Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МОЕ СОЛЕНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Краковская Е.Р. 1
1 г. Нижневартовск, МБОУ СШ № 31 с УИП художественно-эстетического профиля, 2 класс
Краковская В.И. (Нижневартовск, учитель ИЗО и технологии высш. кв. к., МБОУ СШ № 31 с УИП художественно-эстетического профиля)
1. Большая энциклопедия школьника Москва -2006
2. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 1998г.
3. Курланский Марк. Всеобщая история соли. М.: Ж Колибри, 2007 г.
4. http://www.edka.ru/article/7ol/int/morckaa_col.htm
5. Поваренная соль. Интернет: http://www.edka.ru/article/7ol/int/povarennaa_col.htm
6. Соль- древнейшее из лекарств. Интернет: http://www.abcslim.ru/articles/523/sol/
7. Соль и виды соли. Интернет: http://www.edka.ru/article/7ol/int/col_i_vidy_coli.htm
8. Соль. http://www.bizmi.ru/articles/sol/sol.html
9. Соль. http://www.edka.ru/article/7ol/int/col.htm
10. Факты о соли. Интернет: http://dietwink.com/fakty-o-soli/

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/16/28765

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Невкусна в борще фасоль,

Если пожалели... (соль)

Раньше я всегда считала, что соль необходима человеку только для приготовления пищи. Без нее еда будет несоленой и невкусной. Но однажды я узнала, что можно делать поделки из соленого теста. И мы с мамой и папой нашли много интересной информации о соли, ее удивительных свойствах. В толковом словаре написано: «Соль – это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляемая, как приправа к пище». С.И. Ожегов. Узнав подробнее о соли, я поняла, что это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни

Всем живым существам на земле для поддержания нормальной жизнедеятельности нужна соль.

В год человек потребляет около 8 кг соли.

Соль в больших количествах вредна.

Соль необходима для изготовления мыла, стекла, ткани и бумаги.

Ее применяют в медицине.

Мой папа нефтяник рассказал мне, что соль используется в нефтедобывающей промышленности при ремонте скважин для приготовления специального раствора глушения.

Я же решила использовать соль для творчества. Столько сразу возникло вопросов и поэтому мы с огромным любопытством приступили к поиску ответов.

Актуальность данной темы в том, что человек стремится к прекрасному, и сейчас проявляется большой интерес к необычным техникам в творческой деятельности для использования в современном дизайне.

Результаты нашей работы позволят выяснить, можно ли использовать соль при изготовлении творческих работ для декорирования интерьера.

Объект исследования: нетрадиционные технологии творческой деятельности с использованием соли.

Предмет исследования: процесс создания декоративно-творческих изделий с использованием соли.

Проблемный вопрос: можно ли с помощью соли изготовить предметы украшения для декорирования интерьера?

Гипотеза: если ознакомиться с основными свойствами соли и применить их в нетрадиционных техниках творческой деятельности, то можно выполнить изделия для декорирования интерьера.

Цель: изготовление оригинальных поделок с применением соли

Задачи:

1. Узнать и исследовать какими свойствами обладает соль.

2. Исследовать нетрадиционные технологии художественного творчества с использованием соли:

а) исследовать способы окрашивания соли;

б) исследовать приемы рисования солью.

3. Создать творческую работу, используя изученный материал.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы и материалов сети интернет.

2. Наблюдение, сравнение, опрос, фотографирование.

3. Анализ полученных данных.

2. Основная часть

2. 1. Теоретическая часть

С незапамятных времен соль была известна человеку. В наше время это доступный продукт и мало кто задумывается, что в далекие времена из-за соли люди могли сражаться, убивать, попадать в рабство. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. В средневековье соль называли «белым золотом», она была очень дорогая.

В Эфиопии в прошлом веке соль считалась основной валютой, а в наши дни – это признак дружбы и уважения.

В Древнем Риме жалованье воинам зачастую платили солью.

Арабы заключали договоры над чашей с солью и давали клятву, съев немного соли.

Много веков назад во многих странах новорожденных посыпали солью. Считалось, что это спасет их от плохого.

В славянских традициях хлеб-соль очень почитались и считались источником жизни, верности, богатства и благополучия. До наших дней дожило немало пословиц и поговорок, связанных с хлебом и солью:

Без соли стол кривой.

Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.

Хлеб да соль вам, милости просим.

Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

На карте России есть такие места, название которых очень тесно связано с солью. Например, в Костромской области есть город Солигалич, в Пермском крае – Соликамск, а в Иркутской области – Усолье-Сибирское.

В наше время человек научился добывать соль из различных источников и производить ее в больших количествах.

Крупнейшие месторождения соли в России находятся в Архангельской, Нижегородской, Оренбургской областях, Пермском крае.

Меня соль заинтересовала тем, как она может нам помочь в изготовлении изделий для украшения интерьера. Смогу ли я ее свойства применить для изготовления поделок и украсить свою комнату или класс?

2.2. Практическое исследование

Свойства соли:

- Соль хороший консервант. Не допускает гниения продуктов.

Из этой информации я делаю вывод, что моя творческая работа будет долго храниться.

Рассмотрела соль в магазине и у мамы на кухне, увидела, что кристаллики в одной пачке соли крупные, в другой меньше, а в третьей совсем мелкие.

- Взаимодействие соли и воды.

Для этого я провела такое исследование: На небольшую горку соли капнула немного воды. Соль мгновенно стала мокрой. Долила больше воды и соль начала растворяться. Отсюда можно сделать вывод, что соль хорошо впитывает воду и хорошо растворяется в ней (см. полный текст работы. Приложение Рис. 1). Понюхала соль и сделала вывод, что немного присутствует запах.

Итак, основные физические свойства соли.

Вещество

Физическое состояние

Состояние вещества

Цвет

Растворимость

Запах

Поваренная соль

Твердое

Белый

Хорошая

Есть, слабый,

Для моего творчества мне понадобится цветная соль. Как же ее раскрасить и чем? А возможно в домашних условиях соль не получится сделать цветной?

Приступим к эксперименту по окрашиванию соли:

Сначала я взяла сухую пищевую краску и смешала ее с солью. Соль не окрасилась.

Отсюда делаем вывод, что сухой порошкообразный краситель, соприкасаясь с солью, не окрашивает ее.

Попробуем сделать цветную соль с помощью акварельных красок. Набираю акварельную краску, и раскрашиваю кисточкой соль. Соль стала цветной! И лучше таким способом получилось раскрасить большие кристаллики соли. Вывод: Соль можно раскрасить акварельными красками (Приложение рис.2).

Теперь берем гуашь. Смешиваю ее с солью в целлофановом пакете. Соль окрасилась.

Вывод: Соль можно сделать цветной. И мне удалось это при помощи гуашевой краски. (Приложение рис.3)

Краска для батика также преобразила соль в яркую цветную.

Правда эти краски впитались в соль. Цветная соль после такого окрашивания мокрая. Чтобы она опять приобрела сыпучесть, я ее просушила. (Приложение рис4)

Попробовала для данного преображения использовать цветные восковые мелки. Соль красится, но этот процесс занимает много времени и сил.

А простой цветной мел окрашивает соль быстро, легко, в красивые пастельные тона. К тому же она сухая, сыпучая и ее сразу же можно использовать для задуманной работы. (Приложение рис.5)

Вывод: Соль можно покрасить восковыми мелками и цветным мелом.

Отсюда следует, что соль можно сделать цветной и для этого есть несколько разных и доступных в домашних условиях способов.

А теперь, когда мы узнали о необходимых для нас свойствах соли и покрасили ее в разные цвета можно попробовать выполнить поделку. Сначала я ее сделаю из соленого теста.

Для этого я смешала соль, муку и воду, замесила тесто. (Приложение рис.6)

Я думала, что этим тестом можно лепить как пластилином. Но попробовав слепить объемную фигурку, я поняла, что тестом сложно вылепить мелкие и тонкие детали. Оно сразу не засыхает и изделие как бы проседает, «плывет». Отсюда я поняла, что из соленого теста у меня лучше получится плоское изделие и решила сделать рыбку-мукосолку.

