Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

Данилко М.И. 1
1 г. Череповец, Вологодская обл., МБОУ СОШ №10 с УИОП, 3 «А» класс
Косолапкова Н.Л. (г. Череповец, МБОУ СОШ №10 с УИОП)
1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. –Л.: Искусство,1975. – 142 с
2. Горбатова Т.В. Сомовский гончарный промысел. – Верховажье: Редакция газеты «Верховажский вестник», 2003. – 62с.
3. Ильина Е.С. Вологодские гончары. – Вологда: Граффити, 2000. – 32с.
4. Ильина Е.С. Закуштский гончарный промысел: историко-этнографический очерк. – Вологда: Полиграфист, 2000. –32 с.
5. Кулева И.А. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда: Полиграфист, 2001. – 24с.
6. Кулешов Д.С. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера / Сб. статей. М, 2009. – с. 152.
7. Лопатенко Н. М. Традиционная керамика Ерги. – Вологда: Полиграфист, 1993. – 47 с.
8. Рогов А. Дымка [О дымковской игрушке]. Радуга над Вяткой. – М.: Просвещение, 1986. – 418 с.
9. Вологодские народные промыслы. Мастера Вологодчины. Гончары [Электронный ресурс], – http://www.booksite.ru/trade_vologda – статья в интернете.
10. Гончарное искусство [Электронный ресурс], – http://nason.ru/gonchariskusstvo – статья в интернете.
11. Лопатенко Н.М., Лопатенко С.А. Гончарство Ерги. Череповец. Краеведческий альманах [Электронный ресурс], – http://www.booksite.ru/fulltext/che/rep/ove/ts/21.htm– статья в интернете.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/18/29388

Актуальность темы

Глиняные игрушки привлекают и взрослых, и детей. Они радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Глиняные игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. В них мастера дают волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц, всегда сказочных и реальных одновременно.

Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным производством. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Так, в Архангельской области славятся карго-польские игрушки, в Кировской – дымковские, в Тульской – филимоновские. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и традициями тех мест, где зарождался промысел [1, с.3]

Существовал ли такой промысел в Вологодском крае? Каковы отличи-тельные особенности глиняной игрушки нашей местности? Сохранились ли секреты изготовления вологодской глиняной игрушки? На эти и многие другие вопросы мне захотелось найти ответ.

Цель исследования – раскрыть секрет изготовления традиционной глиняной игрушки Вологодского края.

Задачи:

- познакомиться с историей глиняных игрушек Вологодского края;

- выявить особенности глиняных игрушек нашей местности;

- познакомиться с технологией изготовления глиняной игрушки;

- изготовить глиняную игрушку своими руками.

Объект исследования: гончарный промысел Вологодского края.

Предмет исследования: вологодская глиняная игрушка.

Гипотеза: секрет изготовления вологодской глиняной игрушки не утрачен и в наше время.

Методы исследования: изучение литературных источников; посещение музейной экспозиции Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района, Художественного музея и выставки народно-прикладного творчества в Выставочном зале г. Череповца; интервью с директором Центра традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района Кулевой Ириной Анатольевной, автором книги «На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области», интервью с мастером Центра народных ремесел Натальей Куликовой; изготовление глиняной игрушки своими руками; анализ, сравнение и обобщение результатов.

Глава 1. Прошлое и настоящее вологодской глиняной игрушки

История глиняной игрушки Вологодского края

Глиняная игрушка – одно из самых интересных и самобытных явлений в народной культуре. Ее история начинается в далеком прошлом. Древнейшие глиняные фигурки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Эти скульптурные изображения использовались в языческих обрядах и не могли служить для детских забав. Постепенно они утратили мифологический смысл, и в славянских погребениях VI-VIII вв. н. э. археологи уже находят глиняные погремушки, игрушки-свистульки, образы людей, зверей, птиц. К XVII-XVIII вв. игрушечное производство в России достигло невиданного расцвета. Главными покупателями глиняных игрушек становятся простые люди [10].

Самой большой известностью в нашей стране пользовались дымковские, или вятские, глиняные игрушки. (см. полный текст работы. Приложение 1, рис.1) История этой игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XV в. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города, среди которых было немало гончаров и мастеров – игрушечников, переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. первые дымковские игрушки. Постепенно изготовление игрушек в Дымково стало самостоятельным промыслом [8, с.35].

На территории Вологодской области тоже существовали центры гончарного производства, однако изготовление глиняных игрушек было делом попутным, второстепенным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради.

