Введение
Согласно конституции, Беларусь является многоконфессиональной республикой. За время существования суверенной Беларуси создано правовое поле, позволяющее религиозным организациям действовать и развиваться. Государство не вмешивается в вопросы частного вероисповедания различных конфессий. Контроль осуществляется только в части соблюдения законодательства Республики Беларусь.
Актуальность темы связана с высоким интересом к Христианам веры евангельской, как одной из наиболее крупных и динамично развивающихся конфессий в Республике Беларусь. Целесообразность исследования обусловлена отсутствием комплексной работы по данной теме, которая включала бы актуальную информацию и текущем состоянии государственно-конфессиональной и межконфессиональной ситуации.
Цель работы - реконструировать развитие государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений Христиан веры еванегльской в современной Республике Беларусь.
Задачи работы:
1) Выявить особенности становления государственно-конфессиональных отношений ХВЕ в современной Республике Беларусь.
2) Установить характерные черты межконфессиональных отношений ХВЕ в современной Республике Беларусь
Объект исследования - государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения в Республике Беларусь
Предмет исследования - государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения Христиан веры евангельской в Республике Беларусь.
Написание работы осуществлялась с использованием следующих научных методов исторического познания: методов анализа, синтеза, описания и обобщения.
Республика Беларусь является многоконфессиональной, соответственно государственно-конфессиональные отношения имеют для страны особое и актуальное значение. Гармоничные отношения государства и церкви могут быть достигнуты при условии реализации свободы совести (право на выбор любой религии или на отказ от неё), свободы вероисповедания (право человека на самостоятельное определение, распространение религиозных представлений, убеждений и выражение их). Немаловажное значение в государственно-конфессиональных отношениях имеет предоставление свободы религиозным организациям [7, с. 161]. Принципы свободы совести и вероисповедания были закреплены законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 1992 года, основы которого вошли в конституцию Республики Беларуси (от 1994 года с изменениями и дополнениями 1996 и 2004 года).
В 2002 году в действие вступил закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»». Последние изменения в него были внесены в 2011 году [3].
Данный закон определял следующие права, касающиеся свободы совести:
1) Право выбора любой религии и её исповедание;
2) право иметь религиозные убеждения;
3) право изменять религиозные убеждения;
4) право свободно распространять религиозные убеждения;
5) право религиозного образования;
6) право отправления культов [7, с. 95].
Законодательство Республики Беларусь предусматривает ответственность за нарушения, связанные организацией либо руководством общественным объединением, религиозной организацией, посягающими на личность, права и обязанности граждан (статья 193); нарушение равноправия по отношению к религии (статья 190); воспрепятствование законной деятельности религиозных организаций (статья 195); нарушения, связанные с осквернением культовых зданий (статья 341) и т.д.
В преамбуле Закона «О свободе совести и религиозных организациях» была признана определяющая роль Православной церкви в «историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа» [3].
Тем не менее, отношения ХВЕ и государства значительно отличаются от отношений государства с БПЦ или Римско-католической церковью. В 2006 году имел место конфликт, связанный с учебником для 11 классов по предмету «Человек в мире культуры», авторства Юрия Харина, 2002 года издания. Недопонимание было связано с разделом «Нетрадиционные религиозные объединения и секты» автора Т. М. Алпеева, в котором пятидесятников приравняли к такими «деструктивным сектам», как «Великое белое братство» и «Аум Сенрикё». Союз ХВЕ выступил с обращением об изъятии из программы данного учебного пособия, так как он формирует негативный образ верующих протестантов, что привело к осквернениям храмов и угрозам. Тем не менее, Министерство образования не удовлетворило требования Союза, так как, по их мнению, слово «секта» использовалось без каких-либо оценочных характеристик. Однако, при последующей редакции некоторые изменения было обещано внести [1].
Еще один конфликт, вспыхнувший на этой почве, был связан с передачей телеканала «Лад». Телепередача была связана с сектами и в ее ходе были использованы кадры со служения одной из самых крупных Минских общин «Благодать», озвученные словами о различных целителях, которые выманивают у граждан деньги. Епископ ОЦХВЕ Сергей Сергеевич Хомич обратился к директору телеканала с обвинениями в клевете и нетерпимости [4, c. 20].
Случаи осквернения церквей ХВЕ имели место еще и до выхода данного учебного пособия или телепередачи. Так, 23 июня 2001 года в деревне Синегово Минской области осквернение культового здания проходило две ночи подряд, в результате чего была повреждена стена церкви, сорваны водостоки, пострадало кирпичное ограждение. Затем преступниками было выложено послание, в котором было оглашено требование убраться из деревни с использованием нецензурной лексики. На вызов милиции местные охранники правопорядка не отреагировали, вследствие чего пастор сам отвез заявление в райотдел.
