Подрастающему поколению присущи такие черты, как энергичность, активность, высокая социальная мобильность. И все эти характеристики напрямую связаны со здоровьем молодежи. Именно по этой причине Правительство РФ в первую очередь направляет свои усилия на развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения. Огромные финансы предусмотрены в рамках специальных программ «Здоровье» разработанных на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Мы уже не раз писали, что необходимо целенаправленно и систематически изучать ценности и потребности молодежи. [1] Особенно важно понимать, как у молодежи в динамике меняется позиция по отношению к главному своему ресурсу – здоровью? Очевидно уже сейчас, что только за счет увеличения финансирования специальных программ проблему не решить. Как справедливо отмечают позиционные эксперты, при решении этой проблемы необходим комплексный подход. [2, 3]
Объект исследования: ученики общеобразовательных средних школ г. Ярославля.
Предмет исследования: специфика отношения учеников общеобразовательных средних школ к здоровому образу жизни.
Цель исследования: проанализировать отношения учеников общеобразовательных средних школ к здоровому образу жизни и выработать мероприятия направленные на приобщение молодежи к режиму дня и формирование установки на укрепление здоровья.
Задачи исследования:
- изучить ценности, интересы учеников общеобразовательных средних школ г. Ярославля;
– определить отношение учащихся школ к здоровому образу жизни;
– выявить факторы и условия, препятствующие здоровому образу жизни.
Гипотезы исследования:
1. существуют принципиальные различия в отношении к здоровому образу жизни между девочками и мальчиками;
2. существует различие в отношении к здоровому образу жизни между учащимися специализированных и учащимися обычных школ.
Эмпирическая база исследования
Осуществлен опрос учащихся средне общеобразовательных школ № 11, 13, 22, 36, 42, 44, 49, 51, 55 г. Ярославля в 2015 г. Анкетирование осуществлялось в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского (ЯГПУ) с 16.00 до 18.20 по понедельникам и вторникам.
Выборка квотная n = 200. Переменные квотирования: пол, возраст, средняя общеобразовательная школа.
Методологическая база исследования
Методологической основой исследования являлись научные статьи авторов С.А. Бабуркина, С.Л. Таланова, А.В. Лымарева, О.А. Коряковцевой, Н.С. Таланова, О.В. Епархиной, Л.Г. Титовой [4–6].
Сначала, как и положено, при изучении здорового образа жизни мы попытались выяснить у наших респондентов, какой смысл они вкладывают в понятие «здоровый образ жизни?» (табл. 1).
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «здоровый образ жизни»?»* (в%, от числа ответивших)
Ответы |
Учащиеся, n = 200 |
|
Юноши n = 80 |
Девушки n = 120 |
|
Систематическое занятие физической культурой и спортом |
90 |
61 |
Отказ от вредных привычек |
76 |
89 |
Сбалансированное питание |
42 |
87 |
Проживание в безопасной для человека среде обитания |
40 |
68 |
Соблюдение режима сна |
23 |
80 |
Методы оздоровления организма |
14 |
79 |
Соблюдение режима учебы и отдыха |
12 |
49 |
Причечание: *Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Как видно по результатам опроса, значительная часть юношей (90%) и большинство девушек (61%) считают, что понятие здоровый образ жизни, прежде всего, подразумевает систематическое занятие физической культурой и спортом. Значительная часть девушек (89%) полагает, что здоровый образ – это отсутствие вредных привычек. Другими словами у большинства респондентов достаточно поверхностные представления о понятии «здоровый образ жизни». Считаем, что возникает потребность, в том, чтобы разъяснить ученикам в рамках соответствующих уроков об элементах здорового образа жизни. Так как если ученики не в курсе этого понятия, то можно сделать вывод, что они и не в состоянии придерживаться здорового образа жизни. Наивно полагая, что утренняя зарядка и периодическое посещение спортивной секции обеспечивает им полноценное развитие и укрепления здоровья.
И все же, прежде чем делать столь серьезные выводы мы решили узнать сначала, какой образ жизни у наших респондентов? (табл. 2). Поскольку может кто-нибудь из опрошенных на интуитивном уровне соблюдает все элементы здорового образа жизни и просто не знает, что это и есть в совокупности здоровый образ жизни.
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос: «Активный ли у вас образ жизни?»* (в%, от числа ответивших)
Ответы |
Учащиеся, n = 200 |
|
Юноши n = 80 |
Девушки n = 120 |
|
Систематически занимаюсь в тренажерном зале |
43 |
61 |
Катаюсь на лыжах, коньках |
32 |
72 |
Утренняя гимнастика |
27 |
41 |
Занятия в бассейне |
24 |
59 |
Велосипедные прогулки |
13 |
48 |
Пробежки на свежем воздухе |
12 |
19 |
Другое |
8 |
10 |
Примечание: *Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Из опроса видно (табл. 2), что у девушек более активный образ жизни. Так, 61% указали, что систематически занимаются в тренажерном зале, 72% катаюсь на лыжах, коньках, 41% делают каждое утро утреннюю гимнастику.
