Совместно с руководителем проекта мы составили технологию формирования грамматических навыков времен Present Simple и Рresent Сontinuous и их сравнения. На дополнительных занятиях английского языка в 4х классах в двух группах 2 месяца по вторникам и средам проводились занятия.
Изучение времен Present Simple и Present Continuous проходят во второй половине 3го класса, а в 4ых класс идет сравнение этих времен. Далее, в более старших классах, материал углубляется и пройденные темы необходимо употреблять уверенно без долгих раздумий.
Технология включает в себя следующие этапы:
1. Повторение Present Simple.
2. Работа с упражнениями по Present Simple.
3. Повторение Present Continuos.
4. Работа с упражнениями Present Continuos.
5. Разбор сравнения Present Simple с Present Сontinuos.
6. Проведение проверочной работы на усвоение сравнения Present Simle с Present Continuos.
По каждому этапу, кроме пятого, выполнялись тестовые материалы в 2х вариантах, рассчитанных на 2 группы. Грамматический материал представлялся на доске и в виде карточек для домашнего повторения.
Первое занятие — повторение Present Simple.
Занятие проводился следующим образом:
1. Повторение грамматики: совместный разбор у доски
2. Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Present Simple помогает рассказать о своих привычках и предпочтениях, то, что умеем и делаем каждый день. Используется в описании действий, которые происходят постоянно, на регулярной основе, но привязан к моменту речи.
Построение предложений:
Утвердительная форма – subject + verb:
I/we/you/they + verb - I go to school every day. They usually play tennis.
He/she/it + verb + s (es) - She rides a bike
Отрицательная форма - subject+don’t/doesn’t+verb:
I/we/they/you +don’t - They don’t drink juice.
He/she/it +doesn’t - He doesn't drive the car.
Вопросительная форма - Do/does+ subject + verb?:
Do + I/we/you/they + verb? - Do you like ice cream?
Does + she/he/it + verb? - Does he live in China? [2]
Исключение составляет третье лицо единственного числа (he / she / it) — к нему прибавляется:
q -s, если глагол оканчивается на гласную, I walk — She walks;
q -es, если глагол оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -x, -o, I go — He goes;
q -s, если глагол оканчивается на -y, а ему предшествует гласная, I play — She plays;
q - es, eсли глагол оканчивается на -y, а ему предшествует согласная и -y заменяется на –i: I study – He studies.
Маркеры времени Present Simple: always, usually, often, sometimes, rarely, never. [1]
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала совместно с учителем. [5, 6]
Второе занятие - работа с упражнениями по Present Simple
Занятие проводился следующим образом:
1. Разбор диалога по теме занятия [1]
2. Заполнение подготовленного тестового материала индивидуально, проверка результатов совместно с учителем. [5 ,6]
Третье занятие - повторение Present Continuos.
Занятие проводился следующим образом:
1. Повторение грамматики: совместный разбор у доски.
2. Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Present Continuos используется когда нужно выделить длительность действий. Обычно к глаголу прибавляется окончание -ing:
Example: play — playing, laugh — laughing, do — doing.
Построение предложений:
Утвердительная форма – подл.+ to be (am, is, are) + сказ. с
окончанием -ing.
I + am + verb -ing - I am working.
he/she/it + is + verb -ing - She is going to cinema.
we/you/they + are + verb – ing - You are playing the piano.
Отрицательная форма - подл.+ to be (am, is, are) + not +сказ. С
окончанием -ing.
I + am + not + verb -ing - I am not having lunch now .
he/she/it + is + not + verb -ing - He is not taking.
we/you/they + are + not + verb – ing - They aren’t listening.
Вопросительная форма - вспомогательный глагол (am, is, are) + подлежащее + основной глагол с окончанием -ing.
Am + I + verb –ing? – Am I eating?
Is + he/she/it + verb –ing? - Is she studying?
