Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АПОСТРОФА НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ РАЗНОЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Сильченко К.С. 1
1 МБОУ «Волоконовская СОШ №1», 5 «А» класс
Ельчанинова Е.Т. (, МБОУ «Пятницкая СОШ»)
1. Rowling J.K. The tales of Beedle the Bard, 2008.
2. Wilde O. The fisherman and his soul, 1891.
3. http://www.pesni.net/top.
4. http://www.independent.co.uk.
5. https://en.wikipedia.org/wiki/English_language.
6. http://ru.rfwiki.org/wiki/Апостроф.

Стремительное развитие мирового сообщества, расширение сфер распространения и употребления английского языка, создание глобальной компьютерной сети Интернет, не могут не оказывать влияния на развитие самого языка в целом и отдельных его элементов. Всё это создало предпосылки для возникновения языковых явлений, обусловленных требованиями лаконичности и упрощенной формы речи, в частности специфического использования графических и пунктуационных средств, каким является апостроф.

Тема представляемого исследования «Лингвистические особенности апострофа на примере текстов разной жанрово-стилистической принадлежности».

Выбор предмета исследования, а именно апострофа, был продиктован существующим положением о наибольшей чувствительности к происходящим в недрах современного английского языка процессам явлений, стоящих на стыке различных языковых областей, каковым и является апостроф. В качестве объекта исследования был взяты современный и классического английского языка в нескольких жанровых вариациях. А именно: песенная лирика британских групп «The Beatles» «Muse», художественные произведения Оскара Уайльда «The fisherman and his soul» и Дж. К. Роулинг «The tales of Beedle the Bard», по 5 выпусков газет «The Independent» 2017 года и газеты «English» 1987 года выпуска. Цель исследования – изучить лингвистические особенности, случаи употребления и функции апострофа на примере текстов разных жанров и разной стилистической направленности с учетом фактора времени. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать всю имеющуюся информацию об апострофе;

2. В исследуемых текстах найти примеры употребления апострофа;

3. Составить классификацию всех найденных примеров в зависимости от случая употребления апострофа;

4. Сравнить частоту употребления апострофа на примере разных текстов и в зависимости от времени их создания;

5. Определить современные тенденции в использовании апострофа;

6. Составить мини – справочник схем в картинках « Apostrophe: to be or not to be»

Научная новизна полученных результатов состоит в исследовании влияния современных тенденций развития английского языка и их воздействия на употребление апострофа. Практическая значимость данного исследования определяется тем, что выводы и предложения представляют собой материал в области теории и практики современного английского языка. В результате проведенной работы был составлен мини-справочник, который может быть хорошим пособием при изучении ряда грамматических правил для учащихся МБОУ Волоконовская СОШ № 1 и всех желающих.

Апостроф и его виды

Апостроф – небуквенный орфографический знак в виде надстрочной запятой, штриха или любого другого похожего начертания, который употребляется в буквенном письме разных языков в различном назначении. В ходе исследования было найдено 279 примеров употребления апострофа.

В результате была составлена классификация всех найденных примеров в зависимости от вида конструкций с апострофом

1. Апостроф в сокращении вспомогательных и модальных глаголов составного сказуемого. Эти примеры составили 35 % от общего количества.

What we`ll be wearing

I`m up and away

It`s been a long, long time

I`ve seen that state of mind

2. Апостроф в употреблении притяжательного падежа. Этот вид конструкций с апострофом тоже очень часто употребляемый и составил 30 %

World`s largest producer

Saudi Arabia`s crude exports

3. Апостроф в сокращении частицы NOT составного сказуемого составили 22 %

Don`t hang on

All your money won`t another minute buy

Simply because I can`t

4. Апостроф в обороте THERE IS/ARE, 13 %:

There`s a place I know so well

There`s a pearl inside a shell

There`s a shadow handing over me

На диаграмме можно пронаблюдать это более наглядно.

sil1.tiff

Апостроф в текстах разных жанров и стилей

Исследование текстов разной жанрово-стилистической направленности подтверждает тот факт, что такое явление как апостроф очень распространено в «живом», так скажем «реальном» языке. Лидером по наличию примеров с апострофом стала песенная лирика, там было найдено 45 % всех примеров. Это можно объяснить желанием авторов создать подходящую рифму и скорее донести основной смысл, поэтому и происходит так называемое лингвистическое сращение вспомогательных глаголов с подлежащим и частицы NOT со вспомогательным глаголом.

Where you`re from

I`m up and away

We’ re dreamers that`s what we are

Немного меньше примеров апострофов было найдено в художественной литературе, а именно в сказках, 35 % от всех найденных. Там преобладает в основном притяжательный падеж, это обусловлено большим количеством персонажей и, соответственно, принадлежностью им разных предметов или объектов.

