В процессе обучения учащимся приходится выполнять различные виды учебной работы (выполнение домашних заданий, подготовка и защита проектов, контрольные работы и т.д.). При этом для каждого ученика есть любимые занятия, те, которые он выполняет с удовольствием и те, которых он боится, например контрольные работы. Таким образом, при выполнении различных видов учебной работы учащиеся испытывают различные эмоции от положительных (интерес, радость) до негативных и отрицательных (страх, неуверенность, тревога). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту учащимся начального звена предстоит выполнить комплексную итоговую работу. Кроме знаний по предмету важным является наличие положительного отношения к данному виду учебной работы.
Поэтому меня заинтересовало как учащиеся четвертых классов относятся к тем или иным видам учебной работы, а соответственно, какие из учебных занятий обладают положительной эмоциональной окраской, а какие воспринимаются учащимися негативно. Для этого я решила провести свое небольшое психологическое исследование.
Объект исследования: психологическая готовность младших школьников.
Проблема: Необходимо изучить сформированность психологической готовности у младших школьников к выполнению различных видов учебной работы.
Актуальность проблемы
Как правило проблема психологической готовности к выполнению учебной работы изучается в старшей школе. Однако, проведение итоговых комплексных работ в начальной школе также требует психологического сопровождения учащихся.
Цель: с помощью психологических методов изучить сформированность
психологической готовности у младших школьников к выполнению различных видов учебной работы.
Задачи:
- Изучить научную литературу по данной теме.
- Выявить отношение учащихся к выполнению различных видов учебной работы.
- Исследовать сформированность психологической готовности у младших школьников к выполнению различных видов учебной работы.
Методы исследования:
- Изучение литературы.
- Тест цветовых отношений А.М. Эткинда.
- Метод экспертной оценки.
Что такое психологическая готовность?
Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами.
Выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) психологическую готовность. Общая психологическая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность.
Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.
Общая и ситуационная психологическая готовность включают в себя следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, болезни).
Характеристика цветов в цветовом тесте отношений
Цветовой тест отношений – это компактный невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений личности (как сознательного, так и частично неосознаваемого уровней отношения человека). Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А.М. Эткиндом. В цветовом тесте отношений используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении.
В цветоассоциативном эксперименте и в цветовом тесте отношений используется следующие значения основных цветов:
- синий – спокойствие, добросовестность;
- зеленый – самостоятельность, настойчивость, напряженность;
- красный – радость, энергичность, гнев;
- желтый – удивление, открытость, веселость;
- фиолетовый – низкая сила при низкой активности;
- коричневый – слабость, зависимость;
- черный – страх, гнев;
- серый – грусть, утомление.
Метод экспертных оценок
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Исследование сформированности психологической готовности с помощью цветового теста отношений
Для исследования психологической готовности с помощью цветового теста отношений мною были выделено девять основных видов учебных занятий:
- выполнение домашних занятий;
- подготовка проектов;
- защита проектов;
- самостоятельная проверочная работа;
- контрольная работа;
- устный опрос на уроке;
- урок (получение новых знаний);
- письменные контрольные работы за четверть;
- контрольные работы в виде тестов за четверть.
Каждому учащемуся был выдан бланк с перечисленными видами учебных
занятий, после этого предлагался цветовой ряд из восьми цветового теста Люшера, и учащимся необходимо было описать с помощью цвета каждый из представленных видов учебных занятий. После проведенного исследования результаты были обработаны путем подсчета количества выборов каждого цвета по видам занятий. Полученные результаты представлены на диаграммах.
4 "Б" класс
4 "В" класс
4 "Г"
Результаты цветового теста отношений
Анализ полученных данных позволил выявить, что учащиеся при выполнении домашних заданий испытывают спокойствие, добросовестность, самостоятельность, настойчивость, напряженность, удивление, открытость, веселость (преобладающим являются такие цвета, как синий, зеленый и желтый). При подготовке проекта учащиеся испытывают радость, энергичность, иногда гнев (преобладание красного цвета), самостоятельность, настойчивость и напряженность (зеленый цвет), а также спокойствие, добросовестность (синий цвет). Защита проектов ассоциируется у учащихся с такими цветами, как желтый и фиолетовый, что указывает на открытость, веселость, низкую силу при низкой активности. Самостоятельные проверочные работы – это открытость, удивление, веселость, энергичность, гнев, низкая сила при низкой активности (желтый, синий, фиолетовый, красный цвета). Контрольная работа - самостоятельность, настойчивость, удивление, слабость, зависимость, открытость, напряженность, энергичность, гнев (зеленый, коричневый, желтый и красный цвета). Устный опрос на уроке вызывает у учащихся такие эмоции, как самостоятельность, настойчивость, напряженность, удивление, открытость, низкая сила при низкой активности, энергичность, гнев, грусть, утомление, слабость, зависимость (желтый, зеленый, серый, красный, коричневый и фиолетовый цвета). Получение новых знаний на уроке сопровождается самостоятельностью, настойчивостью, удивлением, открытостью, веселостью, радостью, энергичностью и напряженностью (преобладание зеленого, красного, желтого цвета). Письменные контрольные работы за четверть – удивление, открытость, энергичность, радость и гнев (преобладают желтый и красный цвета). Контрольные работы в виде тестов за четверть характеризуются самостоятельностью, настойчивостью, напряженностью, энергичностью, радостью, спокойствием, добросовестностью и гневом (красный, синий и зеленый цвета).
