Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Дубина В.М. 1
1 МБОУ "Черлакская гимназия"
профессиональное самоопределение
1.Волобуева Л. История педагогики : Учебно-методическое пособие/ Волобуева Л., Авилова Е. – МПГУ- М., 2017 – 46 с
2. Завьялов Д. А. // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования – Н., 2015 – 150 с
3. Золотарева, А.В. Дополнительное образование и его особенности М.; 2014
4. Золотарева А.В. – Академия развития- М.;2014- 303 с
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения М., Академия
6.Сергейко, С. А. Общие основы педагогической профессии: учебно- методический комплекс / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей-Гродно: Гр ГУ, 2009 – 324 с

Введение
Наша жизнь состоит из многочисленных выборов. Чем старше становится человек, тем чаще ему приходиться делать выбор, принимать самостоятельные решения. Каждый человек подходит к такому выбору - как выбор профессии. Правильный выбор профессии - это фундамент успешной карьеры от которого зависит не только материальное благосостояние, но душевное состояние человека.

Для меня вопросы профессионального смоопределения и выбора профессии является важной задачей. Я склоняюсь профессиям в сфере образования и педагогики. Мне бы очень хотелось глубоко погрузиться в профессии и специальности, относящиеся к дошкольному, школьному и дополнительному образованию, узнать их особенности, выяснит, насколько популярны среди моих сверстников педагогические профессии.
Гипотеза исследования: профессия педагога была и остается востребованной и популярной сегодня.
Цель: изучение особенностей педагогической деятельности, выявление профессионально важных качеств профессии «педагог», а также изучение востребованности ее на современном рынке труда и в нашем поселке Черлак.
Задачи исследования:
1. изучить информацию о школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования поселка Черлак; собрать информацию о педагогических профессиях и специальностях;
2.провести анализ и систематизацию собранной информации.
3. Провести опрос, изучить отношение подростков к профессии педагогическим профессиям и специальностям;
4. изучить интернет-ресуры и узнать востребованность профессии педагог на рынке труда .
5. Создать сборник « Педагогические профессии дошкольного, школьного и дополнительного образования в посёлке Черлак, Омской области.

Метод исследования: общенаучный, включающий в себя теоретический и эмпирический методы.

Объект исследования: педагогика
Предмет исследования:педагогические профессии и специальности, относящиеся к дошкольному, школьному общему и дополнительному образованию, их характеристика
Из истории педагогической профессии
Профессия педагога - одна из древнейших в истории человечества. Но точно определить сроки ее появления не невозможно. В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, все члены общины или племени участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в неё, усваивали знания о способах деятельности, овладевая различными умениями и навыками.

По мере усложнения изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, самые уважаемые и умудренные опытом люди образовали первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности..

Усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Особенности профессиональной деятельности педагога

В профессии педагога есть свои особенности. К ним относят:

преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни. . [2, 314]

Базовую культуру личности (нравственную, физическую, эстетическую, гражданскую и т.д.) педагоги воспитывают и у дошкольников, и у младших школьников, и у подростков, и у старшеклассников, но на более высоком уровне. . [2, 314]

«Объектом» педагогической деятельности является ученик или группа учащихся, которые в это же время являются и субъектами собственной деятельности, следовательно, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы ценности, которые регулируют их деятельность и поведение. Педагогу приходиться «приспосабливать» свою деятельность к особенностям учеников. Таким образом, взаимодействие между педагогом и учащимися – субъектно-субъектное, а не субъектно-объектное;

Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В других профессиях группы «человек-человек» результат является продуктом деятельности одного человека. В педагогической профессии трудно выделить вклад каждого педагога, семьи и т.д. в процесс и результат образования ученика. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности.
В широком смысле – это педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, в узком- круг тех педагогов, которые имеют отношение к группе учащихся или отдельному ученику

. В настоящее время остается актуальной мысль В.А. Сухомлинского о том, что там, где нет педагогического коллектива, нет и коллектива ученического; (В.А. Сухомлинский « Сто советов учителю Р. 1984 г.- стр. 32»)
Творческий характер педагогической деятельности вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия и операции, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии – развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.
Основные виды педагогической деятельности
Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Основные виды профессиональной деятельности педагога делятся на 7 групп:

