Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Dobromyslova O.A. 1 Domareva L.A. 1
1

В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Основными методическими задачами создания эффективных условий для всестороннего развития детей являются:

1. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

2. Выявление, изучение, обогащение и распространение передового опыта педагогов.

3. Координация деятельности ДОУ и семьи для обеспечения непрерывного развития ребенка.

Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на следующих видах:

- системно-деятельном: обеспечение целостного образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий;

- личностно-ориентированном: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого ребенка;

- свободы самоопределения: каждый педагог выбирает образовательную программу и путь ее самореализации;

- мотивационно-стимулирующий: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотив деятельности.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется через непосредственно-образовательную деятельность, гибкий режим, прогулку, игру, индивидуальную и самостоятельную деятельность. Педагоги могут использовать следующие методы и приемы, как: беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по сюжетным картинкам, дидактические и подвижные игры, пальчиковая и дыхательная гимнастики, физкультминутки.

Непосредственно-образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов: двигательной, познавательной, музыкальной, художественной, продуктивной.

Основными технологиями развития здорового образа жизни являются:

- технология здоровье сбережения, которая направлена на улучшение здоровья дошкольников и благоприятное физическое развитие – это динамические паузы во время образовательной деятельности, которые включают в себя - дыхательную гимнастику;

спортивные и подвижные игры, которые подбираются в соответствии с возрастом ребенка; релаксация для всех возрастных групп, с использованием классической музыки или звуков природы; пальчиковая гимнастика – проводится с младшего возраста в любое время; дыхательная гимнастика применяется в различных формах оздоровительной работы при условии обеспечения проветриваемого помещения.

- технология обучения здоровому образу жизни, основными формами и методами которой являются: непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре; игровая деятельность; продуктивная деятельность.

- технология валеологического просвещения родителей направлена на: их знакомстве с различными формами работы по физическому восприятию в дошкольном учреждении; проведении индивидуальных бесед, совместных праздников и досугов.

- технологии здоровьесберегающие образовательные: способствуют воспитанию культуры здоровья дошкольников, приобретению навыков здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и т.п.

Главной целью педагогических мероприятий является воспитание у дошкольников потребности к оценке двигательной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий и выработки позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ учитывает:

- возрастные и индивидуальные особенности;

- систематическую и целенаправленную работу по внедрению здорового образа жизни с семьями дошкольников.

Существуют несколько форм работы с педагогами для повышения качества воспитания здорового образа жизни дошкольника: анкетирование, семинары-практикум, педагогический час, консультации, открытые просмотры, тематический контроль. Именно, системный подход к организации деятельности педагогов позволяет создавать необходимые условия для творческого поиска более эффективных методов и форм работы с детьми.

Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ также влияет на формирование здорового образа жизни ребенка и реализуется в следующих направлениях работы:

- профилактическое: обеспечение благоприятного течения адаптации; выполнения санитарно-гигиенического режима; проведения специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

- организационное: организация здоровьесберегающей среды в ДОУ; составление индивидуальных маршрутов оздоровления дошкольников; пропаганда ЗОЖ в коллективе детей, родителей и сотрудников ДОУ.

Для достижения вышесказанных целей можно использовать следующие средства воспитания и образования дошкольников:

- пример взрослых;

- профилактические мероприятия;

- художественные образы и ситуации;

- игровая деятельность;

- информационная среда.

Таким образом, правильно организованная развивающая среда, разработанная система методической работы с педагогами, привлечение к работе по ЗОЖ родителей будет способствовать укреплению здоровья дошкольников, формировать представление о здоровье, как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.