Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАК ВЫЙТИ ПОДРОСТКУ ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ? (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОВЕСТИ В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО)

Капиткова П.С. 1
1 г. Пермь, МАОУ СОШ № 93, 5 «Г» класс
Ширинкина Е.Н. (г. Пермь, МАОУ СОШ № 93)
1. Владимир Карпович Железников /edu4.shebekino.ru/
2. Владимир Карпович Железников /imhonet.ru/
3. Владимир Железников. «Последний парад». – М., 1986.
4. Железников Владимир Карпович /dic.academic.ru/
5. Железников В.К. «Чучело». – М., 1989.
6. Большая перемена. Журнал в журнале, № 6, 2010.
7. Аникеева Н.П. Психологический конфликт в коллективе. – М, 1989.
8. История возникновения буклетов: от печати до цветного копирования/ http://www.elefancopy.ru.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/29288

В подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с проблемами. Взрослым эти трудности кажутся незначительными, временными, детскими… Однако, на мой взгляд, это совсем не так. Современные подростки порой оказываются в таких ситуациях, из которых трудно найти выход. На первом месте для подростков, по мнению психологов, находится общение со сверстниками. Иногда, как показывает практика, оно не всегда бывает позитивным. В подростковой среде нередки конфликты. Как же выйти человеку 11-15 лет из проблемной ситуации со сверстниками? Я тоже нахожусь в подростковом возрасте, поэтому проблема: как найти выход в подобной ситуации – для меня очень актуальна.

Ответ на волнующий меня вопрос я решила найти в творчестве автора, который вызывает мое доверие: Владимира Карповича Железникова. Для анализа я выбрала повесть о подростках – «Чучело». К тому же обращение к нашей истории, к нашим корням, а именно к произведениям советского времени, на мой взгляд, поможет мне разобраться во взаимоотношениях людей и не растеряться в сложной ситуации.

Цель работы: выявить пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками на основе анализа повести В.К. Железникова «Чучело».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Прочитать произведение «Чучело».
  2. Исследовать особенности биографии В. Железникова.
  3. Провести анкетирование учащихся 5 класса школы № 93.
  4. Изучить необходимую литературу по теме.
  5. Сделать выводы.

В ходе работы мы использовали такие методы, как анализ, анкетирование, сопоставление, синтез, обобщение. Было прочитано художественное произведение «Чучело», изучены материалы биографии писателя В.К. Железникова и история создания произведения, а также сайты Интернет и материалы журнала для подростков «Большая перемена», содержащие материалы по творчеству писателя.

Данный вопрос: пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками на основе анализа произведения нашего земляка В.К. Железникова «Чучело», – нигде не рассматривался. Таким образом, вашему вниманию представлен совершенно новый материал.

Практическая значимость работы: создание буклета с рекомендации для подростков «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».

Целевая группа (потребители продукта проекта): подростки 11-15 лет.

Глава 1. Что такое конфликт?

Конфликты – одно из важнейших явлений современной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так и больших и малых социальных групп.

Что же такое конфликт? «Конфликт (от лат. Conflictus) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии» (№ 7, с.34).

В исторической и художественной литературе описано огромное количество различающихся по силе, по последствиям для людей, форме и содержанию конфликтных ситуаций. Специалистами подсчитано, что за последние пять тысяч лет человечество участвовало приблизительно в пятнадцати тысячах локальных и общих войн – одной из самых страшных форм разрешения социальных противоречий. Из этого факта, как бы мы к нему не относились, следует, что вся история цивилизации пронизана социальными конфликтами, решение которых часто становится невозможным без привлечения силовых методов и приемов, что, безусловно, наносит непоправимый урон всем областям жизни и деятельности народов. Нужно отметить, что чаще всего даже самые серьезные конфликтные ситуации возникают и «расширяются» из самых мелких и, казалось бы, примитивных ситуаций, поводов, причин, и поэтому рассмотрение самой сути конфликта, разбор всех его составляющих, а также способов его разрешения является самым важным предметом психологической теории и практики.

Мы же затрагиваем конфликтные ситуации, в которые попадает подросток в процессе общения со сверстниками.

Глава 2. Анкетирование учащихся 5-х классов МАОУ СОШ № 93

Чтобы выяснить, есть ли у ребят подросткового возраста проблемы в общении, мы решили провести анкетирование учащихся моего 5 «Г» класса. В анкетировании 23 декабря 2016 года приняли участие 23 человека (Приложение № 1).

Приложение № 1

Анкета для подростков

1. С кем у тебя больше всего проблем?

а) со сверстниками

б) учителями

в) родителями

2. Часто ли ты сталкиваешься с проблемами в общении?

а) никогда

б) часто

в) редко

3. Много ли у тебя друзей?

а) да

б) нет

4. Какие проблемы чаще всего возникают у тебя со сверстниками?

а) меня не понимают

б) друзья думают только о себе (эгоисты)

в) напиши свой вариант

5. Как можно решить проблемы со сверстниками?

а) нет друзей, нет проблем

б) быть более открытым и доброжелательным

в) дружить только с теми, кто тебя понимает

Результаты получились следующие:

1. С кем у тебя больше всего проблем?

а) со сверстниками (12 человек) – 52%

б) учителями (8 человек) – 34%

в) родителями (3 человека) – 14% (см. полный текст работы. Приложение № 2)

2. Часто ли ты сталкиваешься с проблемами в общении?

а) никогда (1 человек) – 4%

б) часто (1 человек) – 4%

в) редко (21 человек) – 92% (Приложение № 3)

3. Много ли у тебя друзей?

а) да (17 человек) – 73%

б) нет (6 человек) – 27% (Приложение № 4)

4. Какие проблемы чаще всего возникают у тебя со сверстниками?

