Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА

Мелюхина О. 1
1 г. Пермь, МАОУ СОШ № 93», 10 «Б» класс
Агеева Е. П. (г. Пермь, МАОУ СОШ № 93)
1. Архив ЦАМО (Центральный Архив Минестерства Обороны) . Фонд 33. Опись 717037. Д. 44. № записи 150716930.
2. ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф. № р-732 Оп. 1. Д. № 56, 128, 176. Архивный отдел аппарата администрации Осинского района. Ф 10. Оп.1. Д.1. Л.49, 52.
3. Дневник Байдиной Анастасии Григорьевны.
4. Байдин Н.Ф. Гражданская война на территории Частинского Прикамья.
5. Байдин, П. «Жив в памяти народной» / П. Байдин // Знамя коммунизма, Оханск – 1967. – 27 янв.
6. Байдин, Ф. Испытано временем / Ф. Байдин //Путь Октября, 1967.
7. За счастье народное // Путь Октября, 1977. – 29 марта.
8. Историю не пишут заново // Путь Октября. – 1992. – 21 нояб.
9. Историю не пишут заново // Путь Октября. – 1992. – 24 нояб.
10. Паздников Н.Ф. «За власть советов» / Н. Ф. Паздников // «Знамя коммунизма», Оханск. – 1969.
11. Разгром // Путь Октября. – 1968 . – 27 янв.
12. Тресков, Н. Как это было. / Н. Тресков // Путь Октября. – 1989.
13. Тресков, В.// Путь Октября. – 1992. – 19 нояб.
14. Шлыков, Р. Как это было / Р. Шлыков // «Знамя коммунизма», Оханск,1967. – 11 июля.
15. Куманев Г. А.1941 – 1945. Краткая история, документы, фотографии. – Москва: Политиздат, 1982.
16. Наумов Н. В. Пособие по истории СССР. Ч. 2. – Москва: Высшая школа, 1984.
17. Шумилов Е. Н. У Частых островов. – Пермь: Пермское книжное издательство, 2004 – 254 с.
18. Урок памяти. Пермское краевое отделение Международного общества «Мемориал». – Пермь,2008.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/5/29378

Времена не выбирают

В них живут и умирают

Александр Кушнер

Практика показывает, что 90% людей с трудом вспоминают имена своих прабабушек и прадедушек, и, увы, мало что могут сказать об их жизни.

Традиция знать и чтить своих предков была хорошо известна предыдущим поколениям и совсем позабыта в наше время. Мы утратили понимание, зачем это нужно и для чего, а потому совсем перестали интересоваться своими корнями. А именно они определяют, устоит ли наше дерево в урагане жизненных коллизий.

Составлением своей родословной я занимаюсь давно, по крупинкам собирая и обобщая полученную информацию. У меня составлена картотека до 6 поколения. Здесь содержатся сведения о метрических данных, основных достижениях, состоянии здоровья моих предков. Все это обобщено и распространено на электронных и печатных носителях среди моих родственников. Некоторые из них подключились к составлению и дополнению моей картотеки.

В данной работе сделана попытка проведения взаимосвязи между ключевыми событиями в истории России и жизнью моих предков.

Известно, что каждый исторический промежуток времени уникален. Имеет своих главных героев, положительные и отрицательные стороны, последствия. Как часто внешние обстоятельства меняют жизнь людей, заставляют проявлять положительные или отрицательные качества. Живя в одни и те же исторические периоды времени, кто-то становится палачом, а кто-то праведником.

Изучая историю своего рода я задумалась: как «колесо истории» повлияло на жизнь моих предков?

Цель данного исследования: изучить влияние исторических событий России с 1918 года по 1955 год на жизнь и деятельность моих предков по материнской линии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Сопоставить временные отрезки времени важнейших исторических событий нашей страны (Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное время) с годами жизни моих предков и их деятельностью в эти периоды.
  2. Изучить архивные материалы, публикации в периодических изданиях, книгах о моих предках и событиях того времени.
  3. Записать и обобщить воспоминания знакомых, родственников о людях и событиях данного периода.
  4. Провести систематизацию и анализ полученного материала.

Мои предки уже много поколений живут на Пермской земле (село Ерзовка, Частинский район), далеко от столицы, от важнейших исторических событий. Я предполагала, что самое интересное происходило именно там, в центре. Однако, изучив архивные материалы, дневники и записи воспоминаний моих предков поняла, что все не так просто и легко, как кажется. Это как волны отброшенного в воду камня – колебания будут неизбежно по всей поверхности. И так важно удержаться, не быть поглощенным волной, остаться на своей позиции.