Ученики из специализированных школ отметили, что полностью удовлетворены состоянием своего здоровья. Было также установлено, ученикам из данных школ характерно в большей степени соблюдение режима дня и кроме того среди них не выявлено не одного человека с вредными привычками.
Также было установлено, что у тех учеников, которые в большей степени удовлетворены состоянием своего здоровья, родители активно занимаются спортом. Так 33% респондентов указали, что родители с детства мотивируют их на занятие спортом.
У учеников (12%) которые курят, оказалось, что родители тоже курят. Это говорит о том, что идет видимо процесс «социального научения».
Далее мы предприняли попытку выявить мнение респондентов о том, что мешает соблюдать здоровый образ жизни? (табл. 3).
Таблица 3
Ответы респондентов на вопрос: «Что Вам мешает соблюдать здоровый образ жизни?»* (в%, от числа ответивших)
Ответы |
Учащиеся, n = 200 |
|
Юноши n = 80 |
Девушки n = 120 |
|
Отсутствие времени на активный образ жизни и полноценный отдых |
72 |
84 |
Постоянные стрессы |
56 |
82 |
Плохая экологическая ситуация в городе, области |
37 |
36 |
Недостаточно финансов у семьи для поддержания и укрепления здоровья |
31 |
42 |
Отсутствие силы воли |
23 |
62 |
Отсутствие в городе развитой и доступной (бесплатной и качественной) спортивной инфраструктуры |
21 |
16 |
Другое |
7 |
8 |
Примечание: *Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Как видно, определенная часть учеников достаточно критично к себе относятся. Так, 23% юношей и 62% девушек считают, что им мешает соблюдать здоровый образ жизни отсутствие силы воли. И все же, по мнению респондентов, основная причина не соблюдения здорового образа жизни учениками – это отсутствие времени на активный образ жизни и полноценный отдых (72% юношей и 84% девушек).
Ученики пояснили, что обучение в 11 классе вынуждает большую часть своего времени посвящать именно к подготовке к ЕГЭ. Причем 15% девушек указали, что в связи с подготовкой к ЕГЭ они вынуждены были прекратить занятие танцами, 11% юношей из-за постоянной занятости вынуждены были перестать заниматься в спортивных секциях.
Не маловажная причина еще и в том, что 56% юношей и 82% девушек постоянно испытывают состояние стресса. В частности все из-за той же усиленной подготовки к ЕГЭ.
С другой стороны 24% юношей и 27% девушек указали, что удовлетворены состоянием своего здоровья, и полагают, что их хорошее самочувствие связано именно с тем, что они активно занимаются спортом, соблюдают режим дня и очень серьезное внимание уделяют своему здоровью. По их мнению, учеба никак не может мешать здоровому образу жизни, а напротив систематическое занятие с репетиторами позволяет им сконцентрироваться и избежать лишних волнений и стрессовых ситуации.
Заключение
В результате проведенного нами социологического исследования нашли подтверждение все выдвинутые нами гипотезы. Мы установили, что существуют принципиальные различия в отношении к здоровому образу жизни между девочками и мальчиками. Что подтверждает выводы в ранее сделанных исследованиях. Несмотря на то, что наше исследование выполнено в другой период времени, на другой выборке, в другом городе, чем ранее проведенные исследования, выводы в принципе совпадают, разница только в процентах. Девушки по-прежнему более серьезно относятся к своему здоровью, что проявляется в систематическом занятии физической культурой, в отказе от вредных привычек, сбалансированном питание, в использовании методов оздоровления организма и ряде других элементах здорового образа жизни.
Также было установлено различие в отношении к здоровому образу жизни между учащимися специализированных и учащимися обычных школ. Школы, которые ориентированы на развитие физических навыков и умений действительно способствуют развитию здоровья, несмотря на мнение ряда авторов, что чрезмерные нагрузки в спортивных школах приводят к серьезным проблемам со здоровьем.
Мы считаем, что развитие полноценно развитой личности возможно только при правильном применении элементов здорового образа жизни.
А для этого, важно развивать соответствующие ценности у молодежи, не секрет, что не во всех семьях в силу разных причин формируются соответствующие установки на здоровый образ жизни. Поэтому именно школа (агенты социализации – учителя) способна компенсировать этот недостаток.
Библиографическая ссылка
Айдаев А.А. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ // Старт в науке. – 2017. – № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=764 (дата обращения: 07.02.2025).