Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/10/29124
Цель нашего исследования – рассмотреть образ дождя в произведениях классической и современной литературы, проследить его эволюцию в литературе 19-21 веков, раскрыть особенный авторский стиль при создании образа. Доказать, что образ дождя в художественных произведениях играет важную роль. Выявить, какие душевные качества раскрываются посредством этого природного явления.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
- прослеживается эволюция образа дождя в литературе разных эпох;
- определяются основные средства, раскрывающие исследуемый образ;
- раскрываются отличительные черты образа дождя в литературе русских писателей;
- выясняется значение образа дождя для поэтов и прозаиков;
- раскрываются секреты авторского стиля при создании образа дождя в прозаических произведениях;
- прослеживается, как через изучение образа дождя обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа.
Метод исследования: метод контекстного анализа, метод описательный, метод познавательной деятельности, метод поиска, метод наблюдения, сопоставления, сравнения.
Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в произведениях писателей – представителей разных поколений.
Гипотеза: мы предположили, что представления об образе дождя, его роли и характере в художественном тексте у современных писателей отличаются от представителей XIX и XX веков в связи с тем, что изменилось мировоззрение и мироощущение людей.
Материал для исследования: тематические сборники лирических произведений поэтов XIX –XXI веков, сборник стихотворений Б. Пастернака, Ф.Тютчева, прозаические тексты М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина, И. Бунина и зарубежного писателя Эрнеста Хемингуэя.
В работе рассматривается эволюционное изменение образа дождя в лирических и прозаических произведениях литературы ХIХ – ХХI веков, связанных «дождевой» тематикой. Исследуется своеобразие и неповторимость образа, тайно его магического влечения писателей – представителей разных эпох. Изучается яркая метафора в раскрытии внутреннего мира лирического героя, эволюционные изменения описательных слов (эпитетов), вплетаемых к слову «дождь». В работе исследуется место образа дождя в художественном произведении, его роль в сюжетной линии, доказывается наличие авторского видения значения образа и особого способа воплощения художественных идей, связанных с этим необычным образом.
Новизна исследования заключается в том, что материалом для сопоставительного анализа выбраны произведения о дожде из классической литературы и стихотворения поэтов – современников. Автор рассматривает образ дождя разносторонне, раскрывая всю многогранность его поэтического содержания.
Полученные результаты исследования занесены в таблицы и дают возможность использования данного материала при написании творческих работ, анализе поэтических и прозаических произведений.
Выводы:
1. Доказано, что образ дождя у каждого писателя индивидуален. Он является поэтическим отражением авторского мироощущения.
2. В процессе исследования выявлено, что образ дождя в литературе ХIХ – ХХI веков изменился: стал динамичнее и сложнее.
Мне было интересно, почему прозрачная капелька торопливо летит с неба, сливаясь с миллионами таких же жемчужных подруг, с самой почётной миссией: дарить воду, а значит – жизнь. Как добрый посланник Бога. Разве это не загадочно? Да, настоящая «дождевая» повесть, в которой есть главные персонажи: дождь, природа и жизнь. Я обратила внимание: когда душа «плачет» подобно небу, между состоянием человека и состоянием природы появляется незримая нить, которая и рождает таинственный образ Дождя. Вспомним слова Пауло Коэльо: «Души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни…»
Образ дождя всегда вдохновлял творческих людей разных эпох как источник раскрытия внутреннего мира человека. Роль этого образа неоднозначна: дождь «смывал несчастья», печальное состояние души сравнивали с плачущими ручьями дождя, можно даже «пролиться дождём» в душе любимого человека. У каждого дождя – свой характер, ведь в противоположность другим европейским языкам, у славян дождь всегда – личность, «он», одушевлённая сила, по-разному проявляющая себя. Из «Литературной энциклопедии, словаря литературных терминов» под редакцией Н. Бродского и А. Лаврецкого узнала, что «образ переводит изображаемый предмет или событие из внешнего мира во внутренний мир…».
Сделала вывод: дождь – не может быть просто словом, затерявшимся среди авторских строчек. Это поэтический, характерный образ, выражающий отношение писателя к предмету исследования в поэтическом творении. Он рождён жизнью, пропитан мыслями и чувствами художника. Этот образ связывает писательскими ассоциациями душевную жизнь человека с природой. Дождь сопровождает лирических героев, создаёт поэтичность в описании картин природы и раскрывает черты характера героев.
Своей таинственностью и неоднозначностью образ дождя вызвал во мне интерес, побудил желание понять, почему этот поэтический образ называют «необъятным простором для авторской фантазии». Образ дождя импонирует многозначностью и глубиной содержания.
Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к образу дождя классиков и современников отечественной и зарубежной литературы, исключительной роли этого таинственного образа в художественной ткани поэтических и прозаических произведений, в раскрытии его многогранности и глубины. Неразгаданное влияние на душевное настроение читателей рождает желание проследить эволюцию этого образа в литературе, показать эволюционные изменения выразительно – художественных средств, с помощью которых раскрывается образ. Об актуальности выбранной темы свидетельствует и то, что исследовательская работа учит нас анализировать художественные произведения, определять роль изобразительно-выразительных средств языка. Объектом нашего исследования являются произведения русских и зарубежных классиков и современных писателей.
Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания учащихся к дождю как поэтическому образу, развитии интереса к предмету «Литература» посредством исследовательской деятельности. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках литературы и русского языка в 5-11 классах при изучении темы: «Анализ лирических и прозаических текстов художественной литературы».
История слова «дождь»
Вопрос о происхождении этого слова остается спорным. Существует несколько интересных версий, которые рождают дискуссии. Я просмотрела этимологический словарь русского языка Фасмана. В словарной статье описываются разные версии о происхождении, согласно которым слово « «дождь» родственно норвежскому «моросить» («dysja»), баварскому «изморось» («dusel»), шведскому «мелкий дождь» («reqn-dusk»). По другой версии слова «дождь» произошло от праславянского «dъzdzb» и славянского «dъжdb», имеющий общий индоевропейский корень «dheus», что значит «распыляться в воздухе». Есть еще версия о происхождении слова: «дождь» имеет общий корень с древнегреческим словом «dus» в значении «плохой, дурной», присоединенном к слову «djus»- «день». В результате сращения получилось слово «dus-djus», означающая «плохое небо» или «дурное небо». Против этой гипотезы говорит тот факт, что для наших предков дождь всегда был не бедствия, а благодать: «Пустите дъждь» (В молитвах). По другой версии: «дождь» – это видоизмененное «даждь» (древнеславянское «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь – богу, позже перекочевавшее в молитву «Отче наш». В древние времена люди зависели от погодных условий, поэтому это объяснение выглядит правдоподобно.
Древние славяне произносили «дежчь», позднее стали говорить «дожж», «дожжик», «дозжик». Я узнала, что самый мелкий дождик славяне называли «ситничком». Это мягкий, легкий дождь. Ещё мельче величали «морось» или «бус». «Косохлестом» или «подстегаем» именовали косой дождь, а «гигер», «лепня», «дрепня», «хижа» – дождь со снегом.
Образ дождя в литературе писателей разных эпох
Образ дождя часто представляет собой сочетание двух основ – жизни и красоты. Дождь, его таинственность и не навязывается нам, людям, а лишь изредка напоминает о себе, прикасаясь к лицам. И только художники поэтического слова, писатели и поэты, наделенные свыше способностью тонко чувствовать и замечать все вокруг, обладающие даром слова, оставляют нам свои ощущения от этого прикосновения в своих творениях. Только образ дождя у каждого свой – неповторимый и особенный. Для них дождь – «врачеватель душевной боли», «благодать», для других – «символ времени».
Первые стихотворения о дожде обнаружились в текстах языческих гимнов и молитв о плодородии. Наши предки считали влагу, посылаемую людям с неба, особыми даром, так как они зависели от природы. Это пески – заклинания. Отголоски этих языческих гимнов можно услышать в «Одиссее» Гомера, в «Георгинах» Вергилия, в «Мире» Аристофана и в других произведениях античности. С приходом в мир христианства вода и дождь стали восприниматься как символ благодати и очищения.
В древнерусской литературе я обнаружила интересные сравнения, связанные с образом дождя. В «Лаврентьевской летописи год 1245» воины сравнивались с соколами, а летящие стрелы – с дождём. Полёт множества пущенных воинами стрел напоминал автору сильный дождь. А в «Повести о взятии Царьграда» (1453) рассказывалось: «абие гражане зажгоша сосуды зелейные…и везапну възгреме земля, аки гром велий, и подъяся с турами и с людьми, яхо буря сильная да облокы…и падаху с высоты людие…». Стрельбу, взрывы крепостных стен и башен сравнивали с дождём, грозой, молнией и громом. Я подобрала эпические произведения Г. Д. Державина с «дождевой» тематикой и сделала вывод о том, что в литературе XIII века образ дождя воспринимался как некая благодать, живительная нега. Я проанализировала оды Г.Р.Державина «Облако», «Гром», «Радуга» и поняла, что их объединяет одна главная мысль: дождь, гроза – особые образы, несущие гармоничное ощущение особого счастья:
Чуть слышен шум и серный смрад;
Пространство воздуха лазурно,
Интересна и ярка метафора при описании радуги: «Видишь, какая из лент полоса, Огненна ткань блещет очам, Склонясь над твоею главою Дугою!».
