Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Melnikova P.P. 1
1

Актуальность создания туристического аудиогида связана с развитием туризма непосредственно в городах России и обусловлена тем, что для них отрасль туризма способна улучшить инфраструктуру, создать новые рабочие места, улучшить имидж и финансирование. Для городов, зависимых от градообразующего предприятия, туризм может стать новой возможностью для развития. Также это будет полезно для тех, кто проживает в том или ином городе уже долгое время, но до сих пор его плохо знает.

Челябинская область в сознании многих предстаёт исключительно промышленным регионом, который населяют металлурги, однако Челябинская область и её города представляют из себя ещё и исторические и культурные центры, поэтому по концепции развития Челябинской области на 2020 год планировалась реализация на территории региона государственной политики в сфере культуры, искусства, туризма, кинообслуживания населения, художественного образования, повышение конкурентоспособности туристической отрасли [3]. Глава региона А. Текслер 4 февраля 2022 года провел совещание по вопросам внутреннего и въездного туризма в Челябинской области и поставил ряд задач по развитию туристской индустрии Южного Урала - развитие туристического потенциала городов – Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Чебаркуля, Кыштыма, и других [5].

Чтобы усовершенствовать развитие туризма в городе Магнитогорск и показать его культурно-исторические и экономическо-производственные особенности я решила создать аудиогид для трамвайных прогулок по Магнитогорску.

Трамваи нашего города тоже можно рассматривать как своеобразную достопримечательность - история магнитогорского трамвая насчитывает 87 лет (с 1935 года), а протяжённость трамвайной линии 72 км; наш город занимает 6 место в стране по этому показателю [2].

Цель проекта – создание аудиогида для трамвайных прогулок по городу Магнитогорск, который рассказывает об исторических, производственных и культурных объектах на пути трамвайного маршрута номер 15 Зелёный Лог – ЛПЦ.

Мы определили следующие задачи:

1. рассмотреть такое явление как городской туризм;

2. описать формы организации городских экскурсий в Магнитогорске;

3. проанализировать особенности технического сопровождения городских экскурсий;

4. охарактеризовать преимущества аудиогида как формы экскурсионного сопровождения.

Проектным продуктом является аудиогид.

Основными методами нашей работы являются анализ и опрос. На первом этапе – это анализ литературы для формирования текстов аудиогида. На втором этапе опрос и анализ отзывов участников нашего проекта. Целевой аудиторией нашего проекта являются туристы, посетившие город; жители города, в том числе, школьники.

На первом этапе нашего исследования мы рассмотрели понятие городского туризма, особенности организаций городских экскурсий в Магнитогорске и требования к созданию аудиогида.

Одним из интенсивно развивающихся на рубеже XX – XXI веков и перспективных видов туризма является городской туризм. Современный город – это сложнейший социально-экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. При этом следует отметить тенденцию роста привлекательности небольших городов, не обладающих многовековой историей и объектами культуры, причисленными к мировому наследию.

Понятие «городской туризм» или «городское путешествие» берёт своё начало в 1980 году, но несмотря на это само определение «городской туризм» сформировалось только в 1997 году. Согласно словарю общей географии Г. Лезера городской туризм – это краткосрочное (примерно 1–4 дня) посещение города по таким причинам как интерес к посещению событий, истории или искусству города, а также приобретению в нём различных видов товара. Путешествие совершается как группой, так и индивидуально. Часто городское путешествие проходит в форме экскурсии выходного дня [4].

Город предлагает туристам разных возрастов загородные и городские пешеходные и автобусные экскурсии, в течение которых предоставляется возможность посетить исторические памятники города, Магнитогорский Металлургический Комбинат, музеи, храмы, а также посетить загородные достопримечательности в соседних городах и населённых пунктах [8].

Аудиогид – фонoграмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставки, городскими и природными маршрутами [7]. Первые аудиогиды появились примерно сорок лет назад: в 1980-х годах посетителям мировых музеев на входе стали предлагать громоздкие плееры и кассеты с голосовой записью экскурсии [1].

Текст для аудиoгида должен обладать всеми особенностями живой речи для удобства восприятия на слух. Считается, что в первые 30 секунд звучания речи человек принимает решение, готов ли он слушать дальше. Поэтому аудиотекст должен с первых секунд вызвать интерес слушателя [7].

Среди преимуществ аудиогида выделяют его удобство при самостоятельном изучении и посещение туристических объектов, возможность отвлечься или приостановить рассказ в любое время, а также практиковать владение иностранными языками [6].

Мобильность и доступность – одни из главных преимуществ аудиогида перед живым рассказом, но далеко не единственные. Перечислим их все.

· Индивидуальность. Аудиогид – это идеальная экскурсия, которая проходит в нужное вам время, в удобном для вас темпе. Не надо вставать с утра пораньше, чтобы успеть в экскурсионную группу, не надо мчаться за гидом, успевая на ходу воспринимать информацию. Вы можете в любой момент остановиться, нажать на паузу, прервать путешествие и продолжить с того же места.

