Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей других национальностей.
Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, культура межнационального общения.
Что же включает в себя понятие культура межнационального общения? Это система нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.
Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Не случайно была принята федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001–2005 годы)”. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь.
Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
На уроках русского языка широко используется лексический материал, предоставленный учебником, в котором можно почерпнуть познания из области той или иной культуры, а тексты литературы дают возможность устроить перекличку эпох, наций, народностей, государств.
Например, в 6 классе на уроках русского языка при изучении темы «Имя числительное» можно совершить путешествие в город-музей Санкт-Петербурга и узнать историю появления этого города, историю создания его парков, улиц, домов и др., а при изучении темы «Лексика» – простор для творчества. Можно посетить целый ряд зарубежных стран и познакомиться с их культурой, обычаями, заглянуть в прошлое, обогатить себя знаниями и впечатлениями.
Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Нравственное содержание передается в дидактическом материале, в текстах, в использованных отрывках и художественных произведениях. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии.
Уроки литературы призваны воспитывать духовный мир, опираясь на выбор нравственных ориентиров. В 8 классе подростки изучают следующие произведения: Л.Н. Толстой «После бала», И.А. Бунин «Кавказ», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П. Чехов «О любви».
Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. Духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации.
Уроки литературы призваны раскрывать перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.
Погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя. Граница между “Я” и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой.
В идеале уроки литературы и русского языка должны помочь учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.
Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок.
Литература – это философия жизни, она учит жить. Заповедью на ее уроках должны стать слова академика Д.С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”.
Вопрос формирования поликультурного общества и сохранение его стабильности является одним из приоритетных вопросов внутренней политики нашего государства. Приоритеты государственной политики, связанные с укреплением межнационального согласия, отражены в деятельности Министерства культуры и информации.
«Будущее нашей культуры, человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком во взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 – 40 лет.
Владение культурой межнационального общения обеспечивает нашей молодежи интеграцию в мировое пространство, культурную рефлексию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора. Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. При иноязычном окружении желательно, чтобы родители не только принимали активное участие в приобщении детей к родному языку в процессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к языку, традициям посредством чтения фольклорных произведений.
В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, особенно в Татарстане, где проживают люди самых разных наций.
Проблема воспитания у школьников культуры межнационального общения актуальна. В планах работы каждого классного руководителя должна быть система мероприятий и технологий, реализующих решение этой проблемы.
Библиографическая ссылка
Гузанова С.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Старт в науке. – 2017. – № 6-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=920 (дата обращения: 21.11.2024).