Школа - особая среда, сочетающая традиции и инновации. К инновациям следует отнести проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, или личностно-ориентированной образовательной среды.
Что же такое – школьный пресс-центр?
Главная задача образовательного процесса состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения познавательной и творческой активности.
Она моделирует ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий - чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьезное и трудное... Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Работа учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, сотрудничества. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Проект «Школьный пресс-центр»
Цель:
- создание школьной газеты как инструмента формирования личностно-ориентированной образовательной среды.
Задачи:
- повышение познавательной и творческой активности учащихся;
- развитие умения создавать высказывания в устной и письменной форме в соответствии с коммуникативным замыслом, с соблюдением норм правильной и хорошей речи;
- формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Технологии: проектная деятельность, ИКТ, технология сотрудничества.
Актуальность данного проекта заключается в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе СМИ, выявлению интересов, потребностей и склонностей обучающихся, а также развитию их творческих способностей. Пресса, выпускаемая учениками, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои профессиональные качества, личностные ориентиры, определиться в мире профессий.
«Технология создания школьной газеты»
1 этап - подготовительный |
|
Задачи |
1) Изучение «социального запроса»; 2) определение ресурсных возможностей. |
Виды деятельности |
Анкетирование участников образовательного процесса о необходимости выпуска школьной газеты |
Срок |
1 неделя |
Результаты |
87% респондентов считают, что газета школе необходима, 10 % - не видят необходимости, 3% - затруднились ответить. |
|
1.1. Изучение «социального запроса» |
Виды деятельности |
«Копилка идей» (ответы на вопросы: какие материалы вы хотите видеть в газете и какой она должна быть?) |
Результаты |
После статистической обработки данных опроса было выявлено: - почти 90% учащихся хотят видеть в газете рассказ о достижениях учеников в учебной и внеучебной деятельности, 85% - об интересных событиях в классе, в школе, в районе, 70% интересно было бы побольше узнать об учителях, 65% - знакомиться с различными точками зрения на актуальные вопросы школьной жизни; - 100% респондентов считают, что газета должна быть яркой, с большим количеством фотографий, в удобном для чтения формате. |
|
1.2. Определение ресурсных возможностей |
Виды деятельности |
Формирование команды журналистов |
Результаты |
Оценка ресурсных возможностей позволила установить: - частоту выпуска газеты – 1 раз в четверть; - формат – печатный, размещение на информационном стенде, а также размещение электронной копии на сайте школы https://sosh1.eduosa.ru/ на сайте гимназии; - объем материалов – 6-8 полос; - верстка газеты осуществляется в приложении Microsoft Office Word; - тираж – 20 экземпляров |
2 этап - проектировочный |
|
Задачи |
1) определение рубрик газеты; 2) определение структурной схемы редакции; 3) установление принципов подбора материалов и их содержания. |
Срок |
1 неделя |
Виды деятельности |
Метод мозгового штурма |
Результаты |
1. Определены рубрики, которые в дальнейшем стали в газете постоянными:
ü Тема номера - Календарная дата, интересное событие ü Новости - Официальные и неофициальные новости ü Наше мнение - Колонка редактора, ответы учащихся и учителей на интересные и актуальные вопросы ü Интервью - Интервью с учителями, администрацией, учениками ü Наше творчество - Стихотворения, рассказы, эссе, сказки, созданные учениками школы ü Педагоги - Заметки об учителях ü Наш отдых - Информация о спортивных мероприятиях, экскурсиях, поездках ü Наши увлечения - Анонсы конкурсов, рассказы об увлечениях и т.п. ü Здоровье - Статьи о ЗОЖ, мерах профилактики. |
2. Определена структура редакции: Главный редактор - учитель русского языка и литературы Корреспонденты - 10 человек Корректор - учитель русского языка и литературы Фотографы - 2 ученика Выпускающий редактор - 1 ученик Дизайнер - 2 ученика Внештатные корреспонденты - учащиеся, учителя, родители. |
|
3 этап - практический |
|
Задачи |
Сбор материалов для очередного выпуска газеты. |
Сроки |
2-3 недели |
Виды деятельности |
Подготовка материалов для очередного выпуска газеты. На данном этапе члены пресс-центра собирают информацию для рубрики новостей, берут интервью, пишут очерки, колонку редактора, делают фотографии, посещают мероприятия в школе. Такие жанры публицистики, как интервью, репортаж, очерк, комментарии, стали традиционными в практике выпуска газеты. Работа над данными жанрами осуществляется как на уроках русского языка, так и во внеурочной и кружковой деятельности. |
3.1 Опросы, интервью |
|
Результаты |
Развитие коммуникативных навыков юных журналистов |
Виды деятельности |
3.2 Работа над рубриками «Наше творчество», «Наш отдых», «Наши увлечения»
|
Результаты |
Публикация творческих работ учащихся школы по итогам декады русского языка и литературы, рассказы учащихся о досуге, поездках, экскурсиях и др. |
Виды деятельности |
3.3 Работа над рубрикой «Здоровье»
|
Результаты |
Пропаганда здорового образа жизни |
4 этап – контрольно-рефлексивный |
|
Задачи |
1) оценка степени заинтересованности учащихся в материалах выпуска газеты; 2) оценка удовлетворенности членов пресс-центра своей работой. |
Сроки |
1 неделя (конец учебного года) |
Виды деятельности |
Анкетирование читателей и членов редколлегии; свободный обмен мнениями в рамках круглого стола. |
Результаты |
Статистическая обработка данных анкетирования позволяет установить высокую степень заинтересованности читателей в материалах газеты. |
Ожидаемые результаты
Реализация данного социального проекта связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.
Результат реализации данного проекта - создание школьного периодического издания.
Предметные результаты:
- знакомство с журналистикой как формой информационной деятельности;
- овладение приемами риторики, создания текста, редактирования;
- навыки работы с литературой.
Интеллектуальные умения и навыки, приобретаемые в процессе реализации проекта:
- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения,
- навыки ведения дискуссии,
- навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки, приобретаемые в процессе реализации проекта:
- навыки оперирования формулировками, определениями,
- навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.