Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ

Заварзина Е.Д. 1
1 г.Ижевск, МБОУ«СОШ №91
Бушуева Е.А. (Ижевск, МБОУ«СОШ №91)
1. Авшарян Г. Скорочтение. Быстрый курс для школьников, студентов и всех, кто хочет быстрее думать/Г. Авшарян.- АСТ, 2011.-304с.
2. Зиганов М.А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения/ М.А. Зиганов.- Издательство: Эксмо, 2013.-214 c.
3. Кузнецов О.А. Техника быстрого чтения/ О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов.- Москва “Книга”, 1983.-286с.
4. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова/ Г.Г. Мисаренко.- МТО инфо, 2017.-127с.
5. Олег Андреев. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. – М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 294с.
6. Скорочтение – статьи и упражнения.- режим доступа: http://www.citycat.ru
7. Таблицы Шульте.- Режим доступа: http://magicspeedreading.com

с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/10/35441

Актуальность темы

Моя мама говорит, что раньше нашу страну называли самой читающей в мире. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. А сегодня дети мало читают, все больше телевизор смотрят или за компьютером сидят. А отсюда и возникает проблема скорости и правильности чтения, трудности в учебе и в выполнении домашних заданий.

Гипотеза: улучшить технику чтения помогут специально разработанные для этого методы и приемы.

Цель: Изучение приемов улучшения техники чтения, а также применение их на практике.

Задачи:

- изучить историю вопроса;

- познакомиться с методами и приемами скорочтения;

- провести диагностические замеры техники чтения;

- применить приемы повышения скорости чтения на практике.

Изучая литературу по вопросу скорочтения стает ясным, что авторы, например Зиганов М.А. или Кузнецов О.А. описывают такие методы и приемы, которые могут выполняться как самостоятельно ребенком, так и при помощи учителя или родителя. В работе рассмотрены такие приемы, которые дети могут выполнять сами, в свободное время. Из источников литературы были выбраны задания и составлены уроки.

Теоритическая часть

1. История скорочтения

Любая история о скорочтении начинается с того как быстро читали великие люди:

Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2000 слов в минуту (около 12000 знаков).

Оноре Де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

Дневная норма В. И. Сталина - 500 страниц.

Но приводя эти примеры, обычно забывают указать, что они также обладали превосходной памятью, отличным вниманием и умением быстро мыслить.

Читать быстро – это свойство высокоорганизованного ума, концентрированного внимания и натренированного зрения. Именно этим умением обладали гении человечества.

В 1879 г. французский ученый Луис Эмиль Жаваль первым занялся проблемой движения глаз при чтении. Он выяснил, что при чтении не происходит сплошного скольжения глазами по тексту, как считалось ранее, а происходит серия коротких остановок, названных фиксациями. Это открытие послужило началом поиска ответов на вопросы о процессе чтения.

В 1945 году будущая учительница Эвелин Вуд которая занималась изучением быстрого чтения работала над приемом, когда глаза двигались вертикально вниз по странице. С тех пор ничего нового придумано не было. Методы Эвелин Вуд и сейчас являются основой для всех курсов скорочтения. Это метод динамического чтения.

2. Методики и приемы скорочтения

Большую популярность имеет методическая система В. Н. Зайцева. Методическая система Н.В. Зайцева выделяет несколько резервов обучения чтению. Первый резерв – частота тренировочных упражнений. «Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает; то есть, то нет. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длительные упражнения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой».

Жужжащее чтение – второй резерв. Сейчас этот элемент общепризнан. При жужжащем чтении несколько человек читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Тренаж идет в течение пяти минут.

Еще один резерв – чтение перед сном. Из опыта работы школы Монголии заимствованы ежеурочные пятиминутки чтения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Для ее развития существенную роль играют зрительные диктанты из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко. В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы.

Также в этой системе можно выделить 2 наиболее эффективных упражнения:

1. Многократное чтение.

Ребенок читает отрывок в течение одной минуты. Отмечает карандашом сколько прочитал. Затем читает этот отрывок снова за минуту. Сравнивают на сколько больше прочитали.

2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек

Предназначено для развития артикуляционного аппарата. Требовать четкого прочтения окончаний слов, не проглатывать. Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.

