Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shishina K.E. 1
1

Жизненные ценности человека — это фундамент, на котором базируется вся его жизнь, это результат нашего опыта. Огромную роль в формировании жизненных ценностей играют родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем

Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих. Не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что не будет фундамента. Многие не могут понять, почему они не достигают целей, о которых так мечтают. Другие же достигают успеха, но все же чувствуют пустоту и неудовлетворенность.

Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Не стоит забывать высказывание, приписываемое Сократу «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям», датируемое V веком до нашей эры. Сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных ценностей, в меркантилизме и т.п. Представители поколения Z – прагматики, у них практически отсутствуют идеалы, романтика, стремление к подвигу. А нравственный выбор осуществляется с позиции «выгодно – невыгодно» или «так делают все». Замещение подлинной жизни виртуальной реальностью приводит к смещению нравственных ориентиров. Подростки хотят быть похожими на блогеров (кстати, именно эту деятельность многие мечтают сделать своей профессией), медийных актеров, участников популярных групп и спортсменов. В своей работе мы попытаемся рассмотреть ценности старшей группы подростков. Мы предполагаем, что ценности современного информационного мира (ориентированность на личный успех, стремление к самореализации и личному комфорту) могут сосуществовать с так называемыми традиционному ценностями (семья, родина, здоровье).

Для подтверждения нашей гипотезы нам необходимо реализовать следующие задачи:

Во-первых, определить понятие «ценности» и «система ценностей»;

Во-вторых, рассмотреть факторы формирования систему ценностей;

В-третьих, проанализировать роль ценностей как условия становления и реализации жизненных планов.

Объектом исследований являются ценности старшей возрастной группы подростков (15-16 лет). Такой выбор обусловлен тем, что старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.

В эмпирической части нашего исследовании мы попытались выявить не только содержательные компоненты их системы ценностей, но и иерархию ценностей современных подростков. Основными методами нашего исследования является анкетирование, а также анализ и интерпретирование результатов.

В первой части нашего исследования мы рассмотрели понятие и иерархию ценностей. Ценность - термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию. Понятие «ценности» впервые появилось у И. Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости) [3]. Ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.

Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определённую систему. Она представляет собой целостную множественность взаимосвязанных элементов, т.е. связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченные цели. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью и о рангах – положениях ценностей в иерархии в зависимости от значимости.

Представления о классификации ценностей во многом берут свое начало из классической философии. Наиболее полно этот вопрос в своей статье рассматривает Таланова К. С. Начиная с Платона и Аристотеля философы, а затем и социологи, выстаивали систему общественных благ и личных добродетелей, выделяли базовые и вторичные, духовные и материальные ценности, рассматривали их как нормы и как социальные установки, характеризовали их как «значимости», «личностные позиции» и «жизненные смыслы» [8].

Стоит отметить, концепцию иерархии потребностей американского социолога и психолога А. Маслоу, которая, по существу, представляет собой иерархическую теорию ценностей. Основные уровни потребностей, которые выделяет Маслоу, можно соотнести с иерархией потребностей.

Материальные ценности. К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Социальные ценности. Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

• принадлежность к определенной социальной группе;

• круг общения;

• друзья;

• коммуникативные способности;

• политические взгляды и убеждения;

• социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Духовные ценности. Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т.д. Группа духовных ценностей очень обширна: сюда входят целые группы этических, эстетических, моральных, нравственных, религиозных ценностей. Основное значение духовных ценностей понятно из определения данного понятия. Они помогают нам принимать решения, служат ориентиром, управляют нашей жизнью и придают ей смысл.

Отечественные исследователи, опираясь на мнение советского и российского психолога, специалиста по возрастной психологии Дубровиной И.В., считают, что наиболее продуктивны в анализе системы ценностей человека два показателя. Во-первых, это иерархия ценностей личности, которая показывает уровень личностной зрелости школьника. Во-вторых, интересен содержательный аспект, связанный с выбором им конкретных ценностей [5]. При этом стоит отметить, что система ценностей формируется поэтапно. Подросток, усваивая ценности окружающей среды, формирует собственную систему ценностей, которая помогает ему проявлять свою взрослость, вписываться в систему общественных требований.

