Актуальность исследования
«Ничего не откладывай на завтра – вот секрет того, кто знает цену времени,» – писал французский писатель, ученый, правовед, педагог, публицист и политический деятель Эдуар Рене Лефевр де Лабулэ.
Этого же мнения придерживаются и авторы исследуемых мною в прошлом году сказок: С.Т. Аксаков, Е.Л. Шварц, Л.С. Петрушевская, Ю. Раенко. В качестве доказательства писатели в своих произведениях используют такую художественную деталь, как «часы».
В процессе исследовательской деятельности мне удалось выявить, что «часы» во всех сказках (отцовские, аглицкие или немецкие; ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником; большие, освещенные факелами часы на башне; наручные часы; часы, растущие на яблонях, вместо яблок) несут повышенную смысловую нагрузку. Перерастая в символ, они ярко и образно показывают нам, читателям, что время – это главная ценность человека.
Некоторым людям кажется, что у них его (времени) с лихвой, другим его постоянно не хватает, а некоторые, к примеру, учащиеся 6-х классов, возможно в силу своего возраста, не только не считаются со временем, а откровенно тратят его попусту.
Самое большое богатство человека, которое он не ценит – время. Мы выяснили, что отношение ко времени меняется в течение жизни несколько раз. В детстве оно бесконечно, хочется ускорить его ход. В юности многие смотрят на него как на преимущество: у меня его больше, чем у большинства. В этот период время ценится меньше всего. Став чуть старше, окончив университет, люди осознают, что времени не хватает. В среднем возрасте кажется, что годы утекли в небытие, а жизнь течет по законам, которые невозможно изменить. В старости часто жалеют об упущенных возможностях.
Рассказать и показать своим одноклассникам истинную ценность времени на примере сказок русских писателей – стало главной задачей моего прошлого исследования.
Несмотря на то, что школьники теоретически понимают значимость времени, в повседневной жизни далеко не все из них могут рационально его распределить. В ходе исследования возникает вопрос: можно ли научить школьников дорожить временем, используя художественные произведения мировой литературы?
Цель исследования: определение роли использования «часов» в исследуемых сказках (частота использования, влияние на героев, смысловая нагрузка).
Объект исследования: сказки зарубежных авторов, в которых встречаются «часы».
Предмет исследования: «часы» как художественная деталь или символ времени.
В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать сказки зарубежных авторов, в которых используются «часы».
2. Прочитать и проанализировать эти сказки.
3. Определить ведущую роль использования «часов».
4. Выявить отношение обучающихся 7-х классов ко времени и мнение о его препровождении на примере «Рождественской песни» Ч. Диккенса и Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
5. Методы исследования:
• изучение и обобщение;
• теоретический анализ литературных источников;
• анкетирование;
• анализ и синтез.
Глава 1. Часы в сказках зарубежных авторов как художественная деталь или символ времени
Для исследования были выбраны следующие произведения: Шарль Перро «Золушка», Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король, Чарльз Диккенса «Рождественская песнь», Льюис Керролл «Алиса в Стране чудес», Астрид Лингрен «Веселая кукушка», Михаэль Энде «Момо» (Приложение 1).
В сказке Шарля Перро «Золушка» дважды упоминается бой часов. Золушка, попадая на бал, в первый день следит за временем (но автор нам не показывает часы) и успевает покинуть дворец до полуночи. Во вторую ночь она увлеклась общением с принцем, совсем позабыла о времени. И как только часы начали бить полночь, ей пришлось очень быстро убежать. При этом она потеряла одну из своих хрустальных туфелек. То есть, время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь приятное.
В сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» автор нам показывает настенные часы с большой золоченой совой. Они трижды упоминаются в главе «Чудеса».
Девочка Мари стала «опекать» Щелкунчика. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Куклы сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой... Помогает Мари и бой часов, который отпугивает мышей.
В произведении «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса часы упоминаются на протяжении всего повествования. Бой часов связан с появлением духов и олицетворяет течение жизни: прошлое, настоящее, будущее.
В первом куплете произведения призрак умершего Марли явился к Скруджу как напоминание о духовной смерти. Со слов Марли читатель узнает, что тот жалеет о прожитых зря годах. Призрак Марли хочет обратить Скруджа к человечности и доброте, поэтому и обращается к нему, обещая дальнейшие встречи с другими Приведеньями-Духами Прошлого, Настоящего и Будущего. Это должно помочь жестокому и жадному Скруджу переосмыслить свою жизнь и отношения с людьми.