Проблема успешного обучения детей чтению волновала также известного деятеля педагогики Д.Б. Эльконина. Суть его метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных звуков синтезирует слово.

Особый подход к обучению детей чтению имеется и у Марии Монтессори.

Многие школы обучают скорочтению по авторским методикам, другие берут на вооружение уже хорошо известные приемы обучения скорочтению. Так, например, среди авторов методик можно назвать Шамиля Ахмадуллина. Популярна и методика Олега Андреева.

Вообще же школ, курсов и методик скорочтения множество, но большинство из них направлены на:

1. Увеличение поля зрения;

2. Запоминание зрительного образа букв;

3. Внимание;

4. Развитие мозга;

5. Память;

6. Постановку дыхания и развитие артикуляционного аппарата;

7. Увеличение скорости чтения, используя таблицы слогов и слов, и другие задания с текстом.

Практическая часть

В моей исследовательской работе приняли участия 10 человек в возрасте 8 лет. Я разделила ребят на две группы: контрольную и экспериментальную. Сделала замер техники чтения. (табл. 1)

Таблица 1

Контрольные замеры техники чтения до проведения занятий

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Скорость чтения, сл/ мин

Имя

Скорость чтения, сл/ мин

Руслан

82

Самира

120

Яна

78

Камиль

99

Степан

76

Катя

102

Юлия

130

Лена

71

Контрольная группа ежедневно прочитывала от 5 до 15 страниц художественной литературы.

А экспериментальная группа занималась со специально подобранными приемами и упражнениями. Я подготовила 20 уроков, выполнение заданий которых занимало примерно 30 – 40 минут в день (см. Приложение).

1. Увеличение поля зрения

Темп чтения ребенка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз.

Чтобы увеличить поле зрения необходима работа над такими упражнениям:

1. Таблица Шульте. Центр таблицы выделяется зеленым цветом. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание. Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа.

1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв 9.

2 этап – Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.

3 этап – Размер таблиц 18x18 см. Количество чисел, букв до 25.

Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице. (рис.1).

zavarz(1).tiff

Верное выполнение упражнения с таблицей Шульте

zavarz(2).tiff

Неверное выполнение упражнения с таблицей Шульте

Рис.1

1. Буквенная таблица Шульте. (рис.2)

2. Красно-черная таблица Шульте. (рис.3) Где нужно по очереди называть 1 черное, 1 красное, 2 черное, 2 красное и так далее.

zavarz(3).tiff

Рис.2

zavarz(4).tiff

Рис.3

3. Клиновидное таблицы, здесь нужно двигать взгляд по центральным цифрам в низ и стараться увидеть, то что написано справа и слева. (рис.4)[2]

zavarz(5).tiff

zavarz(6).tiff

Рис.4

4. Прием «Закадированное название» тоже увеличивает поле зрения. Среди букв нужно находить слова. (рис.5)

zavarz(7).tiff

Рис. 5

2. Зрительный образ букв

Зрительный образ букв это основа чтения, с которой мы знакомимся при изучении азбуки. Для формирования этого навыка полезны такие приемы:

1. Чтение вращающихся слов (рис.6).

2. Чтение запутанных слов (рис.7).

3. Чтение слов от большой буквы к маленькой (рис.8).

4. Чтение задом наперед (рис.9).

5. Чтение перевернутого текста (рис.10).[4]

6. Поиск на картинках спрятанные буквы (рис.11).

zavarz(8).tiff

Рис.6

zavarz(9).tiff

Рис.7

zavarz(10).tiff

Рис.8

zavarz(11).tiff

Рис.9

zavarz(12).tiff

Рис.10

zavarz(13).tiff

Рис.11

a. Внимание

Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость.

Для тренировки внимания я использовала приемы:

1. «Большие и малые цифры» (рис.12). Нужно искать цифры по порядку от одного и только взглядом.[5]

2. «Корректурная проба» (рис.13).

