Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА В ИСТОРИИ СТРАНЫ

Шроо К.С. 1
1 МБОУ СОШ № 24 г. Абакан, Республика Хакасия
родословная
хакасы
род
семья
история
1. Василевская В. С. Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008. – 380 с.
2. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://memorial.krsk.ru/Articles/XKP/1/K.htm (дата обращения 13.11.2021).
3. Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. pamyat-naroda.ru (дата обращения 23.11.2021).
4. Торосов В. М. Кодекс чести хакасов. На русском и хакасском языках. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2013. – 176 с.

Введение. Знание истории своего народа, родословной всегда ценилось в народе. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена, а у хакасов издавна действует закон семи колен, когда каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков, как со стороны отца, так и со стороны матери. При этом некоторые знают свою родословную даже до двенадцатого колена, Семь поколений (семь колен) – это семь ступеней в глубину (в среднем – два века). Рано или поздно каждый из нас станет одной из таких ступеней, войдёт в историю своего рода и народа. Это значит, тебя, твоё имя родственники, как минимум, будут помнить 200 ближайших лет.

Особым почтением и уважением у хакасов, как и у всех народов, пользуются предки. Задача потомков – не только сохранить наследие предков, но и приумножить его ценность.

Каждый человек, где бы он ни родился и не жил, может узнать много нового и нужного о своих родственниках, если займется изучением своей родословной. Будешь знать историю своей семьи, будешь знать и историю своей страны.

Актуальность темы заключается в воспитании уважения к своим предкам, чувства гордости за них, сохранения традиций и обычаев своего рода, семьи. Изучение родословной помогает укреплению родственных связей в семье.

Цель: изучить свою родословную, сохранить ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить историю моего рода, моей семьи;

2) выяснить происхождение имен и фамилий моих предков;

3) узнать интересные факты из биографии моих предков, моей прабабушки;

4) провести анкетирование среди учеников;

5) провести анализ данных, полученных в результате анкетирования;

6) обобщить полученные данные, оформить результаты.

Объектом исследования является родословная.

Предметом – родословная рода Кышпанаковых, история моей прабабушки, происхождение имен и фамилий моих предков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что я стану хранителем истории своего рода и своим потомкам смогу рассказать о наших предках, о прабабушке, с которой нужно брать пример, на кого нужно равняться. Думаю, что моя работа послужит мотивирующим фактором для других учеников в познании своей родословной, а значит и истории страны.

Научная новизна исследования заключается в эффективности использования информации о своих предках, передаче ее следующему поколению, сохранении важных фактов, в анализе данных проведенного анкетирования.

Гипотеза: считаю что, если я буду изучать историю своей семьи, то у меня установятся тесные контакты с родственниками, я узнаю больше о моей прабабушке, а также об истории страны.

Обзор литературы. Родословная – это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, но, к сожалению, не каждый их знает. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.

Очень давно, когда территория Хакасии была гораздо больше, чем сейчас, в районе города Красноярска, где до сих пор протекает река Кача, жили три брата: Болган, Кышпан и Колачев. Задолго до присоединения Хакасии к России у хакасов бытовала принадлежность к различным сеокам (с??кам). Сеоки (с??к – кость) вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровнородственным родом. Кышпанаковы относили себя к с??ку пÿрÿт. Позднее братья передвинулись жить вверх по рекам Июс и Енисей. А уже их потомки, в том числе моя прабабушка, проживали у реки Абакан, на территории нынешнего Бейского района в родовом селе Кышпан аалы.

Со второй половины XVIII века среди хакасов были введены фамилии. Для понятия фамилии в хакасском языке нет специального термина. У хакасов фамилии произошли от имен глав семейств, имевших самостоятельное хозяйство. От имени Болган произошла фамилия Болганов, от Колачев – Колачёв, а от имени Кышпан – Кышпанаков. Девичья фамилия моей прабабушки – Кышпанакова.

В связи с распространением фамилий среди хакасов утвердились фамильные тамги – знаки собственности на скот и на имущество. Тамги хакасов в своей основе представляли собой простые фигуры – крест, круг, дуга, квадрат, развилка, прямые линии, точки. Раньше подобные изображения заменяли подпись на документе. Вместо подписи человек ставил свой знак, подобно оттиску личной печати. Каждый такой знак до определенной степени олицетворял своего владельца. Им метился его скот и другое имущество, обозначались границы земельных владений, покосов и охотничьих угодий. У прабабушки была тамга в виде дуги, которую она ставила на ушах своих коров и овец.

Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: это беседы, опросы родственников, изучение семейных архивов, документов, фотографий, интересных эпизодов из жизни прабабушки и других родственников, анкетирование среди учеников, анализ полученных результатов и полученной информации.

Основная часть. Мне кажется, что каждому человеку интересно узнать, откуда он, кем были его предки, где его малая Родина.