Самым крупным гончарным центром Вологодской губернии было село Залесье Закуштской волости Кадниковского уезда. О времени возникновения гончарного промысла в Закуштской волости исторических свидетельств нет. Косвенное упоминание о существовании промысла в 30-е годы ХIХ века содержится в легенде, записанной Ф.А. Арсеньевым в 1880-х годах. «Лет 45 тому назад зашел в Закушье какой-то богомолец, странник Евстигней, неизвестно откуда. Увидав весьма плохое и неуклюжее изделие здешних горшечников, он научил их мастерить обливную посуду, сделал особый, более удобный круг, вращающийся посредством ножного привода» [4, с. 4].

Гончарство в Закушье было делом семейным. Наемный труд не использовался. Мужчины были заняты изготовлением посуды, женщины и дети обмазывали посуду дегтем, обсыпали свинцовой мукой, доставляли посуду на «завод» для обжига. Гончарному промыслу сопутствовало изготовление глиняных игрушек. Простые свистульки в виде стилизованных птичек лепили вручную, а более сложные игрушки, например, в виде птицы Сирин делали с помощью формы. (Приложение 1, рис. 2) В 1930-е годы крестьяне объединились в гончарную артель «Сдвиг», которая просуществовала до 1970 г.

Еще один крупный центр по изготовлению глиняной посуды и игрушек находился в селе Сомово близ Верховажья. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме этого села. Здесь игрушки не просто сопутствовали гончарству, а служили своеобразной рекламой горшечникам. Ребятишки бегали по базару, возвещая свистом о приезде гончаров, созывая покупателей (Приложение 1, рис. 3). В начале 1950-х годов Сомовский промысел пришел в упадок, а созданная в 1925г. артель гончаров (Приложение 1, рис. 4) была закрыта [2, с.23].

Старожилы Череповца помнят, что еще в 1960-х годах на городском рынке было обилие глиняной посуды и игрушек. Откуда товар, можно было не спрашивать – из Ерги. Ерга (Воскресенское) – большое современное село, расположенное в сорока километрах от Череповца. (Приложение 1, рис. 5) Первое упоминание о нем относится к началу XVI века. В грамоте великого князя Василия Ивановича говорится о починке ямской избы и участка дороги: «...от Ергольского Яму до Надпорожского Яму дороги почистити и мостов по рекам и болотам и по грязем велел починити...» [7, с.11]

Масштабы гончарного промысла были весьма внушительны. К началу 1910 г. в гончарном производстве был занят 151 человек. Мастера 128 дворов ежегодно поставляли в Череповец и его окрестности на ярмарки до 15 возов с каждого двора. При таком уровне производства ерговские «горшечники» и «свистулечники» обеспечивали посудой и игрушками не только близлежащую округу, но и вывозили ее за пределы губернии.

Таким образом, на территории Вологодской области существовало несколько крупных центров гончарного производства, где в основном изготавливали посуду, а изготовление игрушек было делом попутным, второстепенным.

Особенности вологодских глиняных игрушек

Для изучения особенностей вологодских глиняных игрушек я посетил Центр традиционной народной культуры села Воскресенское Череповецкого района, где встретился с директором центра Кулевой Ириной Анатольевной (Приложение 1, рис. 6.) Вот, что она рассказала: «Большинство вологодских глиняных игрушек – это свистульки. Самые ранние из них представляют собой небольшие, всего четыре с половиной сантиметра высотой и длиной, изображения птички с плоским стилизованным хохолком и барашка с одним закрученным назад спиралеобразным рогом. (Приложение 1, рис. 7, 8) Тело свистульки конусовидное, соединяется с шеей почти под прямым углом. На спинке имеются два звуковых отверстия, расположенных совсем рядом друг с другом, тогда как в большинстве свистулек подобного вида из других регионов Русского Севера они расположены по бокам». Необычное расположение звуковых отверстий, по всей вероятности, имело глубокий смысл, ибо они в сочетании с отверстием на хвостике придавали свистульке схожесть с мордой какого-то зверя, возможно, лося или коня. Получается своеобразный перевертыш, многослойный образ, столь характерный для народного искусства [5, с.15].

Самыми необычными и загадочными из вологодских игрушек являются свистульки-идолы, или свистульки-маски; выполненные в разные периоды: одни – в начале XX века, другие – в 1950-х годах ерговскими мастерами. (Приложение 1, рис.9.) По форме они делятся на три типа. Первый – наиболее эффектный, с характерным вытянутым овалом лица, с тонким длинным горбатым носом, острым выдающимся подбородком, длинной шеей и большими, обобщенно-решенными ушами. Голова в верхней (лобной) части сильно сужена, вытянута вверх, имеет едва заметный наклон вперед. Глаза являют собой неглубокие впадины, проделанные палочкой. Второй тип близок к первому. Решение лица обобщенное. Глаза маленькие – в виде точек, тонкие брови процарапаны. На лицах этого типа носы массивны, имеются усы, энергично поднятые или, наоборот, опущенные, небольшая клиновидная бородка, губы растянуты в улыбке. Уши в данном варианте отсутствуют. Лица третьего типа не имеют ярко выраженного профиля, черты их размыты, округлы, едва намечены – продавленный палочкой рот, крошечные глаза, почти незаметный нос. Уши большие, округлые, щеки плавно переходят в широченную шею. Разновременность создания свистулек-идолов, широкий круг мастеров, их лепивших, подтверждают, что свистульки-маски не были случайной прихотью одного мастера [6, с. 94].