3. Прохождение лабиринтов только взглядом, не ведя пальцем или карандашом (рис.14).[2]

4. Анаграммы, где нужно из набора букв собрать слово или сделать из слова новое слово. Ребусы (рис.15).[5]

5. И такие упражнения, где нужно найти и сосчитать количество геометрических фигур (рис.16).[2]

zavarz(14).tiff

Рис.12

zavarz(15).tiff

Рис. 13

zavarz(16).tiff

Рис.14

zavarz(17).tiff

Рис.15

zavarz(18).tiff

Рис.16

b. Развитие мозга

Очень полезно развивать мозг, даже каждый день дома можно за ужином держать ложку или чистить зубы левой рукой если вы правша. А в моей работе я использовала следующие приемы:

1. Рисуем двумя руками одновременно (рис.17).

2. Пальцовки. Улучшают память, развивают согласованную работу полушарий мозга, повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции, выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

Например: «Кулак-ребро-ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т. д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно.

3. Струп тест». По порядку нужно назвать сперва цвета, которыми написаны слова, затем прочитать сами слова (рис.18).

zavarz(19).tiff

Рис.17

zavarz(20).tiff

Рис.18

4. Прием «Алфавит» (рис.19). Произносим верхнюю букву в паре и поднимаем, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква Л. Если буква О, то одновременно обе руки. Более сложное упражнение если добавляется третий ряд букв, за который отвечают ноги.[5]

zavarz(21).tiff

zavarz(22).tiff

Рис.19

c. Память

Для улучшения памяти я использовала:

1. Зрительные диктанты Федоренко, всего 18 наборов. Например набор №1 (рис.20), нужно в течении 4 секунд прочитать предложение закрыть его и написать рядом. При этом количество слов в предложении увеличивается, а время уменьшается. [1]

2. Запоминание карточек (рис.21), например запоминаем карточки в течении 3 секунд. Закрываем и ищем картинки на карточке.

zavarz(23).tiff

Рис.20

zavarz(24).tiffzavarz(25).tiff

Рис.21

d. Постановка дыхания и развитие артикуляционного аппарата

Работа по формированию навыка чтения целыми словами довольно трудоемкая. Важно делать дыхательную гимнастику:

1. Медленный вдох носом, надуваем живот, резкий выдох ртом.

Вдох носом, медленный выдох через рот.

Произносить на длинном выдохе, на сколько хватит воздуха:

- ыо ыо ыо …..

- пых пых пых…..

Прочитывать гласные на одном выдохе:

а – э – о – ы

Пропевать гласные. АОУЫЭ, ЯЕЮИЕ, АЯОЕУЮЭЕЫИ…

Прочитать ряд гласных с постановкой ударения на одной из них поочередно: а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э, а о у ы и э

Прочитывать согласные на одном выдохе: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

Прочитать эти же согласные с гласным [а], – с [о], – с [у].

2. Чтение скороговорк

Одновременно идет работа над дикцией и скоростью. Нужно следить, что бы правильно читались окончания. Если скороговорка длинная, то целесообразнее брать ее по частям.

- Король орел, король орел, король орел……..

- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали..………[1]

e. Увеличение скорости чтения используя таблицы слогов, слов и другие задания с текстом

Помимо дыхательной гимнастики, хорошо воспользоваться:

1. Чтением слогов, блоков представленных в таблице 2. Следуя основному принципу последовательности, слоговые таблицы постепенно усложняются и увеличиваются. [1]

2. Чтение слов, представленных в таблице 3. Начиная от слов в три буквы и заканчивая словами в 6 – 7 букв. Читаем столбиками на одном выдохе сверху вниз и наоборот. Затем переворачиваем таблицу и читаем перевернутые слова.[3]

3. Чтение только первой половины каждого слова, нужно понять смысл текст.

4. Вставление пропущенных слов, которые подойдут по смыслу.

Когда Гулливер ..., было уже совсем ... . Он лежал на спине, и ... Светило прямо ему в ... . Он хотел было протереть ... , но не мог поднять ... ; хотел сесть, но не мог ... .

Тонкие ... опутывали все его тело от подмышек до колен; ... и ... были крепко стянуты веревочной сеткой; ... обвивали каждый палец. Даже длинные густые ... Гулливера были туго намотаны на ... колышки, вбитые в ..., и переплетены ... . Гулливер был похож на ..., которую поймали в ....

5. Подобрать пропущенные окончания.

