Чтение – неотъемлемая часть обучения человека. Без чтения мы были бы безграмотны и глупы. Поэтому, чтобы развивать свои навыки правописания и умения правильно излагать свои мысли, необходимо найти такой жанр литературы, который наиболее будет интересен ученикам средней школы. Работа призвана выяснить, какой жанр литературы наиболее популярен среди школьников. Это поможет учащимся найти именно тот стиль описания, который им обязательно понравится.
Цель работы: выяснить, какие литературные жанры наиболее популярны среди школьников.
Задачи исследования:
1. Найти нужную информацию в интернете.
2. Провести анкетирование среди учащихся 4-7 классов.
3. Спросить библиотекарей, какие книги чаще всего берут, и какой жанр наиболее интересен школьникам.
4. Объединить информацию и сделать вывод.
Гипотеза: предположим, что школьники предпочитают книги в жанре фантастики, и количество прочитанных драматических и исторических произведений невелико.
Проблема: современные подростки мало читают.
Актуальность исследования: данные исследования проведены для того, чтобы понимать, о чем любят читать наши сверстники и поддерживать интересы и темы разговора, а также для того, чтобы быть в тренде и теме происходящего, понимать, о чем говорят и что обсуждают.
Чтение – сложный процесс восприятия символов, направленный на понимание текста.
Согласно данным исследователей Института социологии Российской Академии Наук за последние десятилетия выросло несколько поколений не читающих граждан. По этому поводу начинают бить тревогу не только специалисты, но и государственные структуры. В связи с этим ООН объявил период 2003 – 2012 года десятилетием грамотности. Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов. Безусловно, современный подросток читает не так и не то, что читали предшествующие поколения.
Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы, читаемые детьми и подростками. С другой, педагогической стороны – это процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности. К сожалению, в настоящее время происходит процесс падения читательской культуры среди детей и подростков [1, 2].
Признаками читательской активности являются:
1. Частота чтения;
2. Его длительность;
3. Виды чтения;
4. Читательские потребности и мера их удовлетворения;
5. Читательские предпочтения;
6. Обстоятельства чтения;
7. Частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина;
8. Частота и объемы межчитательских обменов;
9. Динамика читательского поведения;
10. Динамика текущих оценок по литературе.
Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения [3].
Но все, же наши сверстники читают и каждому интересен свой жанр. Вот жанры, которые мы включили в анкету:
- Детективы
- Фантастика
- Фэнтези
- Роман
- Поэзия
- Исторический роман
- Литература ужасов
- Комиксы
- Комедия
Методы исследования: анкетирование учащихся, обработка материалов анкетирования, опрос работников библиотек.
Было проведено анкетирование среди учащихся 4, 6, 7 классов МБОУ СОШ № 77 города Иркутска. Вот так выглядит наша анкета:
1. Твой возраст:
а) 9-10 лет б) 11-12 лет
в) 13-14 лет.
2. Много ли времени ты посвящаешь чтению?
а) Читаю каждый день.
б) Читаю несколько раз в неделю.
в) Читаю иногда.
г) Читаю только тогда, когда нужно подготовиться к урокам.
д) Читаю редко мне некогда.
3. Книги какого жанра ты читаешь охотнее всего?
а) Фантастика.
б) Приключения.
в) Фэнтези.
г) Романы
д) Поэзия
е) Исторические романы
ж) Произведения школьной программы
з) Хоррор
и) Свой ответ:
_________________________
4.Твоя любимая книга (и):
____________________________________
5. Чем ты предпочитаешь заниматься вместо чтения:
а) Гулять;
б) Общаться с друзьями;
в) Играть в компьютерные игры;
г) Сидеть в социальных сетях/мессенджерах;
д) Заниматься своим хобби;
е) Ничем. Чтение мое любимое занятие.
Результаты и обсуждение
Всего было опрошено 75 учащихся 4, 6, 7 классов школы №77. И вот итог нашего анкетирования.
Участники анкеты были разделены на 3 возрастные группы: 1группа – ученики в возрасте от 9 до 10 лет, 2 группа – ученики в возрасте от22 до 12 лет и 3 группа – ученики в возрасте от 13 до 14 лет. В процентном отношении это составило:
1 группа – 9-10 лет – 24%
2 группа -11-12 лет – 47%
3 группа – 13-14 лет – 29%.
На рис. 1 представлена диаграмма распределения участников опроса по возрастным группам.