Во втором куплете автор показал прошлое Скруджа. Герой встречается с первым Призраком – Духом Древнего Рождества (то есть Духом Прошлого). С его помощью Скрудж оглянулся на свой жизненный путь. Он вспомнил все, что любил, ценил, от чего отказался ради денег.
В третьем куплете перед Скруджем является второй Призрак-Дух Настоящего Рождества (то есть Дух Сегодняшний). Он показывает Скруджу жилье бедных людей, которые, несмотря на нищету, любят друг друга, в их домах царит понимание и уют. И Скрудж осознает, что при всей своей болтовне не имеет главного – духовных ценностей (любви, семьи, дружеских отношений). Он начал жалеть об этом, почувствовав себя очень одиноким. Герой меняется, начинает сочувствовать и понимать настоящую цену жизни и человечности.
В четвертом куплете Скрудж встречается с третьим Призраком – Духом Будущего Рождества (то есть Духом Будущего). Скрудж осознает важные для себя истины. Он обладал огромными богатствами, но был ли он счастливым?
Если внимательно читать и вдумываться в текст произведения Л. Керролла «Алиса в стране чудес», то можно понять много интересных вещей. Так, Белый кролик с карманными часами, который вечно бегает и куда-то спешит, может выступать символом времени. Он постоянно что-то теряет, ищет, не успевает. Здесь можно вспомнить пословицу «поспешишь – людей насмешишь». Это говорит о том, что нужно правильно распределять свое время, иначе можно что-то забыть, или же может случиться какая-то неприятная ситуация из-за спешки. Слова из диалога Алисы и Кота: «– Что ты хочешь? – Я хочу убить время. – Время очень не любит, когда его убивают.» С одной стороны, можно сказать, что в буквальном смысле нельзя убить время. Но с другой, мы ведь понимаем, что, действительно, зачастую проводим это время без пользы. Точнее сказать, убиваем.
В сказке Астрид Лингред «Веселая кукушка» часы с кукушкой находятся в детской комнате и становятся частью интерьера комнаты.
После долгой болезни детей и необходимости постоянно за ними ухаживать папа решает купить в детскую комнату часы. Кукушка оказывается говорящей, она может свободно летать, к часам она не прикреплена. Дети увлекаются ею, и родители получают время для отдыха.
Во время болезни течение времени как будто замедляется и для больного, и для человека, который ухаживает за больным.
Повесть Михаэля Энде «Момо» подчеркнуто оперирует художественным образом времени как основой сюжета. Автор описывает времена, «когда люди еще говорили на совсем забытых ныне языках, в теплых странах уже существовали большие и прекрасные города.
Образ главной героини – это ребенок, не похожий на детей и взрослых тем, что обладает, как может показаться на первый взгляд, обыкновенной способностью слушать других, вызывает чувство удивления и восхищения одновременно. Момо «слушала так, что беспомощные и нерешительные вдруг начинали понимать, чего именно им не хватает. Робкие чувствовали себя свободными и смелыми. А несчастные и угнетенные обретали надежду. И если кто-нибудь думал, что его жизнь – бессмысленная ошибка, что он ничего не значащая песчинка и не представляет из себя никакой ценности и его так же просто заменить, как какой-нибудь разбитый горшок, если с этими мыслями он шел к маленькой Момо, то, по мере того как он все это ей рассказывал, ему вдруг таинственным образом становилось ясно, что он ошибается, что и он – такой, какой он есть, один-единственный в своем роде и поэтому ценен для мира…Время было единственным богатством Момо».
Таким образом, содержание всех произведений характеризуется присутствием в них образа времени – часов, но отличается художественной функцией и нравственно-эстетической и педагогической направленностью. Решение задач невозможных в реальном времени, например, невозможность вернуться в прошлое, украсть или убить время, оказывается возможным в литературной сказке.
Глава 2. Исследование отношения ко времени и восприятия времени школьниками
Широко известен феномен изменения масштаба времени, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое – время в этом случае как будто «сжимается».
