В наше непредсказуемое время директор детского дома, более чем когда-либо, должен обладать дальновидностью, предусмотрительностью, оперативной реакцией на всё, что происходит как в детском доме, так и вокруг него. Это требует от руководителя ещё и способности максимального сосредоточения на общественных процессах, которые коснутся детского дома не сегодня и не завтра, но коснутся основательно, и подготовиться к этому нужно как можно раньше. А как же жизнь собственно детского дома? Как удержать в фарватере могучей и полноводной реки жизни мощный корабль детского дома? Здесь на помощь капитану приходит его верный и вездесущий помощник. Это его заместитель. Назвать деятельность заместителя директора детского дома по учебно-воспитательной работе разнообразной – всё равно, что ничего не сказать. Она поистине всеохватна. И дело тут, пожалуй, не столько в добросовестности должностного лица, сколько в высокой человеческой позиции того, кто эту должность занимает. Подчас доводится касаться вопросов, на первый взгляд, очень далёких от собственно учебно-воспитательного процесса учреждения. Но уж так тесно они между собою увязаны, что иначе просто никак нельзя. И дело не в том, что какой-то другой сотрудник детского дома недостаточно подготовил базу для того, чтобы учебно-воспитательная работа шла должным образом. У нас хорошо сложившийся коллектив, полное взаимопонимание, высокая культура отношений. И каждый прекрасно знает, как важно для общего успеха его действие. В данном случае задача заместителя директора детского дома по учебно-воспитательной работе состоит в том, чтобы увидеть труд всего коллектива как единую логическую цепь, и сделать всё возможное, чтобы эта цепь стала максимально прочной и гибкой. В виду этого обстоятельства позвольте коснуться здесь только одной из важнейших функций – контролирующей. Которая, наряду с управлением, руководством и другими, работает на общий результат. Именно так можно помочь директору детского дома, решающему в это время вопросы восходящего уровня.
При всём многообразии объектов контроля, их всё же можно разделить на пять следующих групп:
1. Организация образовательного процесса.
2. Методическая работа.
3. Система воспитательной работы.
4. Документация детского дома.
5. Контроль над состоянием обеспечивающих процессов.
Позвольте предложить Вашему вниманию хронологическую таблицу, включающую основные объекты контроля, в ходе которого значительная часть работы приходится на долю заместителя директора по УВР.
Вопросы, подлежащие контролю |
Цель контроля |
Объекты контроля |
Методы контроля |
Ответственные лица |
Итоги, выход |
Сентябрь |
|||||
Организация образовательного процесса |
|||||
Адаптация вновь поступивших воспитанников |
Отслеживание адаптации вновь поступивших детей |
Организация воспитательной работы, готовность воспитанников |
Наблюдения, собеседование с воспитанниками, педагогами |
Заместитель директора по УВР, специалисты |
Рассмотрение вопроса на (IX), рекомендации воспитателям |
Выявление воспитанников «группы риска» |
Первоначальный анализ на основе сбора информации. Формирование банка данных. |
Воспитанники |
Собеседование с педагогами, анализ документов, выполнение воспитанниками правил внутреннего распорядка. |
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, зам. дир. по соц. вопросам. |
Рассмотрение вопроса на (IX), рекомендации педагогам, выписка (приложение) в план работы учреждения |
Методическая работа |
|||||
Перспективное, календарное планирование работы с дошкольниками |
Организация работы с воспитанниками дошкольного возраста |
Воспитатели |
Собеседование, консультирование |
зам. дир. по НМР учитель логопед, педагог психолог |
Обсуждение, приказ |
Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории |
Повышение квалификации аттестуемого педагога |
Работа воспитателя Ивачевой И.В |
Собеседование, проверка материалов, посещения |
зам. дир. по НМР |
Аттестационная карта |
Система воспитательной работы |
|||||
Организация жизнедеятельности выпускников |
Устройство воспитанников |
воспитатели, воспитанники |
Встречи с педагогами ПУ, собеседования, информирование. |
Директор, зам.дир. по соц. вопросам |
Договора, совещание при заместителе директора по УВР, (IX) |
Документация детского дома. |
|||||
Документация специалистов, воспитателей |
Наличие и соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню |
Работа педагогов. Планирование на новый учебный год, календарные планы |
Собеседования, просмотр документации |
Заместитель директора по УВР, зам.дир. по НМР |
Совещание при заместителе директора по УВР (X) |
Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Материально-техническое обеспечение, выполнение санитарно-гигиенических требований |
Готовность учреждения к новому учебному году. |
Помещения, кабинеты, комнаты проживания |
Собеседование с начальником хозяйственного отдела, организационные мероприятия |
директор |
Акты готовности, совещание при директоре (IX) |