Достойна внимания еще одна группа вологодских свистулек. Под руками умельцев из Ерги способность издавать музыкальные звуки обретали глиняные изображения не только живых существ, птичек, собачек, барашков, бычков, лошадок, но и неодушевленных предметов, саней, столов, самоваров, граммофонов, сапог. На первый взгляд эти изделия могли показаться грубоватыми. Мастер не всегда заботился о тщательной отделке деталей. Зато общий вид каждой фигурки был исполнен выразительности. Стоило повнимательнее присмотреться – и сразу становилось заметно, как точно передана грациозность животного, способность к полету птицы, практическое назначение того или иного предмета. (Приложение 1, рис. 10)

Сомовские игрушки, как и игрушки мастеров из Ерги, многообразны и самобытны. Здесь и небольшие по величине игрушки – свистульки в виде птичек, всадников на двуглавых конях, домашних животных с их древней языческой формой, так и крупные, до 50 см высотой куклы – пример яркой и выразительной народной скульптуры. Но в отличие от других центров сомовские мастера в своих фигурках не столько фантазировали, сколько воспроизводили знакомые образы домашних зверей и птиц (Приложение 1, рис.11). Две-три лепные детали, прокол палочкой, вмятины оперения придают фигуркам сходство с реальным прообразом. Игрушки покрывали зеленой или коричневой глазурью [2,с.28].

А вот закушстские мастера покрывали игрушки поливой темно – коричневого цвета. Это были как простые свистульки в виде птичек, которые имели обтекаемое тулово с отверстием – свистком на хвосте, так и игрушки в виде львов и драконов. (Приложение 1, рис.12)

Таким образом, большинство вологодских глиняных игрушек – это свистульки. Они обладают простотой и лаконичностью форм. В них во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.

1.3. Возрождение традиций

Производство глиняных игрушек не забыто и в наше время. Мастера продолжают и возрождают традиции этого промысла [3,с.4]

Одним из ярких представителей гончарного дела Череповца можно по праву назвать Сергея Александровича Лопатенко. Он – член Союза художников, педагог, «Народный мастер России». Начиная с 70-х годов ХХ века, Сергей Александрович занимался возрождением Ерговского промысла. Интерес к этому промыслу неслучаен: его дядя – Смирнов Николай Петрович – потомственный гончар. Именно у него учился Сергей делать ерговские свистульки, познакомился с технологией чернолощения. Первой авторской работой стала чернолощеная утица – свистулька. Ее прообразом послужили сосуды-утицы, которые он увидел в Кирилловском музее-заповеднике. (Приложение 2, рис.1,2)

Вместе с Сергеем Александровичем возрождением ерговского промысла занималась и его жена Наталья Михайловна, искусствовед по образованию. Она – автор книги «Традиционная керамика Ерги», изданная в 1993 году. (Приложение 2, рис.3,4) «Не зная традиций, не вникая в суть и смысл ремесла, невозможно стать гончаром», – считает Сергей Александро-вич. Сам он не только внимательно изучал работы старых мастеров, но и являлся прекрасным наставником, обучая подростков этому древнему мастерству [9].

Одним из последователей С.А. Лопатенко стал Сергей Феньвеши – «Народный мастер России», член Союза художников. Сергей Гезович занимается традиционной чернолощеной керамикой, изготавливает бытовую посуду, игрушки, музыкальные инструменты. Свои игрушки (утицы, кони, всадники) мастер декорирует, нанося лощилом узор в виде полос или зигзагов. Иногда на груди птицы появляется образ богини Рожаницы или композиции, связанные с народным бытом. Сергей Феньвеши изготавливает и свистульки. Их прообразами послужили свистульки – маски, которые изготавливали ерговские гончары. (Приложение 2, рис.5,6)

