Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «БРАК ПО ЛЮБВИ ИЛИ ВОПРЕКИ»

Гумбатова А.А. 1
1 МОУ СОШ с. Калуга Фёдоровского района Саратовской области

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о условиях вступления в брак и препятствий к заключению брака.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: определение «брак»,условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.

Задачи

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: способствовать воспитанию у учащихся вежливого, уважительного отношения к семье; способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи условий вступления в брак и, работать с текстом параграфа и его компонентами, работать с дополнительными источниками информации: выделять в тексте параграфа главное, находить ответы на вопросы, преобразовывать текстововую и иллюстративную информацию (в схему, таблицу,).

Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Коммукативные: участие в диалоге, участвовать в совместной деятельности (групповая работа).

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Знать: условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.

Уметь: Находить и извлекать информацию о условия вступления в брак и препятствия к заключению брака из адаптированных источников различного типа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Основные понятия: брак, условия и препятствия к заключению брака, гражданский брак, семейный кодекс.

Оборудование: ПК, дидактический материал, учебники, тетради, статьи Семейного кодекса РФ.

Предполагаемые результаты:

1) Предметные: учащиеся узнают условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.

2) Метапредметные: формирование навыков отбора и обработки информации в соответствии с целевым назначением создаваемого учебного продукта. Логическое построение ответа, аргументация.

3) Личностные: - совершенствование навыка публичного выступления, ведения диалога и дискуссии.

- способствовать развитию коммуникативных навыков. Повышение ответственности за работу в группе.

- способствовать развитию творческих способностей, способностям самостоятельного приобретения знаний и умений.

- способствовать формированию способностей применять полученные знания на практике.

- формирование бережного отношения к своему здоровью.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.

Начинаем наш урок.

Я и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Активизация познавательного процесса.

Сообщение темы и целей урока

(8 минуты)

gumbatova_1.jpg

Учитель: В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени.

Проблемный вопрос: Ребята, какое мероприятие происходит на картине? Кого изобразил художник на первом плане картины?

Предполагаемый ответ: Венчание. Пожилого жениха, молодую невесту, священника.

Учитель: Верно. Но обратите внимание, автор картины дал ей название « Неравный брак». Почему?

Объясните, что позволило вам сделать такой вывод, глядя на эту картину?

Предполагаемый ответ: В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом. Невеста - с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Выдвигает проблему, записывает ассоциации учащихся на доску. Озвучить тему урока «Брак по любви или вопреки» -записать в тетрадь.(на доску)

Решают проблемные вопросы , выдвигают предположения о теме урока. На основании предлагаемых ответов учащихся, совместно с учителем формируют тему урока.

Записывают число, тему урока в тетрадь

Регулятивные УУД:

прогнозирование

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, высказывать свои мысли, свое мнение, отвечать на вопросы учителя

 

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, обладала ли невеста правом сама сделать выбор кандидата в мужья и выйти замуж по своему желанию в тот исторический период (19 век)?

Предполагаемый ответ: Не обладала невеста правом сама сделать выбор кандидата в мужья и выйти замуж по своему желанию.

Учитель: Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе прошлого времени.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, что могло заставить молодую девушку согласиться на такое замужество? Кто повлиял на её выбор?

Предполагаемый ответ: Бедность семьи, родители.

Учитель: Правильно ребята. Середина XIX века в России была отмечена появлением, так называемых невест-бесприданниц. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери.

Проблемный вопрос: Каковы же условия заключения брака середины 19 века?

Предполагаемый ответ: для заключения брака не требовалось взаимного согласия мужчины и женщины.

Учитель: Верно ребята. (Видеосюжет). Ребята , внимание на экран. Что вы увидели в процессе просмотра видеосюжета?

Предполагаемый ответ: Современное бракосочетание.

Учитель: А чем процесс заключения брака на картине «Неравный брак» отличается от видеосюжета?