Октябрь |
|||||
Организация образовательного процесса |
|||||
Актуальность, корректировка нормативно-правового обеспечения |
Государственная аккредитация |
Локальные акты |
Обсуждение |
Директор |
Приказ, совещание при директоре (IX) |
Система воспитательной работы |
|||||
Занятость воспитанников в УДО, кружках детского дома |
Формирование кружков детского дома, запись в УДО |
Работа педагога организатора, руководителей кружков |
Собеседование с педагогами, посещение занятий, проверка журналов посещаемости |
Заместитель директора по УВР |
Совещания при заместителе директора по УВР (IX,X) |
Успеваемость воспитанников по итогам 1 учебной четверти, самоподготовка. |
Изучение результатов |
Воспитанники, организация работы воспитателей |
Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ |
Заместитель директора по УВР |
Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (X), приказ о награждении воспитанников |
Методическая работа |
|||||
Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории |
Повышение квалификации аттестуемого педагога |
Работа воспитателя Уманцевой Н.А. |
Собеседование, проверка материалов, посещения |
зам .дир. по НМР |
Аттестационная карта |
Ноябрь |
|||||
Система воспитательной работы |
|||||
Организация каникул |
Выполнение плана работы на каникулы, эффективность проведённых мероприятий |
Специалисты, воспитатели |
Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками |
Заместитель директора по УВР, зам .дир. по НМР |
Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (X,XI), создание «Книги отзывов» |
Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых |
Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания |
Семьи родственников, знакомых |
Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов |
Директор, зам. дир. по соц. вопросам воспитатели |
Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления |
Декабрь |
|||||
Организация образовательного процесса |
|||||
Внесение изменений и дополнений в документы регулирующие деятельность детского дома, структура |
Смена организационно-правовой формы |
Нормативно-правовая база детского дома |
Обсуждение, собеседование с педагогами, изучение документов, деятельность рабочих групп |
Директор, заместитель директора по УВР |
Приказ, совещание при директоре (I), |
Методическая работа |
|||||
Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории |
Повышение квалификации аттестуемого педагога |
Работа воспитателя Коротких Л.М. |
Собеседование, проверка материалов, посещения |
зам. дир. по НМР |
Аттестационная карта |
Система воспитательной работы |
|||||
Подготовка к новогодним праздникам |
Качество подготовки мероприятий, организация работы на воспитательных группах |
Педагог-организатор, музыкальный руководитель, воспитатели |
Посещение репетиций, собеседование, изучение материалов, календарного планирования |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Приказ, совещание при заместителе директора по УВР (XII) |
Организация каникул |
Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещение их воспитанниками |
Специалисты, воспитатели |
Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (XII,I) |
Успеваемость воспитанников по итогам 1 полугодья, самоподготовка Обучение в ПУ. |
Изучение результатов |
Воспитанники, организация работы воспитателей |
Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ, собеседование с воспитателями |
Заместитель директора по УВР |
Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (XII), приказ о награждении воспитанников |
Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых |
Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания |
Семьи родственников, знакомых |
Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов |
Директор, зам. дир. по соц вопросам, воспитатели |
Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления |
Январь |
|||||
1.Система воспитательной работы |
|||||
Посещение воспитанниками УДО, кружков детского дома |
Анализ занятости воспитанников в кружках детского дома, УДО |
Воспитанники |
Собеседование с воспитанниками, руководителями кружков, воспитателями, педагогами УДО |
Педагог-организатор |
Информация, совещание при заместителе директора по УВР (I) |
2.Документация детского дома |
|||||
Документация специалистов, воспитателей |
Наличие, соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню, ведение |
Работа педагогов. Календарные планы, выполнение планов работы на учебный год |
Собеседования, просмотр документации, посещение занятий |
Заместитель директора по УВР, зам .дир по НМР |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (I) |
Программы дополнительного образования детей |
Прохождение программного материала. Выполнение практических частей программ |
Руководители кружков |
Собеседования, просмотр документации, посещение занятий |
Заместитель директора по УВР |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (I) |
Организация работы с дошкольниками |
