Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, Г.О. НАЛЬЧИК)

Озова Д.А. 1
1 г.о. Нальчик, Дворец творчества детей и молодежи, 6 класс
Суншева З.Н. (г.о. Нальчик, Дворец творчества детей и молодежи)
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.01.99 №5-ФЗ)//Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ г. Москва «О государственной социальной помощи» (в последней редакции от 12.03.2014 г.) // Российская газета [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/1999/07/23/socpomosch-dok.html (дата обращения: 2.05.2014).
4. Указ Президента РФ от 18.08.1994 № 1696 «О президентской программе «Дети России» // Информационно-правовой портал BestPravo [Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-akty/ c6w.htm (дата обращения: 12.05.2014).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 832 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/901964132.
6. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175 (ред. от 11.09.2012) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» // КонсультантПлюс.

Люди с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом уголке земного шара. То отношение, которое государство и общество проявляет к ним, характеризует страну и нацию в целом. Лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения.

В России численность людей с ОВЗ на 1.01.2017г. составила 12,2млн.человек, из них 587тыс. это молодые люди от 18 до 30 лет.

Цель данной работы – изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями работы. Для достижения это цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть цели и задачи государственной политики в отношении лиц с ОВЗ;
  • изучить основные законы и программы в отношении лиц с ОВЗ;
  • провести анкетирование среди подростков об их отношении к людям с ОВЗ;
  • проанализировать полученные результаты.

Государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Цели, задачи и принципы государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Государственная политика в отношении лиц с ОВЗ представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной их социализации.

Наиболее актуальные цели и задачи, стоящие перед государственной политикой при реализации работы по данному направлению:

  • воспитание гуманизма, готовности в любой момент прийти на помощь нуждающемуся в ней человеку;
  • расширение круга общения людей с инвалидностью за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;
  • включение людей с ограниченными возможностями в иную, новую для них социальную среду, способствующую овладению комплексом социальных ролей, форм и правил поведения;
  • создание благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении со сверстниками;
  • включение людей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей;
  • оздоровление, приобщение к активному образу жизни, физической культуре, спорту;
  • воспитание целеустремленности, способности преодолевать трудности.

Государственная политика основывается не только на целях и задачах, но и на основных принципах в сфере обслуживания людей с ОВЗ:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • преемственность всех видов социального обслуживания;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.

Основные законы и программы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Права людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, а также гарантируются нормами гражданского, административного, уголовного и международного права.

Первым нормативным документом является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1].

Другим немаловажным нормативным документом в отношении людей с ограниченными возможностями является Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. В настоящем Федеральном законе определяются и гарантируются льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения, а также по транспортному обслуживанию [2]. Таким образом, данный нормативно-правовой акт регламентирует работу по поддержке людей с ограниченными возможностями в области социально-бытовой сферы.

Для решения проблем инвалидов осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ. Первой из них была Президентская программа «Дети России на 1996-1997 гг.», в состав которой вошла Федеральная целевая программа «Дети инвалиды». Программа «Дети-инвалиды» была направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни [4].

Продолжением этой программы стала Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, которая также включала в себя подпрограмму «Дети-инвалиды». Целью подпрограммы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.

Следующей Федеральной целевой программой является «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни. Программа является продолжением федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии. В результате реализации указанной программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности [5].

В 2011 году была разработана и принята Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Однако было решено продлить срок реализации программных мероприятий до 2020 года. Так, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

В госпрограмму включены три подпрограммы:

  • «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
  • «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов»;
  • «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».
  • Госпрограмма «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Основные задачи:

формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации инвалидов;

совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов, а также системы медико-социальной экспертизы.

Реализация госпрограммы будет проходить в два этапа: 2016–2018 годы и 2019–2020 годы [6].

Исследование отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья

Организация и методы исследования

Люди с ограниченными возможностями здоровья встречают множество проблем на своем пути, одна из которых, пренебрежительное отношение общества к ним. Для того чтобы вести полноценный образ жизни им необходима поддержка и понимание окружающих. Но, к сожалению, многие дети даже не знают о существовании людей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья (на примере обучающихся Дворца творчества детей и молодежи г.о. Нальчик). В анкетном опросе приняли участие 60 человек, в возрасте от 10 до 15 лет. Анкета состоит из 12 закрытых вопросов.

Результаты исследования.

