Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Березина А. 1
1 п. Совхозный, МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа», 6 класс
Паршкова Е.Н. (п. Совхозный, МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа»)
1. Библиотека русской фантастики том 3 книга 1 Стариные диковинки. – М. Светская Россия, 1991.
2. Вас приветствует сказка / в обработке Афанасьева А.Н. – Харьковская книжная фабрика «Глобус», 1993. – 240 с.
3. Волшебные сказки / в обработке А.Н. Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983. – 446 с.
4. Демин В.Н. Гипреборейские тайны Руси. – М.: Вече, 2006. – 496 с.
5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба-Яга. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995.
6. Иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам.
7. Кузнецов И.Н. Русские предания. – М.: Вече, 2013. – 400 с.
8. Малаховская А.Н., Наследие Бабы-яги: Религиозные представления, отражённые в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX—XX вв. – СПб: Алетейя, 2007.
9. Русские народные сказки – Ростов-на-Дону: Профф-пресс, 2000. – 608 с.
10. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни «волшебной» сказки. (Собрание трудов Проппа В.Я.) – М.: Лабиринт, 1998. – 512 с.
11. Сборник русских народных сказок. – М.: Планета детская, 1999.
12. Самые лучшие волшебные сказки. – М.: Эксмо, 2005. – 224 с.
13. Сивка-бурка. Русские волшебные сказки / в обработке Аафнансьева А.Н. – М.: Стрекоза, 2007. – 143 с.
14. Соколова З.П. Народы западной Сибири. Этнографический альбом. – М.: Наука, 2007. – 342 с.
15. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля в 4-Х томах – М.: Русский язык, 1991.
16. http://ru.wikipedia.org
17. http://moikompas.ru
18. http://ww.paganism.ru/babayagahtm
19. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml
20. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm
21. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm
22. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm

Прошла пора чудес,

Теперь кругом прогресс,

Глухих лесов уж больше не осталось.

И бабушка Яга

Из злостного врага

Нам другом стала, перевоспиталась.

(Котов Л.)

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить. Таких героев немного. Среди них меня больше всего заинтересовала Баба-Яга, потому что ее образ может меняться. Баба-Яга – персонаж загадочный. Чаще всего это отрицательная героиня, лихое существо, которое пугает, но одновременно и притягивает. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось познакомиться с ней поближе.

Актуальность исследования. Тема значима для современного человека, желающего знать основы своей народности. Многие поколения детей вырастут на русских народных сказках, где Баба-Яга зла и коварна, но при этом смешна, забавна и добра. Все чаще ее называют хранительницей домашнего очага и находят в ней положительные черты. В сказках добро всегда побеждает зло, и плохие герои, в том числе и Баба-Яга, становятся хорошими.

Объект исследования:

Русские народные сказки

Предмет исследования:

Образ Бабы-Яги в русских народных сказках.

Цель исследования: проанализировать образ Бабы – Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Задачи исследования:

– изучить литературные и мифологические материалы о происхождении Бабы-Яги;

– проследить эволюцию образа Бабы-Яги, ее возраста, жилища, средств передвижения;

– определить практическую значимость данного образа.

Гипотеза исследования. Если Баба Яга отрицательный персонаж, то может ли она быть положительной героиней.

Методы исследования:

– накопление материала, постановка гипотезы;

– анкетирование;

– анализ полученных результатов исследования.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.

Основная часть

Происхождение и родословная Бабы-Яги

В.И. Даль: «Баба – замужняя женщина из низших сословий»

«Баба – Яга», по В. Далю, «ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».

«Баба» на древнееврейском означает «врата новой жизни». Однокоренное слово «бабай» – домовой, глава рода. Бабой называли женщину только после рождения ребенка.

Бабой называли каменного грубого истукана на древних курганах.

Начнем с имени: Баба – главная женщина во всех культурах.

Яга – огнь-огонь – от «ягать» – кричать, вкладывая в свой крик все силы,

– «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная»,

– в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (костяная нога). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

В книге «Слово о словах» Успенского проведена такая гипотеза: на Руси детей пугали татарином, говоря малышу, что его унесёт бабай или бабай- ага (вежливое обращение к мужчине – воину) А малыши переделали бабая, а бабай – ага в бабу Ягу(при быстром произношении «бабай – ага» слышится «баба Яга».

