В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основными методическими задачами создания эффективных условий для всестороннего развития детей являются:
1. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
2. Выявление, изучение, обогащение и распространение передового опыта педагогов.
3. Координация деятельности ДОУ и семьи для обеспечения непрерывного развития ребенка.
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на следующих видах:
- системно-деятельном: обеспечение целостного образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий;
- личностно-ориентированном: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого ребенка;
- свободы самоопределения: каждый педагог выбирает образовательную программу и путь ее самореализации;
- мотивационно-стимулирующий: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотив деятельности.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется через непосредственно-образовательную деятельность, гибкий режим, прогулку, игру, индивидуальную и самостоятельную деятельность. Педагоги могут использовать следующие методы и приемы, как: беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по сюжетным картинкам, дидактические и подвижные игры, пальчиковая и дыхательная гимнастики, физкультминутки.
Непосредственно-образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов: двигательной, познавательной, музыкальной, художественной, продуктивной.
Основными технологиями развития здорового образа жизни являются:
- технология здоровье сбережения, которая направлена на улучшение здоровья дошкольников и благоприятное физическое развитие – это динамические паузы во время образовательной деятельности, которые включают в себя - дыхательную гимнастику;
спортивные и подвижные игры, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка; релаксация для всех возрастных групп, с использованием классической музыки или звуков природы; пальчиковая гимнастика – проводится с младшего возраста в любое время; дыхательная гимнастика применяется в различных формах оздоровительной работы при условии обеспечения проветриваемого помещения.
- технология обучения здоровому образу жизни, основными формами и методами которой являются: непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре; игровая деятельность; продуктивная деятельность.
- технология валеологического просвещения родителей направлена на: их знакомстве с различными формами работы по физическому восприятию в дошкольном учреждении; проведении индивидуальных бесед, совместных праздников и досугов.
- технологии здоровьесберегающие образовательные: способствуют воспитанию культуры здоровья дошкольников, приобретению навыков здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и т.п.
Главной целью педагогических мероприятий является воспитание у дошкольников потребности к оценке двигательной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий и выработки позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ учитывает:
- возрастные и индивидуальные особенности;
- систематическую и целенаправленную работу по внедрению здорового образа жизни с семьями дошкольников.
Существуют несколько форм работы с педагогами для повышения качества воспитания здорового образа жизни дошкольника: анкетирование, семинары-практикум, педагогический час, консультации, открытые просмотры, тематический контроль. Именно, системный подход к организации деятельности педагогов позволяет создавать необходимые условия для творческого поиска более эффективных методов и форм работы с детьми.
Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ также влияет на формирование здорового образа жизни ребенка и реализуется в следующих направлениях работы:
- профилактическое: обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнения санитарно-гигиенического режима; проведения специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
- организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; составление индивидуальных маршрутов оздоровления дошкольников; пропаганда ЗОЖ в коллективе детей, родителей и сотрудников ДОУ.
Для достижения вышесказанных целей можно использовать следующие средства воспитания и образования дошкольников:
- пример взрослых;
- профилактические мероприятия;
- художественные образы и ситуации;
- игровая деятельность;
- информационная среда.
Таким образом, правильно организованная развивающая среда, разработанная система методической работы с педагогами, привлечение к работе по ЗОЖ родителей будет способствовать укреплению здоровья дошкольников, формировать представление о здоровье, как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
Библиографическая ссылка
Добромыслова О.А., Домарева Л.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Старт в науке. – 2025. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2444 (дата обращения: 21.01.2025).