Созерцание дождевого чуда, по мнению писателя, позволяет испытать неизъяснимое удовольствие, и человек не в силах отделить себя от этой красоты.
Я читала произведения русской и зарубежной литературы, в которых «гостил» дождь и поняла, какой он разный. Слышала, как у Н.А. Некрасова «тысяча мелких гвоздей шляпками вниз заскакали», и этот стук все усиливался от «серебряных молоточков» Вадима Шефнера. А вот «поливалкою колючей» Саши Черного дождь «прошумел по стройным кленам» И. Бунина. Видела, как протянулась «хрусталя нить» С. Кирсанова и повис «занавес кисейный» Вероники Тушновой. А может быть, это «вуаль дождя» … И вот новое чудо! Я восхитилась прекрасной картиной, которую написал словами Игорь Ларионов: « Хрупкий бисер дождя рассыпается в лужах на части…», и показалось «золотая сеть дождя» Владимира Набокова. Но образ дождя бывает и злой, напористый, который назойливо бьется в окно, « хлещет» такой дождь у А.С. Пушкина в поэме «Медный всадник». Поэт наделил его чертами человеческого характера: жестокостью, беспощадностью. У Максима Горького в рассказе «Старуха Изергиль» дождь рассыпается крупными бриллиантами, с которыми связывалась надежда автора облагородить душу человеческую. А вот у Горького совсем другой дождь: «Опять нескончаемый дождь. Льет, будто кусок хлеба опрокинулся и наливает горести на аквариум жизни внизу». В «Анне Карениной» Льва Николаевича Толстого « дождь из принесенных весенним ветром на пасхальной неделе туч льет трое суток, бурный и теплый, как будто поддерживая всеобщее ликование». И другой дождь – яростный и неудержимый, разразившийся в роще над его женой и сыном, повергает в ужас и заставляет трепетать перед силой стихии любимого горя Льва Толстого, Константина Левина. У Михаила Афанасьевича Булгакова дождь тоже страстный неистовый: « Это тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза » В.Набоков описал нежный, трепетный дождь: « Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли, и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе».
Серебряный век внес в литературу совершенно иное символическое значение дождя. Это дождь – душевная тревога, дождь – предвестник перемен. Поэмы серебряной волны связывали образ дождя с предчувствием трагических событий 1917 года. Прочитав стихотворения о дожде А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилева, я ощутила и грусть, и смятение, и некую обреченность от понимания неизбежности перелома в жизни. Поэзия дождя Бориса Пастернака – особая страница.
Его дождь то черный, то лиловый, то сиреневый, то умеющий играть на музыкальном инструменте. Да, пастернаковский дождь – образ музыканта, проигрывающего на клавишах рояля «дождевую» мелодию, грустную и лиричную, от неотвратимости начала иной жизни, неведомый герою. Пастернака интересовал даже не сам по себе дождь, а та благодать, что наступит по его окончании, которую он называет «солнечным маслом», заливающим «салат асфальта». Для Марины Цветаевой дождь – образ времени. Ее лирический герой под шум дождевых переливов может слышать только одно: «душу как она есть». «Дождь убаюкивает боль», – пишет она стихотворение «Берлину». Белла Ахмадулина в «сказке о дожде» рождает совершенно иной образ. Ее дождь – искренний, непосредственный, настоящий. Влюбленный в поэтессу дождь проникнул вслед за ней в аристократический дом и разрушил своим приходом все привычные правила, устоявшиеся законы, показывая людей, каковы они есть на самом деле. В другом стихотворении Б.Ахмадулиной – «Дождь и сад» дождь и любовь сливаются в одно целое: « Где дождь, где сад – не различить. Здесь свадьба двух стихий творится. Их совпаденье разлучить не властно зренье очевидца. Так обнялись, что и ладонь не вклеится! Им заметен медопролитный крах плодов, расплющенных объятьем этим!» Владимир Владимирович Маяковский не обходит в своем творчестве образ дождя. « Хлеще ливня, грома бодрей» должен быть, по мнению поэта, человек нового времени. А. Блок остро чувствовал страшный хаос, царивший в жизни. Этим чувством он поделился в стихотворении « После дождя», в котором прошедший ливень очищает и оживляет и природу, и человеческую душу.
