Стремительное развитие мирового сообщества, расширение сфер распространения и употребления английского языка, создание глобальной компьютерной сети Интернет, не могут не оказывать влияния на развитие самого языка в целом и отдельных его элементов. Всё это создало предпосылки для возникновения языковых явлений, обусловленных требованиями лаконичности и упрощенной формы речи, в частности специфического использования графических и пунктуационных средств, каким является апостроф.
Тема представляемого исследования «Лингвистические особенности апострофа на примере текстов разной жанрово-стилистической принадлежности».
Выбор предмета исследования, а именно апострофа, был продиктован существующим положением о наибольшей чувствительности к происходящим в недрах современного английского языка процессам явлений, стоящих на стыке различных языковых областей, каковым и является апостроф. В качестве объекта исследования был взяты современный и классического английского языка в нескольких жанровых вариациях. А именно: песенная лирика британских групп «The Beatles» «Muse», художественные произведения Оскара Уайльда «The fisherman and his soul» и Дж. К. Роулинг «The tales of Beedle the Bard», по 5 выпусков газет «The Independent» 2017 года и газеты «English» 1987 года выпуска. Цель исследования – изучить лингвистические особенности, случаи употребления и функции апострофа на примере текстов разных жанров и разной стилистической направленности с учетом фактора времени. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Систематизировать всю имеющуюся информацию об апострофе;
2. В исследуемых текстах найти примеры употребления апострофа;
3. Составить классификацию всех найденных примеров в зависимости от случая употребления апострофа;
4. Сравнить частоту употребления апострофа на примере разных текстов и в зависимости от времени их создания;
5. Определить современные тенденции в использовании апострофа;
6. Составить мини – справочник схем в картинках « Apostrophe: to be or not to be»
Научная новизна полученных результатов состоит в исследовании влияния современных тенденций развития английского языка и их воздействия на употребление апострофа. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что выводы и предложения представляют собой материал в области теории и практики современного английского языка. В результате проведенной работы был составлен мини-справочник, который может быть хорошим пособием при изучении ряда грамматических правил для учащихся МБОУ Волоконовская СОШ № 1 и всех желающих.
Апостроф и его виды
Апостроф – небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой, штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении. В ходе исследования было найдено 279 примеров употребления апострофа.
В результате была составлена классификация всех найденных примеров в зависимости от вида конструкций с апострофом
1. Апостроф в сокращении вспомогательных и модальных глаголов составного сказуемого. Эти примеры составили 35 % от общего количества.
What we`ll be wearing
I`m up and away
It`s been a long, long time
I`ve seen that state of mind
2. Апостроф в употреблении притяжательного падежа. Этот вид конструкций с апострофом тоже очень часто употребляемый и составил 30 %
World`s largest producer
Saudi Arabia`s crude exports
3. Апостроф в сокращении частицы NOT составного сказуемого составили 22 %
Don`t hang on
All your money won`t another minute buy
Simply because I can`t
4. Апостроф в обороте THERE IS/ARE, 13 %:
There`s a place I know so well
There`s a pearl inside a shell
There`s a shadow handing over me
На диаграмме можно пронаблюдать это более наглядно.
Апостроф в текстах разных жанров и стилей
Исследование текстов разной жанрово-стилистической направленности подтверждает тот факт, что такое явление как апостроф очень распространено в «живом», так скажем «реальном» языке. Лидером по наличию примеров с апострофом стала песенная лирика, там было найдено 45 % всех примеров. Это можно объяснить желанием авторов создать подходящую рифму и скорее донести основной смысл, поэтому и происходит так называемое лингвистическое сращение вспомогательных глаголов с подлежащим и частицы NOT со вспомогательным глаголом.
Where you`re from
I`m up and away
We’ re dreamers that`s what we are
Немного меньше примеров апострофов было найдено в художественной литературе, а именно в сказках, 35 % от всех найденных. Там преобладает в основном притяжательный падеж, это обусловлено большим количеством персонажей и, соответственно, принадлежностью им разных предметов или объектов.
Fisherman’s eyes
Mare’s milk
Lamb’s flesh
A day’s journey
Warlock’s pride
Самое маленькое количество примеров апострофов было найдено в публицистических материалах, лишь 20 % от всех найденных, это говорит об относительной официальности данного стиля и поэтому об отсутствии там сокращений.