Моя прабабушка принадлежала роду Кышпанаковых. Она прожила тяжелую жизнь, рано потеряла мать, отца репрессировали и расстреляли. Была вдовой погибшего на войне первого мужа – Кокова Якова Яковлевича, который погиб в Великую Отечественную войну в 1942 году и похоронен в с. Щучье Воронежской области. Мой прадедушка, Кыжинаев Иосиф Ионович, участник Великой Отечественной войны, дошел до Берлина, вернулся с войны инвалидом I группы, умер в 1959 году от полученных ран и контузий. Прабабушка была матерью-героиней, после смерти прадедушки она осталась одна с пятью маленькими детьми. В молодости, до Великой Отечественной войны, прабабушка была «стахановкой», а в годы Великой Отечественной войны – тружеником тыла. Я горжусь своей прабабушкой и мне захотелось узнать еще больше о ней и моей семье.

В 1920 годы в трех километрах от аала Чаптыков Аскизского района Хакасского уезда (ныне Бейского района Республики Хакасия) находился аал, основанный родом Кышпанаковых, в котором жили братья: Николай, Семён, Федор и Максим. Сейчас этого аала уже нет. Братья жили одной семьёй, вели совместное хозяйство, занимались скотоводством, заготовкой рыбы и др., были крестьянами-середняками, имели лошадей, коров, овец, излишки продуктов труда возили на базар в Минусинск. Во времена создания колхозов братья были раскулачены, хотя таковыми не являлись, так как не имели батраков. Они были сосланы в ссылку, но через несколько лет вернулись. В 1938 году братья были репрессированы и расстреляны, их фамилии и имена внесены на стелу Мемориального комплекса, посвященного памяти жертв политических репрессий, в городе Абакане. Братья реабилитированы посмертно.

В Книге памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия есть запись: Кышпанаков Семен Кузьмич 1886 г.р., Чаптыковский с/с, хакас, м/г, работал в колхозе «Хакас ханы» Аскизского р-на. Арест. 3.05.1938. Приговорен 27.05.1938 «тройкой» УНКВД, расстрел; обв.: участие в КРО, АСА. Пост. прокурора Кр. края от 20.09.1989 реабилитирован [2].

Семен Кузьмич был отцом моей прабабушки, то есть моим прапрадедушкой.

У хакасского народа много хороших традиций [5], например, хакасы никогда не оставляли без внимания и опеки сироту, независимо от национальной принадлежности. Так род Кышпанаковых вырастил, воспитал и дал свою фамилию русскому мальчику – сироте, который стал приемным сыном. Он выучил хакасский язык и жил по обычаям и традициям рода Кышпанаковых, женился на хакаске и теперь в трудолюбивом и умном роду Кышпанаковых есть голубоглазые родственники, которые достойно носят фамилию Кышпанаковых.

Прабабушка родилась в семье Семена Кузьмича Кышпанакова и Марии Дмитриевны Чаптыковой. Когда точно родилась прабабушка неизвестно, так как у нее рано умерла мать, и она осталась сиротой. Какое-то время она жила у дяди Федора (брата отца), затем отец снова женился и забрал ее к себе. Мачеха не разрешала ей учиться, считая, что девочкам учиться не обязательно, тем не менее, прабабушка по ночам пыталась самостоятельно учиться по учебникам братьев, но так и осталась неграмотной.

Прабабушка была тружеником тыла в годы Великой Отечественной войны. Кем бы она тогда не работала, а она была и звеньевой бригады, и поваром, и сапожником, и подпаском, и чабаном в колхозе, она всегда была в передовиках. Прабабушка была стахановкой, то есть последователем А. Г. Стаханова, новатора социалистического производства, который многократно превышал установленные нормы производства. И прабабушка в социалистическом соревновании добивалась больших успехов. Во время соревнований по пахоте плугом, она оставила далеко позади себя шестерых мужчин. Умудрялась вспахать плугом территорию поля больше, чем вспахивали мужчины трактором. Прабабушка работала подпаском у знаменитого чабана Чертыгашева Федора (Хохи), в честь которого названа одна из центральных улиц города Абакана. За хорошую работу прабабушку премировали велосипедом, швейной машинкой и прокатили на самолете (это тоже считалось наградой). О ней были опубликованы статьи в газете.

После войны, кем бы и где она не работала, ее всегда награждали Почетными грамотами, Благодарственными письмами и ценными подарками.

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это самый главный праздник для каждого из нас. Наш народ совершил героический подвиг. Нет ни одной семьи в нашей стране, которой бы не коснулась война. Из Хакасии ушло на войну 75 500 человек, а не вернулись около 40 000.

Кышпанаков Алексей Семенович. Родной брат прабабушки Алексей родился в мае 1920 г. Алексей Семенович героически сражался на фронте с самого начала Великой Отечественной войны. С 1939 Алексей Семенович проходил службу в армии на Дальнем Востоке в кавалерийских частях. Затем его направили на курсы младших командиров в Смоленском военном округе, после окончания которых, он учился в Подольском артиллерийском училище. Закончить его он не успел из-за войны. Война застала Алексея Семёновича и его товарищей – однокурсников в летних лагерях.

В звании лейтенанта Алексей Семенович в числе других курсантов отправился на передовую. В годы Великой Отечественной войны он проявил себя отважным и грамотным офицером. За первый бой под Смоленском молодого командира наградили медалью «За отвагу». Его батарея уничтожила несколько вражеских танков и не потеряла ни одного бойца [3].

