Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Память сердца

Фролова А.А. 1, 1
1 МОАУ "СОШ № 31" г. Оренбурга
Гамова О.Н. (г. Оренбург, МОАУ СОШ № 31)
родина
дети войны
непосильный труд
история
память
поколения
воспоминания
победа
1. «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42
2. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
3. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./
Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001
4. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.11.
5. http://websprav.admismolensk.ru/web2014/roslv2/proekt/Smolensk1.html
6. http://ropravda.ru/index.php/roslavl-i-roslavlchane/825-zapominajte-nas-poka-my-est

Введение.

Сквозь время глядит с пьедестала

Ребёнок с лицом старика.

В глазах его – скорбь и усталость.

Как море, печаль глубока…

На слабых ногах у ребёнка

Опорки кирзовых сапог.

А рядом – такая ж сестрёнка,

И плюшевый мишка у ног.

А им бы – счастливую долю,

Какую пророчила мать…

Но голод, и страх, и неволю

В войну довелось испытать.

З.М.Крылова

У знаменитой ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, которая вместе со всеми пережила блокаду города, есть выражение, известное многим: «Никто не забыт, ничто не забыто». Она свято верила в то, что в нашей стране во веки веков не будут забыты люди, имеющие отношение к великой Отечественной войне, что Родина воздаст должное тем, кто её защищал, кто ковал Победу в тылу. Давно уже вошли в жизнь понятия – участник войны, труженик тыла, к которым мы относим людей старшего поколения. Но есть еще одно поколение, которое имеет самое непосредственное отношение к той страшной войне, хотя оно не держало в руках автоматов, не сбрасывало бомбы на головы фашистов, не ходило в атаку на врага. Тем не менее оно тоже несло потери, - гибло, страдало от холода, голода, болезней. Это – дети войны, те самые, которые сейчас ужу на пенсии, но помнят, каким ужасным было их далёкое детство, сколько они в нём испытали лишений и страданий.

Масштаб потерь военного поколения не поддаётся никакой оценке, кто измерил отнятие детской радости, утрату отцов, ущемление образовании, непосильный труд, бесхлебье, подрыв физического здоровья?

И в то же время это поколение не только страдало, но, и, выстояв, внесло свой вклад в Победу, в возрождение страны.

Сегодня, тем самым юным уже за семьдесят - восемьдесят. Это последние свидетели той войны, «дети, опаленные этой войной». Им история оставила еще немного времени, чтобы «написать» коллективную книгу детской памяти о войне, адресованную нынешнему и будущему поколениям. И пусть материалы, собранные в этой работе, станут одной из её глав, которую мы назвали «Память сердца».

Цель работы: разыскать «детей войны», увидеть их глазами события тех лет.

Задачи:

  1. Собрать материал и изучение историю в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям детей, живших в то время, литературным источникам
  2. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.
  3. Формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней родственников и знакомых.

Используемые методы исследования:

  1. Метод беседы.
  2. Поисковый метод (по материалам музея, книг, интернет - сайтов):
  3. Встреча с очевидцами событий и их родственниками.

Тема охватывает период с 1941 по 1945 годы. В работе мы рассматривали жизнеописания детей войны. Объектом данного исследования является образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность темы: историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было до нашего рождения, что повлияло на ход истории и отпечаталось на судьбах родных, близких и знакомых нам людей. Историческая память является одним из важных источников формирования нравственных и патриотических качеств на примере преемственности поколений.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать при создании «Книги Памяти», как дополнительный на уроках на внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Проблема работы:

Уходит поколение людей, переживших Великую Отечественную войну, поэтому необходимо иметь как можно больше информации о тех тяжелых годах в истории нашей страны. Эту информацию нам могут в настоящее время дать только те, кто, в годы войны был ребёнком или подростком. Воспитание нравственных и патриотических качеств на примере преемственности поколений, причастности к истории страны.

Из воспоминаний.

И ходит по земле

Босая память – маленькая женщина

Е.Игаев.

  1. Одной бедой жили все.

«Войну я помню хорошо. Мне было семь лет. Семья наша жила в г. Оренбурге, в большой коммунальной квартире. Эвакуированных в городе было много, и горожанам, хоть и не жил никто свободно, пришлось еще потесниться. Например, у нас из ванны сделали жилую комнату.

