Театр – это такое место, где люди видят сами себя и что-то про себя понимают.
Г. Ревзин [7]
В прошлом году я работал над исследовательской работой «Тень». Еще тогда я по-настоящему загорелся идеей воплотить в жизнь и поставить спектакль в таинственном жанре театр теней. Это очень интересная и увлекательная работа.
Все мои прошлогодние исследования не только не развеяли волшебство, а только усилили стремление и желание с обретенными знаниями окунуться или хотя бы прикоснуться к искусству этого жанра.
Актуальность темы
«Психологический театр теней» — новое направление данного искусства [4]. Дети со своими педагогами ставят спектакли, участвуют в роли актеров. Это помогает им преодолеть сложности в общении с людьми, развивать творческие способности и учиться помогать друг другу. Такие психологические театры сейчас очень актуальны, особенно при работе с детьми, попавшими в сложную ситуацию.
Я считаю, что результат моего проекта может быть использован не только как жанр искусства, но и в новом направлении «Психологический театр теней».
Цель: создание настольного театра теней.
Задачи:
- Поиск информации о происхождении искусства театра теней.
- Изучение возможности создания изображения на экране. Выбор типа кукол и способа освещения для спектакля.
- Создание сцены-экрана и кукол-актеров для настольного спектакля.
Предполагаемый продукт проекта: настольный театр теней с куклами-актерами для спектакля «Колобок».
Моя работа будет построена на теоретических и прикладных исследованиях. Большую часть информации я планирую получить из статей с интернет-сайтов научно-популярных журналов: «Вокруг света», «Наука и жизнь» и другой литературы. Но частью информации я уже владею, возьму полученные результаты исследования из своей предыдущей научной работы «Тень». Поиск той едва заметной границы, когда чёрное становится белым, а белое — чёрным привело меня к пониманию свойств и возможному использованию теней. На это я и решил опереться, взявшись за свой нынешний проект «Театр Теней».
Теоретический раздел
Из истории театра теней
Тень – романтично-таинственный образ. В некоторых языках, слова «тень» и «душа» идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе «я», как египетский дух-двойник «ка» [3].
Искусству теневого театра более двух тысяч лет [1]. Возникнув в странах Восточной и Юго-Восточной Азии как религиозно-ритуальное действо, оно и сегодня всей своей философией и эстетикой тесно связано с мифами создавших их народов.
Легенда относительно происхождения театра теней романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.
Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.
В самой древней форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук (Приложение 1).
Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего – ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - «театр кукол из ослиной кожи».
Позже фигурки стали изготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Эти фигурки прозвали марионетками.
Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. («Золотой» называется нить, управляющая головой куклы) [1].
В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.
«Китайские тени» были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться «французскими тенями». А самой большей славой пользовался театр теней Доминика Серафена в Версале.
Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули (Приложение 3): куклы из вощеной прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола[8].
Как жанр искусства с недавнего времени театр теней стал возрождаться и в России. В ныне действующем Московском детском театре теней[2], основанном еще в 1944 году, существует богатейший репертуар спектаклей, как для детей, так и для взрослых (Приложение 3).
Особенности теневого театра
Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.
Для классического теневого театра характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета.
Из научных статей и мастер-классов я нашел различные возможности создания тени для полноценного спектакля. Исследуя и анализируя возможные формы теневых театров из истории, я остановился на форме «китайской тени»: куклы-марионетки. Мне показалось, что для настольного театра теней, для первоначального опыта эта форма более подходит, но она не менее интересна и загадочна.
При выборе освещения воспользовался информацией о возможностях создания тени на экране [9]. Оказалось, изобразительные приемы теневого театра безграничны.
Если нужна просто черная тень на белом фоне – достаточно включить один из источников света.
Двойная тень хорошо подходит для сказочного сюжета, используются два источника света, как с одинаковым, так и с разным светофильтром. Если предмет или актер находится близко к прожекторам, то тени расходятся в стороны и при пересечении получаются причудливые конфигурации.
В прошлом своем проекте [10] я изучал зависимость размера расположения тени от ее нахождения относительно источника света. Одно свойство тени обязательно будет мною применено при постановке спектакля для установки декораций, а именно: чем дальше мы подносим куклу к источнику света, тем тень от нее становится больше и наоборот.
Исследовательский этап проекта считаю завершенным. Собран и проанализирован основной теоретический материал, отобраны необходимые к описанию моего проекта изображения.
Исследовательский этап проекта считаю завершенным. Собран и проанализирован основной теоретический материал, отобраны необходимые к описанию моего проекта изображения.
Практический раздел
Создание кукол-марионеток и декораций
«Волшебный край» так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
Я же хочу рассказать и показать, как сделал сложный и в то же время очень интересный настольный теневой театр[6].
Реквизит, который потребовался для этого театра:
- источник света (настольная лампа),
- ширма с белым экраном,
- куклы-силуэты на палочках,
- декорации.
На первом этапе работы для изготовления силуэтов мне понадобилось:
- Ножницы
- Силуэты кукол
- Картон
- Клей
- Деревянные палочки
- Веревочки для скрепления подвижных частей кукол
- Степлер
- Коктейльные трубочки.
Для начала распечатал нужные мне уже черные силуэты кукол из интернета. Вырезал их детали ножницами и наклеил на картон для большей твердости. Тоже сделал и с декорациями (Приложение 2).
Теперь нужно закрепить на фигурках палочки, за которые их будут держать кукловоды. Палочки, за которые будут водить силуэты – это палочки для барбекю. Деревянные, округлой формы. Степлером прибиваю часть коктейльных трубочек к кукле. В эту трубочку и будет потом вставляться палочка.
