Посвящается всем, кто жил на земле моих предков до меня…
Отчий дом… Что означают эти слова? Это квартира, постройка, в которой я живу или что-то большее? Почему от этого словосочетания веет теплом и пахнет чем-то родным и душевным?
В нашей семье происходят радостные хлопоты. Мы стоим новый дом. Семейные разговоры и споры только о нём: какого цвета он будет, где разместим камин, понравится ли в нём жить всем домочадцам?
Новый дом- это хорошо. Но на участке, на земле моих предков, есть ещё один дом. Старый. Сначала мы хотели его снести, но мама была категорически против. Долгое время я не мог понять её позицию. Ведь старый дом обветшал и стал некрасивый, особенно по сравнению с новой постройкой. Зачем он нужен? Почему он так дорог её сердцу? Я стал разбираться.
Актуальность. Знать прошлое своей семьи и сохранять традиции предков очень важно для нас, для нового поколения. Нельзя допустить, чтобы историческое прошлое ушло в небытие, было безвозвратно потеряно. История каждой семьи в отдельности отражает великую историю всей нашей страны.
Аргументы актуальности:
– международное значение: проблема сохранения исторической памяти актуальна во всем мире, как часть летописи жизни нашей цивилизации, прежде всего человечества в целом, а потом уже каждой страны [10].
– российский уровень: «Историческая память – великолепный цемент, который создаёт и укрепляет единую и неделимую великую Россию.
Наша цель – объединение усилий общественности и государства для изучения военно-исторического прошлого страны и сохранения национальной памяти» [9] (из выступлений Президента РФ В.В. Путина).
В нашей стране ведётся активная работа по реконструкции и сохранению объектов исторического наследия, ведётся поисковая работа (за последние годы созданы такие интернет-ресурсы о ВОВ как «Подвиг народа» и «Мемориал», большое значение уделяется изучению истории родного края в школах.
– региональный уровень: история родного края – это неотъемлемая часть истории страны. Краеведческий материал – малые крупицы, которые позволяют познакомиться с жизнью людей, населявших Подмосковье в прошлом. Самый красноречивый свидетель минувших событий – вещественный источник. Обширную работу в Одинцовском районе по собранию таких источников ведут Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина и Одинцовский историко-краеведческий музей[1]. Причём стоит отметить, что краеведческий музей был создан на базе школьного музея Одинцовской гимназии № 11. В нем собраны многие артефакты прошлого нашего края.
– актуально лично для меня: строительство нового дома на земле моих предков подтолкнуло меня к мысли, что мы – будущее и настоящее – не смогли бы существовать, нельзя жить без прошлого. Человек, как дерево, силён своими корнями. Знать и уважать прошлое – значит понимать свое назначение в современной жизни.
При планировании нового дома мы хотели изменить всё на участке, разбить клумбу, высадить красивые цветы и кустарники на месте прежнего дома, а сам старую постройку снести, разрушив её.
Проблема современного общества состоит в том, разрушать нам проще, чем сохранять. Но совсем не обязательно уничтожать старое, для того что возводить новое. Без прошлого нет будущего.
Предмет исследования: история моей страны как отражение жизни старого дома.
Объект исследования: старый дом и исторические артефакты в нём.
Основными источниками информации послужили работы великого российского учёного-литературоведа и общественного деятеля, академика Д.С. Лихачёва [6], фразы и цитаты мыслителей прошлого [3] (Цицерона, Ломоносова М.В) и книга Дж.Льюиса «Старый дом» [1]. Изучив их, я убедился в необходимости сохранения артефактов старины и выдвинул гипотезу.
Гипотеза. Жизнь человека бесконечна, пока о нём помнят потомки, пока они знают, изучают и сохраняют свои корни, свою историю. И начало всему – отчий дом.
Цель исследования: На примере жизни старого дома-музея показать значимость и ценность сохранения реликвий и традиций каждой семьи как части исторического прошлого нашей страны.
Задачи:
1. Собрать, изучить и систематизировать исторические артефакты старого дома моей семьи.
2. Изучить историю своей семьи.
3. Определить вехи истории, свидетелями которых был старый дом.
4. Установить необходимость знания своего прошлого на примере истории моей семьи.
