над состоянием обеспечивающих процессов

Сохранение и предоставление жилья воспитанникам.

Социальная защита воспитанников

Социальные педагоги, воспитатели

Изучение документации, собеседования с педагогами

Директор

Справка, совещание при директоре (V)

Май

Методическая работа

Деятельность педагогов детского дома за учебный год

Проверить аналитические умения педагогов, способность подвести итог, определить результативность и задачи на новый год

Педагоги

Собеседования (по графику), оценка письменного анализа работы и задач на следующий учебный год

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Анализ работы специалистов за учебный год, проекты планов работы на следующий учебный год

Соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным категориям

Систематизация работы за учебный год

Педагоги

Собеседование, изучение материалов

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V)

2. Система воспитательной работы

Успеваемость воспитанников по итогам учебного года (ОУ, ПУ).

Изучение результатов

Воспитанники, организация работы воспитателей

Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ

Заместитель директора по УВР

Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (V), приказ о награждении воспитанников

3. Документация детского дома

Документация специалистов, воспитателей

Наличие, соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню, ведение

Работа педагогов. Календарные планы, выполнение планов работы за учебный год

Собеседования, просмотр документации

Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР

Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (V)

Программы дополнительного образования детей

Прохождение программного материала. Выполнение

Руководители кружков

Собеседования, просмотр документации

Заместитель директора по УВР

Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (V)

Организация работы с дошкольниками

Ведение, наличие, организация занятий с воспитанниками дошкольного возраста

Воспитатели

специалисты

Собеседование, просмотр документации

Заместитель директора по УВР,

Зам. дир. по НМР, учитель логопед, педагог психолог

Приказ, справка,

совещание при заместителе директора по УВР (V)

Как Вы понимаете, таблица как «жанр» документа предполагает лишь схематическую подачу материала, находящего развёрнутое отражение в других документах. Поэтому, если на некоторые месяцы выпадает не пять ранее означенных, а четыре или меньше групп объектов контроля, предполагается, что именно в этот период следует сделать акцент именно на них. Остальные же группы, не упомянутые в этом месяце, по-прежнему остаются в поле зрения заместителя директора по УВР, равно как и всех остальных сотрудников, в чьей компетенции находится данный вид работы. В свою очередь, практически то же самое можно и сказать и о собственно объектах контроля. Если в каком-либо месяце мы называем один объект, это не означает, что на протяжении всего остального учебного года на него никто внимания не обратит. Напротив, предполагается, и к этому ответственно относится каждый член коллектива, что именно в указанный период данный вид работы будет находиться в состоянии максимальной завершённости, и позволит сделать контроль над её выполнением наиболее объективным. Остаётся спросить: а ограничивается ли этим, пусть и достаточно развёрнутым перечнем, контролирующая функция заместителя директора по УВР? Разумеется, нет. Однако, понимая, что наша работа имеет методическое назначение, мы не хотели бы сковывать заместителя директора по УВР в любом другом детском доме избыточной щепетильностью нюансировки. Да, все мы можем работать по типовым должностным инструкциям, нести административную и уголовную ответственность согласно одним Федеральным законам. Но повседневная практика намного шире любых условных регламентаций. У каждого детского дома свой уклад. Никем не писанный, но до глубины души понятный каждому члену его коллектива. Поэтому пусть Ваша интуиция подскажет Вам, уважаемый коллега, что, когда, в каком объёме и при чьей поддержке Вам следует проконтролировать. В заключение разрешите привести здесь итоговую, майскую часть таблицы, не повторяющуюся ни в одном предшествующем маю месяце. И Вы прекрасно понимаете, почему.

Теперь же нам остаётся только выразить надежду на то, что наши взгляды, в известной мере продемонстрированные при подготовке этой работы, окажутся близки и Вам. В любом случае, мы с признательностью примем Ваши предложения и замечания, направленные на повышение эффективности нашей работы. От души желаем Вам, чтобы Ваши коллеги встретили любой контроль с пониманием, и оправдали надежды, которые Вы на них возложили.

4. Эффективность функционирования системы воспитания

Результаты деятельности по основным направлениям УВР, динамика развития личности ребенка, уровень готовности выпускников, качество работы кружков.

Анализ работы за учебный год, результативность

Педагоги, воспитанники

Изучение документации, собеседования, с детьми, педагогами, анкетирование, выполнение практических заданий.

Зам. дир. по УВР, специалисты

Приказ, Педагогический Совет (V)


Библиографическая ссылка

Коненко А. В., Латышев О.Ю. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ КАК ОРГАНИЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ДЕТСКОГО ДОМА ПО УВР // Старт в науке. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=419 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674