В этой связи нередко вспоминается знаменитый афоризм Блаженного Августина: «Я не знаю, что такое время до тех пор, пока меня не спрашивают об этом». Вообще, замечает Августин, нет ничего обычнее наших рассуждений о времени и нет ничего более загадочного, чем время, ничего более удивительного, чем оно, если начать о нем размышлять и пытаться выразить его понимание в немногих и ясных словах. Большая часть людей, разумеется, не задумывается о сущности времени. а просто «плывет» в его таинственной стихии, как щепка на волнах быстрой горной реки.
Но ни один человек не может существовать вне времени, оно касается всех и каждого. А вот о том, как воспринимает время каждый человек (взрослый и школьник) в отдельности мне стало известно во время исследования в прошлом году.
В опросе приняло участие 46 обучающихся 6-х классов и 35 взрослых различных профессий (учителя, юристы, механики, парикмахеры, бухгалтера, кочегары, кассиры, экономисты, менеджеры, домохозяйки продавцы – консультанты и т.д.).
Из 79-ти опрошенных на вопрос: «Что для вас означает время,» – 95% (75 человек) ответили: «Я его ценю, я им дорожу», и лишь 5% (4 обучающихся) ответили: «Я о нем не думаю» (рис. 1).
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Что для вас означает время?»
Интересными оказались ответы взрослых на вопрос: «Считаете ли вы, что у вас в жизни было «потерянное» время?» 49% (17 человек) из числа опрошенных ответили «да», мотивируя болезнью, командировками, отдельными неблагоприятными периодами своей жизни, так сказать сложившимися жизненными ситуациями (рис. 2).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли вы, что у вас в жизни было «потерянное» время?»
В новом учебном году, в продолжении исследования, мы предложили группе учеников из 7х классов прочитать произведения зарубежных авторов: «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса, Михаэль Энде «Момо». После прочтения учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Время – это главная ценность человека» (Приложение 2).
В исследовании приняли участие 37 обучающихся. Были получены следующие результаты (Приложение 3):
• На вопрос «Нарисуй время», большинство учеников (27 человек) нарисовали циферблат, трое указали время в цифрах, трое изобразили людей в возрасте от рождения до ста лет, один ученик – как восход и заход солнца, еще трое – оставили этот вопрос без ответа. Это задание анкеты еще раз подтвердило, что «часы» являются общепризнанным образом времени.
• На вопрос «Время, в котором мы сейчас живем, это» – мое время ответили 65 % респондентов (24 ученика), мое время ушло – 8% (3 человека), мое время еще не пришло – 5% (2 человека), затрудняюсь ответить – 22% (8 учеников) (рис. 3). Можно сделать вывод, что учащиеся 7 х классов понимают ценность времени, в котором они живут.
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Время, в котором мы сейчас живем, это…»
• На вопросы «Планируете ли вы свое время? Составляете ли план своих дел на день, неделю?» 49% (18 ребят) ответили «да», 35% (13 ребят) – «иногда», 8% (3 человека) – «нет», 5% (2 человека) – «считаю это пустой тратой времени», один человек ответил – продумываю во сне (рис.4). Исходя их анализа полученных данных, можно сделать вывод, что большинство учащихся 7х классов не только понимают ценность времени, но и стараются рационально его использовать, планируя свою повседневную жизнь.
Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос «Планируете ли вы свое время? Составляете ли план своих дел на день, неделю?»
На вопрос «Как вы считаете, вчера ваш день прошел продуктивно? И если да, то на сколько процентов?» У 16% (6 человек) день прошел на 100%, 19% (7 человек) ответили: на 80%, 30% (11 человек) – на 70%, 14% (5 учеников) – на 60-65%, 16% (6 учеников) на 10-55%, 5% (2 человека) ответили – «нет» (рис. 5). Таким образом, ответы получились разноплановые. Каждый индивидуально воспринимает свое время.
Рис. 5. «Как вы считаете, вчера ваш день прошел продуктивно? И если да, то на сколько процентов?»
