Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Настольные игры как одно из средств изучения истории Кемеровской области-Кузбасса

Галимова Е.А. 1 Рыбакова П.А. 1 Петришин И.А. 1 Наргизян Р.К. 1
1 МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова"
Токмаков С.И. (г. Кемерово, МБОУ СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова)
настольные игры
история
кемеровская область-кузбасс
средства изучения
уровень знаний
1. Результаты опроса учащихся 1-ых-11-ых классов по опросному листу "История Кузбасса" // Фонды музея МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово, папка №55. Д. 4
2. Результаты опроса учащихся 1-ых-11-ых классов по опросному листу "История Кемеровской области-Кузбасса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." // Фонды музея МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово, папка №55. Д. 5
3. Результаты опроса учащихся 1-ых-11-ых классов по опросному листу "Кузбасс в лицах" // Фонды музея МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово, папка №55. Д. 6
4. Результаты опроса учащихся 1-ых-11-ых классов по опросному листу "Воздушный ас В.Д.Мартемьянов" // Фонды музея МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово, папка №55. Д. 7
5. Анжеро-Судженск. События и люди / А. А. Калинина, Н.П. Голдаева, Г. С. Поздняков. - Новосибирск : [Б. и.], 1997. - 180 с.: ил.
6. Анжеро-Судженск: 110 лет Анжеро-Судженскому руднику / А. В. Правда. - Кемерово : Кузбасс, 2007. - 261 с.: цв. ил.
7. Балибалов, И. А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра / И.А. Балибалов. - Кемерово, 1976. - С. 159.
8. Бедин, В. А. От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя : три тысячи имен в архивных и библиогр. источниках : (опыт биогр. словаря) / В. Бедин, М. Кушникова, В. Тогулев. - Кемерово, 1998. - С. 80.
9. Пугачёв А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения // Молодой учёный, №11(46), ноябрь 2012
10. Усков, И. Ю. Кемерово: рождение города / И.Ю. Усков // Кузбасс. - 2012. - № 168. - 15 сент. - С. 4: фото.
11. 50 лет назад: "Орден Ленина на знамени Кузбасса" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://arhiv42.ru/ (дата обращения 10.12.2019 г.)
12. 100 лет - 100 событий в жизни г. Кемерово [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--90aamkbb/ (дата обращения 10.12.2019 г.)
13. Архивное управление Кемеровской области [электронный ресурс] - Режим доступа: http://kuzbassarchives.ru/ (дата обращения 10.12.2019 г.)
14. ГЕРАЛЬДИКА.РУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://geraldika.ru/ (дата обращения 10.12.2019 г.)
15. Знаменательные даты Кемеровской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.kemrsl.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
16. Кемерово [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://w.histrf.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
17. Музей-заповедник "Красная горка" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.museum.ru/ (дата обращения 22.12.2019)
18. О Кузбассе // Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д.Фёдорова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kemrsl.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
19. О Новокузнецке [электронный ресурс] - Режим доступа: https://libnvkz.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
20. Семь чудес Кузбасса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://turkuzbass.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
21. Хроника событий развития города [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.archivnvkz.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)
22. Храм Святого Пророка Божия Илии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ilyinskiy.prihod.ru/ (дата обращения 22.12.2019 г.)

Результаты олимпиад учащихся по истории и результаты различных конкурсов по краеведению в Кемеровской области показывают, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают вопросы, связанные с историей Кемеровской области-Кузбасса. С решением этих вопросов, как правило, справляются только те учащиеся, которые целенаправленно занимаются изучением краеведения в центрах дополнительного образования, в творческих краеведческих объединениях.

В связи с этим встаёт вопрос о повышении уровня знаний учащихся школ Кемеровской области по краеведению, поиска  средств популяризации изучения истории родного края и повышения знаний у учащихся по истории Кемеровской области-Кузбасса.

Цель – найти средства повышения уровня знаний учащихся по истории Кемеровской области-Кузбасса

Задачи:

  1. Изучить уровень знаний учащихся средней школы №31 имени В.Д.Мартемьянова г. Кемерово по истории Кузбасса.
  2. Создать настольные игры по истории Кемеровской области-Кузбасса.
  3. Определить возможности применения настольных игр по краеведению в ходе изучения истории Кемеровской области-Кузбасса.

В ходе исследований нами применялись поисковый, аналитический, опросный методы, а так же метод наблюдения и эксперимента.

Источниками исследовательской работы являются результаты проведённого опроса [1] [2] [3] [4], электронные ресурсы Государственного архива Кемеровской области [11] [13], архива города Новокузнецка [21], муниципальной информационно-библиотечной системы г. Кемерово [12], справочная литература по истории Кузбасса.