Все жильцы собирались у тарелки (радио), когда передавали сводки с фронта. Запомнился на всю жизнь диктора Левитана, он передавал наиболее важные известия. Жили одной бедой все. У соседки на старшего сына пришла похоронка, это было общее горе.

Отца призвали сразу в армию, он прошёл всю войну, но вернулся не к нам, остался со своей фронтовой подругой.

Трое нас у матери на руках осталось. Она работала учительницей в школе в две смены. А вечерами сидела над тетрадями. Фактически , весь дом был на моих плечах. Мать только стирала. Старшая сестра часто болела. Младшая на десять лет была моложе меня. Я и в квартире убиралась, и в очереди за хлебом стояла, и на рынок ходила, и еде готовила.

Помню, валенки на мне были разного цвета – один чёрный, другой серый. Аи к весне сшили нам стеганные из тряпья унтики, на которые одевали деревянные колодки (как галоши).

Об окончании войны объявили в пять часов утра. Этого события уже ждали со дня на день. И люди, от переполнявшей их радости не могли оставаться дома, выходили на улицу, многие бежала на площадь, где состоялся стихийный митинг. Только и слышно было вокруг: «Победа! Победа!».

А когда вернулись домой, я побежала в магазин. А там меня, как всегда, встретили пустые полки. Разочарованная, я бросилась к матери: «Мама, ты же обещала, что после войны все в магазине будет!». А та только гладила по голове и улыбалась: «Все будет, доченька, но не сразу!».

Я всю войну мечтала о хлебе с маслом. И до сих пор люблю нарезать хлеб тонким кусочком и намазывать на него толстым слоем масло. За всю войну я так наелась овощей (у нас был участок земли), что до сих пор их не ем.

Наши дети представить себе не могут, как это модно целый день есть суп из редьки с водой, слегка закрашенный молочком.

Так что нас, переживших войну, уже ничем не напугаешь. И сейчас, когда я слышу жалобы на плохую жизнь, я думаю, что людям просто не с чем сравнивать.

Лидия Ивановна Чернышова,

учитель географии,

ныне пенсионерка

  1. Помню песню

«Мне было чуть более 4-х лет, когда началась война. Жили мы тогда в городе Березовском Свердловской области. Почему то в памяти осталась сцена в военкомате. Я сижу на какой-то круглой табуретке, а вокруг люди – шум, плач, никто на меня не обращает внимания. Я, конечно, не понимал ничего, но чувствовал, что случилось что-то очень плохое.

У нашего отца была бронь, он работал в РММ треста «Уралзолото». Но он вырос в большой семье, был младшим седьмым ребенком. И из его семьи пятеро ушли на фронт, возможно, кого – то из родственников тогда провожали в армию.

Дома у нас висела большая карта, на которой отмечалась линия фронта. И я еще хорошо помню песню «Вставай, страна огромная!», длинные очереди за хлебом, как ждали мы с сестрой у окна отца с работы – тогда мы все садились ужинать.

А когда возвращались солдаты с войны, встречали их радостно, но я не мог понять, почему все при этом плакали.

Игорь Николаевич Жиляев,

г. Оренбург, пенсионер

Много различных мероприятий проходит сегодня к 75-летию Победы, но беседа с «детьми войны», тем поколением людей, которые тогда были детьми 5-12 лет, оставляют живые впечатления.

Слёзы, горечь, обиды – всё это мы слышали , беседуя с ними. Но что поразило – это желание общаться, открытость души, доброта глаз, вера…

И вот, новая встреча с Валентиной Васильевной ( к своему стыду забыли записать фамилию).

«… В нашей семье было пятеро детей, мал мала меньше, все еще за мамкину юбку хватались, но родители, большие труженики, не уставали: «Вырастили сыновей и дочек не хуже, чем другие». Но война в одночасье изменила мирную жизнь семьи. Отец ушёл на фронт. Мать осталась одна с детьми, которые все время просили есть. Голод был ужасный, чтобы как то выжить, собирали всякие отбросы, у лошадей овёс воровали. Война меня, пятилетнюю девочку, чуть не доконала.