Фигуры-силуэты готовы. Теперь займемся декорациями. Основу уже подготовил, когда наклеивал силуэты декораций на картон, вырезал. Теперь необходимо укрепить силуэты к экрану. Буду их крепить с помощью тех же деревянных палочек.
Создание изображения на экране
Основой театра теней является экран. Это второй этап.
На этом этапе работы мне понадобилось:
- Четыре ровные палки (клюшки от детского хоккея), длиной 90 см
- Белая ткань (бязь), размером 100?100 см,
- Мебельный степлер, скобы,
- Гвозди и молоток.
Экран, с помощью родителей, сделал так:
- Сбили 4 палки и получили каркас экрана.
- Обтянули каркас белой тканью.
- Зафиксировали скобами с помощью мебельного степлера.
Для моего настольного театра я решил использовать один источник света. В качестве источника света хорошо подошла настольная лампа.
И вот, следующий этап – организационно-творческий, считаю завершен. Куклы-актеры и декорации готовы, экран и свет установлены, можно приступать к творчеству.
Постановка и съемка анонса для спектакля «Колобок»
За сценарий взяли русскую народную сказку «Колобок».
У меня получилось семь кукол-марионеток: бабка, дедка, колобок, заяц, волк, медведь,лиса. Из декораций: лес и изба.
Теперь, когда все составляющие настольного театра теней готовы осталось распределить куклы-марионетки между кукловодами: мной и младшим братом Артёмом. Брату – главную роль Колобка, остальные мне.
Управлять марионетками оказалось не совсем просто, но интерес к результату не пропадал.
Несколько репетиций и мы готовы к съемке.
За съемку отвечал папа, видео снимали на видеокамеру.
Сделав несколько дублей и выбрав наиболее удачный, выложили видео на youtube.ru. А ссылку к анонсу разместили на сайте школы в разделе «Иду на урок».
И вот творческий этап проекта завершен. Спектакль поставлен, съемка анонса произведена, видеоролик с анонсом выложен на сайт школы.
Материально-техническое обеспечение
Видеокамера, компьютер и доступ к Интернету - все это уже имелось. В своей работе я использовал программу Microsoft Word, для редактирования фотографий - Microsoft Office Picture Manager. Для создания презентаций - Microsoft Office PowerPoint. Для просмотра видео Проигрыватель Windows Media.
В качестве палок для экрана пригодились 4 клюшки от детского хоккея, гвозди, молоток и мебельный степлер подарок папы. Настольная лампа была в наличии.
Финансовые составляющие проекта |
Примерные цены за единицу материала/услуги (руб) |
Затрачиваемые единиц материала/услуг (шт) |
Сумма расходов (руб) |
Бумага А4 (40л.) |
80 |
1 |
80 |
Ножницы |
50 |
1 |
50 |
Картон |
40 |
1 |
40 |
Клей |
30 |
2 |
60 |
Деревянные палочки (упаковка из 100 шт) |
68 |
1 |
68 |
Степлер (и. скобы) |
70 |
1 |
70 |
Коктейльные трубочки (упаковка из 100 шт) |
50 |
1 |
50 |
Ткань (бязь 1х1м) |
400 |
0,5 |
200 |
ИТОГО: |
618 |
Приложение 1
Формы теневого театра
1. Самая древняя форма жанра искусства теней. При создании изображения-тени на экране используются руки.
2. Второй формой искусства теневого жанра принято считать создание кукол-марионеток, управляемых актерами за палочки и нити.
3. «Испанские тени» - последняя форма в истории развития театра теней.
Приложение 2
Этапы создания настольного театра теней
1 этап: изготовление силуэтов кукол и декораций
2 этап: создание экрана, выбор освещения
Приложение 3
Театр теней сегодня
1. Индонезия. Яванские Вайанг-Кули
2. Московский детский театр теней
3. «Психологический театр теней».
На примере клуба «Радуга». Астраханская область [5]
Заключение
«Если б смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»
Константин Сергеевич Станиславский
В этой работе мною был создан настольный театр теней. В качестве дополнения я подготовил видеоанонс к спектаклю «Колобок»[11].
Своим спектаклем «Колобок» я старался удивить зрителей зрелищным, завораживающим видом искусства не только на время действия, но и попытаться доказать, что подобное волшебство доступно каждому увлеченному человеку. Он погружает в атмосферу сказки, динамики, действия и волшебства. Истории, рассказанные актерами – это мир, окунувшись в который, больше никогда его не забудешь.
Я увлекся, буду продолжать и расширять репертуар. Уже сейчас в постановке анонса к спектаклю мне помогал мой младший брат (управлял куклой-Колобок) и нам совместная работа очень понравилась.
Довольно часто теперь я со своей семьей устраиваем семейные спектакли. Результат моего проекта работает пока только для моих близких исключительно из-за того, что выступление перед публикой большая ответственность и мы, репетируя маленькие спектакли, на самом деле ведем подготовку для показа широкой публике.
«Психологические театры» очень востребованы в детских садах. Дети всегда с восторгом встречают все волшебное и удивительное. А если, актерами будут выступать сами маленькие воспитанники, восторгу не будет предела. В одном из таких детских садов, куда ходит мой брат, я и планирую применить мой настольный театр и показать детишкам сначала свой спектакль, а затем дать возможность с моими куклами-актерами придумать новый уже с участием ребятишек.
И кто знает, может быть через несколько лет, я вручу вам пригласительный билет на новый спектакль в моем Одинцовском театре теней. Анонс домашнего спектакля я представил своей семье, моему классу, а ссылку на видеозапись, с домашнего представления, поместил на сайт школы и youtube.ru для общедоступного просмотра.
Библиографическая ссылка
Сорокин Р.Р. ТЕАТР ТЕНЕЙ // Старт в науке. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=976 (дата обращения: 21.11.2024).