Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Плутарх
В своей статье мы поднимаем проблему адаптации первокурсников к требованиям профессиональной школы. Адаптация – это приспособление к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Первокурсник профессиональной образовательной организации (ПОО – далее) не только меняет локацию (смена школ, переезд на новое место жительство), он поднимается по социальной лестнице от статуса «ребенка» к статусу «производственника». Все это не может не отразиться на психике студента нового набора. Жизнь студента – это освоение первичных навыков взрослого человека:
- рациональное распределение ресурсов, в том числе и финансовых,
- формальное и неформальное коммуницирование,
- быт, гигиена (варить, стирать, убираться).
Психологи в процессе адаптации первокурсника в профессиональной школе выделяют четыре аспекта:
- психофизиологический – приспособление к новой среде (особенно приезжие студенты, которые проживают в общежитие),
- психосоциальный – вписать себя в новый коллектив,
- педагогический – освоение новых дидактических единиц, иные формы объяснения материала и опросов,
- мотивационный – направленность на освоение специальности и подготовке себя к взрослой жизни с набором социальных обязанностей [3, с. 3].
Критериями определения уровня адаптации выступают: внимательность и активность на учебном занятии, успеваемость и посещаемость, система в выполнении домашнего задания, дисциплинированность, состояние здоровья, настроение, общий эмоциональный фон, наличие друзей, участие во внеурочной деятельности.
Таким образом, именно студенты первого курса требуют к себе повышенного внимания со стороны классного руководителя, психолога и воспитательной службы. Правильное психолого-педагогическое сопровождение первокурсника в первые дни/месяцы пребывания в профессиональной школе позволяет уже на втором и последующим курсах привлекать нашего «опекаемого» к роли наставника и тем самым:
- снять нагрузку с классного руководителя,
- сформировать навыки социальной ответственности у старших курсов перед первыми курсами,
- сделать переходный период у обучающихся нового набора быстрым, гибким и комфортным.
Мы задались вопросом: если первокурсник в первые дни пребывания в ПОО в прямом смысле напуган всеми и всем, как же нам установить с ним доверительные отношения, вывести его на контакт?
Ответ: через вовлечение его в творческую деятельность.
Законодательство и федеральные образовательные стандарты сегодня обязывают педагогов-предметников в современной школе использовать на учебных занятиях активные формы обучения, мотивировать к творчеству, формировать навыки проектной деятельности у студентов. При этом традиционно преподаватель-предметник является и классным руководителем, а это еще один блок обязанностей. Для помощи преподавателям-предметникам мы создали Союз творческой молодёжи «Поколение Будущего» - это добровольное движение научных волонтёров (студентов старших курсов).
Предлагаемый нами прием привлечения студентов старших курсов для сопровождения первокурсников в творческой деятельности на общеобразовательных дисциплинах первого курса позволяет:
- снять нагрузку с классного руководителя,
- ускорить адаптацию первокурсника,
- усилить воспитательную работу,
- влюбить первокурсника в его учебное заведение, а значит, смотивировать его и к учебе, и к творческой деятельности.
Условие: в учебно-методический комплекс дисциплины (в рабочую программу и оценочные средства) должна быть включена творческая работа по командам как обязательный методический элемент курса. Мы как бы «подталкиваем» обучающегося к командой работе, стимулируя текущей оценкой по предмету, которая будет учитываться при аттестации.
Группа делится на команды, в каждой команде выбирается модератор и создаются тематические чаты для обратной связи. Старшие курсы становятся студенческими наставниками. Они сопровождают первокурсника на всем пути его адаптации: знакомят его с ресурсами техникума (работа в библиотеке, встреча в читальном зале и т.п.), помогают понять задание, подобрать нужные программы, консультируют, обучают распределению ролей/обязанностей, планированию (установлению дедлайнов) и др.
Важно чтобы первая командная игра была нетрудозатратной. Ее цель: адаптация, создание мини-коллектива, а не профессиональное становление личности. Например,
- по истории это может быть презентация командой одной исторической личности,
- по физике презентация командой одного закона и одного учёного-физика.
- по химии презентация одного химического элемента/химика и т.п.
Суть первой командой игры:
1) Научить распределять роли и выдерживать сроки, например:
- двое из команды занимаются поиском информации в интернете, библиотеке,
- один подбирает фото, картинки, схемы, видео-ролики,
- один делает макет презентации и выгружает подобранный командой материал,
- модератор координирует всю работу, пишет защитную речь и делит ее между каждым членом команды.
2) Научить презентовать командой материал по регламенту.
Рекомендуется вариант конкурса с награждением лучших работ. Важным элементом является стадия рефлексии: каждый член команды проговаривает, что ему понравилось в игре, где ему было комфортно, а в чем он испытывал дискомфорт.
Последующие игры начинают носить научный характер: выполнение научно-исследовательской работы команды на первом курсе по требованиям курсового проекта, что позволяет:
- получить более углубленные знания по предмету,
- ознакомить обучающихся с техникой и методикой написания курсовой работы или выполнения курсового проекта – дополнительная мотивация для 100% охвата всей аудитории,
- лучшие работы отбираются для последующего научно-практического роста и участия в конкурсах и конференциях,
- рекрутинг активистов.
Наш опыт может быть использован другими учебными заведениями, так как он доступен и результативен.
Для распространения своего опыта мы используем следующие ресурсы:
1. Сайт нашего наставника Борзиловой Л.В. (https://borzilova.ru/)
2. Сайт ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» (https://almetpt.ru/2020/site/html/vospitsluzhb/stm )
Библиографическая ссылка
Имаева Ю.А., Замарацких И.Д., Алакаева К.С., Пиянзин Н.С., Борзилова Л.В. НАСТАВНИЧЕСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА ПРИМЕРЕ СОЮЗА ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ «ПОКОЛЕНИЕ БУДУЩЕГО» ГАПОУ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» // Старт в науке. 2024. № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2355 (дата обращения: 02.04.2025).