Для проверки уровня знаний учащихся школ Кемеровской области мы составили вопросы по истории Кемеровской области-Кузбасса.

Для составления вопросов с целью проверки знаний учащихся по истории Кемеровской области-Кузбасса мы использовали и изучили материалы книг Балибалова И.А. «Кемерово: вчера, сегодня, завтра» [7] , Ускова И.Ю. «Кемерово: рождение города» [10], Бедина В. «От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя: три тысячи имен в архивных и библиографических источниках» [8]. Книги «Анжеро-Судженск: 110 лет Анжеро-Судженскому руднику» [6], «Анжеро-Судженск. События и люди» [5] и другие.

Также нами были изучены материалы электронных ресурсов Государственного архива Кемеровской области [11], муниципальной информационно-библиотечной системы г. Кемерово [12].  Музея-заповедника «Красная горка» [17], Кемеровской областной научной библиотеки им. В.Д.Фёдорова [15], архива города Новокузнецка [21], библиотеки имени Н.В.Гоголя г. Новокузнецка [19], Кемеровской и Новокузнецкой епархии [22].

Было выбрано большое количество материала по истории Кемеровской области-Кузбасса для составления вопросов по различным направлениям:

  • памятные даты из истории образования Кемеровской области-Кузбасса;
  • история образования и развития Кемеровской области-Кузбасса;
  • географическое положение и природа Кузбасса;
  • известные люди Кемеровской области-Кузбасса;
  • Кемеровская область-Кузбасс в годы Великой Отечественной войны;
  • развитие угольной, металлургической и химической промышленности Кемеровской области-Кузбасса.

Так как наша школа и музей носят имя Абсолютного чемпиона мира по

высшему пилотажу,  Почётного гражданина г. Кемерово В.Д.Мартемьянова, в отдельное направление нами были выделены вопросы о жизни и деятельности Владимира Давыдовича Мартемьянова.

Именно по этим направлениям и были составлены вопросы для проверки знаний учащихся 1-11 классов школ Кемеровской области по истории Кемеровской области-Кузбасса. Всего было составлено четыре опросных листа по каждому направлению с одиннадцатью вопросами, которые были предложены учащимся школ Кузбасса.

С целью выявления знаний учащихся по истории Кемеровской области-Кузбасса нами был проведён опрос среди учащихся 1-х-11-х классов средних общеобразовательных школ Кузбасса. Всего было опрошено 3790 человек.

По результатам опроса  по опросному листу «История Кузбасса» [1]  выяснилось, что 15% опрошенных учащихся знают дату основания села Щеглово. 36% правильно ответили на вопрос «Как первоначально назывался г. Ленинск-Кузнецкий». Дату образования Кемеровской области знают 55% учащихся, принимавших участие в опросе. Самый южный город Кемеровской области правильно назвали 60%. В каком году Михайло Волков обнаружил пласт Каменного угля знают 50 процентов опрошенных учащихся. О каменноугольных кузнецких копях (КОПИКУЗе) и времени их образования в городе Кемерово знают всего 11% учащихся. На седьмой вопрос: «В каком году город Щегловск в результате объединения с рабочим посёлком Кемерово становится городом Кемерово» правильно ответили 20% учащихся. Всего пять процентов учащихся смогли правильно расшифровать аббревиатуру «АИК» -  автономная индустриальная колония. На вопрос «Чьё имя носит Кемеровская областная научная библиотека» правильно ответили 22% учащихся, принимавших участие в опросе. «Чьё имя носит Музыкальный театр Кузбасса» знают 37%. Имена космонавтов СССР и России, связанных с Кузбассом знают 29%  опрошенных учащихся.

По полученным результатам можно сделать выводы, что только на три вопроса из одиннадцати, правильно ответили от 50 до 60%. На остальные вопросы правильно ответили от 5 до 37% учащихся, принимавших участие в опросе. Хуже всего учащиеся ответили на вопрос об Автономной индустриальной колонии, несмотря на то, что многие из опрашиваемых посещали музей-заповедник «Красная горка». В одиннадцатом вопросе никто из учащихся не назвал имя космонавта Бориса Валентиновича Волынова из первого отряда космонавтов, который детство и юность провёл в городе Прокопьевске Кемеровской области.

Опрос по опросному листу «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» [2] дал следующие результаты. Из девяти вопросов, связанных с историей Кузбасса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. только на два вопроса более 50% опрошенных ответили правильно. На седьмой и одиннадцатый  вопросы правильно ответили только 4% и  8% учащихся.

