Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «СЛЕДОБЫТ»

Горбачева М.М. 1
1 г.о. Самара, МБОУ «СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов», учитель географии высшей категории
1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. – 128 с.
2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 2001. – 80 с.
3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 2003. – 232 с., илл.
4. Воронин В.В., Гавриленкова В.А. Самара: Учебник по географии Самарской области. – М.: Просвещение, 2010. – 335 с.
5.. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 2002. – 108 с.
6. Жемчужины Жигулей. Сост. Кузьменко С.Е. – Куйбышев: Кн. изд-во, 2001. – 156 с., илл.
7. Зеленый шум / сост. В.И. Тимошенко. – Самара: Кн. издательство, 2001. – 171 с.
8. Кривобоков В.И. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г. Кинель, п. Алексеевка. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 275 с.
9. Самарская область: Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001. – 440 с.
10. Теодорович Т.Б. Алакаевка. Фрагменты истории (хроника села с 1752 по 2002 г.) – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 183 с.
11. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: Учебное пособие. – Самара: НТЦ, 2003.
12. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. – Куйбышев: Книжное издательство, 2008.
13. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941–1945 гг. – Самара: НТЦ, 2003.
14. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – Куйбышев: Книжное издательство, 2005.
15. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. – 288 с.
16. Самарский краевед: Научно-популярный сайт об истории Самарского края.

Направление: географическое.

Вид деятельности: проблемно-исследовательский.

Возраст школьников: 6 классы.

Актуальность программы заключается в том, что в последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего города и его прошлого. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Средний школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания школьников – пятиклассников и шестикласников является актуальной в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята программа «Краеведение».

Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.

Уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям.

Данная программа по краеведению составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03–1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2019 учебный год».

4. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии.

Программа рассчитана на учащихся 6 классов. На 2 часа в неделю (68 ч).

Общее количество часов на класс зависит от учебного календарного графика, утверждаемого ежегодно (34–35 недель). В случае 35 недель, часы идут на повторение.

Цели программы:

• способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

• пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;

• воспитание любви к природе родного края;

• формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.

Задачи программы:

Образовательные

1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области

3. закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своего края, его геологической истории.

2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.

5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие

1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. развитие кругозора учащихся.

3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

• системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу в 6-х классах

• научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;

• наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;

• деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

• активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

• прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

• принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т.д.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.

Методы и приемы обучения:

– обобщающая беседа по изученному материалу;

– работа с различными источниками;

– виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

– составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;

-работа с ресурсами сети Интернет.

– проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий

Виды деятельности учащихся на уроке

– ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;

– работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;

– работа в сети Интернет.

Предполагаемые результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

Это предполагает:

– освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

– стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

• знать/понимать

– краеведческие термины и понятия;

– основные природные компоненты Самарского края;

– знать закономерности размещения и своеобразие каждого компонента природы области;

– правила поведения при поездках, экскурсиях;

– знать о многонациональном составе населения Самарского края, учреждениях культуры и образования; областные центры Самарской области;

– о вопросах охраны окружающей среды

• уметь

– давать оценку географическому положению области;

– анализировать взаимосвязь и закономерности взаимодействия человека и рельефа, климата, вод, почв, растительности и животного мира, Самарской области;

– наносить на контур объекты основных компонентов природы;

– воспроизводить знания, полученные во время экскурсий;

– создавать грамотные тематические презентации;

– показывать на плане и карте расположение г.Самары и областных центров области, их местных достопримечательностей;

– в игровой форме получать нужную информацию;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– самостоятельность и оригинальность, при решении теоретических и практических задач;

– понимание причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

– высказывания собственных суждений о взаимосвязи каждого компонента природы в любом ПТК Самарской области;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Названия разделов

и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеауди-

торных активных занятий

Содержание занятий

Форма проведения занятия

I

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

II

1

2

3

Географическое положение и природа области

Оценка ГП Области

Нанесение на контур границ области

Оценка ФГП

Геологическое строение

Рельеф, полезные ископаемые

Характеристика пещеры братьев Греве

Нанесение на контур основных форм рельефа и полезных ископаемых области

Составление характеристики Коптева оврага и пещеры братьев Греве

Неповторимость Жигулей

Посещение Молодецкого кургана

Климат Самарской области области

Анализ климатограмм в атласе

Влияние климата на деятельность человека

Воды Самарского края

Нанесение на контур основных рек самарской области

Волга – великая река Европы

Красоты берегов Волги

Почвы области

Работа с атласом

Презентационный урок

Растительность Самарской области

Посещение Курумочского бора

Посещение лесного массива у лыжной базы «Чайка»

Животный мир Самарской области

Составление синквейна по биоресурсам области

Природные комплексы Самарской области.

Самарская Лука – как крупный ПТК Самарской области

Времена года

Охрана природы

Население области

Многонациональность состава области

Наука, культура, образование

Города Самарской области

68

32

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

36

2 ч

4 ч

4 ч

6 ч

6 ч

2 ч

2 ч

4 ч

3 ч

3 ч

Знать: границы области, площадь территории.

Уметь: показывать по карте границы области

Знать: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые области

Уметь: показывать по карте географические объекты

Знать: понятие климата

Уметь: составлять характеристику климата

Знать: климатические области Самарского края

Знать: реки, озёра, пруды, водохранилища

Уметь: показывать по карте географические объекты

Знать: почвы Самарской области

Уметь: давать характеристику основных типов почв

Знать: растительный и животный мир Самарской области

Уметь: составлять характеристику растительного и животного мира области, района

Знать: природные комплексы области, района

Уметь: раскрывать взаимосвязи каждого природного комплекса

Знать: наличие времен года в Самарской области

Уметь: определять основные климитические показатели по атласу

Знать: значение своей области в развитии науки, образования, культуры. Выдающихся людей области, района

Знать: города, районы, посёлки городского типа.

Уметь: характеризовать города и районы и узнавать их по описанию

Самостоятельная работа по группам

Игра-викторина на свежем воздухе «Древо познанья»

Экскурсия №1 (Геологические памятники

Самарской области)

Посещение Коптева оврага

Поход в пещеру Братьев Греве

Экскурсия №2

(на автобусе)

(Жигулевский заповедник)

Конкурс презентаций

Экскурсия №3

(Волга в пределах Самары)

Отчет творческих групп

Поход

в Курумочский бор и смешанный лес п. Управленческий

Экскурсия №4

(Самарская Лука)

Экскурсия №5

Посещение Ботанического сада

(в черте города Самара)

Игра-соревнование на свежем воздухе «Я люблю Самару»

Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2013.

60

2

Печатные пособия

 
 

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2013.

География. Начальный курс . 6 класс. Рабочая тетрадь (Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.). – М.: Дрофа, – 2013.

1

90

 

Комплект учебных атласов и контурных карт по географии

90

3

Технические средства обучения

 
 

Медиа проектор

1

 

Экран Luma

1

 

Персональный компьютер

1

 

Магнитофон с колонками

1

 

Телевизор

1

4

Экранно-звуковые пособия

 
 

Обучающий диск

1

5

Цифровые образовательные ресурсы

 
 

География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание.

1

6

Учебно-практическое оборудование

 
 

Топографический макет рельефа местности

1

 

Учебные демонстрационные карты

3

 

Учебные плакаты по курсу

9

 

Компас ученический

2

7

Демонстрационные пособия

 
 

Коллекция полезных ископаемых

9

 

Коллекция минеральных пород

4


Библиографическая ссылка

Горбачева М.М. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «СЛЕДОБЫТ» // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1582 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674