Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
И.П. Павлов
Актуальность проблемы
У меня есть младшая сестра, ей два года и один месяц, она умная девочка, но разговаривает пока еще плохо. Прочитав слова Сухомлинского, о том, что « ум и речь ребенка находятся на кончиках его пальцев», родители решили купить ей тренажер по развитию. Но оказалось, что цена на подобное пособие достаточна дорога для нашей семьи. В сети Интернет она колеблется от 1, 5 до 3, 5 тысяч рублей. И тогда я предложила сделать самодельный тренажер для младшей сестры.
Таким образом, я поставила перед собой цель: сконструировать тренажер, страницы которого будут способствовать развитию ребенка.
Чтобы добиться цели, мне необходимо решить следующие задачи:
1.Продумать, как будет выглядеть каждая страница
2. Подобрать необходимый материал и инструменты для осуществления задуманного плана.
3. Определить этапы изготовления тренажера
4.Овладеть приемами работы с инструментами и материалами;
Гипотеза: самодельный тренажер может быть таким же интересным и полезным как магазинный, но стоить в разы дешевле.
Методы:
1. Частично – поисковый
2. Практический
3. Исследовательский
Социальная направленность проекта
Изначально тренажер предназначался для моей сестры, но на семейном совете мы решили подарить его в ту группу детского сада «Буратино», которую она посещает.
Себестоимость данного тренажера низкая, выбран экологически чистый, не травмоопасный материал, что даёт возможность использовать его в д/саду.
Обзор литературы
Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию их значения. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, завязывать банты, шнуровать ботинки. Формируется самостоятельность ребенка, следовательно, развивается внимание, умение довести выбранную работу до конца. И что очень важно гораздо лучше начинают говорить.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п.
/ Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008. /
После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием руки развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша../ Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999./ Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной. Ни один вопрос детского развития не беспокоит родителей так сильно, как развитие речи, — не говорящий ребенок слывет «запущенным», производит впечатление недостаточно развитого.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она остается связанной с жестами и развитием пальчиков. /Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.. Ярославль. «Академия развития»., 2007./
Практическая часть
Работа по изготовлению тренажера заняла у меня три недели. Я старалась оформить странички тренажера таким образом, чтобы к ним можно было подобрать задания, которые способствуют развитию речи; знакомят с геометрическими фигурами, со счётом, делают пальчики более гибкими и ловкими. Но при этом я еще старалась исходить из того материала, который был в наличии ( старые колготки, кусочки ткани, остатки клубков ниток, рассыпанные бусы и т.д.), что приводит к значительной экономии изделия. (приложение№3) В своей работе я соблюдала технику безопасности (приложение №2)
Порядок выполнения работы
Последовательность выполнения работы |
Фото |
Подготовка необходимых инструментов, материалов (приложение №1) |
|
Вырезаем картонную основу для страниц книги |
|
Обклеиваем страницы книги материалом разным по цвету и фактуре |
|
Оформление каждой страницы в соответствии разработанным планом |
|
Оформление 1 и 2 страниц книги Примерные задания:, какого цвета странички, одинаковы ли они на ощупь, сколько зверят на синей страничке и сколько у каждого из них бусинок, передвинь все бусинки вправо и т.д |
|
Оформление 3 и 4 страниц книги Примерные задания: посмотри, что цыплята нашли в траве, справа или слева находятся зайчики, ,сколько вылупилось цыплят, какого они цвета и т.д |
|
Оформление 5 и 6 страниц книги Примерные задания: расстегни и застегни пуговицу, назови геометрические фигурки сколько и какого цвета яблоки на кармашке, и т.д |
|
Оформление внешнего дизайна книги Примерные задания: Завяжи бантик, заплети косички девочке, посчитай сколько лепестков в цветке и т.д |
Формируемые умения и понятия
Работая со страницами книги, можно научить ребенка:
Силуэт ребенка |
Разговорной речи, познакомить с частями тела |
Ленты |
Научиться завязывать и развязывать, делать бантик. |
Волосы |
Делать различные прически, заплетать косички |
Ткань, использованная при оклеивании страницы |
Выучить цвета, научиться различать гладкие , шероховатые, ребристые поверхности |
Фигурки животных |
Разговорная речь, знакомство со счетом |
Цифры |
Знакомство со счетом, изучение цвета |
Леска с бусинами |
Счет. Координация движений. Формирование понятий :право-лево, верх-низ, больше- меньше |
Фигурки бабочек на липучках |
Разговорная речь, знакомство со счетом. Понятия. Верх-низ. Право-лево |
Цветок с разрезными лепестками |
Счет. Цвета |
Яйцо |
Разговорная речь, понятия: мягкое- твердое |
Трава |
Развивает внимание (что находится в травке) |
Бабочки |
Цвета. Счет. Право-лево Больше- меньше |
Фигурки зайчиков |
Разговорная речь, счет, понятия: выше-ниже, право-лево |
Картонные фигурки моркови |
Внимание, счет, разговорная речь |
Карман с клапаном застегнутый на пуговицу |
Усидчивость, умение застегивать и расстегивать пуговицы |
Трехцветные фигурки яблок |
Внимание , счет, разговорная речь, форма предмета |
Картонные фигуры на липучках |
Размер и форма геометрических фигур |
Гусеница |
Цвета, разговорная речь |
Яблоко |
Внимание, форма предметов, мышление |
Тренажер привлек внимание сестры с первой минуты и она стала с интересом заниматься. (приложение 4) Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию их значения. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. сестричка учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, завязывать банты, шнуровать ботинки. Формируется самостоятельность ребенка, следовательно, развивается внимание, умение довести выбранную работу до конца.