Есть другая версия. Название от соснового таёжного бора, в котором растёт ягель (он назывался «яг») .Баба в яге (в мохнатой шубе без рукавов).

Многие ученые настаивают на том, что Баба-Яга божественная сущность, прародительница рода человеческого.

На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребенка. Баба-Яга – Бабка–повитуха. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал.

В книге «Старинные диковинки» из серии книг «Библиотека русской фантастики» в томе, где рассказывается о богатырях есть глава «О происхождении Бабы-Яги» в ней говорится, что был главный чёрт. Он был виликим химиком и варил в котле12 злых жен, надеясь извлечь из них совершенную ессенцию зла, которая бы превзошла самое его свойство. «По физике ведал он, что нет приличнейшей к тому материи, которую он избрал, а по математическим вычислениям нашел он, что каждая злая баба содержит в себе злого спирту противу простого чёрта, как 7 к 22, а противу самого его ровно 11 часть,и для того варил он иих 12. Но как колбы тогда ещё не были изобретены, то восходящие парами частицы спирта ловил он рот. Уже работа подходила к концу, в котле осталось только оставшиеся и бесполезные для дальнейших опытов продукт, как он забывшись, плюнул в котёл; спирт, весь смешавшись с его слуною попал в остатки, и дьявол, сверх ожидания, увидел происшедшую из оного Бабу-Ягу. Он счёл её за совершеннейшее зло и для того посадил в стеклянную банку, намерясь со временем выварить дюжину Баб Ягих, а из оных ещё произвести лучшее зло. Но между тем свесив, сколько в ней было зла, и сравнив с некоторыми светскими госпожами. К досаде увидел, что они без переварки не уступают ей нравом и на золотник. Это его так рассердило, что он с досады банку ударил об пол, банка рассыпалась, а у бабы–Яги отлетели прочь ноги. Увидев после этого, что он освобождает тем свет от изрядного зла, одумался и, поставя ей костяные ноги, вдунул в её знания чародейства, а для выезда её из ада подарил ей вместо коляски одну из своих ступ, на которой она и поныне скачет по свету, приключая оному разные пакости».

Сказку всегда предваряет миф. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства. Баба – Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба – Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.

Лесная Яга-колдунья восходит к древнейшим представлениям о Великой Матери мира – хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой. Возможно даже, что сказки о «Яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу. Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить женщина-ведунья.

Вывод: Таким образом, Баба Яга, символизирующая женщину как Великую Мать, богиню – повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых, может служить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.

Внешний вид Бабы Яги

«Ягайя-Баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой, она – вечная старушка», пишет про нее собиратель фольклора XIX века М. Макаров. И старушка не из красавиц [приложение, рис. 1-4] [7, С. 59].

Внешне Баба – Яга – это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Но есть и другое объяснение «костеногости». В 1970 году К.Д. Лаушнин писал следующее: «Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти…. Она была одноногой… Некоторые сказки прямо называют Бабу-Ягу одноногой – «Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!», – обращается к Яге герой сказки «Иван-Царевич и богатырка Синеглазка». В сказке «Ванюша-дурачок» Баба-Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и «прыгает вокруг них на одной ноге». Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костеногая Баба-Яга. При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. У Бабы-Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба-Яга любит загадывать загадки и разрешать их.

У Бабы-Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы – связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-Яга, видимо, умершая. Костяная нога – умершая так давно, что тело истлело. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно. К тому же Баба-Яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, – говорит, – русским духом пахнет». Но у нее другое зрение – она видит будущее.

Вывод: внешний вид героини всегда разнообразен, но ее всегда можно соотнести с образом русской женщины.

Где живет Баба-Яга?

Живет она в дремучих лесах заповедных. «Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру, красна солнышка до закату» [12, С. 120].

«За тридевять земель в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга» [7, с. 355].

«Баба Яга в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» – это значит, что нет следа, он заметен, и не узнать, где она пролетала.

Здесь нашел отражение древний обычай: когда хоронили покойника, к телеге, везущей гроб, привязывали ветки, чтобы замести след покойника, чтобы не вернулся он в мир живых.

Вывод: Баба Яга не просто ведьма. Она – проводник в потусторонний мир, мир мертвых. Об этом говорит все вышеперечисленное: и непривлекательный внешний вид, и костяная нога, и черепа на заборе, и то, что живет она за огненной рекою, (или у реки Смородины), на границе миров.

