Семья – опора счастья
В Российской Федерации 2024 год объявлен Годом Семьи. Семья, это не только социальный институт, выполняющий ряд функций: репродуктивную, рекреационную или хозяйственно-экономическую. Семья – это малая Планета Добра, Любви и Взаимопонимания.
Еще первомудрецы, классики античной философии Платон и Аристотель анализировали данный феномен социальной жизни человека. «Семья — это ассоциация, созданная природой для удовлетворения повседневных потребностей человека», писал Аристотель в своих трудах «Никомахова Этика» и «Политика». Платон первым начинает исследовать феномен любви, а его ученик Аристотель анализирует компоненты счастливой жизни человека. Интересен факт, что популяризируя миф об андрогинах – первосуществах, обладающих признаками обоих полов (мужчины и женщины), которые были наказаны Зевсом за свое высокомерие, будучи разорванными на две половинки, Платон по-своему романтизирует: человек не найдет покоя, пока не встретит свою половинку. [2, 1]. В тоже время Платон в своей модели идеального государства для низших слоев населения не видит нужности в семейной изоляции. Он формулирует идеи коммуны, в которой дети выступают общественным достоянием и им же (обществом) воспитываются.
Ученик Платона Аристотель (при всем уважении к своему интеллектуальному наставнику) не соглашается с ним. Аристотель считает, что семья – является главной ячейкой общества, выступает «фундаментом государства». В научных трудах о сущности семьи «сына Никомаха и Фестиады» (Аристотеля) мы не видим романтики. Наоборот, просматривается утилитаризм и прагматизм. Семья как естественный институт подчинения. В своей работе «Политика» Аристотель приводит сравнение между статусом раба и жены. [1, 1]. Аристотель определяет семью, как общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей. [4, 35].
Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель уделяют большое внимание институту семьи в контексте трансформации общества в период нового времени: теории естественных прав и общественного договора. Брак выводится из категории «божественного» (заключаемого на Небесах) и становится морально детерминированным «договором». Пристальное внимание к брачно-семейному союзу в аспекте новой науки – социологии связано с такими именами как О. Конт. Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Нами было организовано и проведено мероприятие в рамках Проекта «Мой дом – моя крепость?».
Цель Проекта: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений через взгляд студентов на жизненные проблемы глазами своих родителей для преодоления конфликта «отцов и детей».
Для достижения поставленной цели, нами были выполнены следующие действия:
- разработан сценарий Игры
- подобран актёрский состав из студентов (роли: социологи, психологи, условные «семейные пары» из родителей и детей),
- в качестве экспертов были приглашены родители студентов.
Игра включала в себя серию заданий: разминка (мозговой-штурм), домашнее задание (нарисовать символику своей условной семьи, отразив в ней сущность данного института), решение кейсов. Приглашенные родители выставляли баллы и определяли победителей. После Игры было обсуждение, которое позволило увидеть разночтения в анализе единых ситуаций «глазами ребенка» и «глазами родителя».
Родителям и студентам в ходе Игры было предложено заполнить таблицу «Как любить своего ребенка», дописав реплику.
Таблица 1
Как любить своего ребенка
Правило |
Как я думаю |
Как думают мои родители (по моему мнению) |
1. Уметь слушать своего ребенка…
|
|
|
2. Уметь говорить со своим ребенком так, как…
|
|
|
3. Наказывать, не…
|
|
|
4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители… |
|
|
5. Родители должны уметь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия, быть…
|
|
|
Выводы по итогам Игры.
В фильмах о «суперменах» у главного героя (как правило) не бывает семьи. Почему? Семья – это и сила, и «Ахиллесова пята» человека. Пока у человека нет своей семьи, нет своего ребенка – он уверен в себе. Он не можете понять, почему родители за него так суетливо беспокоятся, ведь он взрослый и себя контролирует сам. Но когда у него появится свой ребенок, жизнь которого он не сможете контролировать каждую минуту, когда ребенок в садике/школе, гуляет или идет по бытовым делам в магазин, он почувствует свою беспомощность.
Если бы Ваши родители были на 100% уверенны в Вашей безопасности, они никогда бы не запрещали вам прогулки в позднее время суток. Ваши родители Вас очень любят и дорожат Вами. Любят не потому, что Вы такой хороший, или красивый, или умный, а любят потому, что Вы просто есть такой, какой есть. Так будьте достойны своих родителей и их любви!
Моя семья – мое Богаство
Библиографическая ссылка
Алакаева К.С., Пиянзин Н.С., Борзилова Л.В. ПРОЕКТ «МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ?» КАК ПЛОЩАДКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Старт в науке. 2024. № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2353 (дата обращения: 02.04.2025).