It`s important
It`s true
We didn`t see anyone else
What we`ll be wearing
Влияние фактора времени на использование апострофа
Ещё одним важным этапом работы было определение влияние времени создания текстов на изменения в использовании конструкций с апострофом. Анализу подверглись материалы одних и тех стилей и жанров, но написанные авторами в разное время. Тексты песен британских групп «The Beatles», созданные в 60-х годах и группы «Muse», которая очень популярна сейчас. Что касаемо публицистических материалов, то там исследовали по 5 номеров современной газеты «The Independent» 2017 года выпуска и газеты «English» 1987 года выпуска. В художественной литературе объектом стали сказки современной писательницы Дж. К. Роулинг «The tales of Beedle the Bard» («Сказки Барда Бидля») и классика Оскара Уайльда «The fisherman and his soul» («Рыбак и его душа»). В результате, 67 % всех примеров найдены в текстах, созданных в 21 веке, это говорит о тенденциях учащения использования апострофа, о большем количестве сокращений в текстах, а значит об упрощении языка и о приближении его к в нейтрально-неформальным нормам.
Составление грамматического мини-справочника
Практическим итогом работы является создание мини-справочника «Apostrophe: to be or not to be» в схемах о корректном использовании апострофа, который хранится в библиотеке МБОУ «Волоконовская СОШ №1», на сайте школы и на моей странице в VK. Данные схемы наглядно объясняют возможные случаи употребления апострофа в разных грамматических явлениях.
1. Апостроф с притяжательным падежом в единственном и множественном числах: boy`s book, boys` book.
2. Апостроф в обозначении времени: today`s morning.
3. Отсутствие притяжательного падежа и апострофа в неодушевленных существительных.
4. Апостроф в случае сращения подлежащего и составного сказуемого: i`ll, he`s, we`re…
5. Сокращение оборотов there is/there are – there`s, there`re.
6. Сращение вспомогательного глагола и частицы not: hadn`t, wouldn`t, isn`t…
В школе я провела опрос учеников 5–7 классов о том, что такое апостроф. В результате пришла к выводу о необходимости ознакомить учащихся названных классов МБОУ «Волоконовская СОШ №1» с апострофом и его функциями, так как 67 % опрошенных не смогли дать точный ответ на вопрос «Что такое апостроф?»
Поэтому я провела лекторий, где подчеркнула, что, несмотря на тенденцию упрощения языка и учащения использования апострофа, мы должны четко разграничивать письменный и устный формат речи, то есть разговорную речь, где сокращения уместны. Иначе английский язык потеряет свою формальность и перестанет быть языком Шекспира, Моэма и Лоренса.
Заключение
В итоге исследования были выявлены основные функции апострофа в речи:
1. Сращение. Апостроф часто сращивает подлежащее с глаголом (в нейтрально-неформальном стиле) путём замены первых 1 или 2 букв форм am/is/has/have/them. Он также сращивает частицу not в отрицаниях:
I’ve done it! – Я сделал это!
You can’t turn left here – Здесь нельзя поворачивать налево
Другое всё более популярное сращение – замена буквы g в неформальном окончании–ing.
Will you stop talkin’, hah? – Ты замолчишь, а?
2. Обладание. ‘s ставится сразу за владельцем следующего существительного (группы существительных).
Jen’s new job is exciting – Новая работа Джен воодушевляет её
3. Сообладание.
С одним обладанием несколькими владельцами апостроф ставится лишь за последним.
John and Jen’s house – дом Джона и Джен
С индивидуальными владениями апостроф относится к каждому владельцу.
John’s and Jen’s houses are on the same street – Дома Джона и Джен стоят на 1 улице
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Самым распространенным примером употребления апострофа – это апостроф в сокращении вспомогательных и модальных глаголов составного сказуемого;
2. Наибольшее количество примеров было найдено в песенной лирике;
3. Во всех современных текстах разных жанров апостроф встречается намного чаще, чем раньше, что говорит об упрощении языка;
4. Апостроф – многофункционален;
5. Составление мини-справочника позволило систематизировать всю информацию об апострофе, что является хорошим материалом для изучающих английский язык, а это говорит о практической значимости данной работы.
Таким образом, апостроф – уникальное и необходимое языковое явление.
Библиографическая ссылка
Сильченко К.С. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АПОСТРОФА НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ РАЗНОЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=868 (дата обращения: 23.11.2024).