Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗАНЯТИЕ «ЛУПОГЛАЗЫЕ ЛЯГУШКИ И БОРОДАВЧАТЫЕ ЖАБЫ»

Андреева Н.Н. 1
1 МБУ ДО "ДЭБЦ" г.Колпашево
занятие
земноводные лягушки и жабы
сравнение и отличие
1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
2. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие. - Томск.: ООО «ИПЦ «Юпитер», 2004.
3. Купрессова В.Б., Литковская Н.П., Мударисова Г.Р., Павлова М.А. Экология. Примеры, факты, проблемы Томской области. - Томск: Изд- во ООО «Печатная мануфактура», 2011.
4. Журнал «Биология в школе», №7, 2011

Аннотация

Все мы сталкивались, что некоторые виды животных у детей вызывают неприязнь и негативное отношение. Лягушки и жабы из их числа. Но если изучить этих земноводных поближе, отношение к ним меняется. Брезгливость сменяется живым интересом.

Целью занятия является не только расширение знаний о лягушках и жабах, но и сравнение этих представителей класса земноводных.

Для достижения цели информация дается в игровой форме, заставляет задуматься и принять решение в определении, к какому земноводному это относится. Также стимулирует к познавательной деятельности видео сюжет, где сверстник разбирает, чем лягушки отличаются от жаб. Вместо стандартных вопросов на закрепление используется кубик «Блума», который учит анализировать и делать выводы, развивает образное и логическое мышление.

Данное занятие может быть использовано как педагогами дополнительного образования, так и учителями школ в виде занятия или игрового мероприятия. Возраст детей 1-3 класс.

Ключевые слова (земноводные лягушки и жабы, сравнение и отличие)

Содержание

Организационный этап, настрой на учебную деятельность проводится в форме приветствия и игры «Подари улыбку», в которой улыбка посылается по кругу. Это помогает создать доброжелательную атмосферу занятия и настраивает на работу.

Актуализация организована в виде отгадывания загадки «Лягушка» и ребуса «Жаба»

Задается вопрос: «Ребята, как вы относитесь к лягушкам и жабам?» Здесь выясняется отрицательное отношение многих обучающихся к этим животным. Предлагается вернуться к этому вопросу в конце занятия.

Введение в тему проводится на основе полученной информации и наводящих вопросов педагога и предположений детей по возможной теме занятия. Цель и план занятия предлагает педагог. На занятии мы научимся различать лягушку и жабу.

Для этого: познакомимся и сравним лягушек и жаб; узнаем, почему лягушек называют лупоглазыми, а жаб бородавчатыми.

Изучение и закрепление нового материала проводится в несколько этапов с использованием разных приемов.

1) Знакомство со схожими признаками с помощью рассматривания живых объектов или слайдовой презентации с комментариями педагога.

Рассматривается среда обитания (как на земле, так и в воде), перепонки на лапках (умение хорошо плавать), корм и способ питания (видео процесса заглатывания пищи).

2) Изучение отличий в форме просмотра видео сюжета «Лягушки и жабы сравнение». (рассказ и показ их сверстника).

Перед просмотром раздаются листы с таблицей «Сравнение лягушки и жабы» (см. табл. 1) и проговаривается по каким параметрам будем их сравнивать (на что нужно обратить внимание при просмотре видео). На выполнение задания (разложить карточки) и проверку отводится 4 мин. Параметры размера и способы передвижения нужно оценить знаком «+».

Таблица 1«Сравнение лягушки и жабы»

ljag2Лягушка

 

ljag2Жаба

Крупнее

Размер

Крупнее

 

Ноги

 

Хорошо прыгает

Передвигается

Хорошо прыгает

 

Кожа

 

 

Ядовитые железы

 

 

Икра

 

3) Продолжение изучения различий организовано в виде игры «Кто из них?», с использованием весов с 2-мя чашками с изображением «лягушки» и «жабы» и 2-мя гирями.

Зачитывается утверждение, нужно решить о каком земноводном идет речь и поставить гирю в чашку с изображением того животного. Выполняется по очереди. Проверяется просмотром презентации с пояснениями и приведением справочной информации по каждому вопросу.

Рассматривается:

- цвет (лягушки имеет самую разнообразную окраску);

- зубы (у некоторых видов лягушек имеются на верхней челюсти);

- образ жизни и время охоты (лягушки днем, а жабы ночью);

- верно ли утверждение «пучеглазая» жаба(нет);

- верно ли утверждение «бородавчатая» лягушка (нет);

- утверждение «если потрогать лягушку, появятся бородавки (нет);

- особенность зрения (оставляет без внимания не подвижные предметы);

- участие глаз у лягушек и жаб в акте глотания (да).

Подведение итога организованно с использованием методики «Кубик Блума в начальных классах», вместо стандартных вопросов. Ребенок кидает кубик, а заранее подготовленные вопросы задает педагог в соответствии с выпавшим заданием.

- Назови (ассоциации)

- Опиши (форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.)

- Объясни (сделай анализ)

- Оцени (То есть, укажи все "плюсы" и "минусы").

- Сравни (То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными)

- Поделись (Выдели главное и интересное)

В заключение задается вопрос: «Ребята, изменилось ли у вас отношение к лягушкам и жабам?»


Библиографическая ссылка

Андреева Н.Н. ЗАНЯТИЕ «ЛУПОГЛАЗЫЕ ЛЯГУШКИ И БОРОДАВЧАТЫЕ ЖАБЫ» // Старт в науке. – 2022. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2232 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674