Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ОПРОСА В ГБОУ «ШКОЛА НОВОКОСИНО»)

Каковкина С.В. 1
1 ГБОУ "Школа Новокосино"
подростки
чтение
книги
интернет
информационные технологии
ученики
человек
1. Хакназаров С.Х., Рудаков В.А. Чтение молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и России: результаты социологических исследований. // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. №2. С. 185-193
2. Захарова Е.М. Отношение к книгам и чтению в разных возрастных подгруппах молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №1-4. С. 158-161
3. Круглякова С.А. Информационно-читательский портрет молодежи // Аналитика культурологии. 2012. №24. С.159-163
4. Гачаева А. Популярность чтения в современном мире // Студенческий научно-образователь ный журнал «StudNet». 2018. №4. С.12-15
5. Калинчук А.В. Структура практик чтения молодежи в эпоху Интернета // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. №5. С.23-30

Введение

В обществе меняются некогда доминирующие представления о чтении и книгах, однако многие люди не станут спорить, что книги, по-прежнему, формируют основы нравственного мира, развивают воображение, критическое мышление, а также чтение способствует расширению кругозора и интеллектуальному развитию. Чтение литературы всегда было важнейшей частью жизни каждого человека вне зависимости от его возраста или каких-либо убеждений.

Актуальность темы исследования заключается в том, что современном мире намного меньше внимания стало уделяться чтению литературы среди подростков, и в скором времени вообще можно ожидать появление совсем не читающего поколения. За последние годы интерес к чтению подростков значительно сократился, и это очень волнует все прогрессивное общество, так в 2021 году Российская государственная детская библиотека отправила запрос во ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) для анализа этой проблемы.[1]

Объект исследования – ученики 10-11 классов ГБОУ «Школа Новокосино»

Предмет исследования – отношение к чтению современного подросткового поколения

Цель данного исследования – выявление специфики читательских предпочтений у подросткового поколения

Из поставленной нами цели вытекают задачи исследования:

1. Определение важности чтения в подростковой среде

2. Выявление и анализ предпочтений в литературе среди подростков

3. Рекомендации по повышению интереса подростков к чтению

Методы исследования:

1. Эмпирический (проведение анкетирования)

2. Метод количественной и качественной обработки информации

3. Сравнительный – выявление основных интересов подростков

Гипотеза: рассмотрение уровня отношения подростков к чтению поможет привлечь внимание сверстников к вопросу проведения досуга.

Основная часть

Чтение и книги на протяжении всей истории человечества привлекали людей. Раньше человек обязательно читал в больших количествах, чтобы достичь успеха в любой сфере деятельности. Чтение книг всегда было неотъемлемой частью жизни человека, но в результате развития информационно-коммуникационных технологий очень многие люди в современном мире перестают читать книги, в особенности, подростки. Бурное развитие техники и науки заставляет задуматься о будущем книги и чтения.

Многие ученые считают, что чтение в подростковой среде не может выдержать конкуренции с иными источниками информации и способами проведения досуга. Подростки всегда являлись и сейчас являются наиболее активными потребителями информации, поэтому снижение интереса к книгам вызывает тревогу у широкого круга специалистов: культурологов, педагогов, социологов, психологов, литературоведов. Они проводят изучают отношение современного подросткового поколения к чтению и книгам. Существует множество исследований на эту тему, однако отсутствует системное представление о чтении литературы среди подростков, а это крайне важно.

Для получения информационно-читательского портрета подростков был проведен опрос учеников 10-11 классов (15-18 лет) в ГБОУ «Школа Новокосино», было опрошено 95 человек. Сравнение ответов на ряд вопросов анкеты позволило выявить, как подростковое поколение относится к чтению книг, что читают подростки, какие книги и каких авторов предпочитают, какое влияние на чтение оказывают быстрое развитие информационных технологий и установление информационного общества.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время книги важны несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках?»

Варианты ответов

Кол-во ответивших

В %

Да

84

88,4

Нет

11

11,6

Прежде всего хочется отметить, что больше половины опрошенных согласны с мнением, что в наше время важно читать книги несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках, но есть и те подростки, которые не разделяют мнение о важности чтения книг, но их всего 11,6%. Это показывает, что подростки придают большое значение книгам в процессе образования, чтение книг является ценностью, которую не могут заменить даже разнообразные источники информации, доступ к которым не ограничен в современном мире.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Чем вы любите заниматься в свободное время?»