Я прочитала художественные произведения советских писателей, чтобы понять, изменился ли образ дождя. К «дождевой» теме обращались Н.Рубцов, К.Паустовский в повести «Золотая роза» описал разные виды дождя, а Роберт Рождественский написал «Письмо про дождь» . Отношение к жизни, к природе совсем не меняется. Может быть, стало практичнее. Доказательством этого служат строки из произведений: « … идут обыкновенные … слепые дожди, ни деревьев нет, ни травы», – у Р.Рождественского, «… дождя, – шептала, ночь, – дождя! – у Е. Евтушенко.
У наших современников тема дождя тоже актуальна.
У Иры Арт « Дождь Прошлой жизни срез», а Василий Алоев описал музыкальный дождь, считая, что « кому как не дождем минорное играть//Их капли музыкальны, словно ноты…Маргарита Шульман»… темный шелк небес, иголкой протыкая,//Вплетала молний нить в живое полотно!
Итак, поэтическое наследие «дождевой» литературы рождает надежду, что и в будущем будут рождаться поэты дождя, люди, тонко чувствующие явления нашей природы.
Сопоставительный анализ образа дождя в произведениях писателей XIX-XXI вв.
Литература XIX – XXI века, связанная «дождевой» тематикой, безусловно, менялась. Время вносит свои коррективы на взгляды, мироощущение, внутреннее воспитание человека.
Что же связывал писатель-представитель своего времени с образом дождя? Существует ли некая связующая нить, которая объединяет душевные переживания, личные размышления авторов с этим образом?
В процессе аналитического чтения тематических произведений писателей XIX-XXI веков мы выбрали те, которые, несмотря на разное время написания, были связаны общим символическом образом. Каждый из представителей разных литературных эпох ассоциировал его со словом «дождь». Свои наблюдения мы представили в таблице (Приложение № 1)
Сопоставляя образы дождя в стихотворениях писателей, творивших в разную временную эпоху, мы условно составили цепочку, которая объединяет все творения одним общим значением:
– А.К. Толстой – Арсений Тарковский – Игорь Тальков – дождь – « очищение от душевных ран»;
– А. Фет – Глафира Галина – Татьяна Снежина дождь – « предвестник перемен»;
– А.С. Пушкин – Н. Рубцов – Б. Ахмадулина дождь – «губительная сила»;
– Н.А. Некрасов – Роберт Рождественский – Татьяна Снежина дождь – «одинокая душа».
Сопоставительный анализ произведений внутри цепочки дает возможность сделать вывод о том, что образы изменились, стали сложнее. Если у А.К. Толстого образ дождя – всего лишь символ надежды лирического героя, его мечта о душевном спокойствии, то у Игоря Талькова и Елены Степановой образ дождя очеловечивается, превращается в близкого друга, который «душе омоет рану».
Художественно-выразительные средства при создании поэтического образа дождя
В литературе XIX-XXI века удожественный образ дождя играет важную роль. Он самый «поэтичный». Исследуя образы дождя писателей разных эпох, разных культур, обнаружила, что этот образ со временем стал приобретать индивидуальные черты. Каждый поэт пытался связать его своими ассоциациями, которые он черпал из мира природы или мира людей. Поэтический образ дождя – отражение авторского мироощущения. Чтобы выразить свои авторские идеи через конкретный образ, писатель прибегал в своей творческой мастерской к самым разнообразным художественно-выразительным средством: эпитетам, метафорам, гиперболам, антитезам, даже использовали оксюморон. В создании поэтического образа большую роль играют эпитеты.
«Дождевые» эпитеты как поэтический материал создания образа
Именно при помощи эпитетов поэт раскрывал характер поэтического образа, помогает почувствовать его эмоциональную сторону.
Со словом «дождь» употребляется множество прилагательных – определений, которые подчеркивают точность этого слова и явления и придают некую лиричность образу. Писатели искусно вплетали в слово «дождь» свое определение, свой « яркий» эпитет, и образ становился характерным героем. Мы проанализировали поэтические произведения разных писателей, начиная с XIX века, потом просмотрели поэзию Серебряного века и закончили анализ творениями писателей советского периода. Провели сопоставительный анализ произведений, чтобы понять: изменили ли образ отличные друг от друга эпитеты? Насколько характерен для писателей образ в определенную временную эпоху? В выбранных художественных текстах мы определили позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова – эпитеты. Свои наблюдения мы выразили в представленной таблице и назвали ее «Дождевые эпитеты»
Библиографическая ссылка
Князева Е.С. ОБРАЗ ДОЖДЯ В ЛИТЕРАТУРЕ // Старт в науке. – 2017. – № 4-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=808 (дата обращения: 04.12.2024).