В работу включен промежуток с 1918 по 1955 г. (5 поколений). В этот период произошли события, которые до сих пор вызывают много споров и дискуссий среди историков, которые изименили судьбы людей и поколений.

Гражданская война всколыхнула всю Россию от Дальнего востока до западных рубежей. Мои прадеды участвовали в этих исторических событиях: были участниками восстаний, воевали в партизанских отрядах за красных и белых. В Государственном архиве Пермского края был найден интересный материал о том времени, его поиском занимались краеведы из села Ерзовка – Байдин Николай Федорович, Панькова Лидия Павловна и кандидат исторических наук Е.Н.Шумилов.

В 20-е гг ХХ века в деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. «Ликвидация кулачества» имела своей целью, прежде всего, обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. В общепринятом смысле кулак – это тот, кто использовал наемный труд, но в эту категорию могли зачислить и середняка, имевшего две коровы, или две лошади, или хороший дом. Ликвидация кулачества как класса, лишила деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Среди моих предков были те, кто подвергся раскулачиванию и те, кто активно поддержал этот процесс.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) явилась крупнейшим событием XX века и, нет, пожалуй, ни одной семьи, которую бы она не задела. Мы помним ратные подвиги наших мужчин, презревших смерть и воинский тяжкий труд и ушедших умирать за Отчизну, за жен, матерей и своих детей. Таков удел нормального мужчины! Когда приходит беда, они встают и идут драться! А как оценить подвиг женщин, 14-16 часов работающих на полях, изнемогающих от недосыпа и недоедания, отдающих последние силы во имя

«ВСЕ для фронта.., ВСЕ для Победы!».....? Как важно в этих тяжелейших условиях не просто выжить, а остаться с «человеческим лицом». Мои дедушки воевали, а бабушки – работали в тылу и слово «голод» они знают по собственному опыту.

Советский Союз закончил войну с огромными потерями. Прямой ущерб, нанесенный войной, превышал 30 % национального богатства. Я всегда считала, что в колхозе должны были жить хорошо (продукты же все свои), но записи из дневников и воспоминания моих предков свидетельствуют об ужасном голоде. Собирали колоски, мерзлую картошку, клеверные головки. Когда изучаешь историю или смотришь фильм, все это кажется каким-то далеким, а когда видишь слезы в глазах бабушек и сейчас при воспоминаниях того периода, тоначинаешь ощущать всю тяжесть событий «сердцем».

Надеюсь, что данное исследование будет полезно всем, интересующимся вопросами «микроистории», личности в истории ХХ века. Возможно, кого-то оно сподвигнет на создание собственного генеалогического древа, поиск родственных связей, сохранение и передачу фамильного опыта и откроет страницы неизвестной истории своего рода, которая заставит уважать свою семью и с гордость носить свою фамилию.

Глава 1. Мои родные в годы социальных потрясений 1918 – 1937 г.г.

1.1.Гражданская война

Первым актом Гражданской войны была Октябрьская революция – начало большевиками вооруженной борьбы за власть, нарушение «гражданского мира», принципиальный отказ от возможного гражданского примирения.

Начав свое «триумфальное шествие» советская власть за несколько месяцев установилась по всей стране, народ приступил к строительству нового общества на коммунистических принципах.

В январе 1918 года, через два месяца после свержения монархии, в деревню Ерзовку (Частинского района), на родину моих предков, приехали мотовилихинские рабочие. Созвали собрание. Решили создать вздесь фракцию большевиков.

Работа фракции началась с разоружения кулачества. Организовали продовольственные отряды из красногвардейцев, выявляли излишки хлеба у кулаков и вывозили их на государственные склады.

Как в Частинской, так и в окрестных волостях кулачество всполошилось, повело среди отсталой массы крестьян агитацию, что большевики отбирают весь хлеб, оставляют людей без куска хлеба.

Так вспыхнуло Шлыковское восстание, охватившее Частинскую и соседние волости Оханского уезда. Причиной восстания явился произвол продотрядов Красной гвардии. Крестьянство взбунтовалось. Отряд из бывших военнопленных-венгров, участвовал в подавления восстания в Шлыках [9].