По мнению пастора, подобные действия были вызваны из-за публикаций в прессе и программ на телеканале БТ, распространяющих лживую информацию о деятельности пятидесятнических общин. В частности, имелась в виду статья «Беларуси угрожает перспектива превратиться в протестантскую республику, или Нас настойчиво толкают к предательству веры наших предков» в местной газете «НавіныСтарадарожчыны» [4, c. 24].
Союз ХВЕ не оставил эту публикацию без внимания и подал заявление в суд на редакцию газеты, а также ведущего Евгения Новикова, автора программы «Права человека: взгляд в мир», которые обвиняли церковь в деревне Старые Дороги в тяжких преступлениях и очернял их образ фразами следующего содержания: «их пароль – лож и агрессивность», «цель одна – уничтожения провославия», «мы должны быть агрессивными в отношении сект». Союз выиграл этот суд и обязал принести пострадавшим извинения [4, c. 24].
Схожая ситуация произошла в церкви «Спасение» города Барановичи. Акт вандализма заключался в разрисовке билборда с адресом и телефоном общины черной краской надписью «Не верь сектам». Так же объект был закидан камнями и бутылками.
Так же, имели место конфликты, связанные с тем, что ХВЕ согласно учению, не могут держать в руках оружие. На этом основании 5 января 2007 года прихожанин церкви«Благодать» Александр Савицкий отказывался от принятия военной присяги, однако в войсковой части 33933 города Слонима вынуждали делать это путем угроз и психологического давления. Александр подал жалобу в РОО «Белорусский Хельсинский комитет» [4, c. 8].
Скандал схожего характера вспыхнул в 2006 году в городе Лунинце по причине того, что призывников начали опрашивать о их религиозной принадлежности. С этим столкнулся сын пастора Лунинецкой церкви ХВЕ АлександрБояков. В дело вмешался сам пастор ОЦХВЕ Сергей Сергеевич Хомич, и направил обращение министру обороны Республики Беларусь. Министерство подтвердило неправомерность данных действий и обещало разобраться в ситуации [4, c. 11].
Так же ХВЕ были одни из участников пресс-конференции посвященной новому закону от 2002 года «О свободе совести и религиозных организациях». На данной конференции осудили данный закон за то, что он значительно затруднил порядок регистрации новых общин, препятствие действий иностранных священников, а также огромные проблемы при получении участков для своих сооружений [4, c. 14].
Христиане веры евангельской активно занимаются миссионерской деятельностью. На данный момент существует одна активно действующая миссия «Возвращение». Миссия оказывает помощь следующим категориям граждан: алкоголики и наркоманы, родственники зависимых, освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные, жертвы насилия, молодежь из семей в зоне риска. Юридически миссия зарегистрирована в городе Барановичи Брестской области, по улице Шевченко, 96, однако ее реабилитационные центры располагаются по всей Беларуси [6]. Еще одной формой внекультовой деятельности ОЦХВЕ являются социальные служения и воскресные школы. В миссии «Возвращение» существует отдельное служение «Жизнь в свободе», которое помогает людям бороться с вредными привычками, контролировать свои эмоции и строить здоровые отношения [5].
Реабилитационные центры Христиан веры евангельской бывают двух типов: стационарные и полустационарные. Полустационарные центры есть во всех областях Республики Беларусь, стационарные отсутствуют в Витебской и Гродненской областях [6; таблица 1,2].
Таблица 1 – список реабилитационных стационарных центров ХВЕ в Республике Беларусь
№ п/п |
Область |
Название и местонахождение Церкви |
Название центра реабилитации |
Вид реабилитации |
1. |
Брестская |
«Спасение», г. Барановичи |
1. «Возвращение» |
мужская для лиц старше 40 лет |
2. «Возвращение» |
мужская для лиц 18-40 лет (второй общеподготовительный период) |
|||
«Благодать», г. Брест |
3. «Страна живых» |
мужская |
||
«Надежда», д. Чудин Ганцевичского р-на |
4. «Право на жизнь» |
мужская |
||
Столинский регион церквей ХВЕ |
5. «Школа духовного воспитания» |
мужская |
||
2. |
Минская и г. Минск |
«Вифания», г. Минск |
6. «Рождественский» |
мужская |
«Христианская надежда», г. Минск |
7. «Дом милосердия» |
мужская, женская |
||
«Благодать», г. Марьина Горка |
8. «Милосердие» |
мужская |
||
«Благодать», г. Узда |
9. «Дом хлеба» |
мужская |
||
«Христос для всех», г. Солигорск |
10. «Христос для всех» |
амбулаторно- мужская, женская |
||
3. |
Гомельская |
«Свет жизни», а/г Рудня Мозырского р-на |
11. «Право на жизнь» 12. «Право на жизнь» |
мужская мужская |
«Благодать», г. Светлогорск |
13. «Дом горшечника» 14. «Дом горшечника» |
мужская женская, для женщин с детьми |
||
«Благодать», г. Хойники |
15. «Дорога домой» |
мужская, женская |
||
4. |
Могилевская |
«Преображения», г. Бобруйск |