Are + we/you/they + verb –ing? – Are they writting? [3, 4]
Исключения, если глагол оканчивается на:
q - гласную -e, то она опускается: make — making (делать);
q - ie, то эти две буквы заменяются на –y: lie — lying (лгать);
q - гласную + l — удваиваем согласную: travel — travelling (путешествовать)
q - одну согласную букву, перед которой есть ударный гласный звук, то согласная буква на конце удваивается: begin — beginning (начать).
Маркеры времени Present Сontinuos: today, tomorrow, this/next year, tonight, now, still, at this moment, currently.
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала совместно с учителем. [5, 6]
Четвертое занятие - работа с упражнениями Present Сontinuos
Занятие проводился следующим образом:
1. Разбор диалога по теме занятия [1]
2. Заполнение подготовленного тестового материала индивидуально, проверка результатов совместно с учителем. [5, 6]
Пятое занятие - разбор сравнения Present Simple с Present Сontinuos.
Занятие проводился следующим образом:
1. Повторение грамматики: совместный разбор у доски.
2. Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Разбираем разницу в построении предложений времен Present Simple и Present Continuos с помощью составления сводной таблицы. Вспоминаем первое и третье занятие, рисунок 1.
![]() |
Рисунок 1 - построении предложений.
Разбираем разницу Present Simple и Present Continuos на примере различных случаев употребления данных времен, рисунок 2.
Рисунок 2- различные случаи употребления данных времен.
Вспоминаем маркерные слова (time marker) времен Present Simple и Present Continuos в предложениях, рисунок 3.
Рисунок 3 - маркерные слова в предложениях.
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала сравнения Present Simple с Present Continuos индивидуально, проверка результатов совместно с учителем, рисунок 4.
Рисунок 4 — пробный тест сравнения Present Simple с Present Continuos.
Шестое занятие - проведение проверочной работы на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos.
Проводилось итоговое тестирование (рисунок 5) на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos. Ученики 4 классов заполняли формы 45 минут и сдавали учителю на проверку. Каждому заданию, за правильный ответ, присваивались баллы. После проведения проверки работ мы сделали сводную таблицу и график результатов.
Рисунок 5 — итоговый тест на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos.
После тестирования была проведена обработка итоговых результатов сравнения времен Present Simple и Present Continuos путем подсчета правильных ответов и перевода в бальную шкалу. Результаты отобразила в диаграммах, которые приведены ниже по тексту.
Среднеарифметические результаты двух групп по 6 заданиям в % соотношении по определению Present Simple или Present Continuous представлены на диаграмме рисунка 6.
Рисунок 6 - среднеарифметические результаты 2 групп по 6 заданиям в % соотношении.
Сводная диаграмма, на рисунке 6, показала:
- более высокий уровень результатов 1 группы, объясняющийся также лучшей посещаемостью занятий учащихся этой группы;
- удовлетворительный результат всех участников тестирования, 51-77 балов, при переводе в пятибалльную шкалу.
Индивидуальные результаты участников двух групп по всем заданиям в процентном соотношении усвоения материала по определению времени представлены на диаграмме рисунка 7.
Рисунок 7 - индивидуальные результаты 2 групп по всем заданиям в % соотношении.
Диаграмма, на рисунке 7, показала, что самым слабым местом по освоению времен оказалось упражнение на внимательность — внесение исправлений в предложения.
Технология формирования грамматических навыков учащимися 4 классов по использованию времен Present Simple и Present Continuous, с поэтапными заданиями и итоговым сравнительным тестом показала положительный результат.
Ученики 4 классов освоили тему и научились различать случаи употребления и сравнения времен Present Simple и Present Сontinuos, что позволит им в дальнейшем получать высокие результаты.
Библиографическая ссылка
Помазкова Е.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВРЕМЕН PRESENT SIMPLE И PRESENT CONTINUOUS // Старт в науке. 2024. № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2357 (дата обращения: 02.04.2025).