Избушка Бабы Яги

Живет она в избушке, да не в простой, а на курьих ножках. Избушка заслуживает того, чтобы рассмотреть ее повнимательнее- страшное это место!

«… забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» [12, С. 7-10].

В других сказках проще и безопаснее: «…стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо – повертывается» [7, c. 236].

Избушка Бабы Яги всегда повернута к лесу, к миру мертвых. Это символический вход в волшебный, потусторонний мир, поэтому, чтобы попасть туда, герой должен исполнить некий ритуал, сказать волшебные слова: «Повернись ко мне передом, к лесу задом, как мне в тебя войти, так и выйти». «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко нам передом, нам в тебя лезти, хлеба-соли ести». Тогда избушка поворачивается, и можно войти.

Почему избушка стоит на куриных ногах? Возможно, в некоторых сказках прообразом Яги стали ведуньи. Эти женщины знали целебные свойства растений, заговоры, умели лечить людей. Знания такого рода передавались по женской линии и хранилось в строгом секрете, поэтому селились ведуньи отдельно, часто в лесу. Чтобы уберечься от опасностей дикого леса и предотвратить гниение дерева избушку ставили на столбы.

Или в сказке подчеркивается таким образом, что жилище Яги не принадлежит к земному миру, а как бы парит между мирами.

Что же говорит Яга, когда добрый молодец входит в избушку?

– Фу-фу, русским духом пахнет!

– Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам в ложку садится, сам в рот катится!

Одни исследователи русского фольклора, как например М. Макаров, собиратель станинных преданий XIX века, считают, что такие присказки уходят корнями в татаро-монгольское иго. Другие, как фольклорист Владимир Пропп, склоняются к тому, что Яга не принадлежит к миру живых, и чувствует именно «живой дух». Мне ближе вторая точка зрения. Ведь в некоторых сказках Яга говорит – «ЧЕЛОВЕЧЬИМ духом пахнет».

Вывод: мы определили, что образ сказочной Бабы Яги связан со славянской мифологией, где ей принадлежала роль лесной старухи, волшебницы, ведьмы.

Функции Бабы Яги в русской сказке

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы – Яги

Мы знаем много сказок, где Баба Яга помогает герою. Таким образом она выступает Ягой-помощницей. Что же наша добрая старушка делает для молодца?

Помогает в переходе.

Прежде всего она помогает ему перейти из нашего мира в потусторонний, из Яви в Навь. Это ее главная задача в данной ипостаси.

Например в сказке «Иван Быкович» богатыри поехали биться с Чудом-юдом, на реку Смородину, на калиновый мост. Река здесь символизирует границу между мирами, мост – переход через эту реку. Баба Яга «пропустила» их через свою избушку к этому месту, предварительно убедившись, что они отправляются на доброе дело. «Ай да Ванюша! За дело хватился!» Считалось, что по калинову мосту может пройти и вернуться обратно только человек с чистыми помыслами, а дурной человек попадает под мост, и навсегда остается в Нави. И – да, она здесь добрая! И в некоторых сказках даже ласковая: «Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать… … Возьми, дитятко, моего коня» [13, С. 126].

Указывает дорогу.

«Что ж ты, царевич, со мной прощаешься, а не спросишь, в какую сторонушку тебе идти? Ступай-ка ты, добрый молодец, вот по этой дороженьке…» . Это сказка «Иван-царевич и Царь-девица».

Указывает дорогу и дает совет.

В сказке «Царевна-лягушка» Яга научила Ивана-царевича, где найти Кощееву смерть.

Дарит волшебные предметы.

Иногда у Бабы Яги есть старшие сестры, более мудрые. Именно к ним посылает она Ивана-царевича, да еще и дарит коня, чтобы добраться до них, так как живут они так далеко, что простому смертному до них не добраться. Об этом говориться в «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» и «Заколдованная королевна».

А младшая дочь в сказке «Перышко Финиста ясна сокола» получает от сестер-старушек (а по сути Бабок-ежек) серебряное донце, золотое веретенце; серебряное блюдо и золотое яичко; золотое пяличко да иголочку. С помощью этих волшебных вещей и советов старушек она находит и получает своего потерянного жениха.

