Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к усвоению знаний о условиях вступления в брак и препятствий к заключению брака.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: определение «брак»,условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
Задачи
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: способствовать воспитанию у учащихся вежливого, уважительного отношения к семье; способствовать формированию толерантности, как основы позитивных качеств личности.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи условий вступления в брак и, работать с текстом параграфа и его компонентами, работать с дополнительными источниками информации: выделять в тексте параграфа главное, находить ответы на вопросы, преобразовывать текстововую и иллюстративную информацию (в схему, таблицу,).
Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
Коммукативные: участие в диалоге, участвовать в совместной деятельности (групповая работа).
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
Знать: условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
Уметь: Находить и извлекать информацию о условия вступления в брак и препятствия к заключению брака из адаптированных источников различного типа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Основные понятия: брак, условия и препятствия к заключению брака, гражданский брак, семейный кодекс.
Оборудование: ПК, дидактический материал, учебники, тетради, статьи Семейного кодекса РФ.
Предполагаемые результаты:
1) Предметные: учащиеся узнают условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
2) Метапредметные: формирование навыков отбора и обработки информации в соответствии с целевым назначением создаваемого учебного продукта. Логическое построение ответа, аргументация.
3) Личностные: - совершенствование навыка публичного выступления, ведения диалога и дискуссии.
- способствовать развитию коммуникативных навыков. Повышение ответственности за работу в группе.
- способствовать развитию творческих способностей, способностям самостоятельного приобретения знаний и умений.
- способствовать формированию способностей применять полученные знания на практике.
- формирование бережного отношения к своему здоровью.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Скажем: «Здравствуйте» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Начинаем наш урок. Я и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2. Активизация познавательного процесса. Сообщение темы и целей урока (8 минуты) |
Учитель: В 1863 году на Московской академической художественной выставке была представлена работа молодого художника Василия Пукирева, которая произвела настоящий фурор. Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе того времени. Проблемный вопрос: Ребята, какое мероприятие происходит на картине? Кого изобразил художник на первом плане картины? Предполагаемый ответ: Венчание. Пожилого жениха, молодую невесту, священника. Учитель: Верно. Но обратите внимание, автор картины дал ей название « Неравный брак». Почему? Объясните, что позволило вам сделать такой вывод, глядя на эту картину? Предполагаемый ответ: В центре престарелый жених, облаченный в дорогой костюм, с неестественной осанкой, поддерживаемый тугим корсетом. Старик старается взглянуть на невесту с высоты своего генеральского чина, однако он жалок, хоть и старается держаться молодцом. Невеста - с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке. |
Выдвигает проблему, записывает ассоциации учащихся на доску. Озвучить тему урока «Брак по любви или вопреки» -записать в тетрадь.(на доску) |
Решают проблемные вопросы , выдвигают предположения о теме урока. На основании предлагаемых ответов учащихся, совместно с учителем формируют тему урока. Записывают число, тему урока в тетрадь |
Регулятивные УУД: прогнозирование Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, высказывать свои мысли, свое мнение, отвечать на вопросы учителя |
Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. Проблемный вопрос: Как вы считаете, обладала ли невеста правом сама сделать выбор кандидата в мужья и выйти замуж по своему желанию в тот исторический период (19 век)? Предполагаемый ответ: Не обладала невеста правом сама сделать выбор кандидата в мужья и выйти замуж по своему желанию. Учитель: Картина «Неравный брак» посвящалась теме насильственных бракосочетаний в российском обществе прошлого времени. Проблемный вопрос: Как вы думаете, что могло заставить молодую девушку согласиться на такое замужество? Кто повлиял на её выбор? Предполагаемый ответ: Бедность семьи, родители. Учитель: Правильно ребята. Середина XIX века в России была отмечена появлением, так называемых невест-бесприданниц. Материальная заинтересованность, желание провести выгодную сделку заставляли родителей поступаться интересами родной дочери. Проблемный вопрос: Каковы же условия заключения брака середины 19 века? Предполагаемый ответ: для заключения брака не требовалось взаимного согласия мужчины и женщины. Учитель: Верно ребята. (Видеосюжет). Ребята , внимание на экран. Что вы увидели в процессе просмотра видеосюжета? Предполагаемый ответ: Современное бракосочетание. Учитель: А чем процесс заключения брака на картине «Неравный брак» отличается от видеосюжета? |