Fisherman’s eyes

Mare’s milk

Lamb’s flesh

A day’s journey

Warlock’s pride

Самое маленькое количество примеров апострофов было найдено в публицистических материалах, лишь 20 % от всех найденных, это говорит об относительной официальности данного стиля и поэтому об отсутствии там сокращений.

It`s important

It`s true

We didn`t see anyone else

What we`ll be wearing

sil2.tiff

Влияние фактора времени на использование апострофа

Ещё одним важным этапом работы было определение влияние времени создания текстов на изменения в использовании конструкций с апострофом. Анализу подверглись материалы одних и тех стилей и жанров, но написанные авторами в разное время. Тексты песен британских групп «The Beatles», созданные в 60-х годах и группы «Muse», которая очень популярна сейчас. Что касаемо публицистических материалов, то там исследовали по 5 номеров современной газеты «The Independent» 2017 года выпуска и газеты «English» 1987 года выпуска. В художественной литературе объектом стали сказки современной писательницы Дж. К. Роулинг «The tales of Beedle the Bard» («Сказки Барда Бидля») и классика Оскара Уайльда «The fisherman and his soul» («Рыбак и его душа»). В результате, 67 % всех примеров найдены в текстах, созданных в 21 веке, это говорит о тенденциях учащения использования апострофа, о большем количестве сокращений в текстах, а значит об упрощении языка и о приближении его к в нейтрально-неформальным нормам.

sil3.tiff

Составление грамматического мини-справочника

Практическим итогом работы является создание мини-справочника «Apostrophe: to be or not to be» в схемах о корректном использовании апострофа, который хранится в библиотеке МБОУ «Волоконовская СОШ №1», на сайте школы и на моей странице в VK. Данные схемы наглядно объясняют возможные случаи употребления апострофа в разных грамматических явлениях.

1. Апостроф с притяжательным падежом в единственном и множественном числах: boy`s book, boys` book.

sil4.tiff

2. Апостроф в обозначении времени: today`s morning.

sil5.tiff

3. Отсутствие притяжательного падежа и апострофа в неодушевленных существительных.

sil6.tiff

4. Апостроф в случае сращения подлежащего и составного сказуемого: i`ll, he`s, we`re…

sil7.tiff

5. Сокращение оборотов there is/there are – there`s, there`re.

sil8.tiff

6. Сращение вспомогательного глагола и частицы not: hadn`t, wouldn`t, isn`t…

sil9.tiff

В школе я провела опрос учеников 5–7 классов о том, что такое апостроф. В результате пришла к выводу о необходимости ознакомить учащихся названных классов МБОУ «Волоконовская СОШ №1» с апострофом и его функциями, так как 67 % опрошенных не смогли дать точный ответ на вопрос «Что такое апостроф?»

Поэтому я провела лекторий, где подчеркнула, что, несмотря на тенденцию упрощения языка и учащения использования апострофа, мы должны четко разграничивать письменный и устный формат речи, то есть разговорную речь, где сокращения уместны. Иначе английский язык потеряет свою формальность и перестанет быть языком Шекспира, Моэма и Лоренса.

Заключение

В итоге исследования были выявлены основные функции апострофа в речи:

1. Сращение. Апостроф часто сращивает подлежащее с глаголом (в нейтрально-неформальном стиле) путём замены первых 1 или 2 букв форм am/is/has/have/them. Он также сращивает частицу not в отрицаниях:

I’ve done it! – Я сделал это!

You can’t turn left here – Здесь нельзя поворачивать налево

Другое всё более популярное сращение – замена буквы g в неформальном окончании–ing.

Will you stop talkin’, hah? – Ты замолчишь, а?

2. Обладание. ‘s ставится сразу за владельцем следующего существительного (группы существительных).

Jen’s new job is exciting – Новая работа Джен воодушевляет её

3. Сообладание.

С одним обладанием несколькими владельцами апостроф ставится лишь за последним.

John and Jen’s house – дом Джона и Джен

С индивидуальными владениями апостроф относится к каждому владельцу.

John’s and Jen’s houses are on the same street – Дома Джона и Джен стоят на 1 улице

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Самым распространенным примером употребления апострофа – это апостроф в сокращении вспомогательных и модальных глаголов составного сказуемого;

2. Наибольшее количество примеров было найдено в песенной лирике;

3. Во всех современных текстах разных жанров апостроф встречается намного чаще, чем раньше, что говорит об упрощении языка;

4. Апостроф – многофункционален;

5. Составление мини-справочника позволило систематизировать всю информацию об апострофе, что является хорошим материалом для изучающих английский язык, а это говорит о практической значимости данной работы.

Таким образом, апостроф – уникальное и необходимое языковое явление.


Библиографическая ссылка

Сильченко К.С. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АПОСТРОФА НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ РАЗНОЙ ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=868 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674