Методы исследования:
– изучение и анализ литературы;
– теоретический анализ существования связи прошлого и настоящего;
– сбор документов, материалов и артефактов;
– анализ и выявление связей между вещами и историческими событиями страны;
– работа с интернет-источниками;
– наблюдения;
– опрос, беседы с членами семьи;
– обобщение и построение выводов.
Прикладная ценность и значимость полученных результатов заключается в том, что изучение истории страны начинается со знания истории своей семьи, жизни предков и важных для них событий и вещей, традиций и обычаев. Собранный мною материал можно использовать на уроках «Окружающий мир» и «История». Через распространение полученных мною знаний среди одноклассников и учеников нашей гимназии, можно способствовать развитию интереса к истории России и родного края. А созданный дом-музей мог бы стать филиалом краеведческого музея или положить начало созданию школьного музея.
Теоретическая часть
Будущее стоит на фундаменте прошлого
Без прошлого нет будущего. Чувственная, живая связь поколений со временем истончается и неминуемо исчезает, если не остаётся подлинных свидетельств давно ушедшей эпохи.
История – это область знаний, а так же гуманитарная наука, занимающаяся изучением деятельности, мировоззрения, связей человека в прошлом [4].
В мировой практике все больше набирает интерес изучение истории через изучение прошлого отдельных личностей. Изучать историю народа, общества, без изучения жизни отдельного человека – бессмысленно, поскольку общество и состоит из отдельных людей.
Историю страны пишут истории простых людей своими семейными традициями, вещами. И рассказать об этом может старый дом – дом, в котором выросло ни одно поколение, дом, который видел и горести и радости, дом, который это сохранил и поведал мне.
Нужны ли современному человеку знания истории? Так ли важно знать историю своей семьи? Можно ли построить будущее, не зная прошлого?
Я решил провести анкетирование, подготовил анкету и раздал её одноклассникам. В опросе участвовало 10 человек.
В анкете были следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы историю своей семьи?
2. Кто из Ваших родственников, прадедушек, прабабушек, защищал Родину?
3. Есть ли в Вашей семье особая история, которую рассказывают и сохраняют для будущих поколений?
4. Знаете ли Вы, где жили Ваши предки 100 лет назад?
5. Хотели бы Вы больше знать об истории родного края, города, посёлка?
Результаты получились такие (см. Приложение 1, рис. 1): историю семьи знает половина опрошенных ребят, вторая половина затруднилась ответить. Почти у всех ребят прадедушки, и даже прабабушки во время войны были на фронте, мы помним и гордимся их подвигом. К сожалению, многие ребята не знают, где жили их предки 100 лет назад, затрудняются ответить про семейную легенду. А вот на вопрос N 5 все ребята единогласно ответили, что история родного края им интересна!
Ответы ребят помогли мне ещё раз убедиться в том, что очень важно знать и сохранять историю своей семьи.
Великий учёный М.В.Ломоносов сказал: « Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» [7]. «Архитектура – это летопись нашей истории, фиксирующая важные её страницы» [8]. Старые здания – страницы книги, листая которые, мы знакомимся с историей.
Слова «отчий дом», « родина», «семейные традиции» – это не просто слова, это ниточка, которая связывает нас через поколения.
В этой работе я исследую, кто жил на земле моих предков до меня.
Практическая часть
Дом-музей
Я старый дом. В глуши в краю лесном,
Забытый всеми, спал я крепким сном.
Но вот меня растормошили дети,
Я слышу, вижу, я живу на свете!
Дж. Льюис
В Истринском районе, в шестидесяти километрах от Московской кольцевой дороги, в селе Новопетровское, под развесистым старым дубом стоит старенький домик. Его построил мой прадед ещё до Великой Отечественной войны, в 1934 году.
Этот дом пережил войну. ПЕРЕЖИЛ её в полном понимании этого слова.
Участок земли расположен не далеко от Волоколамска, где проходили самые ожесточённые бои. Прабабушке с детьми пришлось некоторое время жить в лесу в землянке. Страшно подумать, какие беды и невзгоды они вынесли: холод, голод, страх.
На нашем участке стояла пулеметная точка, и когда бомбили с воздуха, метили именно в неё. Один снаряд угодил в наш участок. Дом покосило взрывной волной, а на месте разорвавшегося снаряда до наших дней большая яма. Дед, к великому сожалению, не вернулся с фронта, и дом помогли восстановить родственники и соседи. В то время каждый пытался помочь ближнему.