На территории Частинскогорайона происходили ожесточенные бои с Ижевско-Воткинскими повстанцами в сентябре-октябре 1918 года (Приложение № 2). 18 октября 1918 года под Ерзовкой, был разгромлен 1 Камский полк. Потери только пленными составили 200 человек, 6 домов были сожжены во время боев. Даже в наши дни можно найти по берегам реки остатки гильз, в лесу – заросшие окопы (Приложение № 3).

Жители бедных деревень Шабуров, Глотово и Ерзовки поддерживали красногвардейцев и вступали в партизанские отряды.

Мой прапрадед Байдин Егор Петрович (1893 года рождения) был красным партизаном. Был арестован белыми и подвергался жестоким пыткам и истязаниям перед жителями деревни. Особожден был красными и продолжил борьбу за Отечество партизаном в родных лесах.

bajdin.tif

Байдин Егор Петрович

В марте 1919 года Ерзовка попала под власть колчаковцев.

Они забирали у крестьян лошадей, выгребали хлеб. Особенно старательно обмеривали хозяйства коммунистов и красноармейцев.

Наступление белых вызывало организованную, нередко принудительную, эвакуацию. С колчаковцами ушли мобилизованные в армию мужчины, состоятельные купцы и предприниматели, а также рядовые жители. В их числе был и крестьянин- середняк Паньков Илья Кузьмич – брат моей прапрабабушки БезденежныхДарьи Кузьмовны. На обозах, захватив нажитое, семья отправилась за Колчаком в Омские степи. По дороге их ограбили. Через несколько лет они, как и другие беженцы, вернулись в родную деревню. Но все они на всю жизнь получили клеймо «неблагонадежного элемента».

Белогвардейцы ушли из Частинского Прикамья быстро [10].

Местное население военные действия не поддерживало, так как они не находили разницы между «красными» и «белыми». И те и другие, проходя через эти деревни, грабили их, отбирая продукты питания и скот.

Моя прапрабабушка Анна Абрамовна Касьянова (Вахонина), рассказывая о том времени, всегда плакала. У них была большая семья, более 15 человек. Чтобы прокормить эту семью, они содержали большое хозяйство. Работали с раннего утра до позднего вечера. Всю работу выполняли сами. Но их раскулачили…. Родителей сослали и никто и ничего об их дальнейшей судьбе не знает. На запросы в архивы тоже пока никакой информации не получено. Старшую сестру отправили на лесозаготовки, но она вернулась. Кога ее спрашивали о том времени она только и говорила: «Работали» [13].

1.2. Курс на выживание. История коммуны «Будильник»

После Гражданской войны жизнь постепенно вошла в мирное русло. Колхозное движение в Частинском районе началось сразу после окончания Гражданской войны с создания красными партизанами и батраками коммун и сельхозартелей.

Коммуна «Будильник» была организована 20 мая 1920 года возле д.Байдины. Создателями ее по праву считаются Степан Иванович Паньков и другие инициативные крестьяне, раньше других пришедшие к выводу, что подлинного счастья можно достичь только в коллективном труде.

Сначала крестьяне относились к коммунарам с недоверием. А вскоре убедились, что дела-то у них лучше идут, чем в единоличном хозяйстве. Тогда нашлось немало желающих из соседней деревни Байдины. Мой прапрадед Егор Петрович и прадед Алексей Егорович Байдин тоже жили и работали на «Будильнике».

Все постройки, скот, инвентарь в коммуне было общим. Жили в рубленых домах. Каждая семья занимала отдельную квартиру. В коммуне были коровы, свиньи. Занимались кролиководством и пчеловодством. Гордостью коммуны стал трактор «Фордзон». Имелись льномялка, молотилка-полусложка.

Зарплату коммунары не получали. А все деньги за продукцию, проданную государству, поступали в общую кассу [18, с. 54].

В 1930 году в ней насчитывалось 21 хозяйство. Из них 15 семей были бедняцкие и 6 середняцкие. Проживало 114 человек.

kommunary.tif

Коммунары фото 1928-29 гг.

К концу тридцатых годов «Будильник» стал показательным хозяйством. Слава о нем разошлась далеко. К коммунарам даже приезжали перенять их опыт делегаты из других районов. В то время в коммуне насчитывалось около 80 трудоспособных. А руководителей только трое – председатель, счетовод и кладовщик.

Просуществовала коммуна до 1933 года, вплоть до коллективизации.

В 1934 году на базе коммуны организовался колхоз с прежним названием «Будильник». Позднее «Будильник» объединился с байдинским колхозом «За урожай», а затем с Ерзовким -«Передовик».