… Летом мы собирали в поле колоски, помогали на сенокосе. От голода кружилась голова. Однажды я упала в обморок, да так неудачно, что пробила голову. Видя, как я истекаю кровью, ветеринар, приставленный к лошадям, пожалел меня, вылечил. Но голова и сейчас, спустя 70 с лишним лет, болит, ямка в ней осталась.

Отец вернулся с фронтом инвалидом. Мама после всех тяжелых испытаний недолго прожила».

Валентина Васильевна,

Пенсионерка (с. Подгородняя Покровка)

 

Эти воспоминания можно продолжать и продолжать.

Замечательный писатель Аркадий Гайдар, погибший на войне, справедливо писал в своих заметках: «на десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу».

3. Дети страшной войны

Мы постарались собрать и воспоминания о своих родственниках и у учащихся нашей школы.

« … Моя прабабушка Смехова Елизавета Афанасьева, родилась в 1927 году. Ей не исполнилось и 14 лет, когда началась война. Тогда пришёл приказ о мобилизации людей для работы в тылу. Некоторых отправляли в Орск на военный завод, изготавливать оружие для фронта.

Недалеко от деревни находился аэродром, где была столовая для летчиков и офицеров. Бабуля и другие девочки работали там, мыли посуду, а прабабушка вскоре стала счетоводом. Из-за нехватки еды, они доедали за военными, которые приходили строем. Вечером возвращались домой.

В 1942 году их послали работать с солдатами в поле, где они таскали снопы и складывали их.

Было голодно, в день давали по 300 грамм ржаного хлеба. В очередь за едой вставали еще ночью, но хлеба всем не доставалось.

В 1943 году бабулю послали в колхоз, родных она не видела до конца войны. На целине работали от зари до зари вместе с солдатами, кормили два раза в день. Спали в шалаше все вместе.

В колхоз приезжали Жуков, Рокоссовский, Полякин. Моя прабабушка очень много работала и все делала для фронта. Она получила пять медалей, одна из них – «Ветеран труда». На параде она встретила моего прадеда, который был связистом на фронте.

Я горжусь своими родными».

Семенова Анна, 7 класс

« В 1941 году, когда началась война, моему прадедушке было 12 лет. В семье было 3 сына, прадедушка был средним из них. Отца у них забрали на фронт в сентябре 1941 года, а в 1943 году он пропал без вести. Их мама осталась одна с тремя детьми. Она работала в колхозе, но ее заработка было мало, чтобы прокормить детей. Поэтому прадедушка бросил школу и пошёл работать в колхоз трактористом. Первое время у него даже сил не хватало, чтобы завести трактор рукояткой, ему помогали дети, которые были постарше. После войны он закончил вечернюю школу, отслужил в армии и вернулся в родной колхоз. Работал бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Родина высоко оценила его труд. Он имел много наград районных, областных и правительственных. Одна из них - «Орден дружбы народов».

Кузьмичева Ольга, 5 класс

« В военные годы моя бабушка, Пройдакова Галина Михайловна, была совсем ребенком, но эти годы она помнит и сейчас. Помнит, как у соседей умер от голода ребёнок. Бабушка видела женщин и детей с раздутыми животами, посиневших, еле дышащих, но уже с пустыми мёртвыми глазами…

А в школах все дети трудились для фронта: они вязали варежки и теплые носки для бойцов»

Ляхта Елена Анатольевна,

учитель школы № 31

« Моя бабушка Зубань Вера Ивановна попала на службу в г. Чемкент в 1942 году в 16 лет (по сути было ей 15 лет - приписала себе год). Город производил запасные части к танкам, снаряды, металл, свинец, оптические приборы и другую продукцию..." В "другую продукцию" входили жизненно важные предметы: сапоги, валенки, телогрейки и одежда для солдат, медикаменты, продукты питания.

Много пришлось ей пережить: и холод, и голод, и бомбардировки. Но она всё выдержала. Демобилизовалась только в декабре 1946 года.

Гамова Оксана Николаевна,

учитель школы № 31

Заключение.

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

Дети, как и взрослые, делали всё во имя Победы.

Память – наша история. Война живёт в душе переживших её воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.

Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовали безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедилась в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью и мужеством.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

Мы собрали материал о детях войны и получилась небольшое исследование, которое должно войти в «Книгу Памяти» нашей школы.

В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!


Библиографическая ссылка

Фролова А.А., Фролова А.А. Память сердца // Старт в науке. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1884 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674