Направление: географическое.
Вид деятельности: проблемно-исследовательский.
Возраст школьников: 6 классы.
Актуальность программы заключается в том, что в последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Подготовка учащихся к олимпиадам и научным работам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего города и его прошлого. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Средний школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания школьников – пятиклассников и шестикласников является актуальной в настоящее время. Именно поэтому из банка программ по внеурочной деятельности мной была взята программа «Краеведение».
Нельзя недооценивать важность научиться подрастающему поколению чувствовать и осознавать себя детьми России – страны с тысячелетней историей, духовной культурой которой можно и должно гордиться.
Уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Человек, изучающий краеведение, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать другим поколениям.
Данная программа по краеведению составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03–1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2019 учебный год».
4. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии.
Программа рассчитана на учащихся 6 классов. На 2 часа в неделю (68 ч).
Общее количество часов на класс зависит от учебного календарного графика, утверждаемого ежегодно (34–35 недель). В случае 35 недель, часы идут на повторение.
Цели программы:
• способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
• пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Самарского края;
• воспитание любви к природе родного края;
• формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков.
Образовательные
1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края и его компонентах; культура и традиции народов Самарской области
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своего края, его геологической истории.
2. воспитание уважительного отношения к окружающей природной среде. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
4. совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.
5. позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие
1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развитие кругозора учащихся.
3. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
• системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу в 6-х классах
• научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
• наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
• деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
• активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
• прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
• принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т.д.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Методы и приемы обучения:
– обобщающая беседа по изученному материалу;
– работа с различными источниками;
– виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
– составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, презентации;
-работа с ресурсами сети Интернет.
– проведение викторин, экскурсий, праздников, походов, индивидуальных и групповых занятий
Виды деятельности учащихся на уроке
– ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;
– работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;
– работа в сети Интернет.
Предполагаемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
– освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
– стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
• знать/понимать
– краеведческие термины и понятия;
– основные природные компоненты Самарского края;
– знать закономерности размещения и своеобразие каждого компонента природы области;
– правила поведения при поездках, экскурсиях;
– знать о многонациональном составе населения Самарского края, учреждениях культуры и образования; областные центры Самарской области;
– о вопросах охраны окружающей среды
• уметь
– давать оценку географическому положению области;
– анализировать взаимосвязь и закономерности взаимодействия человека и рельефа, климата, вод, почв, растительности и животного мира, Самарской области;
– наносить на контур объекты основных компонентов природы;
– воспроизводить знания, полученные во время экскурсий;
– создавать грамотные тематические презентации;
– показывать на плане и карте расположение г.Самары и областных центров области, их местных достопримечательностей;
– в игровой форме получать нужную информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– самостоятельность и оригинальность, при решении теоретических и практических задач;
– понимание причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
– высказывания собственных суждений о взаимосвязи каждого компонента природы в любом ПТК Самарской области;
– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ |
Названия разделов и тем |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеауди- торных активных занятий |
Содержание занятий |
Форма проведения занятия |
I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 II 1 2 3 |
Географическое положение и природа области Оценка ГП Области Нанесение на контур границ области Оценка ФГП Геологическое строение Рельеф, полезные ископаемые Характеристика пещеры братьев Греве Нанесение на контур основных форм рельефа и полезных ископаемых области Составление характеристики Коптева оврага и пещеры братьев Греве Неповторимость Жигулей Посещение Молодецкого кургана Климат Самарской области области Анализ климатограмм в атласе Влияние климата на деятельность человека Воды Самарского края Нанесение на контур основных рек самарской области Волга – великая река Европы Красоты берегов Волги Почвы области Работа с атласом Презентационный урок Растительность Самарской области Посещение Курумочского бора Посещение лесного массива у лыжной базы «Чайка» Животный мир Самарской области Составление синквейна по биоресурсам области Природные комплексы Самарской области. Самарская Лука – как крупный ПТК Самарской области Времена года Охрана природы Население области Многонациональность состава области Наука, культура, образование Города Самарской области |
68 |
32 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч 2 ч 1 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 2 ч 1 ч 2 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч |
36 2 ч 4 ч 4 ч 6 ч 6 ч 2 ч 2 ч 4 ч 3 ч 3 ч |
Знать: границы области, площадь территории. Уметь: показывать по карте границы области Знать: геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые области Уметь: показывать по карте географические объекты Знать: понятие климата Уметь: составлять характеристику климата Знать: климатические области Самарского края Знать: реки, озёра, пруды, водохранилища Уметь: показывать по карте географические объекты Знать: почвы Самарской области Уметь: давать характеристику основных типов почв Знать: растительный и животный мир Самарской области Уметь: составлять характеристику растительного и животного мира области, района Знать: природные комплексы области, района Уметь: раскрывать взаимосвязи каждого природного комплекса Знать: наличие времен года в Самарской области Уметь: определять основные климитические показатели по атласу Знать: значение своей области в развитии науки, образования, культуры. Выдающихся людей области, района Знать: города, районы, посёлки городского типа. Уметь: характеризовать города и районы и узнавать их по описанию |
Самостоятельная работа по группам Игра-викторина на свежем воздухе «Древо познанья» Экскурсия №1 (Геологические памятники Самарской области) Посещение Коптева оврага Поход в пещеру Братьев Греве Экскурсия №2 (на автобусе) (Жигулевский заповедник) Конкурс презентаций Экскурсия №3 (Волга в пределах Самары) Отчет творческих групп Поход в Курумочский бор и смешанный лес п. Управленческий Экскурсия №4 (Самарская Лука) Экскурсия №5 Посещение Ботанического сада (в черте города Самара) Игра-соревнование на свежем воздухе «Я люблю Самару» |
Описание материально-технического обеспечения
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1 |
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2013. |
60 |
2 |
Печатные пособия |
|
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2013. География. Начальный курс . 6 класс. Рабочая тетрадь (Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.). – М.: Дрофа, – 2013. |
1 90 |
|
Комплект учебных атласов и контурных карт по географии |
90 |
|
3 |
Технические средства обучения |
|
Медиа проектор |
1 |
|
Экран Luma |
1 |
|
Персональный компьютер |
1 |
|
Магнитофон с колонками |
1 |
|
Телевизор |
1 |
|
4 |
Экранно-звуковые пособия |
|
Обучающий диск |
1 |
|
5 |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание. |
1 |
|
6 |
Учебно-практическое оборудование |
|
Топографический макет рельефа местности |
1 |
|
Учебные демонстрационные карты |
3 |
|
Учебные плакаты по курсу |
9 |
|
Компас ученический |
2 |
|
7 |
Демонстрационные пособия |
|
Коллекция полезных ископаемых |
9 |
|
Коллекция минеральных пород |
4 |