||||
Предполагаемый ответ: Эмоциональным состоянием жениха и невесты, они счастливы, они с взаимного согласия вступают в брак. Учитель: Ребята, скажите, каковы условия современного заключения брака. Объясните ваш ответ. Предполагаемый ответ: Современный брак заключается по обоюдному согласию. Учитель: Правильно ребята. Проблемный вопрос: Ребята, мы сейчас с вами увидели два разных процесса заключения брака. На картине Василия Пукирева «Неравный брак», мы увидели заключение брака без взаимного согласия мужчины и женщины, а на видеосюжете, брак заключается по обоюдному согласию, по любви. Ребят, какое слово, при обсуждении картины и видеосюжета, вы слышали чаще всего. Какое слово вы назвали бы главным? Предполагаемый ответ: Брак. Учитель помещает слово «Брак» на доску. Учитель: А что лежит в основе брака который вы увидели при просмотре видеосюжета, на чём он строится? Предполагаемый ответ: Любовь. Учитель помещает слова «по любви» рядом со словом « брак». Учитель: А что лежит в основе брака который вы увидели при просмотре картины, на чём он строится? Предполагаемый ответ: грусть, обрёчённость и т.д. Учитель: Вы правильно рассуждаете, но в русском языке есть синоним всем определениям которые вы озвучили, это слово «вопреки». |
||||
3. Постановка учебной задачи. (3 минуты) ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
- Учитель: Мы с вами сформулировали с вами тему урока. Исходя из темы урока, давайте определим главную цель занятия. Подумайте и предположите, что сегодня предстоит выяснить на уроке? Предполагаемый ответ: На основании предлагаемых ответов учащихся, совместно с учителем формируется цель урока. Озвучить цель урока: Овладеть знаниями об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. |
Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Учащиеся конкретизируют цель урока |
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
4. Усвоение новых знаний. 20 минут |
Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака. Историческая справка. Учитель: В разные исторические периоды существовали разные формы заключения брака. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок, и предположите, что происходит? Предполагаемый ответ: похищение невесты женихом. Учитель: Верно. До принятия христианства существовал такой обычай, как похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников, с дальнейшим заключением брака. Ребята, а возможно ли в наше время похищение невесты женихом или же покупка ее у родственников? Законно ли это? Объясните свой ответ. Ваши предположения. Предполагаемый ответ: Да, возможны. Учащиеся высказывают мнение по поводу законности заключения брака при похищении невесты. Учитель: Верно. Это не законно, т.к. нарушаются права человека. А может, вы скажете, какие права человека нарушаются? Предполагаемый ответ: Личные, на неприкосновенность личности, насильственное лишение свободы. |
Показ рис (или таблиц или Презентации) - формы заключения брака в разные исторические периоды . |
Работают в группах, выделяют формы заключения брака в разные исторические периоды |
Личностные: формирование причин изменения условий заключения брака. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группе (паре) Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, смысловое чтение, преобразование информации |
Учитель: Обратите внимание на экран. С принятием христианства в 11 веке, брак заключался церковным венчанием или традиционным обрядом у воды. Проблемный вопрос: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, с какого возраста вступали в брак в период Древней Руси? Предполагаемый ответ: 13-15 лет. Учитель: Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Проблемный вопрос: Ребята, как вы считаете, чем условия вступления в брак и взаимоотношения супругов в современном обществе отличаются или похожи от условий вступления в брак и взаимоотношений супругов в 19 веке и Древней Руси? Назовите отличия и черты сходства. Учащиеся заполняют схему: Приложение № 1 Предполагаемый ответ:1.Не допускается многожёнство, брак между родственниками- черты сходства. 2. Брачный возраст, добровольное согласие.- черты отличия. |
||||
Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, возможно ли заключение брака в столь раннем возрасте в современном обществе? Поясните свой ответ. Предполагаемый ответ: Нет, не возможно. Это запрещено. Учитель: А почему вы не можете вступить в брак в 15 лет? Предполагаемый ответ: Не по закону. Учитель: Да вы правы , действительно существует закон ограничивающий возраст вступления в брак и прописан он в Семейном кодексе РФ, который был принят Государственной думой 8 декабря 1995г. Задание № 1 учащимся: Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. Использовать текст учебника на стр. 274-275. Приложение № 2 Ответьте на вопрос: Какие изменения вы видите в условиях при вступлении в брак и в причинах препятствия заключению брака? Предполагаемый ответ: обсуждение по таблице. Учитель. Ребята вы всё верно выполнили. Но вернёмся к названию темы урока и выделим главное слово темы. Предполагаемый ответ: Брак. Учитель: А какое определение вы можете дать понятию «брак»? Предполагаемый ответ: Учащиеся дают различные варианты определению «брак». Учитель: Брак - Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной (Толковый словарь Ожегова) Брак- это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом. |
Организует работу по заполнению схемы «Черты сходства и отличия» Организует работу на формирование понятийного аппарата учащихся. Организует работу с учебником: Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. задает вопрос классу Организует работу на формирование понятийного аппарата учащихся. |
Заполняют схему, определяют черты сходства и отличия, формируют понятие о Семейном кодексе РФ. Работа с учебниками стр. 274, заполняют схему. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Работают со словарём, выдвигают предположения, рассуждают. формируют понятие «Брак». |
||
Физкультминутка 1 минута |
Учитель: Ребята, в последние десятилетия в обществе наблюдается такая ситуация, когда мужчина и женщина, понравившиеся друг другу, решают жить вместе. У них рождаются дети. Но их отношения не были зарегистрированы. Как вы считаете, как можно назвать такие отношения? Предполагаемый ответ: Гражданский брак. Учитель: Верно. Когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но брак по каким-то причинам не регистрируют, такие отношения характеризуются как гражданский брак (фиктивный) брак. Фиктивный брак, т.е. не зарегистрированный в органах загс, не пользуется в нашей стране защитой со стороны государства. Только зарегистрированный брак органами актов записи гражданского состояния (ЗАГС) признаётся действительным Учитель: Ребята, а как вы сами относитесь к гражданскому браку? Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель: Вот так же, как между вами разделилось мнение «за» и «против» по отношению к гражданскому браку, так и в обществе в целом не наблюдается единого мнения по этому вопросу. Задание № 2 учащимся: Работа с диаграммой. Иногда приходится слышать мнение, что, если мужчина и женщина проживают совместно, ведут общее хозяйство, их можно считать мужем и женой, даже если они не заключили официального брака. Социологи опросили россиян разного возраста, задав им вопрос: «Вы согласны или не согласны с таким мнением?» результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними. Выполните задание и ответьте на вопросы. |
Упражнения, рекомендованные СанПиН Организует проблемную ситуацию самостоятельную работу в группах, использует работу с диаграммами |
Учащиеся работают по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы классу |
|
Приложение № 3. 1. Как различаются мнения опрошенных разных возрастов? ОТВЕТ: 70% опрошенных в возрасте 18-35 лет, 60 % в возрасте 36- 54 года и 50% старше 55 - согласны с мнением. В возрасте от 36 до 54 лет не согласны с мнением 30 %, а возрасте старше 55 - 35% не согласны с мнением, чуть больше 20% опрошенных во возрасте до 35 лет не согласны с мнением. Учитель: Результаты опроса, представленные на следующей диаграмме , составлены самими учащимися, при опросе жителей села. Вопрос « Как вы относитесь к гражданскому браку?» Ознакомьтесь с ними. Приложение № 4 Сформулируйте результаты опроса. Сравните и оцените результаты опроса диаграмм с правовой точки зрения. ОТВЕТ: С правовой точки зрения, мужчина и женщина не являются официально мужем и женой. В юридическом понимании такой союз не является браком. Результаты опроса свидетельствуют о том, что люди не думают о юридических правах и обязанностях по отношению друг с другом. Учитель: Правильно ребята. Как мы видим, даже в ситуации гражданского брака, государство стремиться защитить права мужчин и женщин. Таким образом, нормы Семейного кодекса стоят на страже интересов вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы |
||||
5. Закрепление изученного материала Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 6 мин |
Проблемный вопрос: Ребята! Сегодня на уроке мы говорили и рассуждали на тему условий вступления в брак и препятствия к заключению брака, для чего использовали различные источники: Картину «Неравный брак», видеосюжет о заключении современного брака, диаграммы опроса населения по отношению к гражданскому браку |
Организует обсуждение ответов учащихся |
Отвечают на вопросы, делают заключения, предполагают что ещё могут узнать используя источники рассматриваемые на уроке. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы |
Беседа с классом по схеме: Интересно ли вам было работать с этими источниками? Какие вопросы мы ставили при изучении данных источников? Что нового мы узнали? Что даёт картина для понимания темы? Для понятия прошлого и настоящего? Что ещё в связи с этой картиной хотелось бы узнать?. Какой вывод мы можем сделать? Каким должен быть брак, по любви или вопреки? Предполагаемый ответ: Брак должен заключаться по любви и обоюдному согласию, согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. |
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение вступать диалог с учителем, друг с другом Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, анализировать. Исправлять ошибки |
|||
6. Рефлексия деятельности. 4 минут Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Таблица для оценивания работы на уроке по поставленным критериям. Приложение 5. |
Личностные УУД: Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||
7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. 2-3 мин |
п.43 Задания на стр.281-282. Творческое задание: Написать эссе на одну из тем: «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе» Сократ, «Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» О. де Бальзак |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭОР НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9 КЛАСС.
«Частная и публичная жизнь гражданина»
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Презентация «Брак по любви или вопреки» |
информационный |
презентация |
------- |
2 |
ФЦИОР learning Apps.org |
информационный |
Тестовые задания |
------- |
3 |
ФЦИОР «Заключение современного брака» |
информационный |
видеосюжет |
------- |
Приложение №1.
Приложение №2
Таблица «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ
Условия вступления в брак |
Препятствия к заключению брака |
Брачный возраст -18 лет; При наличии уважительных причин (беременность) органы местного самоуправления могут снизить возраст до 16 лет, а в ряде субъектов РФ( Мурманская, Новгородская, Камчатская области) до 14 лет. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. |
Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; Между близкими родственниками(родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными ( имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами; Усыновителями и усыновлёнными; Между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным в следствии психического расстройства. |
Приложение №3.
Приложение №4.
Приложение №5.
1балл- оценка «3» |
2 балла- оценка «3» |
3 балла- оценка «4» |
4 балла- оценка «5» |
Я знаю, что такое брак |
Я знаю, что такое брак. Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. |
Я знаю, что такое брак. Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. Сравнить условия вступления в брак и препятствия к заключению брака в разные исторические периоды. |
Я знаю, что такое брак . Я могу рассказать об условиях вступления в брак и препятствиях к заключению брака. Сравнить условия вступления в брак и препятствия к заключению брака в разные исторические периоды. Рассуждать, приводить примеры по данной теме. |
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося:______________________________________________________________
Класс:_____________________
Дата:______________________
Тема урока:__________________________________________________________________
Цель урока:__________________________________________________________________
№ |
Содержание задания |
Выполнение задания |
1 |
Учащиеся заполняют схему: « Черты сходства и отличия» |
Для выполнения задания использовать приложение № 1 |
2 |
Заполнить таблицу «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака», согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ. |
Для выполнения задания использовать приложение № 2 |
3 |
Сформулировать определение понятию «брак» |
БРАК – |
4 |
Работа с диаграммами |
Для выполнения задания использовать приложение № 3,4 Сформулируйте результаты опроса.- Сравните и оцените результаты опроса диаграмм с правовой точки зрения |