16. «Надежда для тебя» |
женская |
Таблица 2 – список реабилитационных полустационарных центров ХВЕ в Республике Беларусь
№ п/п |
Область |
Церковь |
Адрес |
1. |
Брестская |
«Новая жизнь» |
г. Барановичи, ул. Вагонная, 6 |
«Вознесение» |
г. Барановичи, ул. Лидская, 10 |
||
«Благодать» |
г. Брест, ул. Центральная, 1 |
||
«Ковчег спасения» |
г. Лунинец, ул. Фрунзе, 16 |
||
«Ковчег спасения» |
д. Остров Ляховичского р-на, ул. 8 Марта, 48 |
||
«Святой Троицы» |
г. Белоозерск, ул. Я. Купалы, 3 |
||
«Вознесение» |
г. Пинск, ул. Прямая, 150 |
||
2. |
Минская и г. Минск |
«Вифания» |
г. Минск, ул. Ротмистрова, 70 |
«Благодать» |
г. Минск, ул. Гурского, 48 |
||
«Благодать» |
г. Слуцк, ул. Ленина, 188 |
||
«Божьей славы» |
г. Заславль, микрорайон 2, д. 1 |
||
«Крынiца жыцця» |
г. Молодечно, ул. Спортивная, 7 |
||
3. |
Гомельская |
ХВЕ |
г. Житковичи, ул. Заслонова, 23 |
«Свет жизни» |
в г. Мозыре |
||
4. |
Могилевская |
«Преображения» |
г. Бобруйск,ул. Орджоникидзе, 154Б |
«Слово надежды» |
г. Бобруйск, ул. Ботаническая,3 |
||
5. |
Витебская |
«Благодать» |
г. Новополоцк, ул. Комсомольская, 1 |
6. |
Гродненская |
«Благодать» |
г. Лида, ул. Летная, 1 |
При некоторых реабилитационных центрах организовываются детские лагеря. Например, в Хойникском центре с 12 по 16 августа 2019 года был организован лагерь для детей, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних [5].
В Барановичах миссия «Возрождение» открыла дом ночного пребывания для бездомных людей. Дом разместился в здании бывшего детского сада, который передал миссии горисполком. В данном месте нуждающиеся могут находится до 6 месяцев, в течении которых бездомные должны как-то поправить свою жизненную ситуацию. Правила пребывания в доме довольно строгие: нуждающиеся должны отказаться от алкоголя и соблюдать внутренний режим. Красный крест города Барановичи помогает миссии с обедами [5].
Про некоторые центры были в СМИ были написаны репортажи. Так, существует интервью с исполняющим обязанности руководителя центра «Дом горшочника» города Солигорска Дмитрием Ворониным. Центр направлен на реабилитацию наркозависимых. Программа помощи наркозависимым достаточно обширна: мужчины в доме проводят первые 4 месяца, женщины – 1 год, затем идет 8-ми месячный курс реабилитации в Барановичах, а в завершении адаптация к нормальной жизни в социуме. Подобный репортаж был также записан и про реабилитационный центр в Светлогорске.
В 2011 в Столинском районе Христианам веры евангельской удалось выкупить здание бывшей школы за 1 базовую величину и открыть там реабилитационный центр. В данный центр съезжаются нуждающиеся со всей страны. Программа помощи аналогична программе Солигорского центра [6].
Подводя итоги, следует отметить, что у Христиан веры евангельской сложились противоречивые отношения с государством в 1990-е – 2000-е годы, имели место различные конфликтные ситуации. Тем не менее, в последнее десятилетие, вместе с замедлением роста или даже фактической стагнацией конфессии отношения с государством стабилизировались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношения ОЦХВЕ с государством имеют напряженный характер. Редакция закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 2002 года значительно усложнила процедуру регистрации новых общин, а также процесс перерегистрации уже существующих. Помимо того, неоднократно имели место случаи запретов на локальном уровне различных культовых мероприятий, задержания священнослужителей за несогласованное проведение служений, конфликты по вопросам военной службы прихожан. Особого внимания заслуживают конфликты, связанные с клеветой в адрес Христиан веры евангельской в государственных средствах массовой информации и проблемы, появившиеся на почве аренды земли и зданий, построенных на ней.
Наиболее благоприятные отношения с государством у конфессии сложились в сфере благотворительности и миссионерства. Как правило, местные органы власти идут на встречу миссии и выделяют помещения, которые в последующем оборудуются в дома ночного пребывания для бездомных, либо реабилитационные центры для людей, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости. Программы помощи нуждающимся довольно обширны и могут занимать до 2 лет. Реабилитационные центры готовы открыть свои двери для многих категорий граждан, а не только людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. Например, помощь могут также получить родственники зависимых, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, бездомные, жертвы насилия, семьи с детьми, находящиеся в зоне риска.
Библиографическая ссылка
Ильющенко М.И. ХРИСТИАНЕ ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Старт в науке. – 2024. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2429 (дата обращения: 27.12.2024).