В одном из боев брат прабабушки был тяжело ранен, затем вернулся в строй. Воевал под командованием маршала Г. К. Жукова. Войну закончил в Германии.

Всю свою жизнь он посвятил педагогике. Ветеран труда, отличник народного просвещения. В школьном музее хранятся личные вещи офицера-артиллериста: шинель, фуражка, планшет, переданные им в 2008 году.

Кышпанаков Герасим Федорович, двоюродный брат прабабушки, родился 03.02.1924 года. В его семье жила прабабушка после смерти матери.

Участник Великой Отечественной войны, награжден боевым орденом Отечественной войны II степени, медалями «20, 30, 40, 50 лет Победы в ВОВ 1941-1945гг.» [3].

Ветеран труда, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения. Награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Дружбы народов». Удостоен звания «Почетный гражданин Бейского района» за многолетний, добросовестный труд, личный вклад в воспитание молодого поколения, подготовку педагогических кадров и общественно-нравственную работу в районе.

Кышпанаков Федор Семенович, родной брат прабабушки являлся участником Великой Отечественной войны. Вернулся живым, но трагически погиб в мирное время.

Результаты и обсуждение. Социологическое исследование. Изучив родословную своей семьи, я решила поинтересоваться у учащихся, что они знают о своих родственниках. В анкетировании приняли участие 50 учащихся 3 и 4-го «А» класса средней общеобразовательной школы № 24 г. Абакана.

Вопросы анкеты:

1. Знаешь ли ты, что такое родословная? Ответы: да, нет.

2. Есть ли генеалогическое (родословное) древо у вашего рода? Ответы: да, нет, не знаю.

3. Считается, что каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков. Сколько поколений своих предков знаешь ты? Ответы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, больше 7.

4. Многих ли своих родственников без помощи родителей ты можешь назвать самостоятельно (бабушек и дедушек и др.)? Ответы: да, нет.

5. Как ты считаешь, каждому человеку нужно знать историю своей семьи? Ответы: да, нет, не знаю.

6. Хотел (а) ли бы ты узнать больше об истории своей семьи? Ответы: да, нет.

7. Знаешь ли ты родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне? Ответы: да, нет.

8. Знаешь ли ты знаменитых людей вашего рода, которыми гордятся твои родственники? Ответы: да, нет.

9. Согласен ли ты с правилом Кодекса чести хакасов «Задача потомков – не только сохранить наследие предков, но и приумножить его ценность». Ответы: да, нет.

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм на рисунках 1-3.

 

Рис. 1. Круговая диаграмма, демонстрирующая знание родословной

 

Рис. 2. Круговая диаграмма, демонстрирующая знание родственников

Рис. 3. Круговая диаграмма, демонстрирующая интерес к истории своей семьи

Сделав анализ диаграмм, можно прийти к выводу, что 40% учащихся 3-го и 4-го класса «А» не знают что такое родословная и генеалогическое древо, 50% учащихся не могут назвать своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, но 90% учащихся хотели бы больше узнать об истории своей семьи.

Среди учащихся 3-го и 4-го «А» класса наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области.

Выводы. Изучив историю своего рода, своей семьи, составив генеалогическое древо, ты будешь знать своё происхождение, и лучше узнаешь историю страны, так как события, произошедшие в истории нашей страны, повлияли на историю моей семьи.

Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась: при изучении родословной своей семьи у меня установились более тесные контакты с родственниками, я узнала больше о моей прабабушке, об истории моего рода, а значит и об истории моей страны. Следовательно, мои потомки будут знать своих предков. Пока жив?т память о них, живы и они. Я уверена, что каждый человек должен чтить своих предков.

В роду Кышпанаковых много знаменитых людей. Но гордость нашего рода и образец для подражания – моя прабабушка, Кышпанакова Екатерина Семёновна, которая достойно прожила трудную жизнь, стахановка, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны, вдова погибшего и участника войны, мать-героиня, награжденная медалью «Материнская слава», вырастившая пятерых детей, которая помогла братьям получить образование, встать на ноги. Она по праву является образцом хакасской женщины, матери, бабушки.

В «Кодексе чести хакасов» приводятся правила и ориентиры, используемые старшим поколением хакасов для воспитания потомков, где сказано, что главный смысл человеческой жизни – полезность, бессмертными могут быть только дела и имя человека. Работай на благо людей, и твоё имя может стать бессмертным.

С древнейших времён хакасы учат и напутствуют своих потомков: делай добро. Помни добро. На добро отвечай добром, причём многократно. Время бессильно перед добром.

Прабабушка жила согласно Кодексу чести хакасов, всю жизнь она работала на благо людей и страны. Я горжусь своей прабабушкой Кышпанаковой Екатериной Семёновной – гордостью нашего рода.


Библиографическая ссылка

Шроо К.С. ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА В ИСТОРИИ СТРАНЫ // Старт в науке. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2160 (дата обращения: 02.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674