А еще есть сказки, которые, как мне кажется, приоткрывают завесу тайны и показывают нам, откуда берет начало образа доброй Бабы Яги, дарительницы, советчицы и помощницы- в славянской мифологии.

Искал солдат свою жену в сказке «Заколдованая королевна», попал к Бабе Яге, та его направила к своей средней сестре, а та – к старшей. Спрашивает солдат, где искать ему королевну, а старшая Яга отвечает: «…вот я созову всех своих ветров и у них спрошу. Они по всему свету дуют, так должны знать» [2, с. 190].

В сказке «Кощей бессмертный» последняя из трех старух, к которой приехал Иван-царевич, на вопрос, где найти Ненаглядную красу, говорит: «…наутро соберу моих ответчиков, может, кто из них знает». Собрала рыб и гадов морских, зверей лесных и птиц воздушных. Знала ответ только загадочная птица Моголь, она и перенесла Ивана-царевича к невесте.

Баба Яга в этом случае – трансформированный образ Великой богини, Мокоши (или Макоши), единственного женского божества в древнеславянской мифологии. Некоторые исследователи видят здесь символику матриархата. А почему же она настолько некрасива? С приходом Христианства на Русь языческие боги неохотно сдавали свои позиции. Многие постепенно изменились, но не ушли совсем. И Баба Яга в этом случае превратилась в безобразную, но добрую старуху.

Яга-злодейка

Героями этих сказок выступают в основном дети. Они оказываются в избе Бабы Яги, которая собирается посадить их на лопату, изжарить в печке и съесть. Как же попадают дети «в плен» к Яге?

Она или ее помощники похищают детей, оставленных без присмотра на улице. Гуси-лебеди унесли братика, за которым недоглядела сестра, посадила его на травку, а сама убежала играть с подружками. Ивашка плыл один в лодочке, а Баба Яга обманула его и унесла с собой, собираясь съесть.

В сказке «Баба Яга» мачеха посылает к ней падчерицу, которая тоже должна быть съедена…

Почему же именно на лопату и в печь? В старину существовал на Руси такой обряд: хилых, слабых новорожденных детей обмазывали тестом, клали на хлебную лопату и трижды на короткое время помещали в теплую печь, читая ритуальные наговоры. Ведь печь в традициях древних славян имела особое значение, символически соединяя в себе три стихии – воздух, землю и огонь, считалась источником жизненной силы.

Может быть этот обычай нашел отображение в сказке, а может быть более древний обряд посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был символически сгореть и возродиться.

Как бы то ни было, а никто из детей не бывает по-настоящему изжаренным. Ивашка спасся благодаря смекалке (перехитрил дочку Бабы Яги и изжарил ее сам), девочка из сказки «Баба Яга» спаслась благодаря доброму совету и добрым делам (покормила животных и смазала ворота), а гуси-лебеди не нашли брата с сестрой, потому что сестра стала скромнее и перестала быть заносчивой. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» коварная ведьма (Баба Яга) хитростью и обманом выманила Аленушку из дому, утопила ее и чуть было не зарезала козленка.

Яга здесь олицетворяет опасность для детей, оставленных без присмотра взрослых. А уж дети, попавшие одни в лес и заблудившиеся (вспомним, что избушка Яги находится в неведомом месте), чаще всего были обречены на смерть. Но доброе сердце и смекалка помогут вернуться домой живыми и невредимыми.

Баба Яга испытывает героя сказки

Есть сказки, в которых Яга хоть и недобрая, но помогает герою или героине. Для того, чтобы получить помощь, нужно выполнить задания. А задания Бабка дает невыполнимые. Василисе Прекрасной наказывает: «…двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки… сверх того возьми мак и очисти его от земли по зернышку… а не то съем тебя!» [13, c. 11].

И ни за что бы не справится Василисе с заданием, если бы не волшебная куколка, подарок матери. Или заставляет пасти табун волшебных кобылиц, которые по ее приказу разбегаются по полям, по лесам, и не собрать бы их, если б не помощники.

В этой роли Баба Яга, хотя и помогает главному герою, но не от чистого сердца, а ищет для себя какую-то выгоду, корысть.

Вывод: в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница.

Образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным; сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Практическая часть

Какая Баба-Яга в сказках?