На первый вопрос «Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 10 человек – довольно часто, 23 – иногда, 25 – редко и 2 – ни разу не встречал. Это свидетельствуют о том, что подростки редко контактируют с людьми с ОВЗ.

ozova1.tif

Рис. 1

На вопрос о том, какие чувства испытывают подростки к лицам с ограниченными возможностями здоровья, большинство подростков отметили жалость (35) и сочувствие (21).

ozova2.tif

Рис. 2

На следующий вопрос анкеты «Как Вы считаете – как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям?» 25 подростков ответили, что доброжелательно, а 15 опрошенных считают, что с обидой и 16 – настороженно. Это говорит о том, что подростки не имеют четкого представления о людях с ОВЗ.

ozova3.tif

Рис. 3

Далее, мы попытались выяснить, как подростки отнесутся к тому, что с ними будут учиться люди с ограниченными возможностями здоровья. Большинство опрошенных, ответили, что воспримут это вполне нормально и постараются с ними подружиться.

ozova4.tif

Рис. 4

На следующий вопрос анкеты «Если человек с ограниченными возможностями здоровья попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему?» почти все опрошенные ответили, что конечно помогут, лишь 5 подростков указали, что сперва подумают, а 3 затруднились ответить.

ozova5.tif

Рис. 5

На вопрос о том, как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске, 36 респондентов ответили, что помогут при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи; 18 подростков указали, что помогут, если только он попросит об этом; 4 - поменяют свое место; 2 опрошенных постараются не замечать его трудностей, так как это их не касается.

ozova6.tif

Рис. 6

К сожалению, почти у всех опрошенных нет друзей с ограниченными возможностями здоровья.

ozova7.tif

Рис. 7

Далее мы попытались выяснить, как подростки оценивают степень возникновения у них дружеских отношений с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ответы на этот вопрос нас приятно удивили: 53 опрошенных заявили, что вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья; 7 респондентов считают, что, скорее всего, у них не возникнет дружеских чувств в отношении человека с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что ни один из подростков не ответил, что совершенно определенно не сможет испытать дружеские чувства к лицу, имеющему ограниченными возможности здоровья.

ozova8.tif

Рис. 8

На следующий вопрос «Знаете ли Вы о жизни людей с ОВЗ?» ответы распределились следующим образом: 37 подростков имеют смутное представление об их жизни и о том, что им нужно; 14 опрошенных заявили, что знают, как им приходится нелегко, а 9 человек вообще ничего не знают об их жизни.

ozova9.tif

Рис. 9

На вопрос «Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ?» 57 респондентов ответили, что положительно, их права надо защищать. Лишь 3 подростков указали, что безразлично.

ozova10.tif

Рис. 10

Затем мы попросили подростков указать, что можно сделать в интересах людей с ОВЗ. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 20 подростков полагают, что необходимо пересмотреть свое отношение к ним, 21 опрошенных не знают как им помочь, а 19 респондентов считают, что помощь людям с ОВЗ – это забота государства.

ozova11.tif

Рис. 11

На последний вопрос нашей анкеты «Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь?» ответы распределились следующим образом (см. табл. далее).

Тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них

стационаров (Дома-интернаты, спец.предприятия для инвалидов и др.).

2

Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать,

интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни.

10

Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем

здоровым большинством участвовать в общественной жизни.

48

 

Приложение

Уважаемые ребята!

Мы проводим опрос, цель которого — выявить отношение подростков к людям с ограниченными возможностями здоровья. Ценность нашего исследования во многом будет зависеть от степени искренности Ваших ответов. Пожалуйста, отметьте галочкой выбранный Вами вариант ответа. Все данные опроса будут использованы в обобщенном виде в научных целях.

1. Как часто в своей повседневной жизни Вы встречаете людей с ОВЗ?

  • Довольно часто
  • Иногда
  • Редко
  • Ни разу не встречал
  • Свой вариант

2. Какие чувства Вы испытываете к людям с ограниченными возможностями здоровья?

  • Сочувствие.
  • Жалость
  • Безразличие
  • Раздражение
  • Возмущение
  • Другое (укажите, что именно)_________________________________

3. Как Вы считаете - как относятся люди с ОВЗ к здоровым людям?

  • С неприязнью, с обидой
  • Безразлично
  • Настороженно
  • Доброжелательно
  • Свой вариант

4. Как бы Вы отнеслись, если бы с вами учились люди с ограниченными возможностями?

  • Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться
  • Настороженно, надо будет присмотреться
  • Отрицательно
  • Свой вариант

5. Если инвалид попросит у Вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможете ему?

  • Да, конечно
  • Сперва подумаю
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Свой вариант

6. Как Вы поступите, если вашим соседом в поезде окажется человек в инвалидной коляске?

  • Постараюсь поменять своё место
  • Постараюсь не замечать его трудностей, ведь меня это не касается
  • Буду помогать ему, если только он попросит меня об этом
  • Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи
  • Свой вариант

7. У Вас есть друзья с ограниченными возможностями?

  • Да
  • Нет

8. Оцените степень вероятности для Вас возникновения дружеских отношений с лицом с ограниченными возможностями здоровья.

  • Вполне вероятно, все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья.
  • Скорее всего, у меня не возникнет дружеских чувств в
  • отношении человека с ограниченными возможностями здоровья.
  • Совершенно определенно, что дружеское чувство к лицу,
  • имеющему инвалидность, я испытать не смогу.
  • Буду агрессивно протестовать.

9. Знаете ли вы о жизни людей с ОВЗ?

  • Да, знаю, что им приходится нелегко
  • Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно
  • Ничего не знаю об их жизни и не интересуюсь этой темой
  • Свой вариант

10. Как Вы относитесь к защите прав людей с ОВЗ?

  • Положительно, их права надо защищать
  • Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт
  • Отрицательно, пускай сами себя защищают
  • Свой вариант

11. Что можно сделать в интересах людей с ОВЗ?

  • Главное, пересмотреть своё отношение к ним
  • Даже не знаю, чем мы можем им помочь
  • Помощь людям с ОВЗ – забота государства
  • Свой вариант

12. Какой из ниже перечисленных позиций, касающихся отношения общества к людям с ОВЗ, Вы придерживаетесь?

  • Людям с ОВЗ лучше придерживаться специально созданных для них стационаров (Дома-интернаты, спец. предприятия для инвалидов и др.).
  • Людям с ОВЗ следует предоставить возможность самим решать, интегрироваться ли в общество или вести замкнутый образ жизни.
  • Людям с ОВЗ нужно предоставить возможность наравне со всем
  • здоровым большинством участвовать в общественной жизни.

13. Ваш пол?

  • Мужской
  • Женский

14. Ваш возраст?

  • 10-12
  • 13-15

Заключение

Изучив государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что государство защищает их права посредством законов и федеральных программ. Планируется к 2020 году завершить программу «Доступная среда», которая должна обеспечить всем людям с ОВЗ беспрепятственное участие в общественной жизни. Мы очень надеемся, что все задачи и цели этой программы воплотятся в жизнь. Но как много законов государство бы не издавало, еще одним немаловажным фактором является отношение и готовность общества к принятию людей с ОВЗ. Поэтому мы провели опрос об отношении подростков к людям с ОВЗ.

Анализ результатов анкетного опроса позволил нам сформулировать следующие выводы:

  • подростки довольно редко видят людей с ОВЗ и имеют достаточно смутное представление об их жизни;
  • большая часть опрошенных не испытывает к людям с ограниченными возможностями здоровья неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации;
  • почти все подростки отмечают готовность обучаться вместе с молодыми людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • к сожалению, у большинства подростков нет друзей с ОВЗ, но отмечается готовность к дружбе с ними, большая часть опрошенных полагают, что все зависит от личности человека и не важно, имеет ли он стойкие ограничения здоровья;
  • почти все респонденты считают, что нужно защищать права людей с ОВЗ;
  • большинство подростков не знают, как помочь людям с ОВЗ, поэтому многие полагают, что этим должно заниматься государство.
  • тот факт, что большинство подростков придерживаются позиции о предоставлении инвалидам возможности наравне со всем здоровым большинством участвовать в общественной жизни, свидетельствуют об их толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные результаты говорят о том, что подростки очень мало знают о людях с ОВЗ. Поэтому мы считаем, что необходимо проводить классные часы с приглашением людей с ОВЗ, устраивать совместные конкурсы и праздники, проводить литературные вечера с их участием. Все это будет способствовать возникновению дружеских отношений.


Библиографическая ссылка

Озова Д.А. ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, Г.О. НАЛЬЧИК) // Старт в науке. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=973 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674