     
 

Предполагаемый ответ: Эмоциональным состоянием жениха и невесты, они счастливы, они с взаимного согласия вступают в брак.

Учитель: Ребята, скажите, каковы условия современного заключения брака. Объясните ваш ответ.

Предполагаемый ответ: Современный брак заключается по обоюдному согласию.

gumbatova_2.jpg

Учитель: Правильно ребята.

Проблемный вопрос: Ребята, мы сейчас с вами увидели два разных процесса заключения брака. На картине Василия Пукирева «Неравный брак», мы увидели заключение брака без взаимного согласия мужчины и женщины, а на видеосюжете, брак заключается по обоюдному согласию, по любви.

Ребят, какое слово, при обсуждении картины и видеосюжета, вы слышали чаще всего. Какое слово вы назвали бы главным?

Предполагаемый ответ: Брак.

Учитель помещает слово «Брак» на доску.

Учитель: А что лежит в основе брака который вы увидели при просмотре видеосюжета, на чём он строится?

Предполагаемый ответ: Любовь.

Учитель помещает слова «по любви» рядом со словом « брак».

Учитель: А что лежит в основе брака который вы увидели при просмотре картины, на чём он строится?

Предполагаемый ответ: грусть, обрёчённость и т.д.

Учитель: Вы правильно рассуждаете, но в русском языке есть синоним всем определениям которые вы озвучили, это слово «вопреки».

     

3. Постановка учебной задачи.

(3 минуты)

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

- Учитель: Мы с вами сформулировали с вами тему урока. Исходя из темы урока, давайте определим главную цель занятия. Подумайте и предположите, что сегодня предстоит выяснить на уроке?

Предполагаемый ответ: На основании предлагаемых ответов учащихся, совместно с учителем формируется цель урока.

Озвучить цель урока: Овладеть знаниями об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака.

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Учащиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

4. Усвоение новых знаний.

20 минут

Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.

Историческая справка.

Учитель: В разные исторические периоды существовали разные формы заключения брака. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок, и предположите, что происходит?

Предполагаемый ответ: похищение невесты женихом.

Учитель: Верно. До принятия христианства существовал такой обычай, как похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников, с дальнейшим заключением брака.

Ребята, а возможно ли в наше время похищение невесты женихом или же покупка ее у родственников? Законно ли это? Объясните свой ответ. Ваши предположения.

Предполагаемый ответ: Да, возможны. Учащиеся высказывают мнение по поводу законности заключения брака при похищении невесты.

Учитель: Верно. Это не законно, т.к. нарушаются права человека. А может, вы скажете, какие права человека нарушаются?

Предполагаемый ответ: Личные, на неприкосновенность личности, насильственное лишение свободы.

Показ рис (или таблиц или Презентации) - формы заключения брака в разные исторические периоды

.

Работают в группах, выделяют формы заключения брака в разные исторические периоды

Личностные: формирование причин изменения условий заключения брака.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе (паре)

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, смысловое чтение, преобразование информации

 

gumbatova_3.jpg

Учитель: Обратите внимание на экран. С принятием христианства в 11 веке, брак заключался церковным венчанием или традиционным обрядом у воды.

Проблемный вопрос: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, с какого возраста вступали в брак в период Древней Руси?

Предполагаемый ответ: 13-15 лет.

Учитель: Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака.

gumbatova_4.jpg

Проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, чем условия вступления в брак и взаимоотношения супругов в современном обществе отличаются или похожи от условий вступления в брак и взаимоотношений супругов в 19 веке и Древней Руси? Назовите отличия и черты сходства.

Учащиеся заполняют схему: Приложение № 1

Предполагаемый ответ:1.Не допускается многожёнство, брак между родственниками- черты сходства.

2. Брачный возраст, добровольное согласие.- черты отличия.

     
 

Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, возможно ли заключение брака в столь раннем возрасте в современном обществе? Поясните свой ответ.

Предполагаемый ответ: Нет, не возможно. Это запрещено.