Гроза надвига… . Огромная лиловая ту… медленно выплыва … из- за ле… . Сильный ветер загуд… в выши .. . Дере… забушева …. . Крупные кап… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия… . Как все засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри… .

6. Поиск заданных слов в тексте, не читай текст.

7. Чтение предложений перевертышей, с лева направо и наоборот.

А в Енисее – синева.

Мокнет Оксана с котенком.

Молебен о коне белом.

Аргентина манит негра.

А роза упала на лапу Азора.

Утро поползло по порту.

Веер веял для евреев.

Вот сила типа капиталистов.[1]

Таблица 2

zavarz(26).tiff

Таблица 3

СУП

ЛАК

ЮРА

ДОМ

ЛОМ

ГОД

ПОТ

ВОЗ

ЮЛЯ

КОТ

ЛЕС

ДВА

БАК

КОМ

ОЛЯ

БЫК

ВОЙ

УХА

МАГ

ГОД

ИРА

МАЙ

ВЕК

ДНО

МАТЬ

МАРС

ПОСТ

ДЕНЬ

ТРЮК

БИНТ

окончание табл. 3

ПЛОД

ПЛАЩ

РИТМ

ГЛАЗ

КРЮК

КЛЮЧ

ВРУН

ПЛОД

РИСК

СТОЛ

ВРАЧ

ВИНТ

ВРАГ

СТЫД

ФЛОТ

НОЧЬ

ГРОМ

КНУТ

СЕМЕНА

РЕШЕТО

ЧУДЕСА

ИГРУШКА

ЖАКЕТКА

ШАМПУНЬ

СОРОКИ

РЯБИНА

ШАЛАШИ

НАВОДКА

ЛАВАНДА

КИСТОЧКА

ТЕТИВА

СУХАРИ

ЩЕНЯТА

ВАРИАНТ

УВАЛЕНЬ

ЭКВАТОР

ФОНЕРА

ТИШИНА

ЧУДАКИ

ЗАВОДКА

ДВОРНИК

ЛАДОШКА

Таблица 4

Контрольный замер техники чтения после проведения занятий

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Имя

Скорость чтения, сл/ мин

увеличение, %

Имя

Скорость чтения, сл/ мин

увеличение, %

начальная

конечная

начальная

конечная

Руслан

82

108

30

Самира

120

130

7

Яна

78

122

56

Камиль

99

120

21

Степан

76

106

39

Катя

102

132

29

Юлия

130

140

7

Лена

71

101

42

Выводы

После проведения занятий я снова сделала контрольный замер техники чтения и получила данные представленные в таблице 4.

После изучения таблицы видно, что техника чтения повысилась и в контрольной и в экспериментальной группе примерно одинаково. Можно сделать вывод, что выполнение различных приемов и упражнений также повышают скорость чтения, как и просто ежедневное чтение художественной литературы. Да, разработанные мной упражнения показались участникам экспериментальной группы очень интересными и иногда сложными в выполнении. Они также помогли потренировать внимание, память, развить мозг. Выполняя такие задания в комплексе с ежедневным чтением, обязательно пойдут на пользу учащимся.

Заключение

Скорочтение – это невероятно полезное умение, для овладения которым не нужны особые таланты. Если у вас есть желание, упорство и немного времени, вы с легкостью сможете освоить скорочтение в домашних условиях.

В итоге исследовательской работы можно сказать, что цель и задачи достигнуты. Мы поняли из каких компаненов сотоит быстрота скорости чтения. Изучили основные приемы и упражнения для тренировки навыков. Подтвердили теоритические знания практическими исследованиями. Таким образом, моя гипотеза о том, что можно улучшить технику чтения с помощью специально разработанных способов и приемов подтвердилась, но больший эффект можно достигнуть только в комплексе с ежедневным чтением.

В наше время существует множество специализированных курсов, которые «за большие деньги» обещают научить каждого желающего читать со скоростью до 3000 слов в минуту. Обучающие занятия длятся от месяца до девяти. Но стоит ли тратить время и финансы на посещение таких курсов, если можно развить скорочтение в домашних условиях без каких-либо вложений?


Библиографическая ссылка

Заварзина Е.Д. КАК НАУЧИТЬСЯ БЫСТРО ЧИТАТЬ // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674