Старый дом, как книга, расскажет, как жили люди в то время, чем дорожили, чем старались окружить себя, что считали важным.
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них… в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их», – говорил Д.С. Лихачёв [6].
На стенах дома портреты родственников.
Некоторые из них после войны разъехались восстанавливать страну и оставались жить на новом месте.
Мама рассказала, что сёстры виделись редко и поэтому очень скучали друг по другу. Они писали письма, которые берут за душу. Эти письма мы теперь храним в семейном архиве.
Мама много рассказывала о прошлом, о моих родных, показывая мне разные старинные вещи, доставая их из старых коробок, ящиков, шкафов.
Каждая вещь имела несомненную ценность.
Вся мебель раньше делалась своими руками. Все комоды, которые есть в доме – творения рук моего прадеда. А ведь раньше не было столько материалов, как сейчас, всё делалось из подручных средств. Зато всё было натуральное. А по красоте эти комоды даже лучше тех, которые стоят в мебельных магазинах.
Поверх мебели аккуратно разложено шитьё, которое сотворено руками прабабушки. На кроватях подзоры, украшенные кружевами ручной работы.
Повсюду стоят фарфоровые статуэтки – дань моде, которые собирала и бережно хранила моя прабабушка.
Но особенно важна была домашняя библиотека. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», – писал Цицерон [3]. Наш старый дом живой, с богатой душой! Вот книга Н.А. Некрасова дореволюционного издания. Есть толковый словарь Д.Н. Ушакова издательства 1939 года в четырёх томах – это подарок моей маме. Каждый том подписан рукой моего прадеда.
Мой прадед – Иван Афанасьевич Артемьев до войны работал на мельнице. Сохранилась амбарная книга, по которой отгружали зерно. Подчерк прадеда, которым он писал почти 100 лет назад, поразил меня своей аккуратностью и великолепием.
Сердце дома – старая печка. Если её долго не топят, она начинает дымить. Обижается. Но вот огонь уже завораживает своим пламенем. Я смотрю на огонь и слышу мамин голос. Не проходило и дня без маминых историй о войне, о великом труде моих предков в нелёгкие годы войны.
Мой прадед не вернулся с фронта. Он служил в конном полку и погиб в 1941 году в ожесточённых боях под Ельней. Прабабушка не получала похоронку. Долгие годы мой дедушка добивался того, чтобы имя погибшего прадеда увековечили на монументе памяти погибших в Вов, который находится недалеко от дома. И добился. Это ещё одна традиция нашей семьи. Каждый год 9 мая мы приходим туда с цветами, чтобы почтить память нашего прадеда, который отдал жизнь за наше будущее.
У К. Паустовского в повести «Снег» есть такие слова: «… Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот её маленький и самый милый для меня уголок…».
В доме мы нашли красное знамя. Судя по древку, флаг старый. Кто знает, может этот флаг несли в бой солдаты, защищая нашу Родину от врага?
Мой прадед, не жалея своей жизни, погиб на войне, защищая свою Родину, свою родную землю, свой отчий дом.
Много наград и медалей получила и моя прабабушка, ветеран Вов и труженик тыла. Работала на совесть, не жалея себя, ради нас, ради светлого и мирного будущего.
В ходе моей исследовательской работы старый дом открывал мне свои тайны, поведал о счастливых и грустных моментах жизни моих предков. Эти тайны мама бережно хранила в своем сердце, но вот настало время поведать их мне. Сохранять, значит чувствовать себя частью новой истории.
Истории не только отдельной семьи, но и огромной страны с богатым прошлым.
Я увидел виниловые пластинки, которые в мамином детстве вставляли в специальный проигрыватель, и все танцевали.
Мамины глаза становились влажными от воспоминаний, когда она рассказывала, как в зимние вечера к бабушке приходили подруги и пели застольные песни. Голоса женщин были протяжные, сильные, красивые. Такие песни трогали до глубины души, в них был смысл, жила любовь.
Мама показала мне реликвии нашей семьи – старинные иконы. Раньше было запрещено иметь иконы в доме. Но мои предки сохранили их для нас. Теперь это достояние, которое передаётся из поколения в поколение.