На четыре вопроса дали верный ответ от 22% до 34% учащихся, принимавших участие в опросе.

Результаты опроса по опросному листу «Жизнь и деятельность В.Д.Мартемьянова» [4] показали, что учащиеся не смогли ответить на 50% предложенных им вопросов. На два вопроса правильно ответили менее половины учащихся, принимавших участие в опросе. И только на три вопроса правильно ответили от 50 до 62% школьников.

Исследования уровня знаний учащихся по истории Кемеровской области-Кузбасса показали, что необходимо улучшать знания учащихся по краеведению, по истории Кемеровской области-Кузбасса. Большое образовательное значение имеет игра [9]. Игра тесно связана с  обучением на занятиях [9]. В связи с этим, нами были созданы четыре  настольные игры по истории Кемеровской области-Кузбасса,  которые должны оказать помощь учащимся в изучении истории Кузбасса.  

С целью повышения знаний учащихся по истории Кузбасса нами были созданы четыре настольные игры: «Мой Кузбасс», «Кузбасс – кузница Победы», «Кузбасс в лицах» и «Воздушный ас В.Д.Мартемьянов».

Настольные игры  созданы с целью повышения знаний по истории Кузбасса у детей и молодёжи Кемеровской области, мотивации в изучении истории родного края. В познавательной игровой форме в них рассказывается об основных этапах развития Кузбасса, о подвигах кузбассовцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о Героях Советского Союза и Героях Социалистического труда, о Почётных гражданах Кемеровской области и г. Кемерово. Игры презентуются на научно-практических конференциях, на встречах с педагогами и учащимися школ Кемеровской области. Всего изготовлено 400 комплектов настольных игр, по 100 игр по каждому направлению. Настольные игры передаются в школы, библиотеки, музея Кемеровской области-Кузбасса.

Планируется включение настольных игр в методические пособия для изучения курса «Краеведение».

Структура и комплектация настольных игр «Мой Кузбасс», «Кузбасс – Кузница Победы» и «Кузбасс в лицах» одинаковые. Все они предназначены для детей среднего и старшего школьного возраста. В комплект настольных игр входят игра с кубиками и фишками «ходилка» и лото.

Игра «ходилка» включает в себя:

  • правила игры;
  • брошюра с рекомендуемой литературой при изучении истории Кемеровской области-Кузбасса;
  • игровое поле;
  • карточки с вопросами (100 шт.);
  • фишки (6 шт.);
  • игральный кубик (1 шт.)

В настольные игры «ходилка» могут играть от двух до шести человек. Перед началом игры рекомендуется ознакомиться с краткой информацией об истории Кузбасса. После ознакомления с информацией, играющие начинают игру, по очереди бросая игральный кубик.

На игровом поле настольной игры «Мой Кузбасс» нанесены  небольшие контуры Кемеровской области с цифрами. В настольной игре «Кузбасс – кузница Победы»  - золотые и красные звёзды. В настольной игре «Кузбасс в лицах»  - вагонетки с углём. После броска кубика игрок совершает ход фишкой на число, выпавшее на кубике, и отвечает на вопрос. Игрок, бросивший кубик выбирает карточку с вопросом и отвечает на него.  Если ответ не верный, то фишка участника возвращается на то место, на котором находилась до ответа на вопрос. Если фишка попадает на поле с цифрой жёлтого или красного  цвета, то игрок пропускает ход. Победу в игре одерживает участник, фишка которого первой дойдёт до поля «Финиш».

Вторая игра,  входящая в комплект настольных игр – лото.

Оптимальное число игроков в лото от двух до шести человек.

В лото входят:

  • правила игры;
  • брошюра с рекомендуемой литературой при изучении истории Кемеровской области-Кузбасса;
  • карточки с вопросами (100 шт.);
  • карточки для игры в лото (30 шт.)

Перед началом игры из числа игроков определяется ведущий,

который будет брать карточки с вопросами, и читать их. Каждый игрок берёт себе от одной до пяти карточек для игры в лото. На каждом игровом поле ответы на шесть вопросов в виде названий городов, знаменательных дат в истории Кузбасса, фотографий памятников, личностей, наградных знаков. После того, как ведущий прочитает вопрос, игрок ищет ответ на этот вопрос на своих игровых полях. Если ответ на вопрос есть на его игровом поле, то игрок закрывает этот ответ специальным жетоном. В игре побеждает тот, кто первым закроет все вопросы на своих игровых полях.