Учитель: А почему вы не можете вступить в брак в 15 лет?

Предполагаемый ответ: Не по закону.

Учитель: Да вы правы , действительно существует закон ограничивающий возраст вступления в брак и прописан он в Семейном кодексе РФ, который был принят Государственной думой 8 декабря 1995г.

Задание № 1 учащимся: Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. Использовать текст учебника на стр. 274-275.

Приложение № 2

Ответьте на вопрос: Какие изменения вы видите в условиях при вступлении в брак и в причинах препятствия заключению брака?

Предполагаемый ответ: обсуждение по таблице.

Учитель. Ребята вы всё верно выполнили. Но вернёмся к названию темы урока и выделим главное слово темы.

Предполагаемый ответ: Брак.

Учитель: А какое определение вы можете дать понятию «брак»?

Предполагаемый ответ: Учащиеся дают различные варианты определению «брак».

Учитель: Брак - Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной (Толковый словарь Ожегова)

Брак- это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом.

Организует работу по заполнению схемы «Черты сходства и отличия» Организует работу на формирование понятийного аппарата учащихся.

Организует работу с учебником: Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. задает вопрос классу

Организует работу на формирование понятийного аппарата учащихся.

Заполняют схему, определяют черты сходства и отличия,

формируют понятие о Семейном кодексе РФ.

Работа с учебниками стр. 274, заполняют схему.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Работают со словарём, выдвигают предположения, рассуждают. формируют понятие «Брак».

 

Физкультминутка

1 минута

Учитель: Ребята, в последние десятилетия в обществе наблюдается такая ситуация, когда мужчина и женщина, понравившиеся друг другу, решают жить вместе. У них рождаются дети. Но их отношения не были зарегистрированы. Как вы считаете, как можно назвать такие отношения?

Предполагаемый ответ: Гражданский брак.

Учитель: Верно. Когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но брак по каким-то причинам не регистрируют, такие отношения характеризуются как гражданский брак (фиктивный) брак.

Фиктивный брак, т.е. не зарегистрированный в органах загс, не пользуется в нашей стране защитой со стороны государства. Только зарегистрированный брак органами актов записи гражданского состояния (ЗАГС) признаётся действительным

Учитель: Ребята, а как вы сами относитесь к гражданскому браку?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учитель: Вот так же, как между вами разделилось мнение «за» и «против» по отношению к гражданскому браку, так и в обществе в целом не наблюдается единого мнения по этому вопросу.

Задание № 2 учащимся: Работа с диаграммой.

Иногда приходится слышать мнение, что, если мужчина и женщина проживают совместно, ведут общее хозяйство, их можно считать мужем и женой, даже если они не заключили официального брака. Социологи опросили россиян разного возраста, задав им вопрос: «Вы согласны или не согласны с таким мнением?» результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними. Выполните задание и ответьте на вопросы.

Упражнения, рекомендованные СанПиН

Организует проблемную ситуацию самостоятельную работу в группах, использует работу с диаграммами

 

Учащиеся работают по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы классу

 

Приложение № 3.

1. Как различаются мнения опрошенных разных возрастов? ОТВЕТ: 70% опрошенных в возрасте 18-35 лет, 60 % в возрасте 36- 54 года и 50% старше 55 - согласны с мнением. В возрасте от 36 до 54 лет не согласны с мнением 30 %, а возрасте старше 55 - 35% не согласны с мнением, чуть больше 20% опрошенных во возрасте до 35 лет не согласны с мнением.

Учитель: Результаты опроса, представленные на следующей диаграмме , составлены самими учащимися, при опросе жителей села. Вопрос « Как вы относитесь к гражданскому браку?» Ознакомьтесь с ними.

Приложение № 4

Сформулируйте результаты опроса.

Сравните и оцените результаты опроса диаграмм с правовой точки зрения.

ОТВЕТ: С правовой точки зрения, мужчина и женщина не являются официально мужем и женой. В юридическом понимании такой союз не является браком. Результаты опроса свидетельствуют о том, что люди не думают о юридических правах и обязанностях по отношению друг с другом.

