Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР»

Тумакова И.В. 1
1 МБОУ "Осинская СОШ №1"
пресс-центр
школьная газета
проектная деятельность
1. Аксенов А.А. Организация развивающей личностно-ориентированной среды для детей. - Коломна, КГПИ, 2015 г.
2. Спирина Н.А. Журналистика в школе. Программа, материалы к заня-тиям. - Волгоград, издательство "Учитель", 2017 г.
3 . Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21

Школа - особая среда, сочетающая традиции и инновации. К инновациям следует отнести проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, или личностно-ориентированной образовательной среды.

Что же такое – школьный пресс-центр?

Главная задача образовательного процесса состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения познавательной и творческой активности.

Она моделирует ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий - чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьезное и трудное... Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Работа учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, сотрудничества. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Проект «Школьный пресс-центр»

Цель:

- создание школьной газеты как инструмента формирования личностно-ориентированной образовательной среды.

Задачи:

- повышение познавательной и творческой активности учащихся;

- развитие умения создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи;

- формирование коммуникативных навыков обучающихся.

 

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Технологии: проектная деятельность, ИКТ, технология сотрудничества.

Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, выявлению интересов, потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих способностей. Пресса, выпускаемая учениками, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои профессиональные качества, личностные ориентиры, определиться в мире профессий.

 

«Технология создания школьной газеты»

1 этап - подготовительный

Задачи

1) Изучение «социального запроса»;

2) определение ресурсных возможностей.

Виды деятельности

Анкетирование участников образовательного процесса о необходимости выпуска школьной газеты

Срок

1 неделя

Результаты

87% респондентов считают, что газета школе необходима, 10 % - не видят необходимости, 3% - затруднились ответить.

 

1.1. Изучение «социального запроса»

Виды деятельности

«Копилка идей» (ответы на вопросы: какие материалы вы хотите видеть в газете и какой она должна быть?)

Результаты

После статистической обработки данных опроса было выявлено:

- почти 90% учащихся хотят видеть в газете рассказ о достижениях учеников в учебной и внеучебной деятельности, 85% - об интересных событиях в классе, в школе, в районе, 70% интересно было бы побольше узнать об учителях, 65% - знакомиться с различными точками зрения на актуальные вопросы школьной жизни;

- 100% респондентов считают, что газета должна быть яркой, с большим количеством фотографий, в удобном для чтения формате.

 

1.2. Определение ресурсных возможностей

Виды деятельности

Формирование команды журналистов

Результаты

Оценка ресурсных возможностей позволила установить:

- частоту выпуска газеты – 1 раз в четверть;

- формат – печатный, размещение на информационном стенде, а также размещение электронной копии на сайте школы https://sosh1.eduosa.ru/ на сайте гимназии;

- объем материалов – 6-8 полос;

- верстка газеты осуществляется в приложении Microsoft Office Word;

- тираж – 20 экземпляров

2 этап - проектировочный

Задачи

1) определение рубрик газеты;

2) определение структурной схемы редакции;

3) установление принципов подбора материалов и их содержания.

Срок

1 неделя

Виды деятельности

Метод мозгового штурма

Результаты

1. Определены рубрики, которые в дальнейшем стали в газете постоянными:

 

ü Тема номера - Календарная дата, интересное событие

ü Новости - Официальные и неофициальные новости

ü Наше мнение - Колонка редактора, ответы учащихся и учителей на интересные и актуальные вопросы

ü Интервью - Интервью с учителями, администрацией, учениками

ü Наше творчество - Стихотворения, рассказы, эссе, сказки,

созданные учениками школы

ü Педагоги - Заметки об учителях

ü Наш отдых - Информация о спортивных мероприятиях, экскурсиях, поездках

ü Наши увлечения - Анонсы конкурсов, рассказы об увлечениях и т.п.

ü Здоровье - Статьи о ЗОЖ, мерах профилактики.

2. Определена структура редакции:

Главный редактор - учитель русского языка и литературы

Корреспонденты - 10 человек

Корректор - учитель русского языка и литературы

Фотографы - 2 ученика

Выпускающий редактор - 1 ученик

Дизайнер - 2 ученика

Внештатные корреспонденты - учащиеся, учителя, родители.

3 этап - практический

Задачи

Сбор материалов для очередного выпуска газеты.

Сроки

2-3 недели

Виды деятельности

Подготовка материалов для очередного выпуска газеты.

На данном этапе члены пресс-центра собирают информацию для рубрики новостей, берут интервью, пишут очерки, колонку редактора, делают фотографии, посещают мероприятия в школе.

Такие жанры публицистики, как интервью, репортаж, очерк, комментарии, стали традиционными в практике выпуска газеты. Работа над данными жанрами осуществляется как на уроках русского языка, так и во внеурочной и кружковой деятельности.

3.1 Опросы, интервью

Результаты

Развитие коммуникативных навыков юных журналистов

Виды деятельности

3.2 Работа над рубриками

«Наше творчество», «Наш отдых», «Наши увлечения»

 

Результаты

Публикация творческих работ учащихся школы по итогам декады русского языка и литературы, рассказы учащихся о досуге, поездках, экскурсиях и др.

Виды деятельности

3.3 Работа над рубрикой «Здоровье»

 

Результаты

Пропаганда здорового образа жизни

4 этап – контрольно-рефлексивный

Задачи

1) оценка степени заинтересованности учащихся в материалах выпуска газеты;

2) оценка удовлетворенности членов пресс-центра своей работой.

Сроки

1 неделя (конец учебного года)

Виды деятельности

Анкетирование читателей и членов редколлегии; свободный обмен мнениями в рамках круглого стола.

Результаты

Статистическая обработка данных анкетирования позволяет установить высокую степень заинтересованности читателей в материалах газеты.

 

Ожидаемые результаты

Реализация данного социального проекта связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Результат реализации данного проекта - создание школьного периодического издания.

Предметные результаты:

- знакомство с журналистикой как формой информационной деятельности;

- овладение приемами риторики, создания текста, редактирования;

- навыки работы с литературой.

Интеллектуальные умения и навыки, приобретаемые в процессе реализации проекта:

- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения,

- навыки ведения дискуссии,

- навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки, приобретаемые в процессе реализации проекта:

- навыки оперирования формулировками, определениями,

- навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.


Библиографическая ссылка

Тумакова И.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС-ЦЕНТР» // Старт в науке. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2274 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674