Разница настольных игр из цикла «История Кузбасса» заключается в том, что настольная игра «Мой Кузбасс» посвящена основным событиям в истории развития Кемеровской области-Кузбасса, памятникам культуры и природы. Настольная игра «Кузбасс – кузница Победы» посвящена истории Кемеровской области-Кузбасса в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а настольная игра «Кузбасс в лицах» людям Кузбасса, внёсшим большой вклад в его развитие, Почётным гражданам Кемеровской области-Кузбасса и городов Кузбасса.

Настольная игра «Воздушный ас В.Д.Мартемьянов» предназначена для детей младшего школьного возраста. Игра посвящена жизни и деятельности Заслуженного мастера спорта СССР, Абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почётного гражданина г. Кемерово Владимира Давыдовича Мартемьянова.

В комплект настольной игры входят:

  • правила игры;
  • брошюра о жизни и деятельности В.Д.Мартемьянова;
  • игровое поле;
  • фишки (6 шт.);
  • игральный кубик (1 шт.)

В настольную игру «Воздушный ас В.Д.Мартемьянов» могут играть от двух до шести человек. Перед началом игры рекомендуется ознакомиться с информацией о жизни и деятельности В.Д.Мартемьянова в брошюре, входящей в комплект игры. После ознакомления с информацией о В.Д.Мартемьянове играющие начинают игру, по очереди бросая игральный кубик. Перед началом полёта все фишки располагаются на поле «Аэродром».

На игровом поле изображены облака белого и голубого цвета. Если после броска камня фишка становится на облако голубого цвета, или облако с картинкой, то участник игры должен сказать, что обозначает дата на облаке, или картинка. Если участник не сможет ответить на вопрос, то возвращается назад, на ближайшее белое облако. Если правильно отвечает на вопрос, то переходит вперёд, на ближайшее белое облако. Победу в игре одерживает участник, фишка которого первой дойдёт до финиша.

Настольные игры по истории Кемеровской области-Кузбасса создавались при активном участии учащихся школы. После изготовления первых проектов настольной игры они предлагались для апробации учащимся первых-одиннадцатых классов. Апробация игры проходила на внеурочных занятиях в Народном музее имени В.Д.Мартемьянова. Учащимся предлагалось ознакомиться с правилами и поиграть в настольные игры «Мой Кузбасс», «Кузбасс – кузница Победы», «Кузбасс в лицах» и «Воздушный ас В.Д.Мартемьянов». Учащиеся 1-ых-11-ых классов в течение месяца на внеурочных занятиях, в музее и дома играли в предложенные им настольные игры. После апробирования настольных игр школьники высказывали своё мнение по правилам игры, по её содержанию и оформлению. После пробных сеансов игры мы корректировали содержание и количество вопросов, время на проведение игры. Меняли оформление игры, редактировали информацию в брошюре по истории Кузбасса.

В ходе проведения игр мы наблюдали за реакцией школьников. Учащимся было интересно играть в настольные игры по истории Кузбасса. Но многим учащимся не всегда хватало знаний для победы в настольной игре. В результате проведённых экспериментов были созданы окончательные варианты настольных игр.

После создания настольных игр мы провели их презентацию. Презентация настольных игр была проведена для учителей истории и классных руководителей средней школы №31 имени В.Д.Мартемьянова города Кемерово, для воспитателей оздоровительных лагерей дневного пребывания, для руководителей школьных музеев в рамках проекта «Школьный музейный туризм», для педагогов дополнительного образования.

Нами было предложено использовать настольные игры в ходе изучения истории Кемеровской области-Кузбасса на уроках краеведения и на повторительно-обобщающих уроках в школах Кузбасса,  в дополнительном образовании учащихся школ Кемеровской области.

Раз в два года в рамках городского проекта «Школьный музейный туризм» в городе Кемерово проводится олимпиада юных музееведов и экскурсоводов, где составной частью проверки знаний учащихся являются вопросы по истории Кемеровской области-Кузбасса. Ежегодно, в рамках этого же проекта, проводится городской конкурс «Юный экскурсовод», который состоит из трёх этапов. На одном из них юные экскурсоводы отвечают на вопросы по истории Кузбасса. Этот этап для многих юных экскурсоводов является одним из самых сложных. Поэтому, мы предложили руководителям музеев использовать настольную игру «Мой Кузбасс» для подготовки учащихся к городской олимпиаде и конкурсу «Юный экскурсовод». Кроме этого, настольные игры по истории Кемеровской области могут использоваться в  летних школьных оздоровительных лагерях дневного пребывания, в библиотеках.


Библиографическая ссылка

Галимова Е.А., Рыбакова П.А., Петришин И.А., Наргизян Р.К. Настольные игры как одно из средств изучения истории Кемеровской области-Кузбасса // Старт в науке. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1885 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674