Ведение, наличие, соответствие календарного планирования перспективному, организация занятий с воспитанниками дошкольного возраста |
Воспитатели. Специалисты |
Собеседование, посещение занятий |
Заместитель директора по УВР, зам .дир по НМР, учитель логопед, педагог психолог |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (I) |
Февраль |
|||||
Организация образовательного процесса |
|||||
Организация и эффективность работы с воспитанниками «группы риска». |
Оценка исполнения нормативно-правовых документов. Оценка качества работы педагогов |
Зам. дир. по УВР, специалисты, воспитатели |
Изучение документации, собеседования с педагогами |
Директор, зам. дир. по УВР, зам .дир по соц. вопросам, педагог психолог, зам .дир по НМР |
Приказ, справка, совещание при директоре (II) |
Методическая работа |
|||||
Соответствие уровня профессиональной подготовки заявленной квалификационной категории |
Повышение квалификации аттестуемого педагога |
Работа воспитателя Белокопытской С.А. |
Собеседование, проверка материалов, посещения |
Заместитель директора по Н.М.Р |
Аттестационная карта |
Система воспитательной работы |
|||||
Организация дополнительных каникул |
Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещения их воспитанниками |
Специалисты, воспитатели |
Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками |
Заместитель директора по УВР, зам .дир по НМР |
Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (II) |
Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых |
Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания |
Семьи родственников, знакомых |
Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов |
Директор, зам .дир по соц. вопросам воспитатели |
Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления |
Март |
|||||
1. Организация образовательного процесса |
|||||
Нормативно-правовое обеспечение работы учреждения |
Разработка программы развития |
Программа развития учреждения, локальные акты детского дома |
Обсуждение, собеседования, деятельность рабочих групп |
Директор |
Приказ, совещание при директоре (III), проект Программы развития |
2. Система воспитательной работы |
|||||
Успеваемость воспитанников по итогам 3 учебной четверти, самоподготовка. |
Изучение результатов |
Воспитанники, организация работы воспитателей |
Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ |
Заместитель директора по УВР |
Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (III), приказ о награждении воспитанников |
Организация каникул |
Проверка соответствия проводимых мероприятий запланированным, посещение их воспитанниками |
Специалисты, воспитатели |
Посещение мероприятий, собеседование с воспитанниками |
Заместитель директора по УВР зам .дир. по НМР |
Обсуждение, совещание при заместителе директора по УВР (III) |
3. Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Пребывание воспитанников в семьях родственников, знакомых |
Возможность пребывания воспитанников, создание условий для их содержания и воспитания |
Семьи родственников, знакомых |
Посещение по месту проживания (пребывания), сбор информации, документов |
Директор, зам. дир. соц. вопросам, воспитатели |
Обсуждение на планерке, оформление разрешения на пребывание, заявления |
Апрель |
|||||
Методическая работа |
|||||
Соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным категориям |
Систематизация работы за учебный год |
Педагоги |
Собеседование, изучение материалов |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам директора по УВР (IV,V) |
Выполнение плана курсовой подготовки педагогов (в рамках работы с аттестационными картами педагогов) |
Повышение квалификации педагогических работников |
Педагоги |
Изучение документации |
Заместитель директора по УВР |
Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V) |
Методические темы педагогов (в рамках работы с аттестационными картами педагогов) |
Наличие, эффективность работы по ним |
Педагоги |
Изучение материалов, наблюдения, собеседования с педагогами |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V) |
Система воспитательной работы |
|||||
КТД (общие мероприятия) детского дома |
Качество и эффективность проводимых мероприятий |
Педагог- организатор, музыкальный руководитель |
Посещение мероприятий, наблюдения, собеседования с воспитанниками, педагогами |
Заместитель директора по УВР |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (IV) |
Обучение выпускников в техникумах, ПУ |
Предварительные итоги окончания учебного года |
Выпускники |
Встречи с педагогами ПУ, запрос информации |
Зам. дир. по соц. вопросам воспитатели |
Совещание при заместителе директора по УВР (V) |
Контроль над состоянием обеспечивающих процессов |
|||||
Сохранение и предоставление жилья воспитанникам. |
Социальная защита воспитанников |
Социальные педагоги, воспитатели |
Изучение документации, собеседования с педагогами |
Директор |
Справка, совещание при директоре (V) |
Май |
|||||
Методическая работа |
|||||