Когда я принесла показать тренажер своим одноклассникам, он им очень понравился. Ребята даже предложили мне новые интересные задания по страницам тренажера.
Анкетирование
В нашем классе 14 человек и у многих есть братья и сестры. Я провела анкетирование (приложение 2). В ходе анкетирования выяснилось:
1. У 6 человек есть братья и сестры возрастом от 2 до 3 лет
2. Подобных тренажеров в семьях нет, но всем хочется иметь аналогичную вещь у себя дома.
3. Вне зависимости наличия других детей в семьях, у каждого появилось желание сделать подобный тренажер дома, тем более, что с таким тренажером не только интересно заниматься самому, но и можно использовать его в качестве подарка. Себестоимость тренажера очень низкая. Только затраты на клей. Все остальное можно сделать из материала, вышедшего из употребления.
Приложение №1
Использованные инструменты и материалы:
1. Нитки шерстяные разных цветов
2.Нитки катушечные
3.Игла для шитья
4. Разнообразные ткани
5. Бусины
6. Липучки
7. Пуговицы
8. Фигурки из картона
9. Ватный диск
Приложение №2
Техника безопасности при работе
1. Хранить иголки и булавки в определенном месте( подушечке, специальной коробке), не оставлять их на рабочем столе
2. Шить иголкой с наперстком
3. Ножницы должны лежать в определенном месте в сомкнутом состоянии, острыми концами от себя
4. После работы с клеем нужно вымыть руки с мылом
Приложение №3
Анкета для одноклассников
1. Есть ли у вас в семье младшие братья или сестры
2. Есть ли у вас дома среди игрушек подобные тренажеры
3. Появилось ли у вас желание изготовить подобный тренажер для своих младших членов семьи.
Результаты анкеты
Есть ли у вас в семье младшие братья или сестры? |
Есть ли у вас дома среди игрушек подобные тренажеры? |
Появилось ли у вас желание изготовить подобный тренажер для своих младших членов семьи. ? |
|
«да»6 чел |
«нет»8 чел |
«нет»14 чел. |
«да» 14 чел. |
Приложение №4
Приложение №5
Экономический расчет
п/н |
Используемые материалы |
количество |
стоимость |
затраты |
1 |
ткань |
7 отрезов |
Имелось в наличии, использовался материал, вышедший из употребления |
|
2 |
пуговицы |
1 шт |
||
3 |
нитки |
1 катушка |
||
4 |
иголка |
1 шт |
||
5 |
липучки |
7 шт |
||
6 |
бусинки |
15 шт |
||
7 |
помпоны |
6 шт |
||
8 |
Нитки шерстяные |
3 моточка по 3 метра |
||
9 |
лента |
20 см |
||
10 |
фигурки из ткани |
11 шт |
||
11 |
фигурки из бумаги и картона |
10 шт |
||
12 |
леска |
30 см |
||
13 |
резинка |
20 см |
||
14 |
клей |
1 шт |
47 рублей |
47 рублей |
Общая стоимость 47 рублей |
Выводы
Нетрадиционное пособие «Тренажер для младшей сестры» позволяет экономить денежные средства в отличие от изделий, приобретенных в магазинах.( приложение№5) Превращать «отходы в доходы», т.к для его изготовления были использованы материалы которые предназначались для утилизации. C таким тренажером можно заниматься не только с младшими членами семьи, но и можно использовать его в качестве подарка.
Занимать на тренажере очень интересно, он позволяет изучать цвета, счет в пределах пяти, формирует понятия: право-лево, больше- меньше, верх-низ, учит различать поверхности на ощупь. Задания можно изменять в зависимости от фантазии занимающихся детей. Внешнее оформление яркое, привлекающее к себе внимание. Ни по внешнему виду, ни по функциональным особенностям тренажер не уступает магазинным изделиям.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась.
Библиографическая ссылка
Бутенко О.А. ТРЕНАЖЕР ДЛЯ МЛАДШЕЙ СЕСТРЫ // Старт в науке. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=954 (дата обращения: 04.12.2024).