Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЗВУКИ ПРОШЛОГО

Зябрев М.С. 1
1 г. Орск, МОАУ «Гимназия № 2», 1 «Б» класс
Поликовская Г.В. (г. Орск, МОАУ «Гимназия № 2»)
1. Васильев Г. А. Запись звука на целлулоидных дисках. (Массовая радиобиблиотека, вып. 411) – М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961. с. 7- 9.
2. https://www.youtube.com/watch?v=4qZysltSkBQ Кто такой трубадур, или Виниловый проигрыватель своими руками. (Глава «Первый блин комом»)

Я люблю ходить в гараж – там всегда можно найти что-нибудь интересное. Недавно я нашел большие черные диски. Мне объяснили, что это музыкальные пластинки. На них записаны музыка и сказки, которые слушала моя мама, когда была совсем маленькая. Ну и как их слушать? Они же не поместятся в дисковод. Мне стало интересно, как же их все-таки прослушать. Я решил заняться этим исследованием.

Актуальность исследования: я считаю тему своего исследования актуальной, потому что она позволяет заглянуть в прошлое. А полученные знания я смогу использовать в будущем.

Цель исследования: создать прибор, на котором можно прослушать музыкальные пластинки.

Задачи исследования:

– найти и изучить информацию про устройство музыкальной пластинки и про прибор, на котором ее можно прослушать;

– попробовать самому создать прибор для прослушивания музыкальной пластинки;

– провести анкетирование сверстников.

Объект исследования: проигрыватель музыкальных пластинок.

Предмет исследования: звук, получаемый со звуковой дорожки музыкальной пластинки.

Методы исследования:

- работа с литературой и интернет-ресурсами;

-экспериментирование;

- анкетирование.

z1.tif

z2.tif

1.1. Где спрятан звук?

Где же спрятан звук? Я рассмотрел пластинку через увеличительное стекло и увидел серебристое чудо: много-много серебристых узких дорожек с бугорками. Где-то их меньше, где-то больше. Как же их делают и почему получается звук?

z3.tif

При помощи специальной аппаратуры звук преобразуется в механические колебания резца. Резак делают из сапфира, реже из алмаза. С помощью специальной проволоки его нагревают до 200-300оС. Разогретый резец расплавляет поверхность пластинки и оставляет канавки.

А при воспроизведении игла с читающей головки двигается по канавкам. Механические колебания преобразуются в электрический сигнал, а потом, проходя через усилитель, преобразуются в звук. (1)

А еще пластинки делают с помощью пресса с матрицы, чтобы получить большой тираж.

Матрица сделана из никелевого сплава. На ней все записано наоборот.

z4.tif

z5.tif

2.1. «Первый блин комом»

Я нашел в Интернете информацию о том, как можно самому прослушать пластинку. И решил повторить эксперимент. Для этого мне понадобились пластмассовый стаканчик, бумажный стаканчик, иголка, карандаш.

z6.tif

z7.tif

z8.tif

Я проткнул бумажный стаканчик карандашом. Это «мотор». На карандаш я надел музыкальную пластинку.

z10.tif

z9.tif

В пластиковый стакан я воткнул иголку. Это читающая головка и усилитель звука. Одной рукой я приводил в движение мотор – пластинка крутилась. Другой рукой держал головку с усилителем. Был слышен шум и обрывки звуков.

Я сделал вывод, что данное устройство неудобно для прослушивания пластинок. Пластинка двигается резко, с неправильной скоростью. Иголка все время соскакивает с дорожки. Прослушать пластинку у меня не получилось.

Я решил усовершенствовать данную модель.

2.2. Первая удача

z11.tif

В первом эксперименте было неудобно держать в руках стаканчик и одновременно крутить пластинку, поэтому я решил сделать держатель для стаканчика и подставку под пластинку.

Мне понадобилось: пластиковый стаканчик с иглой, проволока, детальки из конструктора «Лего».

z12.tif

z13.tif

Из колесиков от Лего я сделал подставку для пластинки, она получилась устойчивая и хорошо крутится. Из длинной детали конструктора и проволоки я сделал подставку для стаканчика.

Все детали я приклеил к подставке, стаканчик с иглой поставил в держатель и настроил правильный наклон.

z15.tif

z14.tif

Когда я привел в движение пластинку, стала слышна музыка, но прослушать песню полностью не смог, потому что иголка плохо ходила по дорожкам.

Я сделал вывод, что данное устройство позволяет услышать музыку, но не позволяет прослушать всю песню. Я решил его улучшить.

2.3. Размер имеет значение?

Перед тем как сделать модель еще лучше, я решил выяснить, какого размера стаканчик мне нужно брать. У меня появилась гипотеза, что громкость звука зависит от размера стаканчика. Я решил провести эксперимент.

Мне понадобились два бумажных стаканчика разного размера – маленький и большой. Маленький стаканчик давал звук тише, а большой громче.

z16.tif

z17.tif

z18.tif

z19.tif

Я решил проверить достигнутые результаты и взял еще два стаканчика, но не бумажных, а металлических. Результаты повторились: звук из маленького стаканчика был тише, а из большого громче.

Моя гипотеза подтвердилась: размер имеет значение! Поэтому для своего следующего устройства я буду брать самый большой стакан.