Еще один ученик С.А. Лопатенко – Александр Николаевич Зварич – коренной череповчанин, он вот уже второе десятилетие продолжает традиции северного народного гончарства. Одной из граней интересов Александра Зварича стала работа над свистульками, которые превратились в процессе поиска в музыкальные инструменты. Здесь важно все: форма, в которую будет заключен воздушный столб, декорирование инструмента, удобство звукоизвлечения и, конечно, настройка самого звука, ради чего собственно и рождается инструмент. Серия окарин «Гуси-лебеди», представленная на выставке «Россия XI» в г. Москве родилась под впечатлением наполненного печальной ностальгией перелета красивых птиц. (Приложение 2, рис.7,8)

Восстановлением традиций вельской глиняной игрушки и гончарного искусства сомовских мастеров занимается Горбатова Татьяна Васильевна – «Народный мастер Вологодской области». (Приложение 2, рис.9,10)

Ее игрушки – свистульки: птица, отдаленно напоминающая глухаря, конь с упруго изогнутой шеей и торчащими кверху ушками, барашек, с откинутыми назад витыми рожками – небольшие по размеру, легко умещаются на детской ладони. Их мастер покрывает поливами разнообразных оттенков от изумрудно – зеленого до темно – коричневого. Этим способом покрытия пользовались сомовские гончары еще в прошлом веке. Татьяна Васильевна использует и другие способы декорирования. Например, покрывает изделия глухими эмалями или подцвеченными глазурями. Делает мастер и «обварные» игрушки [3, с.21]

Еще одним продолжателем вельских традиций был Алексей Федорович Бондарь. Его свистульки – окарины, свистульки в виде утиц, коников, птичек имеют обобщенный образ, отличаются лаконичностью и простотой. Игрушки Алексея Федоровича небольшие по размеру, с круглым туловищем, из которого вытягивается и моделируется голова животного или птицы, хвост-свисток и две небольшие ножки в виде выступов. При их изготовлении мастер большое внимание уделял чистоте звука, поэтому так тщательно распределял отверстия в свистульке. (Приложение 2, рис.11,12)

Таким образом, говорить о том, что гончарство ушло в прошлое, рано. Усилиями энтузиастов-мастеров возрождается древний вид искусства. По – разному пришли они к своему ремеслу, но всех их объединяет одно – бережное отношение к прошлому, творческий поиск и мастерство.

Глава 2. Технология изготовления глиняной игрушки

2.1. Этапы изготовления вологодской глиняной игрушки в прошлом и настоящем

Технология изготовления глиняных игрушек по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности.

Процесс изготовления игрушки начинался с приготовления сырья. Красную глину брали неподалеку от жилья, иногда, как утверждают мастера, прямо в огороде. Ее заносили в избу и, сваленную в груду, постепенно разминали, превращая в плоскую лепешку. В результате этой операции, проделанной семь раз, глиняное тесто становилось пластичным, однородным по составу, без комочков. Из него и лепили игрушки. Сначала игрушки просушивали на ветру, а затем обжигали в печи. В зависимости от качества и состава местных глин, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения применяли цветные глазури, лощение или обварку, роспись вологодские мастера не использовали [11]

Современные технологии внесли в производство игрушек некоторые изменения. Сравнительный анализ процесса изготовления глиняной игрушки в прошлом и настоящем представлен в таблице.

Технологический этап

Процесс изготовления глиняной игрушки

прошлое

настоящее

1.

Подготовка глины к работе

Мастера сами вручную осенью готовили глину и чистый песок

Глина поступает к мастерам готовая

2.

Лепка

Сначала лепятся крупные части, затем мелкие

продолжение табл.

3.

Сушка

Сушат 2-3 дня

в протопленных печах на соломе или просто в избе: на лавках, полавочниках, столах.

на столе при комнатной температуре

4.

Обжиг

В русской печи на горящих поленьях

В муфельной печи при температуре 900о С

5.

Украшение

Глазирование

Нанесение черной или красной окиси железа, смолы с помощью кисти или заячьей лапки

Нанесение готовой смеси глазури с помощью кисточки

Лощение

Натирают поверхность изделия до зеркального блеска

камнем-голышом, костью

специальными металлическими палочками – лощилками

Морение (томление)

Для придания черного цвета игрушку «коптили» в пламени без доступа кислорода.

Для получения копоти добавляли

бересту, смолистые щепки, паклю с дегтем

дрова хвойных пород

Обварка

Горячую керамику щипцами вынимали из печи и погружали

в ржаной или овсяный кисель, квасную гущу или молочную сыворотку

в жидкое тесто из муки с водой

Из таблицы видно, что основная технологическая цепочка в создании вологодской глиняной игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, украшение – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес в нее существенные поправки.


Библиографическая ссылка

Данилко М.И. ТРАДИЦИОННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. – С. 653-657;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=843 (дата обращения: 23.06.2021).