Таким образом, все виды учебной работы вызывают у учащихся положительные эмоции, т.е. на первом месте находятся такие цвета, как синий, зеленый, красный и желтый. Однако, такие виды работ, как защита проекта, самостоятельные проверочные работы, контрольная работа, устный опрос на уроке вызывают наравне с положительными эмоциями также негативные эмоции – низкая сила при низкой активности, утомление, слабость, грусть (серый, коричневый, фиолетовый цвета). В действительности перечисленные выше виды учебной работы требуют от учащегося сосредоточенности, ответственности; при защите проекта и устном опросе на уроке учащимся приходится отвечать перед всем классом, а некоторые могут чувствовать неуверенность и скованность, что в свою очередь влечет растерянность и несобранность, а как следствие, невысокие показатели при этих формах контроля знаний учащихся.
Исследование сформированности психологической готовности с помощью метода экспертных оценок
Данные, полученные в результате проведенного Метода экспертных оценок представлены в таблице.
Виды учебной работы |
Эмоции |
Выполнение домашних занятий |
радость интерес уверенность |
Подготовка проектов |
радость интерес неуверенность |
Защита проектов |
радость страх неуверенность интерес |
Самостоятельная проверочная работа |
тревога уверенность |
Контрольная работа |
интерес уверенность |
Устный опрос на уроке |
радость интерес уверенность |
Получение новых знаний на уроке |
радость страх тревога интерес уверенность |
Письменные контрольные работы за четверть |
страх неуверенность тревога интерес |
Контрольные работы за четверть в виде тестов |
страх тревога интерес уверенность |
Анализ, полученных данных свидетельствует о том, что при выполнении домашних занятий для учащихся характерны такие эмоции, как радость, интерес, уверенность. При подготовке проектов учащиеся испытывают радость, неуверенность, интерес. Защита проектов вызывает у учащихся радость, страх, неуверенность, интерес. При выполнении самостоятельной проверочной работы учащиеся испытывают тревогу, уверенность. Контрольная работа вызывает у учащихся интерес и уверенность. В ходе устного опроса на уроке учащиеся испытывают радость, интерес, уверенность. В ходе получения новых знаний на уроке учащимся свойственны радость, страх, тревога, интерес, уверенность. Выполнение письменных контрольных работ за четверть связано с такими эмоциями, как страх, неуверенность, тревога, интерес. Контрольные работы в виде тестов за четверть вызывают у учащихся такие эмоции, как страх, тревогу, интерес, уверенность.
Заключение
В своей научной работе я узнала много интересного о психологической готовности школьников к выполнению различных видов учебной работы, об эмоциях и эмоциональном отношении учащихся к выполнения учебных заданий, а также узнала психологическое значение цвета. В своей работе я поставила цель изучить сформированность психологической готовности у младших школьников к выполнению различных видов учебной работы. С помощью психологических методов диагностики я выявила эмоциональное отношение учащихся к выполнению различных видов учебной работы. Самый главный вывод, который я могу сделать по всей своей работе:
Все учащиеся четвертых классов в целом положительно относятся различным видам учебной работы, об этом свидетельствует наличие таких цветов, как красный, синий, зеленый и желтый на преобладающих позициях. Данные полученные с помощью цветового теста отношений получили свое подтверждение в методе экспертных оценок. Согласно этому методу было выявлено, что наиболее встречаемыми эмоциями, с которыми у учащихся связано выполнение различных видов учебной работы, являются – радость, интерес и уверенность.
Однако, мною было замечено есть такие виды учебной работы, как зашита проекта, устный опрос на уроке, письменная контрольная работа за четверть вызывают у учащихся негативные эмоции, такие, как страх, тревогу, неуверенность, грусть, сомнение.
Таким образом, я достигла поставленной цели и выявила, что у учащихся четвертых классов МБОУ «Лицей № 36» в целом сформирована психологическая готовность к выполнению различных видов учебной работы.
Для тех, кто испытывает страх, неуверенность при ответе у доски или устном ответе с места необходимо научиться справляться со своими страхами. Например, стараться, как можно больше участвовать в различных мероприятиях, разыгрывать с друзьями сценки.
Выполнение данной работы позволило мне узнать особенности работы школьного психолога, попробовать себя в роли психолога, проведя психологическое исследование, анализируя, полученные результаты. Данная работа мне очень понравилась, в дальнейшем я хотела продолжить изучение данной темы.
Библиографическая ссылка
Шихалеева Д.Н. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ // Старт в науке. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=974 (дата обращения: 21.11.2024).