Деятельность педагогов детского дома за учебный год |
Проверить аналитические умения педагогов, способность подвести итог, определить результативность и задачи на новый год |
Педагоги |
Собеседования (по графику), оценка письменного анализа работы и задач на следующий учебный год |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Анализ работы специалистов за учебный год, проекты планов работы на следующий учебный год |
Соответствие уровня профессиональной подготовки квалификационным категориям |
Систематизация работы за учебный год |
Педагоги |
Собеседование, изучение материалов |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Приказ, справка, аттестационные карты педагогов, совещание при зам. директора по УВР (IV,V) |
2. Система воспитательной работы |
|||||
Успеваемость воспитанников по итогам учебного года (ОУ, ПУ). |
Изучение результатов |
Воспитанники, организация работы воспитателей |
Дневники школьников, встречи с педагогами ОУ |
Заместитель директора по УВР |
Ведомость, совещание при заместителе директора по УВР (V), приказ о награждении воспитанников |
3. Документация детского дома |
|||||
Документация специалистов, воспитателей |
Наличие, соответствие документации педагогов номенклатуре дел, перечню, ведение |
Работа педагогов. Календарные планы, выполнение планов работы за учебный год |
Собеседования, просмотр документации |
Заместитель директора по УВР, зам. дир. по НМР |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (V) |
Программы дополнительного образования детей |
Прохождение программного материала. Выполнение |
Руководители кружков |
Собеседования, просмотр документации |
Заместитель директора по УВР |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (V) |
Организация работы с дошкольниками |
Ведение, наличие, организация занятий с воспитанниками дошкольного возраста |
Воспитатели специалисты |
Собеседование, просмотр документации |
Заместитель директора по УВР, Зам. дир. по НМР, учитель логопед, педагог психолог |
Приказ, справка, совещание при заместителе директора по УВР (V) |
Как Вы понимаете, таблица как «жанр» документа предполагает лишь схематическую подачу материала, находящего развёрнутое отражение в других документах. Поэтому, если на некоторые месяцы выпадает не пять ранее означенных, а четыре или меньше групп объектов контроля, предполагается, что именно в этот период следует сделать акцент именно на них. Остальные же группы, не упомянутые в этом месяце, по-прежнему остаются в поле зрения заместителя директора по УВР, равно как и всех остальных сотрудников, в чьей компетенции находится данный вид работы. В свою очередь, практически то же самое можно и сказать и о собственно объектах контроля. Если в каком-либо месяце мы называем один объект, это не означает, что на протяжении всего остального учебного года на него никто внимания не обратит. Напротив, предполагается, и к этому ответственно относится каждый член коллектива, что именно в указанный период данный вид работы будет находиться в состоянии максимальной завершённости, и позволит сделать контроль над её выполнением наиболее объективным. Остаётся спросить: а ограничивается ли этим, пусть и достаточно развёрнутым перечнем, контролирующая функция заместителя директора по УВР? Разумеется, нет. Однако, понимая, что наша работа имеет методическое назначение, мы не хотели бы сковывать заместителя директора по УВР в любом другом детском доме избыточной щепетильностью нюансировки. Да, все мы можем работать по типовым должностным инструкциям, нести административную и уголовную ответственность согласно одним Федеральным законам. Но повседневная практика намного шире любых условных регламентаций. У каждого детского дома свой уклад. Никем не писанный, но до глубины души понятный каждому члену его коллектива. Поэтому пусть Ваша интуиция подскажет Вам, уважаемый коллега, что, когда, в каком объёме и при чьей поддержке Вам следует проконтролировать. В заключение разрешите привести здесь итоговую, майскую часть таблицы, не повторяющуюся ни в одном предшествующем маю месяце. И Вы прекрасно понимаете, почему.
Теперь же нам остаётся только выразить надежду на то, что наши взгляды, в известной мере продемонстрированные при подготовке этой работы, окажутся близки и Вам. В любом случае, мы с признательностью примем Ваши предложения и замечания, направленные на повышение эффективности нашей работы. От души желаем Вам, чтобы Ваши коллеги встретили любой контроль с пониманием, и оправдали надежды, которые Вы на них возложили.
4. Эффективность функционирования системы воспитания |
|||||
Результаты деятельности по основным направлениям УВР, динамика развития личности ребенка, уровень готовности выпускников, качество работы кружков. |
Анализ работы за учебный год, результативность |
Педагоги, воспитанники |
Изучение документации, собеседования, с детьми, педагогами, анкетирование, выполнение практических заданий. |
Зам. дир. по УВР, специалисты |
Приказ, Педагогический Совет (V) |