· Релевантность. С аудиогидом вы слушаете только то, что вам интересно. А если не интересно, то перематываете дальше.

· Восприятие. Аудиогид – это персонализированный подход. Голос диктора предназначен только для вас. Нет нужды прислушиваться или переспрашивать – вы можете сделать погромче или отмотать запись до нужного фрагмента.

· Неисчерпаемость. Живая прогулка с гидом чаще всего ограничена по времени. Возможности современной техники позволяют загружать в аудиогиды гигабайты информации – столько физически не запомнит ни один историк или искусствовед.

· Инклюзивность. Аудиогид – хорошее решение для маломобильных людей, со слабым зрением или нарушением слуха.

· Стоимость. Выгодно всем: услуги гида, как и его ставка в компании, гораздо выше, чем цена аудиогида.

· Интерактивность. Аудиогид дает возможность взаимодействия с окружающей средой. Популярно использование технологий GPS и RFID-меток, когда нужный сценарий аудиогида включается при попадании человека в определенную географическую точку или локационную зону.

· Разноплановость. Широкие технические возможности позволяют аудиогидам погружать слушателя в атмосферу рассказываемой истории: за счет специфических звуков, акцентов, вставок. Вкупе с интерактивными возможностями аудиогиды создают игровые сценарии, расширяя рамки туристических и музейных экскурсий [1].

Таким образом, развитие городского туризма является важной задачей, направленной на культурное обогащение как туристов, так и жителей города Магнитогорска, что подчеркивает актуальность нашего проекта

На втором этапе нашего проекта мы перешли к созданию аудиогида. Написание текстов для аудиогида – особый вид литературного творчества. Нашей задачей на этом этапе стало создание зрительного образа в воображении слушателя, помочь ему увидеть самое интересное в картине, пейзаже и сообщать только самые важные и запоминающиеся факты. Текст для аудиогида пишется простыми и понятными словами [7].

При аудиозаписи мы учитывали следующие рекомендации:

· запись в виде коротких фрагментов от 1 до 5 минут;

· четкий и поставленный голос;

· фразы произносятся с различным тембров и выразительной интонацией;

· рассказ с четкой логикой повествования, где при этом каждый фрагмент легко воспринимается по отдельности [1].

Для составления текста аудиогида мы использовали исторические источники, официальные документы и фрагменты литературных произведений. На поиски и анализ ушло примерно 5 часов.

Для создания аудиофайлов нам понадобились такие технические средства, как компьютер, ноутбук, микрофон и наушники, для работы с которыми особых навыков не понадобилось.

Каждый файл записывался на микрофон и сохранялся в нескольких вариациях и форматах на компьютере. На запись одного файла в одной вариации уходило в среднем 5 минут. На запись всех аудиофайлов ушло около 6-7 часов.

После создания аудио файлов было необходимо разместить их в открытом доступе сети Интернет. Мы решили воспользоваться Яндекс диском, разместили на нем аудиофайлы в формате mp3 и каждому из них присвоили QR-код. После этого мы приступили к разработке карты, на который нанесена часть маршрута движения трамвая №15 и QR-коды аудиофайлов, соответствующих остановкам, культурным и индустриальным объектам, находящихся по выбранному нами маршруту.

В процессе работы над проектом мы столкнулись с некоторыми трудностями. Первые проблемы возникли на этапе поиска информации об объектах экскурсии: сведения о некоторых объектах было тяжело найти. Так, о посёлках спецпоселенцев пришлось не только читать историческую литературу, но и расспрашивать старшее поколение. Следующие проблемы появились на этапе записи аудиофайлов: микрофон, с которым мы начали нашу работу, некачественно записывал звук, отчего пришлось искать другой микрофон, который уже работал исправно. Во время записи самих аудиотекстов возникали сложности с выбором подходящей интонации, поэтому каждый файл записывался в нескольких вариациях. Последняя проблема состояла в создании QR-кода, поскольку опыта в этом не было: сперва было тяжело понять, что стоит делать. В результате был создан аудиогид с пятнадцатью треками, рассказывающими о культурных объектах (улица Комсомольская (одна из первых улиц), первый кинотеатр, памятник «Первой палатке», Дом дружбы народов, Дворец правосудия); промышленных объектах (Кислородно-конвертерный цех, Листопрокатный цех №11, индустриальный парк), а также о событиях, связанных с историей строительства Магнитогорска (поселки спецпоселенцев, здание первого железнодорожного вокзала).

После создания аудиогида мы предложили воспользоваться им и получили положительные отзывы. Во-первых, люди были удивлены самим форматом экскурсии: оказывается, узнать об истории города можно по дороге на работу или домой, следуя ежедневным маршрутом, не неся при этом никаких дополнительных затрат. Во-вторых, участники проекта отметили, что информация об объектах, которые существовали ранее (например, поселки спецпоселенцев) оказалась новой, особенно это стало актуально для молодого поколения.

Мы считаем, что наш проект имеет потенциал для дальнейшего развития, в городе достаточно интересных мест и связанных с ними исторических событий, о которых можно рассказать в новом формате аудиогида