Приложение 1
Поэтапный анализ исследуемых сказок
Шарль Перро «Золушка»,из сборника «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», опубликованного в 1697 г. |
||||
Нет описания часов |
2 раза |
В первый и второй день бала |
Золушка, попадая на бал, в первый день следит за временем и успевает покинуть дворец до полуночи. Во вторую ночь она увлеклась общением с принцем, совсем позабыла о времени. И как только начало бить полночь, ей пришлось очень быстро убежать. При этом она потеряла одну из своих хрустальных туфелек. |
Время летит очень быстро, когда происходит что-нибудь приятное. |
«Щелкунчик и Мышиный король» повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки» (Берлин, 1816) и включенная в книгу «Серапионовы братья» (1819). |
||||
Настенные часы с большой золоченой совой |
3 раза |
Глава «Чудеса» |
Девочка Мари стала «опекать» Щелкунчика. На ночь дети убрали игрушки в стеклянный шкаф. Мари задержалась у шкафа, размещая своего подопечного со всеми удобствами, и стала участницей битвы мышиного семиголового короля и армии кукол под предводительством Щелкунчика. Куклы сдались под натиском мышей, и когда мышиный король уже подобрался к Щелкунчику, Мари бросила в него своей туфелькой... |
Бой часов отпугивает мышей |
«Рождественская песнь» повесть британского писателя Чарльза Диккенса, вышедшая в 1843 г оду. |
||||
Описание часов |
Как часто упоминаются часы в произведении |
В какой части произведения используются автором |
Что происходит с героями |
Смысловая нагрузка |
Городские часы на колокольне; голландские часы, которые висят в углу комнаты на стене |
Часто, около 10 раз |
Во всех частях произведения |
Главный герой – старый мрачный скряга Эбинейзер Скрудж, который давно уже никого и ничего не любит, кроме собственных денег. Перед ним предстает дух его покойного компаньона Джейкоба Марли. По его просьбе Скруджа посещают три духа, которые помогут ему измениться. Ду?хи должны явиться один за другим в течение трех ночей в первый час пополуночи. В первый час пополуночи появляется первый дух – Святочный дух Прошлых лет. На второй день ровно в час пополуночи является второй дух – Дух нынешних Святок. Третий дух – Дух будущих Святок. |
Бой часов связан с появлением духов и олицетворяет течение жизни: прошлое, настоящее, будущее. |
продолжение табл. |
||||
«Алиса в Стране чудес», сказка, написанная английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджем Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл, изданна в 1865 году. |
||||
Карманные часы, которые показывают не часы, а дни |
3 раза |
В 1 главе у Кролика в жилетном кармане В 7 главе «Безумное чаепитие» |
Путешествие Алисы начинается очень неожиданно. Лежа в саду, она вдруг замечает Белого кролика, который куда-то спешит, постоянно поглядывая на карманные часы, и даже умеет говорить. Девочка решила проследить за ним и увидела, как кролик исчез в какой-то норе. Алиса последовала за ним и провалилась в глубокую яму. Падение ее длилось очень долго и окончилось в огромном зале. Отсюда и начинаются приключения Алисы в стране чудес. Алиса тонет в своих слезах в компании мыши, затем встречает герцогиню и Чеширского Кота. Приключения Алисы в стране чудес на этом не закончились. Девочка попадает на чаепитие к Мартовскому Зайцу. Здесь был и безумный Шляпник. Он и хозяин дома были обязаны пить чай постоянно – это была месть Времени, которое они убивали. |
Часы символизируют разное течение времени в различных обстоятельствах. Если не беречь время могут произойти необратимые последствия. |
Астрид Лингрен «Веселая кукушка», 1949 г. |
||||
Часы с кукушкой в детской комнате |
Несколько раз |
На протяжении всего произведения |
После долгой болезни детей и необходимости постоянно за ними ухаживать папа решает купить в детскую комнату часы. Кукушка оказывается говорящей, она может свободно летать, к часам она не прикреплена. Дети увлекаются ею, и родители получают время для отдыха. |
Во время болезни течение времени как будто замедляется и для больного, и для человека, который ухаживает за больным. |
Михаэль Энде «Момо» опубликована в 1973 году с подзаголовком «Странная история о ворах времени и ребенке, который возвращал время людям» |
||||
Башенные часы, огромные стальные часы, бесчисленные часы всех форм и размеров: малюсенькие, украшенные драгоценными камнями карманные часы, |
||||
окончание табл. |
||||
обычные жестяные будильники, песочные часы, музыкальные часы с танцующими на них куклами, солнечные часы, часы из дерева и из камня, стеклянные часы и такие, которые приводились в движение плещущими струями воды, часы с кукушками, грузами, маятниками и т.д. |
Гл.11 Гл.12 |
Маленькая девочка-сиротка находит кров в развалинах старого амфитеатра и обретает новый дом и новых друзей. Но однажды в городе появляются могущественные «Серые господа», живущие за счет времени, украденного у других людей. С помощью администратора Времени девочка побеждает воров и возвращает друзьям украденное у них время. |
Для измерения времени созданы календари и часы, но от них мало толку, потому что каждый знает, что один час может показаться вечностью и вместе с тем промелькнуть как мгновение – смотря по тому, что за этот час пережито. Ведь время – это жизнь. А жизнь обитает в сердце. Детей намного труднее принудить к экономии времени, нежели взрослых. |
Приложение 2
Анкета «Время – это главная ценность человека»
№ п/п |
Наименование вопроса |
Предполагаемый ответ |
1 |
«Нарисуй время» |
|
2 |
Время, в котором мы сейчас живем это: |
А) мое время; Б) мое время ушло; В) мое время еще не пришло; Г) затрудняюсь ответить |
3 |
Планируете ли вы свое время? Составляете ли план своих дел на день, неделю? |
А) да; Б) нет; В) считаю это пустой тратой времени; Г) иногда; Д) другое _________________. |
4 |
Как вы считаете, вчера ваш день прошел продуктивно, на сколько процентов? |
А) да, на _____ %; Б) нет. |
СПАСИБО!