Варианты ответов

Кол-во ответивших

В %

Общаться с друзьями, гулять

33

34,7

Проводить время в социальных сетях

20

21,1

Заниматься спортом

11

11,6

Читать книги

10

10,5

Смотреть фильмы/сериалы

8

8,4

Другое

13

13,7

Многие опрошенные общаются с друзьями или гуляют в свое свободное время. Так ответило 34,7% опрошенных, также среди способов проведения досуга у учеников 10-11 классов фигурирует проведение времени в социальных сетях (21,1%), просмотр фильмов и сериалов (8,4%) и чтение книг (10,5%). Из представленных результатов мы не можем сложить объективное представление о досуге подростков, однако можно выявить устойчивую тенденцию: подростки предпочитают книгам другие занятия, в том числе и проводить время в Интернете.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к чтению книг?»

Варианты ответов

Кол-во ответивших

В %

Люблю читать

28

29,5

Иногда читаю, если есть свободное время

37

38,9

Читаю для учебы

26

27,4

Не читаю

4

4,2

Большинство опрошенных читают, если находят для этого время (37,9%), подростки любят читать (29,5%), читают только для учебы, а доля совсем не читающих людей составила (4,2%), эти результаты позволяют сделать вывод, что подростки действительно читают, и чтение для них остается привычным источником знаний, оно носит не только прагматичный характер, но и приносит им удовольствие. Однако очень многие респонденты указывают на дефицит времени, из-за учёбы большинство опрошенных не успевают читать для себя.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «В каком виде вы предпочли бы книгу?»

Варианты ответов

Кол-во ответивших

В %

В бумажном формате

67

70,5

В электронном формате

18

18,9

Как аудиокнигу

8

8,4

Ни в каком

2

2,1

Несмотря на то, что чтение книг по-прежнему актуально среди подростков, немного меняются традиции читательской культуры. Некоторые респонденты предпочитают электронные (18,9%) или аудиокниги (8,4%). Нельзя не согласиться с тем, что значительно проще и удобнее пользоваться изданиями в электронном виде, аудиоформат книг не менее удобен при столь быстром темпе жизни, однако подавляющее большинство респондентов предпочитает бумажные традиционные книги (70,5%). Можно предположить, что бумажный вариант книг остается основным среди подростков благодаря культурной традиции, но вместе с тем невозможно отрицать влияние информационных технологий на чтение книг.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос о любимых авторах и книгах

Автор, книга

Кол-во ответивших

В %

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

10

10,5

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» и др.

10

10,5

Стивен Кинг «Сестра Кэрри»

8

8,4

Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «Возлюби ближнего своего»

7

7,4

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

7

7,4

А.П.Чехов «Вишневый сад»

6

6,2

Л.Н.Толстой «Война и мир»

5

5,3

Джордж Оруэлл «1984»

5

5,3

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

5

5,3

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

5

5,3

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

4

4,2

Джон Толкин «Властелин колец»

4

4,2

Анджей Сапковский «Ведьмак»

3

3,2

Пауло Коэльо «Алхимик»

3

3,2

Вероника Грот «Дивергент»

2

2,1

Нет ответа

14

14,7

Старшеклассники ответили на вопрос о любимых произведениях и авторах. Самыми популярными авторами оказались: Эрих Мария Ремарк, Стивен Кинг, Ф.М.Достоевский, М.А.Булгаков, А.С.Пушкин. Среди любимых произведений подростков выделились «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «1984» Джорджа Оруэлла и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Подростки читают русскую классику (44,1%), что определяется отчасти необходимостью чтения по школьной программе, но больше предпочитают зарубежную (55,9%).

Заключение

Проведенный анализ данных исследования позволяет сделать вывод о том, что подростки сегодня действительно читают, но изменились длительность и статус чтения, мотивы чтения и предпочтения. Растет популярность электронных и аудиокниг. Чтение книг носит скорее эпизодический характер, а не является неотъемлемой частью жизни подростков. Вместе с тем выявлено, что у многих учеников 10-11 классов чтение представляется, как вынужденное обстоятельствами занятие. Несмотря на то, что чтение книг остается незаменимым источником знаний, ситуация стремительно меняется, и Интернет занимает место книг в жизни подростков.

Читать книги важно в любом возрасте, в том числе, и в подростковом. Необходимо понимать, что с годами будет становится все меньше «истинных» читателей, потому что книги не могут конкурировать с более доступными способами получения информации. Формирование читательских привычек чаще всего происходит в детстве, однако в любом возрасте можно начать их развить, ведь они смогут помочь как в обучении, так и в обычной жизни. В современном мире подросткам предоставлен огромный выбор книг для чтения, поэтому очень важно не навязывать подрастающему поколению какую-либо литературу, а просто дать сделать выбор, который каждому под силу.


Библиографическая ссылка

Каковкина С.В. ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ПОКОЛЕНИЯ К ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ (НА ОСНОВЕ ОПРОСА В ГБОУ «ШКОЛА НОВОКОСИНО») // Старт в науке. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2125 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674