Рис. 1. Распределение участников опроса по возрастным группам
По результатам обработки анкет было выявлено распределение читательских предпочтений по жанрам литературы. Предпочтения по жанрам распределились следующим образом:
Приключения – 37%
Фантастика – 29%
Фэнтези – 24%
Комедия – 16%
Хоррор – 13%
Комиксы – 7%
Произведения школьной программы – 7%
Романы – 5%
Исторические романы – 3%
Нет – 1%
Поэзия – 0%
Оказалось, что самый популярный жанр среди школьников – приключения (37%); жанр, пользующийся наименьшей популярностью – поэзия (0%).
Следует подчеркнуть, что вопрос, поставленный в анкете, позволял одному человеку выбрать несколько жанров. На рис. 2 представлено распределение предпочтений опрошенных по жанрам.
Среди наиболее любимых и читаемых произведений школьники назвали книги: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Также была построена диаграмма, показывающая частоту чтения учащихся. Частота чтения среди опрошенных оказалась следующая (рис.2).
На рис. 3 представлена диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.
Рис. 2. Распределение предпочтений опрошенных школьников по жанрам литературы: 1. Читают каждый день – 29% опрошенных; 2. Читают несколько раз в неделю – 25% опрошенных; 3. Читают иногда – 20% опрошенных; 4. Читают только тогда, когда нужно подготовится к урокам – 17% опрошенных; 5. Читают редко, им некогда – 9% опрошенных.
Рис. 3. Диаграмма распределения участников опроса по частоте чтения.
На основании проведенного анкетирования были разработаны рекомендации для чтения школьников. Исходя из результатов анкетирования, мы хотим посоветовать ученикам прекрасную книгу в жанре приключения: «Похитители Бриллиантов» Луи Буссенара. Действие разворачивается в Африке. И, как вы правильно поняли, целью героев книги являются сокровища. Будет все – поиск, неожиданная потеря, отвага, честь и, конечно же, дружба. А в качестве главных героев выступят трое отважных французов.
Рекомендуем прочитать книгу «Робинзон Крузо». Автор произведения Даниель Дефо. В книге Дефо есть все! Ведь она написана на основе реальных событий. Многое пришлось пережить и преодолеть главному герою: страх одиночества и неизвестности, опасности и трудности. Но его трудолюбие и находчивость помогали ему жить и не терять надежды на спасение.
Всем будет интересна серия книг о Гарри Поттере. Автор – Джоан Роулинг. Эта книга в стиле фэнтэзи. Ровно 17 лет назад вышла в свет первая книга о маленьком, но великом волшебнике. Эта сказка стала источником и примером для настоящей дружбы, добра и любви. Волшебный мир Гарри Поттера таит в себе немало загадок и секретов.
«Виноваты звезды» – роман автора Джона Грина. Приближение смерти заставляет посмотреть на жизнь другими глазами. Каждый герой романа подводит итог своему недолгому бытию, определяя свои собственные ценности, которые становятся превыше самой жизни.
«Денискины рассказы». Автор – Виктор Драгунский. Цикл рассказов советского писателя Виктора Драгунского, посвященный случаям из жизни дошкольника, а потом младшего школьника Дениса Кораблева.
«Милая Мия или хроники школьной жизни» – автор Таля Сол. Новая иллюстрированная онлайн книга «Милая Мия или хроники школьной жизни» будет очень интересна детям всех возрастов. Советы милой девочки Мии помогут детям справляться со школьными трудностями: несправедливо выставленными оценками, конфликтами с учителями и одноклассниками. Книга очень интересная и затягивает надолго!
«Время всегда хорошее» авторы Андрей Жвалевский и Евгений Пастернак. Что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное – правда ли, что «время тогда было другое»? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя…
Кстати, в любимых занятиях, помимо чтения, большинство школьников указало пункт «Общаться с друзьями». И это не может не радовать! Ведь общение с друзьями – неотъемлемая часть развития человека в обществе.
Также, мы спросили у библиотекарей, какой жанр предпочитают учащиеся, и что они берут чаще всего. Выяснилось, что в библиотеку приходят ученики 11-13 лет (5-7 классы), чаще всего берут жанр приключения и детективы. Ну и, конечно же, мы спросили, какие книги самые популярные, и нам ответили: «Белый Бим – черное ухо», «Двенадцатилетний капитан» и «Человек Амфибия».
Выводы
Мы подвели итоги нашего проекта: у всех школьников разные предпочтения. Это мы доказали это в ходе нашей работы. Но самым популярным жанром оказались приключения, за ним следуют книги в жанре фантастика и фэнтези. Наша теория, построенная в самом начале, опровергнута.
Библиографическая ссылка
Шутова А. П., Беляева Т. В., Куликова В. И. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Старт в науке. – 2018. – № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1069 (дата обращения: 23.11.2024).