Учитель: Правильно ребята. Как мы видим, даже в ситуации гражданского брака, государство стремиться защитить права мужчин и женщин. Таким образом, нормы Семейного кодекса стоят на страже интересов вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы

     

5. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

6 мин

Проблемный вопрос: Ребята! Сегодня на уроке мы говорили и рассуждали на тему условий вступления в брак и препятствия к заключению брака, для чего использовали различные источники: Картину «Неравный брак», видеосюжет о заключении современного брака, диаграммы опроса населения по отношению к гражданскому браку

Организует обсуждение ответов учащихся

Отвечают на вопросы, делают заключения, предполагают что ещё могут узнать используя источники рассматриваемые на уроке.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

 

Беседа с классом по схеме:

Интересно ли вам было работать с этими источниками?

Какие вопросы мы ставили при изучении данных источников?

Что нового мы узнали?

Что даёт картина для понимания темы? Для понятия прошлого и настоящего?

Что ещё в связи с этой картиной хотелось бы узнать?.

Какой вывод мы можем сделать? Каким должен быть брак, по любви или вопреки?

Предполагаемый ответ: Брак должен заключаться по любви и обоюдному согласию, согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ.

   

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение вступать диалог с учителем, друг с другом

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, анализировать. Исправлять ошибки

6. Рефлексия деятельности.

4 минут

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Таблица для оценивания работы на уроке по поставленным критериям. Приложение 5.

   

Личностные УУД:

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

2-3 мин

п.43

Задания на стр.281-282.

Творческое задание: Написать эссе на одну из тем: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе» Сократ, «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» О. де Бальзак

     

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭОР НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9 КЛАСС.

«Частная и публичная жизнь гражданина»

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация «Брак по любви или вопреки»

информационный

презентация

-------

2

ФЦИОР learning Apps.org

информационный

Тестовые задания

-------

3

ФЦИОР «Заключение современного брака»

информационный

видеосюжет

-------

Приложение №1.

gumbatova_r1.eps

Приложение №2

Таблица «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ

Условия вступления в брак

Препятствия к заключению брака

Брачный возраст -18 лет;

При наличии уважительных причин (беременность) органы местного самоуправления могут снизить возраст до 16 лет, а в ряде субъектов РФ( Мурманская, Новгородская, Камчатская области) до 14 лет.

Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

Между близкими родственниками(родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными ( имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами;

Усыновителями и усыновлёнными;

Между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным в следствии психического расстройства.

Приложение №3.

gumbatova_t1.eps

Приложение №4.

gumbatova_t2.eps

Приложение №5.

1балл- оценка «3»

2 балла- оценка «3»

3 балла- оценка «4»

4 балла- оценка «5»

Я знаю, что такое брак

Я знаю, что такое брак. Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака.

Я знаю, что такое брак. Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. Сравнить условия вступления в брак и препятствия к заключению брака в разные исторические периоды.

Я знаю, что такое брак .

Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. Сравнить условия вступления в брак и препятствия к заключению брака в разные исторические периоды.

Рассуждать, приводить примеры по данной теме.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ф.И. учащегося:______________________________________________________________

Класс:_____________________

Дата:______________________

Тема урока:__________________________________________________________________

Цель урока:__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

1

Учащиеся заполняют схему: « Черты сходства и отличия»

Для выполнения задания использовать приложение № 1

2

Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ.

Для выполнения задания использовать приложение № 2

3

Сформулировать определение понятию «брак»

БРАК –

4

Работа с диаграммами

Для выполнения задания использовать приложение № 3,4

Сформулируйте результаты опроса.-

Сравните и оцените результаты опроса диаграмм с правовой точки зрения


Библиографическая ссылка

Гумбатова А.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «БРАК ПО ЛЮБВИ ИЛИ ВОПРЕКИ» // Старт в науке. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=352 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674