Введение
В обществе меняются некогда доминирующие представления о чтении и книгах, однако многие люди не станут спорить, что книги, по-прежнему, формируют основы нравственного мира, развивают воображение, критическое мышление, а также чтение способствует расширению кругозора и интеллектуальному развитию. Чтение литературы всегда было важнейшей частью жизни каждого человека вне зависимости от его возраста или каких-либо убеждений.
Актуальность темы исследования заключается в том, что современном мире намного меньше внимания стало уделяться чтению литературы среди подростков, и в скором времени вообще можно ожидать появление совсем не читающего поколения. За последние годы интерес к чтению подростков значительно сократился, и это очень волнует все прогрессивное общество, так в 2021 году Российская государственная детская библиотека отправила запрос во ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) для анализа этой проблемы.[1]
Объект исследования – ученики 10-11 классов ГБОУ «Школа Новокосино»
Предмет исследования – отношение к чтению современного подросткового поколения
Цель данного исследования – выявление специфики читательских предпочтений у подросткового поколения
Из поставленной нами цели вытекают задачи исследования:
1. Определение важности чтения в подростковой среде
2. Выявление и анализ предпочтений в литературе среди подростков
3. Рекомендации по повышению интереса подростков к чтению
Методы исследования:
1. Эмпирический (проведение анкетирования)
2. Метод количественной и качественной обработки информации
3. Сравнительный – выявление основных интересов подростков
Гипотеза: рассмотрение уровня отношения подростков к чтению поможет привлечь внимание сверстников к вопросу проведения досуга.
Основная часть
Чтение и книги на протяжении всей истории человечества привлекали людей. Раньше человек обязательно читал в больших количествах, чтобы достичь успеха в любой сфере деятельности. Чтение книг всегда было неотъемлемой частью жизни человека, но в результате развития информационно-коммуникационных технологий очень многие люди в современном мире перестают читать книги, в особенности, подростки. Бурное развитие техники и науки заставляет задуматься о будущем книги и чтения.
Многие ученые считают, что чтение в подростковой среде не может выдержать конкуренции с иными источниками информации и способами проведения досуга. Подростки всегда являлись и сейчас являются наиболее активными потребителями информации, поэтому снижение интереса к книгам вызывает тревогу у широкого круга специалистов: культурологов, педагогов, социологов, психологов, литературоведов. Они проводят изучают отношение современного подросткового поколения к чтению и книгам. Существует множество исследований на эту тему, однако отсутствует системное представление о чтении литературы среди подростков, а это крайне важно.
Для получения информационно-читательского портрета подростков был проведен опрос учеников 10-11 классов (15-18 лет) в ГБОУ «Школа Новокосино», было опрошено 95 человек. Сравнение ответов на ряд вопросов анкеты позволило выявить, как подростковое поколение относится к чтению книг, что читают подростки, какие книги и каких авторов предпочитают, какое влияние на чтение оказывают быстрое развитие информационных технологий и установление информационного общества.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время книги важны несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
В % |
Да |
84 |
88,4 |
Нет |
11 |
11,6 |
Прежде всего хочется отметить, что больше половины опрошенных согласны с мнением, что в наше время важно читать книги несмотря на то, что всю информацию можно найти в альтернативных источниках, но есть и те подростки, которые не разделяют мнение о важности чтения книг, но их всего 11,6%. Это показывает, что подростки придают большое значение книгам в процессе образования, чтение книг является ценностью, которую не могут заменить даже разнообразные источники информации, доступ к которым не ограничен в современном мире.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Чем вы любите заниматься в свободное время?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
В % |
Общаться с друзьями, гулять |
33 |
34,7 |
Проводить время в социальных сетях |
20 |
21,1 |
Заниматься спортом |
11 |
11,6 |
Читать книги |
10 |
10,5 |
Смотреть фильмы/сериалы |
8 |
8,4 |
Другое |
13 |
13,7 |
