Я люблю ходить в гараж – там всегда можно найти что-нибудь интересное. Недавно я нашел большие черные диски. Мне объяснили, что это музыкальные пластинки. На них записаны музыка и сказки, которые слушала моя мама, когда была совсем маленькая. Ну и как их слушать? Они же не поместятся в дисковод. Мне стало интересно, как же их все-таки прослушать. Я решил заняться этим исследованием.
Актуальность исследования: я считаю тему своего исследования актуальной, потому что она позволяет заглянуть в прошлое. А полученные знания я смогу использовать в будущем.
Цель исследования: создать прибор, на котором можно прослушать музыкальные пластинки.
Задачи исследования:
– найти и изучить информацию про устройство музыкальной пластинки и про прибор, на котором ее можно прослушать;
– попробовать самому создать прибор для прослушивания музыкальной пластинки;
– провести анкетирование сверстников.
Объект исследования: проигрыватель музыкальных пластинок.
Предмет исследования: звук, получаемый со звуковой дорожки музыкальной пластинки.
Методы исследования:
- работа с литературой и интернет-ресурсами;
-экспериментирование;
- анкетирование.
1.1. Где спрятан звук?
Где же спрятан звук? Я рассмотрел пластинку через увеличительное стекло и увидел серебристое чудо: много-много серебристых узких дорожек с бугорками. Где-то их меньше, где-то больше. Как же их делают и почему получается звук?
При помощи специальной аппаратуры звук преобразуется в механические колебания резца. Резак делают из сапфира, реже из алмаза. С помощью специальной проволоки его нагревают до 200-300оС. Разогретый резец расплавляет поверхность пластинки и оставляет канавки.
А при воспроизведении игла с читающей головки двигается по канавкам. Механические колебания преобразуются в электрический сигнал, а потом, проходя через усилитель, преобразуются в звук. (1)
А еще пластинки делают с помощью пресса с матрицы, чтобы получить большой тираж.
Матрица сделана из никелевого сплава. На ней все записано наоборот.
2.1. «Первый блин комом»
Я нашел в Интернете информацию о том, как можно самому прослушать пластинку. И решил повторить эксперимент. Для этого мне понадобились пластмассовый стаканчик, бумажный стаканчик, иголка, карандаш.
Я проткнул бумажный стаканчик карандашом. Это «мотор». На карандаш я надел музыкальную пластинку.
В пластиковый стакан я воткнул иголку. Это читающая головка и усилитель звука. Одной рукой я приводил в движение мотор – пластинка крутилась. Другой рукой держал головку с усилителем. Был слышен шум и обрывки звуков.
Я сделал вывод, что данное устройство неудобно для прослушивания пластинок. Пластинка двигается резко, с неправильной скоростью. Иголка все время соскакивает с дорожки. Прослушать пластинку у меня не получилось.
Я решил усовершенствовать данную модель.
2.2. Первая удача
В первом эксперименте было неудобно держать в руках стаканчик и одновременно крутить пластинку, поэтому я решил сделать держатель для стаканчика и подставку под пластинку.
Мне понадобилось: пластиковый стаканчик с иглой, проволока, детальки из конструктора «Лего».
Из колесиков от Лего я сделал подставку для пластинки, она получилась устойчивая и хорошо крутится. Из длинной детали конструктора и проволоки я сделал подставку для стаканчика.
Все детали я приклеил к подставке, стаканчик с иглой поставил в держатель и настроил правильный наклон.
Когда я привел в движение пластинку, стала слышна музыка, но прослушать песню полностью не смог, потому что иголка плохо ходила по дорожкам.
Я сделал вывод, что данное устройство позволяет услышать музыку, но не позволяет прослушать всю песню. Я решил его улучшить.
2.3. Размер имеет значение?
Перед тем как сделать модель еще лучше, я решил выяснить, какого размера стаканчик мне нужно брать. У меня появилась гипотеза, что громкость звука зависит от размера стаканчика. Я решил провести эксперимент.
Мне понадобились два бумажных стаканчика разного размера – маленький и большой. Маленький стаканчик давал звук тише, а большой громче.
Я решил проверить достигнутые результаты и взял еще два стаканчика, но не бумажных, а металлических. Результаты повторились: звук из маленького стаканчика был тише, а из большого громче.
Моя гипотеза подтвердилась: размер имеет значение! Поэтому для своего следующего устройства я буду брать самый большой стакан.