В 1957 году в связи с затоплением Воткинского водохранилища и затоплением территории бывшей коммуны колхозники переехали в соседние деревни. Теперь о коммуне напоминают лишь березы на берегу залива. Но память о ней жива. В 2016 г. потомки увековечили память о коммуне «Будильник» [14].

mogila.tif

1.3. История колхоза «Передовик»

XV съезд партии (декабрь1927) провозгласил курс на коллективизацию. Частинский район первым в Сарапульском округе приступил весной 1929 года к массовой коллективизации.

В 1929 г. по деревням и селам ездили уполномоченные из района по вопросам коллективизации. Колхоз «Передовик» не одним днем создавался. Много пришлось уговаривать мужиков, убеждать, даже угрожать. У сельсовета тогда была большая власть: могли раскулачить и налогом двойным обложить.

В 1929 году в деревне Ерзовка организован колхоз «Передовик».

Во время коллективизации одним из первых вступает в колхоз мой прапрадед Безденежных Григорий Егорович (02. 02. 1884 – 1937г.)

Он получил начальное образование, но был умным и грамотным. В молодые годы ходил по найму, а потом работал приемщиком на складе у богатого человека. Затем по состоянию здоровья работает бакенщиком. В период коллективизации сдали в колхоз: лошадь, сруб новой стаи, 10м3 леса, телегу возовую и легкую, дровни (сани), всю сбрую. Вступают в колхоз и его дети: Илья, Егор, Елизавета и Дарья – моя прапрабабушка.

С 1935 г. в колхозе «Передовик» работает мой прадед Байдин Алексей Егорович. С ноября 1938 года по апрель 1939 года учится на курсах трактористов. С апреля 1939 – 27.09.1939 г. работает трактористом 5 тракторной бригады Частинской МТС.

Алексей Егорович в октябре 1939 г. отправляется служить в ряды Советской армии. Там вступает в комсомол [11].

А позднее его принимают в ряды коммунистической партии. С октября 1962 г. по 1963г. мой прадед Байдин Алексей Егорович работает бригадиром Ерзовской комплексной бригады колхоза «Передовик».

baj2.tif

Байдин Алексей Егорович

Работал рядовым трактористом. Где бы ни работал Алексей Егорович, он к любой работе относился добросовестно и с умом. Работая трактористом, занимал по выработке первые места среди трактористов. Задания на трактор всегда перевыполнял. Он говорил: «Пусть равняется по мне молодежь». По итогам соцсоревнований награждался в 1957 г. поездкой в Москву на ВДНХ.

За хорошие показатели в работе Байдин Алексей Егорович был награжден Знаком «Ударник девятой пятилетки». (Постановление Пермского облисполкома и Президиума облсовпрофсоюза № 469 «в» от 26.12).

С 1997 – 1998 гг. председатель колхоза «Передовик» Байдин Георгий Алексеевич – мой дедушка. Стипендиат колхоза «Передовик». После окончания Пермского сельскохозяйственного института приступил к работе агрономом. Более десяти лет работал в колхозе «Передовик» на руководящих должностях. В самый кризисный период девяностых годов прошлого века председатель колхоза «Передовик».

baj3.tif

Байдин Георгий Алексеевич

Время было трудное. Специалистов не хватало. У колхоза были большие долги, не было рынка сбыта. Зерно, молоко, мясо сдавали государству за бесценок. А топливо, электроэнергия, техника стоили очень дорого. На тот период были большие долги и по зарплате. Труд колхозников частично оплачивался деньгами и натурой: зерном и мукой. Народ бедствовал. Но несмотря на все трудности, колхоз продолжал действовать [15].

1.3.Тридцать седьмой в истории моей семьи

Коллективизация завершилась, прекратилось и раскулачивание. Черный 1937 год пришел и в деревню.

По решению высших партийных органов в СССР развернулась кровавая «чистка», длившаяся почти два года. Тридцать седьмой – это гигантский масштаб чистки, охвативший все регионы и все слои общества, от высшего руководства до простых рабочих и крестьян.

В 1937-38 г. возможность ареста определялась принадлежностью к какой-либо категории, указанном в одном из документов НКВД. Сотням и сотням тысяч арестованных предъявлялись фантастические обвинения в «контрреволюционных заговорах», «шпионаже» и т.п. Процветало доносительство.


Библиографическая ссылка

Мелюхина О. ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА // Старт в науке. – 2017. – № 4-4. – С. 638-642;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=840 (дата обращения: 23.06.2021).