Многие опрошенные общаются с друзьями или гуляют в свое свободное время. Так ответило 34,7% опрошенных, также среди способов проведения досуга у учеников 10-11 классов фигурирует проведение времени в социальных сетях (21,1%), просмотр фильмов и сериалов (8,4%) и чтение книг (10,5%). Из представленных результатов мы не можем сложить объективное представление о досуге подростков, однако можно выявить устойчивую тенденцию: подростки предпочитают книгам другие занятия, в том числе и проводить время в Интернете.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Как вы относитесь к чтению книг?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
В % |
Люблю читать |
28 |
29,5 |
Иногда читаю, если есть свободное время |
37 |
38,9 |
Читаю для учебы |
26 |
27,4 |
Не читаю |
4 |
4,2 |
Большинство опрошенных читают, если находят для этого время (37,9%), подростки любят читать (29,5%), читают только для учебы, а доля совсем не читающих людей составила (4,2%), эти результаты позволяют сделать вывод, что подростки действительно читают, и чтение для них остается привычным источником знаний, оно носит не только прагматичный характер, но и приносит им удовольствие. Однако очень многие респонденты указывают на дефицит времени, из-за учёбы большинство опрошенных не успевают читать для себя.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «В каком виде вы предпочли бы книгу?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
В % |
В бумажном формате |
67 |
70,5 |
В электронном формате |
18 |
18,9 |
Как аудиокнигу |
8 |
8,4 |
Ни в каком |
2 |
2,1 |
Несмотря на то, что чтение книг по-прежнему актуально среди подростков, немного меняются традиции читательской культуры. Некоторые респонденты предпочитают электронные (18,9%) или аудиокниги (8,4%). Нельзя не согласиться с тем, что значительно проще и удобнее пользоваться изданиями в электронном виде, аудиоформат книг не менее удобен при столь быстром темпе жизни, однако подавляющее большинство респондентов предпочитает бумажные традиционные книги (70,5%). Можно предположить, что бумажный вариант книг остается основным среди подростков благодаря культурной традиции, но вместе с тем невозможно отрицать влияние информационных технологий на чтение книг.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос о любимых авторах и книгах
Автор, книга |
Кол-во ответивших |
В % |
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» |
10 |
10,5 |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» и др. |
10 |
10,5 |
Стивен Кинг «Сестра Кэрри» |
8 |
8,4 |
Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «Возлюби ближнего своего» |
7 |
7,4 |
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» |
7 |
7,4 |
А.П.Чехов «Вишневый сад» |
6 |
6,2 |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
5 |
5,3 |
Джордж Оруэлл «1984» |
5 |
5,3 |
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея» |
5 |
5,3 |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
5 |
5,3 |
Джоан Роулинг «Гарри Поттер» |
4 |
4,2 |
Джон Толкин «Властелин колец» |
4 |
4,2 |
Анджей Сапковский «Ведьмак» |
3 |
3,2 |
Пауло Коэльо «Алхимик» |
3 |
3,2 |
Вероника Грот «Дивергент» |
2 |
2,1 |
Нет ответа |
14 |
14,7 |
Старшеклассники ответили на вопрос о любимых произведениях и авторах. Самыми популярными авторами оказались: Эрих Мария Ремарк, Стивен Кинг, Ф.М.Достоевский, М.А.Булгаков, А.С.Пушкин. Среди любимых произведений подростков выделились «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «1984» Джорджа Оруэлла и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Подростки читают русскую классику (44,1%), что определяется отчасти необходимостью чтения по школьной программе, но больше предпочитают зарубежную (55,9%).
Заключение
Проведенный анализ данных исследования позволяет сделать вывод о том, что подростки сегодня действительно читают, но изменились длительность и статус чтения, мотивы чтения и предпочтения. Растет популярность электронных и аудиокниг. Чтение книг носит скорее эпизодический характер, а не является неотъемлемой частью жизни подростков. Вместе с тем выявлено, что у многих учеников 10-11 классов чтение представляется, как вынужденное обстоятельствами занятие. Несмотря на то, что чтение книг остается незаменимым источником знаний, ситуация стремительно меняется, и Интернет занимает место книг в жизни подростков.
Читать книги важно в любом возрасте, в том числе, и в подростковом. Необходимо понимать, что с годами будет становится все меньше «истинных» читателей, потому что книги не могут конкурировать с более доступными способами получения информации. Формирование читательских привычек чаще всего происходит в детстве, однако в любом возрасте можно начать их развить, ведь они смогут помочь как в обучении, так и в обычной жизни. В современном мире подросткам предоставлен огромный выбор книг для чтения, поэтому очень важно не навязывать подрастающему поколению какую-либо литературу, а просто дать сделать выбор, который каждому под силу.