Вечером, после разговоров, мы с мамой выходили на крыльцо, вслушивались в тишину, всматривались в даль… И понимали: вот оно место, где нам следует жить. Здесь нам хорошо и спокойно. Место, где чувствуешь умиротворение, где душа отдыхает. Здесь наши корни. Здесь наш отчий дом.
Мы с мамой решили не разрушать старый дом, а превратить его в дом- музей. Я посчитал нужным согласиться с мамой, чтобы сохранить прошлое.
Заключение
Сохранить ради настоящего и будущего. Теперь мы всей семьей хотим, чтобы дом простоял как можно дольше. Я уже взрослый и смогу принимать участие в работах по реставрации дома – нашего семейного музея. Когда-нибудь я приведу сюда своих детей и расскажу им историю моей семьи, историю нашей великой страны.
«Улицы, каналы, отдельные дома…напоминают и ненавязчиво входят в духовный мир человека, и человек уже с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего»- говорил академик Д.С.Лихачёв [6]. Эти слова я считаю важными для меня и моих сверстников.
Нашему дому почти 100 лет. Мы все понимаем, что время неумолимо идет вперёд, сменяя поколения людей, домов, событий. Мой старый дом – свидетель истории моего края. Моему городу Одинцово – 60 лет. Его жители, современники разных эпох. Я думаю, сохранить дом, как музей, очень важно и нужно. Сюда смогут приходить разные люди, мои одноклассники и не только, все, кому интересна история родного края, история нашей страны.
В процессе проделанной мною работы, я очень чётко определил и сформулировал значимость понимания и сохранения знаний о своем прошлом. У человека без прошлого нет будущего. Прошлое семьи, её история является отражением части истории всей нашей великой страны. Для меня как представителя целого поколения важно знать, уважать и сохранять историю семьи и историю страны. В результате я пришёл к пониманию позиции моей мамы, ведь строя новое, не обязательно разрушать старое. Мы всей семьей приняли решение сохранить старый дом, превратив его в музей.
Мое исследование подтверждает гипотезу о том, что жизнь человека бесконечна, пока о нём помнят потомки, пока они знают, изучают и сохраняют свои корни, свою историю. И начало всему – отчий дом.
Все поставленные задачи решены:
1. Я своими силами собрал, изучил и систематизировал исторические подлинники старого дома. Узнал, как жили люди в прошлом, какими вещами пользовались, что было для них важно, что приносило тревоги и радости.
2. Изучение прошлого помогло мне узнать историю моей семьи, понять тех, кто жил на земле, которая принадлежит нашей семье вот уже несколько поколений. Я стал вглядываться в старые фотокарточки, искать в себе их отражение.
3. Я определил вехи истории, свидетелем которых был старый дом.
4. Я установил и чётко осознал необходимость знания и сохранения прошлого моей семьи, родного края и страны в целом.
Главный вывод, который я сделал: нельзя разрушать или забывать своё прошлое, оно – фундамент, на котором мы строим настоящее для будущего.
Мы сохраним старый дом, превратив в музей. Мне было очень интересно изучать историю своего рода, связывая, как ниточки, вехи истории семьи с историей моей страны. Работая над исследованием, я стал лучше понимать моих близких, особенно маму. Это очень сблизило нас, сделало нашу семью ещё крепче. Я предлагаю всем ребятам присоединиться и заняться исследовательской работой по изучению родного края. Пусть наш музей будет интересен всем людям нашего города. А я смогу быть в нём экскурсоводом!
Приложение 1
Рис. 1. Результаты анкетирования
Приложение 2
Наш старый дом
Приложение 3
Старые альбомы
Приложение 4
Фото 1. Портреты родственников
Фото 2. Портреты родственников
Приложение 5
Наша старая печь
Приложение 6
Фото 1. Мебель, сделанная своими руками
Фото 2. Книги дореволюционного издания
Приложение 7
Монумент памяти погибших в ВОВ
Приложение 8
Виниловые пластинки
Приложение 9
Флаг Советского Союза
Приложение 10
Старинные иконы
Приложение 11
А жизнь продолжается…
[1]www.museum.ru
Библиографическая ссылка
Шейкин М.М. О ЧЁМ ГОВОРЯТ СТЕНЫ СТАРОГО ДОМА // Старт в науке. – 2018. – № 5-8. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1263 (дата обращения: 21.11.2024).