а) меня не понимают (8 человек) – 34%

б) друзья думают только о себе (эгоисты) (8 человек) – 34%

в) напиши свой вариант (7 человек) – 32% (Приложение № 5)

5. Как можно решить проблемы со сверстниками?

а) нет друзей, нет проблем (0 человек) – 0%

б) быть более открытым и доброжелательным (13 человек) – 56%

в) дружить только с теми, кто тебя понимает (10 человек) – 44% (Приложение № 6).

Таким образом, на основе анкетирования можно сделать вывод, что у подростков часто возникают проблемы со сверстниками, несмотря на то, что у них много друзей. Конфликты возникают из-за непонимания или по причине эгоизма товарищей. Для того чтобы их избежать, по мнению семиклассников, необходимо быть более открытым и доброжелательным и дружить только с теми, кто тебя понимает.

Глава 3. Рекомендации подросткам «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками» на основе анализа повести В. Железникова «Чучело»

Анализ повести В. Железникова «Чучело» помог нам определить и сформулировать рекомендации для подростков «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».

1. Лена Бессольцева, главная героиня произведения «Чучело» (Приложение № 7), ведет себя неправильно с первых минут появления в классе: над ней открыто издеваются, говоря ««Рот до ушей, хоть завязочки пришей», «Чучело» (№ 5, с.101), она же смеется вместе со всеми. Ребята обзывают дедушку Лены «заплаточником», она подыгрывает одноклассникам, говоря, что они с дедушкой очень похожи «Два сапога пара» (№ 5, с.105).

Отсюда следует, во-первых: если ты попадаешь в новый коллектив, постарайся расположить к себе окружающих людей своими лучшими качествами: воспитанностью, хорошими манерами, скромностью, справедливостью, во-вторых, не позволяй издеваться над тобой, не иди на поводу у подлых людей, из-за боязни не поддерживай наглость, грубость, издевательства над тобой и другими людьми.

2. Димка Сомов (Приложение № 8) предает дружбу и любовь, подставляет девчонку, позволив ей взять его вину на себя… Обещая влюбленной в него Ленке признаться при первом подходящем случае, он не только не делает этого, но и вместе со всеми издевается над ней. Сможет ли он измениться? На мой взгляд, нет: предал один раз, предаст и другой. Отсюда вывод: окружай себя настоящими друзьями, помни, что дружба проверяется поступками, а не словами.

3. Рядом с Ленкой дедушка (Приложение № 10), которому она исповедуется. Жаль, что слишком поздно рассказывает она родному человеку о своих проблемах. Дима тоже не может получить моральной поддержки от родителей, поскольку они заботятся только о материальном благополучии мальчика, совершенно не замечая нравственных страданий ребенка. Поэтому, по моему мнению, нужно быть откровенным с родителями, ведь это близкие тебе люди по крови, они всегда будут на твоей стороне, что бы ни случилось.

4. Некоторые одноклассники Ленки были слишком жестокими, чтобы открывать им душу: например, живодер Валька. Отсюда вывод: жизнь слишком коротка, чтобы около тебя были двуличные, злые люди, «ставь стену» между ними и тобой, общайся с ними только в случае необходимости.

5. Лена в критической ситуации с одноклассниками могла попросить помощи у Васильева, который был в нее тайно влюблен. Могла посоветоваться с Маргаритой Ивановной (Приложение № 9), поскольку девочка с уважением относилась к классному руководителю, считала ее справедливой и способной во всем разобраться. Отсюда рекомендация: советуйся с теми людьми, которые тебя понимают: с близким другом, родителями, учителем, с которым у тебя доверительные отношения.

6. Доведенная до отчаяния, героиня устраивает истерику деду, бреется наголо, одевается в обгоревшее платье… То есть ведет себя неадекватно, что опасно для нее и окружающих ее людей. Как поступить в подобной ситуации? Я считаю, если перед тобой встала какая-нибудь проблема, нельзя впадать в панику, нужно успокоиться, посмотреть на ситуацию со стороны и спокойно принять решение.

7. Напиши на бумаге «плюсы» и «минусы» той или иной ситуации. Помни, что, преодолевая трудности, мы закаляем свой характер, готовимся к будущей взрослой жизни.

Таким образом, в процессе анализа произведения В. Железникова «Чучело» мы создали рекомендации «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками», которые легли в основу буклета для подростков

Заключение

В ходе работы была изучена проблема: как подростку выйти из конфликтной ситуации со сверстниками? Мы провели анкетирование среди моих одноклассников: учащихся 5 «Г» класса школы № 93 и выяснили, что у юношей и девушек часто возникают проблемы со сверстниками из-за непонимания или по причине эгоизма товарищей. Для того чтобы помочь ребятам в решении проблем, мы изготовили буклет с рекомендациями для подростков.

В процессе работы мы познакомились с биографией нашего земляка Владимира Железникова, разобрались в понятии «конфликт».

Основное достоинство нашей работы в том, что современную проблему общения со сверстниками мы решаем, анализируя художественное произведение автора, который писал в советское время. Получается, что ответы на подобные вопросы люди искали во все времена!

Буклет, созданный в ходе исследования, мы планируем раздать пятиклассникам нашей школы. Перспективы развития работы: проведение бесед на классных часах в 5-6 классах по теме «Пути выхода подростка из конфликтной ситуации со сверстниками».


Библиографическая ссылка

Капиткова П.С. КАК ВЫЙТИ ПОДРОСТКУ ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СО СВЕРСТНИКАМИ? (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОВЕСТИ В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВА «ЧУЧЕЛО) // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=847 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674