Приложение 3
Результаты анкетирования «Время – это главная ценность человека» (всего в анкетировании приняло участие 37 обучающихся)
№ п/п |
Наименование вопроса |
Предполагаемый ответ |
1 |
«Нарисуй время». |
А) циферблат – 27 учеников; Б) цифры – 3 учеников; |
окончание табл. |
||
1 |
«Нарисуй время». |
В) люди в возрасте от рождения до 100 лет – 3 ученика; Г) другое 4 ученика. |
2 |
Время, в котором мы сейчас живем это: |
А) мое время (24); Б) мое время ушло (3); В) мое время еще не пришло (2); Г) затрудняюсь ответить (8). |
3 |
Планируете ли вы свое время? Составляете ли план своих дел на день, неделю? |
А) да (18; Б) нет (3); В) считаю это пустой тратой времени (2); Г) иногда (13); Д) другое (1) |
4 |
Как вы считаете, вчера ваш день прошел продуктивно, на сколько процентов? |
А) да, (35) от 10 до 100 %; Б) нет (2). |
Приложение 4
Дорогие ребята! Представляю вашему вниманию краткие аннотации двух произведений: «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца и «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Прошу вас внимательно прочитать предложенный материал.
Главный герой «Сказки о потерянном времени» Петя Зубов, ученик 3 класса, превращается в старичка. В панике он бежит в лес и открывает для себя ужасную тайну. Оказывается, ночные посетители домика (на который набрел наш герой) – это «не мальчики и девочки, а злые волшебники, которые разведали о том, что человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет... И теперь они ловят этих ребят, теряющих время понапрасну... и крадут у них минуты и часы...»
Прильнув к окну домика, Петя услышал, как один из волшебников негромко проговаривает: «Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть...» Значит, есть еще шанс стать, как и прежде, детьми.
«Выбрался Петя из домика, и, не теряя напрасно времени, помчался в город искать стариков – школьников». Всех отыскал, но приближается полночь, а они все «бродят по лесу, падают, спотыкаются, но дороги не находят». «Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».
Сказка заканчивается такими словами автора: «Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».
Главный герой «Рождественской песни в прозе» – это непривлекательный тип старого человека. Скрудж был настоящий жмот: он умел крепко схватить человека, как клещами, подавить, скрутить, сгрести. Он был жадный, твердый и острый как камень. Взгляд у Скруджа был такой холодный, что от него можно было замерзнуть. У него не было собственной семьи, детей, и он совсем не умел радоваться самому лучшему празднику – Рождеству.
Однако в ночь, накануне праздника, Скруджа посетили три Духа в ночь по полуночи. Эти призраки Рождества открыли ему глаза на ошибочность его жизненной позиции и заставили измениться в лучшую сторону. И теперь он искренне рад приближающемуся Рождеству, славит Святки, посылает самого дорогого рождественского гуся своему подчиненному бедному Бобу Крэтчиту, повышает ему жалованье и жертвует огромную сумму благотворителям, которых недавно прогнал. После этого Скрудж идет праздновать Рождество к племяннику, который радостно его принимает.