На Русском Севере рыбки из соленого теста (мукосолки) служили не простыми украшениями и игрушками, а оберегами. «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», – так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста. Поэтому моя рыбка может быть украшением интерьера или подарком к празднику. (Приложение рис. 7; 8)

Дальше я решила использовать цветную соль и выполнить декоративные бутылки (насыпушки), которые украсят интерьер дома. Технология изготовления самой простой насыпушки заключается в том, что последовательно насыпаются в декоративную бутылку слои соли разного цвета. (Приложение рис.9)

А потом мы еще узнали, что есть египетский сувенир – рисунок песком внутри бутылки. И изучив информацию в интернете, очень захотелось сделать сувенир при помощи соли. Для этого смастерили свое приспособление – воронку, чтобы насыпать соль, взяли спицу и зубочистку для рисования. Сразу было трудно понять, как это происходит, но после нескольких попыток стало более понятно. Поэтому я сделала такой вывод: Для того, чтобы рисовать цветной солью внутри бутылки необходимо последовательно насыпать соль разных цветов. Верхним цветом рисуем на нижних слоях путем прокладывания необходимой «дорожки» по внутренней стенке бутылки с помощью спицы. Попробовали крупную и мелкую соль и сделали вывод, что для таких рисунков подходит самая мелкая соль. (Приложение рис.10) .

Как то мы видели панно из каменной крошки (Приложение рис.11). И вот рассмотрели свои цветные кристаллики соли и увидели, что они похожи на камушки. Как же их прикрепить к основе? Взяла клей канцелярский и ПВА. Провела такой эксперимент: Посыпала соль на канцелярский клей и на клей ПВА. Соль хорошо приклеилась и в первом и во втором случае.

Вывод: для того чтобы соль соединить с основой (картоном) можно использовать клей канцелярский или ПВА. Мне более привычно для поделок использовать клей ПВА. В первом случае на клей я сыпала цветную соль (рис. 12) во втором – белую, а затем красила акварельными красками, которые быстро впитываются, как бы растекаясь красивым цветным пятном по белой соли (Приложение рис.13: 14).

Вот мы выложили на картоне с помощью клея ПВА и соли соленый пейзаж – зимний и летний (рис. 15; 16). Эти панно выполнили в такой последовательности:

- загрунтовали акриловой краской и клеем ПВА плотный картон, чтобы получить белую основу (рис. 17);

- из лейкопластыря вырезали ствол и ветки дерева и куста;

- прикрепили дерево и куст к загрунтованному картону (рис. 18);

- поочередно покрыли фон клеем и мелкой цветной солью (рис. 19);

- стряхнули лишнюю соль;

- с помощью пинцета убрали лейкопластырь;

- при помощи кисточки акварельной краской подчеркнули ствол и ветки дерева и куста;

- покрасили кисточкой акварельной краской крупные кристаллы соли;

- Нанесли в нужных местах клей и прикрепили крупные «камушки» (рис. 20)

Вот таким образом я рисовала солью. Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники, что можно рисовать солью и сделала опрос.

Вопрос

Знаешь ли ты, что можно рисовать солью?

Кол-во одноклассников

Не знаю

Что-то слышал об этом

знаю

23

14

6

3

Из опроса следует, что из 23 моих одноклассников только трое знают о том, что можно рисовать солью. А большинство (14 человек) не знают. 6 человек что-то слышали об этом.

Вывод: рисование солью – это необычная и малоизвестная техника.

Думаю такие приемы и технику можно моим сверстникам осваивать на внеурочной деятельности. А оригинальные произведения из соли займут достойное место в оформлении домашних или школьных интерьеров.

Заключение

Мы исследовали основные свойства соли, сделали ее разноцветной, и я смогла освоить некоторые технологии изготовления декоративных изделий с использованием соли. Применила их при создании творческих работ (Приложение стр. 10). Мне удалось с помощью соли изготовить предметы украшения для декорирования интерьера. Рыбки-мукосолки украшение на кухне. Декоративные бутылки хорошо разместить на полках и столе, а панно из соли могут украсить как домашний, так и школьный интерьеры. Уже в процессе практической деятельности возникли новые идеи. На будущее мы запланировали исследовать еще больше способов и приемов работы в этой нетрадиционной технике и создать новые оригинальные изделия. 


Библиографическая ссылка

Краковская Е.Р. МОЕ СОЛЕНОЕ ТВОРЧЕСТВО // Старт в науке. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=809 (дата обращения: 04.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674