Преподавательская - организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся ;воспитательная - организация воспитательной среды и управление разнообразной внеурочной деятельностью школьников и дошкольников; социально-педагогическая - социализация ребенка и его социальная защита; культурно-просветительская - приобщение учащихся к культуре; научно-методическая - освоение учителем современных методик воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ; управленческая - организация различных видов деятельности школьника и коррекционно-развивающая – выявление и исправления недостатков в развитии личности ученика.
Профессионально-значимые качества личности педагога
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек - Человек». Согласно профессиональной классификации Е.А. Климова, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчивым хорошим самочувствием в ходе работы с людьми; потребностью в общении; способностью мысленно ставить себя на место другого человека;
способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей; способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей.[5, 314]
Е.А. Климов выделяет и профессиональные качества: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура ; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»; способность сопереживания ; наблюдательность . [5, 316]
Противопоказаниями к выбору педагогической профессий типа относятся: невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. [5, 314]
Социальная роль педагогической профессии в современном обществе
Педагог в широком смысле слова - это тот человек, который передает знания, умения и навыки. Педагог в узком смысле слова - это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных дошкольных, школьных заведениях и в учреждениях дополнительного образования. Он воспитывает детей, обучает подрастающее поколение, развивает детей умственно, физически, эстетически, организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную. Для каждого человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация. С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, готовить современную молодежь к решению проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать о последствиях.
Практическая часть
Первым этапом нашей работы было исследование наиболее востребованных педагогических профессий на рынке труда нашего Черлакского района. Мы обратились к интренет-ресурсам, изучили вакансии школ и центра занятности населения нашего района. Проанализируем дошкольное образование. В дошкольных учреждениях нашего поселка имеются вот такие специальности: воспитатель (воспитатель детских дошкольных учреждений), музыкальный руководитель дошкольных учреждений, только в одном детском саду МБДОУ «Черлакский детский сад № 9», работает педагог-психолог, в поселке появилась специальность логопеда, и это очень радует. Сейчас такие специалисты востребованы. Анализируя педагогический состав школ нашего поселка, мы выяснили, что в школах не хватает педагогов- психологов, учителей математики, информатики, физики. В каждой школе района есть вакансии учителя русского языка и литературы, истории и обществознания; учителей географии, музыки и изобразительного искусства.

При изучение сферы дополнительного образования нашего поселка образовательные учреждения: МБОУДО «Дом Детского творчества», «Черлакская музыкальная школа»,«Черлакская детская школа искусств», «Черлакский районный Дом Культуры», «Детская спортивная школа» мы выяснили, что в учреждениях есть музыкальный руководители, руководители детского хореографического коллектива, но не хватает преподавателей детской музыкальной школы и преподавателей живописи. При изучение различных образовательных учреждений Черлака, мы пришли к выводу, что в нашем поселке имеется много вакансий по педагогическим специальностям, Следующим этапом нашей работы был опрос школьников об их отношении к педагогической профессии. Мы провели социологический опрос, который состоял из 4 вопросов. В опросе учувствовали ученики 10 классов из двух школ в количестве 18 человек.
На первый вопрос, считаете ли, вы педагогическую профессию престижной? 39% процентов школьников ответили скорее «да», чем «нет», 28% процентов ответили скорее «нет», чем «да»16% процентов школьников затруднились ответить на этот вопрос.
На следующий вопрос: рассматриваете ли, вы профессию педагога для своего будущего?

36% процентов школьников ответили скорее «да» и отдали предпочтения педагогическим профессиям. 28% процентов обучающихся считают, что педагогическая профессия не для них. 36% процентов десятиклассников считают, что вероятнее всего, педагогическую профессию можно рассматривать для своего будущего, но они сильно сомневаются в своём выборе.
На третий вопрос, что вас привлекает в педагогической деятельности? Были получены следующие ответы: 29% процентов школьников привлекает широкий кругозор, имеющийся у людей с педагогической специальностью, 21% процент учеников видят важное в умение устанавливать взаимоотношения с детьми и окружающими, 19% десятиклассников привлекает энергичность, присутствующая в деятельности педагога, 18% учеников заинтересовывает умение педагога строить воспитательную работу.
По данным опроса можно прийти к выводам, что большинство молодых людей не проявляют заинтересованность в сфере образования и педагогических профессиях. Это можно объяснить тем, что не каждый готов брать на себя ответственность принимать каждого ребенка таким, какой он есть, находить подход к детям, постоянно искать новые методы и способы работы с ними.
Выводы:

Наша гипотеза о том, что профессия педагога была и остается востребованной подтвердилась.
Мы выяснили в своём исследовании, что педагогические профессии выбирает каждый третий молодой человек, что является неплохим показателем.

Привлекательными чертами в педагогической профессии подростки видят – умение устанавливать отношения с детьми и окружающими , широкий кругозор и энергичность.
Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что переоценить значимость и востребованность данной профессии сложно, однако, сегодня существует серьезный дефицит высококвалифицированных специалистов в этой области, что отражается не только на общем уровне системы образования, но и на уровне развития общества в целом.
В ходе нашей исследовательской работы мы создали сборник педагогических профессий посёлка Черлак и Черлакского района.Данный сборник является малым справочником – помощником при изучение различных педагогических профессий, он может мотивировать подростков к рассмотрению профессий в сфере образования на будущее и желание быть педагогом.


Библиографическая ссылка

Дубина В.М. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ // Старт в науке. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2143 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674