Формирование системы ценностей складывается в результате ближайшего социального окружения. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (англ. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родите лей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинно-следственных связей между поступком ребенка и результатом.

Система образования (дошкольные образовательные учреждения и школы) также ставят перед собой задачу формирования определённой системы ценностей детей и подростков. Заданные стандарты определяют необходимость формирования таких ценностей как патриотизм, любовь к чтению и интерес к художественной культуре, созидательное отношение к природе и окружающей среде, высокий познавательный интерес и ценностное отношение к труду.

При этом, в условиях современного общества стоит выделить ту информационную среду, которая также влияет на складывание системы ценностей.

Интернет, как и другие разнообразные источники информации и коммуникации, играют немаловажную роль в формировании ценностей современного человека, особенно подростка. Технологический прогресс не стоит на месте и непрерывно развивается, а человек сталкивается с ним чуть ли не каждую минут, а с развитием интернета стирается грань между виртуальной и реальной жизнью, а особо уязвимой группой общества (подростки), это может внести очень большой вклад в формировании, или даже изменениям в системе его ценностей. В сети интернета ребенок может найти более «идеальный» мир со своими правилами и установками, из-за чего реальная коммуникация и общение уходит на второй план, подросток попросту становится равнодушен к социуму и обществу в целом, где личные интересы будут находиться приоритете общественных [4]. Конечно, это не всегда должно быть плохо, ведь при помощи такого опыта человек, который полностью отдавался социуму наконец сможет заняться собой, обратить внимание на свои проблемы и их решению.

Тем более не стоит забывать, что в связи с воспитанием, личных качеств и навыков индивид не всегда сможет быть легко подвержен вредному влиянию интернета. Но все равно не стоит отменять, что именно подростки являются двигателем информационного развития общества.

В исследовании приняло участие 31 человек. Респондентами выступили: 61,3% девушек и 38,7% юношей, обучающихся 9-10 классов МОУ «СОШ №5 УИМ» города Магнитогорска.

Для определения системы ценностей референтной группы мы использовали опросники аналогичного исследования, проводимого группой студентов ЮРИУ РАНХиГС города Ростов-на-Дону [7].

На первом этапе анкетирования мы предложили самостоятельно перечислить и проранжировать ценности, актуальные для участников исследования. Количество указываемых ценностей не ограничивалось. 12 человек ответили «деньги», «семья», «здоровье», «карьера»; 6 человек ответили «добро», «красота»; 4-5 людей ответили «жизнь», «безопасность», «образование», «свобода»; остальные варианты, такие как «совесть», «родина», «красота», «комфорт», «время» ответили 1-3 человека.

Через две недели было проведен повторный опрос, при этом был предложен перечень ценностей, из которых нужно было выбрать 3-5 наиболее значимых и проранжировать их по степени значимости.

Минимальное количество указанных ценностей равно 1, максимальная величина равна 23. Наиболее приоритетными ценностями девушки называли «деньги», «любовь», «добро» (58,1% опрошенных), среди юношей наиболее часто встречались ответы «деньги», «образование», «здоровье» (54,9% опрошенных). Редко встречающимися были указаны такие ценности как «религия», «благополучие», (и среди юношей и среди девушек менее 5% опрошенных). Вне зависимости от выбора, участники опроса согласились, что ценности в жизни человека – это опора, помогающая человеку чувствовать себя устойчиво независимо от обстоятельств.

Возвращаясь к вопросу, что был задан в начале, можно сказать следующие: да, в большинстве своем, подростки выбирают материальное благо, дабы реализовать себя было проще при помощи таких источников, как например деньги, но при этом они не отказываются от нравственных ценностей, таких как любовь, добро или семья. Они так же думают о себе и о собственном развитии, выбирая образование и здоровье, что показывает из увлеченность в продолжении своего самопознания. Заметим, что многие варианты тоже были отмечены, хоть и не упомянуты в тексте, но все же нашли своих подростков, что ценят уверенность в себе, свободу и правду, а это значит, что нас, поколение Z, нельзя назвать чистыми прагматиками или эгоистами, ведь мы, как и прошлое, так и следующее поколения будем передавать заложенные в нас ценности доброты и уважения к другим.