1. Сначала я провела опрос среди учеников моего класса. Мне нужно было узнать, что думают другие ученики о Бабе-Яге. Им было предложено ответить на вопросы:

В опросе участвовали 15 учеников класса. Варианты их ответов я оформила в виде диаграммы

Вывод: в ходе опроса мы выяснили, что большинство ребят считают Бабу-Ягу отрицательным персонажем

Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы-Яги. Для этого мною было прочитано 6 русских народных сказок и просмотрены художественные фильмы, где говорилось о Бабе-Яге. Во всех этих работах Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но она либо помогает, либо нет.

Результаты своего исследования я записала в таблицу.

Вывод: в девяти произведениях из пятнадцати, мною проанализированных, Баба Яга выступает как положительный персонаж. Значит её нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

Образ Бабы Яги в искусстве

К образу Бабы-яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А.С. Пушкин, В.А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой, Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века: Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Александра Бенуа, Елены Поленовой, Ивана Малютина и др.

Образу Бабы-яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки – воспоминание о Викторе Гартмане. Этой же героине посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова, соч. 56, 1891–1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» 1878 года также есть пьеса «Баба-яга».

У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках. Также есть песня «Баба Яга» в исполнении ВИА «Ариэль» (солист – Валерий Ярушин).

Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-яге. В цикл вошли три шуточных песни: «Баба-яга» (слова Ю. Мажарова), «Баба-яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-яга-3 (Про Бабу-ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Анализ сказок, фильмов и мультфильмов про Бабу Ягу

«Гуси-лебеди»

Отрицательный персонаж, который приказывает своим гусям воровать детей.

«Баба-Яга и Заморышек»

Положительный персонаж

«Царевна Лягушка»

Положительный персонаж. Помогает справится с Кощеем Бессмертным

«Василиса Прекрасная»

Положительный персонаж. Помогает девушке

«Перышко Финиста Ясна Сокола»

Положительный персонаж. Даёт волшебные предметы, с помощью которых освобождают Финиста.

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

Положительный персонаж. Добрая помощница молодцу

Кино и мультфильмы

«Морозко» (кино)

Отрицательный персонаж. Губит Настеньку

«Гуси-лебеди» (мультфильм);

Отрицательный персонаж. Приказывает своим гусям воровать детей.

«Летучий корабль» (мультфильм);

Положительный персонаж. Помогает героям.

«Приключения домовенка» (мультфильм).

Положительный персонаж. Заботится о Домовёнке

«Золотые рога»

Отрицательный персонаж. Похитила дочерей Евдокии

«Новогодние приключения Маши и Вити»

Отрицательный персонаж. Хотела съесть Машу и Витю

«Ну, погоди»

Положительный персонаж. Веселила героев

«Ивашка из дворца пионеров»

Отрицательный персонаж. Хотела съесть Ивашку

«Бабка Ёжка и другие»

Положительный персонаж. Заботилась о девочке, которую нашла

 

Очень широко образ Бабы Яги представлен не только в книгах, но и в кино, мультипликации.

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная». Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги – грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а даже зловещей и жуткой.

Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году.

В 1977 году добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…».

Вывод: такой образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров.

Заключение

Таким образом:

– Баба-Яга не всегда злая ведьма;

– она может быть разной – и доброй, и злой;

– часто она помогает герою, спасает его;

– Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Еще много детей вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Приложения 1

Анкета

1. Кто такая Баба – Яга?

  • Старуха
  • Колдунья
  • Волшебница

2. Верите ли вы в её существование?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

3. Считаете ли вы Бабу Ягу отрицательным персонажем?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. Какие эпитеты её характеризуют?

  • Страшная
  • Злая
  • Хромая
  • Старая
  • Смешная

Приложение 2

1. Кто такая Баба – Яга?

  • Старуха
  • Колдунья
  • Волшебница

ber1.wmf

2. Верите ли вы в её существование?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

ber2.wmf

3. Считаете ли вы Бабу Ягу отрицательным персонажем?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

ber3.wmf

4. Какие эпитеты её характеризуют?

  • Страшная
  • Злая
  • Хромая
  • Старая
  • Смешная

ber4.wmf


Библиографическая ссылка

Березина А. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ // Старт в науке. – 2017. – № 6-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=928 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674