2.4. Уравнение с двумя неизвестными

В предыдущем опыте мне показалось, что от бумажного и железного стаканчиков звук был разный. У меня появилась гипотеза: качество звука зависит от материалов, из которых сделаны игла и усилитель звука.

Я решил провести эксперимент.

z20.tif

Я взял три стаканчика – железный, пластиковый и бумажный. И три иглы – железную, пластиковую и деревянную.

z21.tif

Я стал экспериментировать. С какой иголкой лучше звучит каждый стаканчик. Результаты оценивал по пятибалльной системе.

Моя гипотеза подтвердилась: качество звука зависит от материала, который используется. Лучшего всего сочетаются железная иголка с железным стаканом и железная иголка с бумажным стаканом. Их я и буду использовать в следующих экспериментах.

2.5. Мой электронный проигрыватель

Зная, какие материалы и размеры стаканов лучше использовать, я решил сделать новый проигрыватель пластинок.

Мне понадобились детали электронного конструктора (плата, провода, выключатель, элемент питания, моторчик, колесо), детали конструктора «Лего», проволока, иголка, монетка, жестяная банка, скотч и клей.

z22.tif

z23.tif

z24.tif

Я приклеил плату к основе. Собрал цепь из проводов, моторчика, элемента питания. Прикрепил к моторчику колесо.

Чтобы пластинка не падала с колеса, я прикрепил на него деталь от шариковой ручки. На основу приклеил «столбик» из деталей конструктора.

z25.tif

В его основе я поставил крутящуюся деталь, чтобы головка могла двигаться.

z26.tif

z27.tif

z28.tif

К проволоке я приклеил иглу и утяжелитель из монетки, чтобы иголка не «скакала». С другой стороны я загнул проволоку плоскогубцами, чтобы ее легче было приклеить к банке.

z29.tif

z30.tif

Я приклеил проволоку с иголкой к банке, а банку приклеил к столбику.

z31.tif

Ставлю пластинку на колесо, замыкаю цепь – пластинка крутится. Ставлю иглу на дорожку и … слышу песню!

Вывод: с помощью данного аппарата можно прослушать пластинку, но скорость вращения пластинки приходится регулировать руками и качество звука хотелось бы улучшить.

2.6. Все по правилам

z32.tif

z33.tif

Я решил собрать проигрывать по всем правилам. Дедушка обещал мне помочь. Мы нарисовали план и составили схему, по ним будем собирать проигрыватель. В этот раз мы используем настоящий регулятор скорости, усилитель звука и динамик. Дедушка нашел для меня настоящую читающую головку. Наш проигрыватель будет работать от постоянного тока.

Мы взяли две трубы, в них положили по 4 батарейки. Присоединили провода и закрепили на основе.

z34.tif

z35.tif

z36.tif

z37.tif

z38.tif

Мотор мы взяли из старого магнитофона. Он был низкий, поэтому для него мы выпилили подставку и приклеили к основе.

z39.tif

z40.tif

Вывели все провода к местам соединения.

Мы расставили все детали по местам и приклеили их. Соединили диск и мотор с помощью резинки. Припаяли в нужных местах провода.

z41.tif

z42.tif

У меня получился настоящий проигрыватель! Я смог прослушать все сказки и песни, которые слушала давным-давно моя мама.

z43.tif

2.7. По секрету всему свету…

Я рассказал ребятам в классе про то, как сам смог сделать проигрыватели. Им было очень интересно.

z44.tif

z45.tif

Мне было интересно узнать их мнение, я решил провести анкетирование. Я задавал им такие вопросы во время моего рассказа.

z46.tif

Я проанализировал полученные результаты. Вот что у меня получилось. В опросе приняло участие 23 человека.

1) На первый вопрос ребята ответили так:

z47.tif

3 – не знаю

4 – видел, но не знаю для чего

16 – знаю

Я сделал вывод, что много детей не знают, что такое пластинка.

2) На второй вопрос ребята ответили так:

z48.tif

9 – нет

14 – да

Я сделал вывод, что многие не слышали, как звучит пластинка.

3) На третий вопрос ребята ответили так:

z49.tif

3 – нет

9 – да

11 – очень хочу

Я сделал вывод, что ребят заинтересовала моя работа, и почти все захотели прослушать дома пластинки и сделать проигрыватель своими руками.

Заключение

Я нашел и изучил информацию про устройство музыкальной пластинки и про прибор, на котором ее можно прослушать.

Я смог создать несколько проигрывателей музыкальных пластинок – от самых простых до сложных.

z50.tifz51.tif

z52.tifz53.tif

z54.tif

Я подтвердил свои гипотезы, которые возникали по ходу моего исследования.

Я показал одноклассникам, как звучит пластика и очень заинтересовал их своей работой. Ребятам очень понравилось, многие захотели провести такие же эксперименты.

Цель моего исследования достигнута – я смог создать приборы, на которых можно прослушать музыкальные пластинки!

Это было очень увлекательно и познавательно.


Библиографическая ссылка

Зябрев М.С. ЗВУКИ ПРОШЛОГО // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. – С. 691-698;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=853 (дата обращения: 23.06.2021).