2.4. Уравнение с двумя неизвестными
В предыдущем опыте мне показалось, что от бумажного и железного стаканчиков звук был разный. У меня появилась гипотеза: качество звука зависит от материалов, из которых сделаны игла и усилитель звука.
Я решил провести эксперимент.
Я взял три стаканчика – железный, пластиковый и бумажный. И три иглы – железную, пластиковую и деревянную.
Я стал экспериментировать. С какой иголкой лучше звучит каждый стаканчик. Результаты оценивал по пятибалльной системе.
Моя гипотеза подтвердилась: качество звука зависит от материала, который используется. Лучшего всего сочетаются железная иголка с железным стаканом и железная иголка с бумажным стаканом. Их я и буду использовать в следующих экспериментах.
2.5. Мой электронный проигрыватель
Зная, какие материалы и размеры стаканов лучше использовать, я решил сделать новый проигрыватель пластинок.
Мне понадобились детали электронного конструктора (плата, провода, выключатель, элемент питания, моторчик, колесо), детали конструктора «Лего», проволока, иголка, монетка, жестяная банка, скотч и клей.
Я приклеил плату к основе. Собрал цепь из проводов, моторчика, элемента питания. Прикрепил к моторчику колесо.
Чтобы пластинка не падала с колеса, я прикрепил на него деталь от шариковой ручки. На основу приклеил «столбик» из деталей конструктора.
В его основе я поставил крутящуюся деталь, чтобы головка могла двигаться.
К проволоке я приклеил иглу и утяжелитель из монетки, чтобы иголка не «скакала». С другой стороны я загнул проволоку плоскогубцами, чтобы ее легче было приклеить к банке.
Я приклеил проволоку с иголкой к банке, а банку приклеил к столбику.
Ставлю пластинку на колесо, замыкаю цепь – пластинка крутится. Ставлю иглу на дорожку и … слышу песню!
Вывод: с помощью данного аппарата можно прослушать пластинку, но скорость вращения пластинки приходится регулировать руками и качество звука хотелось бы улучшить.
2.6. Все по правилам
Я решил собрать проигрывать по всем правилам. Дедушка обещал мне помочь. Мы нарисовали план и составили схему, по ним будем собирать проигрыватель. В этот раз мы используем настоящий регулятор скорости, усилитель звука и динамик. Дедушка нашел для меня настоящую читающую головку. Наш проигрыватель будет работать от постоянного тока.
Мы взяли две трубы, в них положили по 4 батарейки. Присоединили провода и закрепили на основе.
Мотор мы взяли из старого магнитофона. Он был низкий, поэтому для него мы выпилили подставку и приклеили к основе.
Вывели все провода к местам соединения.
Мы расставили все детали по местам и приклеили их. Соединили диск и мотор с помощью резинки. Припаяли в нужных местах провода.
У меня получился настоящий проигрыватель! Я смог прослушать все сказки и песни, которые слушала давным-давно моя мама.
2.7. По секрету всему свету…
Я рассказал ребятам в классе про то, как сам смог сделать проигрыватели. Им было очень интересно.
Мне было интересно узнать их мнение, я решил провести анкетирование. Я задавал им такие вопросы во время моего рассказа.
Я проанализировал полученные результаты. Вот что у меня получилось. В опросе приняло участие 23 человека.
1) На первый вопрос ребята ответили так:
3 – не знаю
4 – видел, но не знаю для чего
16 – знаю
Я сделал вывод, что много детей не знают, что такое пластинка.
2) На второй вопрос ребята ответили так:
9 – нет
14 – да
Я сделал вывод, что многие не слышали, как звучит пластинка.
3) На третий вопрос ребята ответили так:
3 – нет
9 – да
11 – очень хочу
Я сделал вывод, что ребят заинтересовала моя работа, и почти все захотели прослушать дома пластинки и сделать проигрыватель своими руками.
Заключение
Я нашел и изучил информацию про устройство музыкальной пластинки и про прибор, на котором ее можно прослушать.
Я смог создать несколько проигрывателей музыкальных пластинок – от самых простых до сложных.
Я подтвердил свои гипотезы, которые возникали по ходу моего исследования.
Я показал одноклассникам, как звучит пластика и очень заинтересовал их своей работой. Ребятам очень понравилось, многие захотели провести такие же эксперименты.
Цель моего исследования достигнута – я смог создать приборы, на которых можно прослушать музыкальные пластинки!
Это было очень увлекательно и познавательно.
Библиографическая ссылка
Зябрев М.С. ЗВУКИ ПРОШЛОГО // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=853 (дата обращения: 23.11.2024).