Аннотация
Все мы сталкивались, что некоторые виды животных у детей вызывают неприязнь и негативное отношение. Лягушки и жабы из их числа. Но если изучить этих земноводных поближе, отношение к ним меняется. Брезгливость сменяется живым интересом.
Целью занятия является не только расширение знаний о лягушках и жабах, но и сравнение этих представителей класса земноводных.
Для достижения цели информация дается в игровой форме, заставляет задуматься и принять решение в определении, к какому земноводному это относится. Также стимулирует к познавательной деятельности видео сюжет, где сверстник разбирает, чем лягушки отличаются от жаб. Вместо стандартных вопросов на закрепление используется кубик «Блума», который учит анализировать и делать выводы, развивает образное и логическое мышление.
Данное занятие может быть использовано как педагогами дополнительного образования, так и учителями школ в виде занятия или игрового мероприятия. Возраст детей 1-3 класс.
Ключевые слова (земноводные лягушки и жабы, сравнение и отличие)
Содержание
Организационный этап, настрой на учебную деятельность проводится в форме приветствия и игры «Подари улыбку», в которой улыбка посылается по кругу. Это помогает создать доброжелательную атмосферу занятия и настраивает на работу.
Актуализация организована в виде отгадывания загадки «Лягушка» и ребуса «Жаба»
Задается вопрос: «Ребята, как вы относитесь к лягушкам и жабам?» Здесь выясняется отрицательное отношение многих обучающихся к этим животным. Предлагается вернуться к этому вопросу в конце занятия.
Введение в тему проводится на основе полученной информации и наводящих вопросов педагога и предположений детей по возможной теме занятия. Цель и план занятия предлагает педагог. На занятии мы научимся различать лягушку и жабу.
Для этого: познакомимся и сравним лягушек и жаб; узнаем, почему лягушек называют лупоглазыми, а жаб бородавчатыми.
Изучение и закрепление нового материала проводится в несколько этапов с использованием разных приемов.
1) Знакомство со схожими признаками с помощью рассматривания живых объектов или слайдовой презентации с комментариями педагога.
Рассматривается среда обитания (как на земле, так и в воде), перепонки на лапках (умение хорошо плавать), корм и способ питания (видео процесса заглатывания пищи).
2) Изучение отличий в форме просмотра видео сюжета «Лягушки и жабы сравнение». (рассказ и показ их сверстника).
Перед просмотром раздаются листы с таблицей «Сравнение лягушки и жабы» (см. табл. 1) и проговаривается по каким параметрам будем их сравнивать (на что нужно обратить внимание при просмотре видео). На выполнение задания (разложить карточки) и проверку отводится 4 мин. Параметры размера и способы передвижения нужно оценить знаком «+».
Таблица 1«Сравнение лягушки и жабы»
|
||
Крупнее |
Размер |
Крупнее |
|
Ноги |
|
Хорошо прыгает |
Передвигается |
Хорошо прыгает |
|
Кожа |
|
|
Ядовитые железы |
|
|
Икра |
|
3) Продолжение изучения различий организовано в виде игры «Кто из них?», с использованием весов с 2-мя чашками с изображением «лягушки» и «жабы» и 2-мя гирями.
Зачитывается утверждение, нужно решить о каком земноводном идет речь и поставить гирю в чашку с изображением того животного. Выполняется по очереди. Проверяется просмотром презентации с пояснениями и приведением справочной информации по каждому вопросу.
Рассматривается:
- цвет (лягушки имеет самую разнообразную окраску);
- зубы (у некоторых видов лягушек имеются на верхней челюсти);
- образ жизни и время охоты (лягушки днем, а жабы ночью);
- верно ли утверждение «пучеглазая» жаба(нет);
- верно ли утверждение «бородавчатая» лягушка (нет);
- утверждение «если потрогать лягушку, появятся бородавки (нет);
- особенность зрения (оставляет без внимания не подвижные предметы);
- участие глаз у лягушек и жаб в акте глотания (да).
Подведение итога организованно с использованием методики «Кубик Блума в начальных классах», вместо стандартных вопросов. Ребенок кидает кубик, а заранее подготовленные вопросы задает педагог в соответствии с выпавшим заданием.
- Назови (ассоциации)
- Опиши (форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.)
- Объясни (сделай анализ)
- Оцени (То есть, укажи все "плюсы" и "минусы").
- Сравни (То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными)
- Поделись (Выдели главное и интересное)
В заключение задается вопрос: «Ребята, изменилось ли у вас отношение к лягушкам и жабам?»