С того Рождества Скрудж становится самым добрым и щедрым человеком в городе, снискав всеобщую любовь и уважение.
Дорогие ребята! Эти сказки, написанные авторами разных культур и временных эпох, объединяет наличие разных по форме «часов», которые в каждом произведении свидетельствуют о быстротечности времени. Обобщающим фактором также является наличие главных героев, которые в начале произведений попусту тратят свое время, не задумываясь о его пользе и важности. Вмешательство в одной сказке злых волшебников, в другой – Святочных духов, позволяют нашим героям сначала задуматься о своей жизни, потом изменить свое отношение ко времени, а в целом измениться к лучшему.
Главной отличительной особенностью сказок является возраст главных героев. Петя Зубов – ученик 3 класса, Эбинейзер Скрудж – человек глубоко почтенного возраста.
Дорогие друзья! Как вы считаете, в какой период жизни лучше задумываться и ценить время? Почему?
Приложение 5
Результаты анкетирования
Как вы считаете, в какой период жизни лучше задумываться и ценить время?
(всего в анкетировании приняло участие 54 ученика)
№ п/п |
Наименование ответа |
Количество учеников |
1 |
С детства, то есть с начала школьной поры |
37 |
2 |
В 10-15 лет |
4 |
3 |
Во все периоды жизни |
8 |
4 |
Тогда, когда ты можешь добиться чего-то в своей жизни |
1 |
5 |
В расцвете лет и сил. когда ты молодой, сильный и красивый |
3 |
6 |
В преклонном возрасте |
1 |
На вопрос «Почему необходимо это делать?» все участники ответили однозначно – Чтобы не упустить возможности!
Отдельные участники анкетирования сказали, что:
- многое невозможно будет вернуть;
- время очень быстротечно и его не наверстать;
- волшебства, как во всех известных нам сказках, в жизни не встречается.
Заключение
Мы убедились, что «часы» как художественная деталь, по-прежнему, остаются популярной деталью в литературном творчестве. Содержание всех проанализированных нами произведений характеризуется присутствием в них образа времени – часов, но отличается художественной функцией и нравственно-эстетической и педагогической направленностью. «Часы» несут повышенную смысловую нагрузку, перерастают в символ, ярко и образно показывая нам, читателям, что время – это главная ценность человека.
В ходе исследования мы выяснили, что отношение ко времени меняется в течение жизни несколько раз.
Предложив группе учеников из 7-х классов прочитать произведения «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса и Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», мы заметили, что после прочтения учащиеся стали чаще задумываться о ценности времени. Это доказывает проведенное нами анкетирование (приложение №4).
На вопрос «Как вы считаете, в какой период жизни лучше задумываться и ценить время?» ответило всего 54 ученика, из них:
• 37 сказали – с детства, то есть с начала школьной поры;
• в 10-15 лет – ответили 4 ученика;
• во все периоды жизни – 8 учеников;
• в расцвете сил и лет, когда ты молодой. сильный м красивый 3 ученика;
• тогда, когда ты можешь добиться чего-то в своей жизни – один ученик;
• в преклонном возрасте – один ученик (если человек осознает, что есть такая возможность).
На вопрос «Почему необходимо это делать?» все участники ответили однозначно – Чтобы не упустить возможности!
Отдельные участники анкетирования сказали, что:
• многое невозможно будет вернуть;
• время очень быстротечно и его не наверстать;
• волшебства, как во всех известных нам сказках, в жизни не встречается.
Исходя их анализа полученных данных, можно сделать вывод, что большинство учащихся 7-х классов понимают ценность времени, а судя по анкете «Время – это главная ценность человека» – стараются рационально его использовать, планируя свою повседневную жизнь.
Время – это то, что есть у каждого, без чего не обходится ни один человек в мире, и лишь немногим кажется, что у них его с лихвой. В наших силах ценить время, не растрачивать его понапрасну. Экономя время, распределяя его рационально, мы получаем дополнительную возможность творить и познавать. И чем больше мы учимся его экономить, тем быстрее растут наши достижения, тем интереснее и насыщеннее становится наша жизнь.
Собранные на сегодняшний день материалы можно использовать на уроках литературы, классных часах.
Библиографическая ссылка
Абрамова А.А. ОБРАЗ ВРЕМЕНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1112 (дата обращения: 04.12.2024).