Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАРОДНАЯ КУКЛА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Кравченко В.И. 1
1 г. Омск, БОУ «Гимназия № 19», 2 класс
Слинкина И.Н. (Омск, учитель начальных классов, БОУ «Гимназия № 19»)
1. Артамонова Е.В. Куклы. М.: Эксмо-Пресс, Эксмо-Маркет, 2000. – 227 с.
2. Горичева В.С. Куклы. Ярославль: Академия развития, Академия, Ко, 1999. – 187 с.
3. Князева Е.И. Мир кукол. СПб.: Аврора, 2002. – 64 с.
4. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003. – 240 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во ООО «А-Темп», 2006. – 944 с.

Кукла – первая среди игрушек. На нее не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла – постоянный его спутник.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, тренируют память, получают уроки чуткости, внимания и доброты.

Куклы всегда были интересны и автору данного исследования. Имея у себя много различных кукол, мы задумались об их роли в повседневной жизни, и нам стало важно рассмотреть куклу как объект исследования.

Цель нашей работы – выявить, насколько важна и нужна народная кукла для современных детей.

Задачи нашей работы:

  • собрать материал об истории куклы;
  • систематизировать материал о народной кукле;
  • провести анкетирование среди одноклассников (детей 8-9 лет) и проанализировать их выбор кукол;
  • сделать наблюдения о влиянии на ребенка процесса изготовления народной куклы;
  • сформулировать выводы о выборе кукол сверстниками и о значении, которое имеет для них народная кукла.

Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: народная кукла не утратила своей важной роли для современного ребенка. Наряду с куклами нашего времени, народные куклы все также интересуют детей и могут стать для них не просто игрушкой, но спутником, который выполняет в их жизни различные функции – является воспитателем, другом, оберегом, талисманом.

Научные представления о кукле

В работе речь идет именно о кукле, а не об игрушке. Мы различаем эти два понятия, которые, несомненно, имеют и общие признаки.

Игрушка – это предмет, предназначенный для игры, помогающий ребенку познавать окружающий мир, развивать его мышление, память, речь и эмоции. Игрушку используют в учебно-воспитательной работе с детьми для развития технического и художественного творчества.

Игрушки используются и в мире взрослых, но с другими целями, например, как произведения декоративно-прикладного искусства – в качестве декоративных элементов в современном интерьере.

Существует множество разновидностей игрушек.

Кукла же является одним из видов сюжетно-образных игрушек, прообразом которых являются одушевленные объекты окружающего мира.

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «кукла» имеет несколько значений. Важными для нас являются первые три:

1) кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека;

2) в театральном представлении кукла – это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом);

3) кукла в виде фигуры человека, воспроизводящая его в полный рост (манекены в магазинах и др.) [5].

При работе над темой мы анализировали разнообразную информацию о самых разных куклах и пришли к пониманию существования различных классификаций кукол. Мы установили, что для того чтобы создать классификацию, необходимо учитывать такие важные характеристики куклы, как

  • назначение в обществе (функция, роль),
  • способ изготовления (материал, технологии),
  • индивидуальность создания (авторство, массовость производства),
  • время существования (антикварные и современные куклы).
  • Опираясь на эти знания, с учетом названных параметров мы предлагаем выделить следующие типы кукол:
  • народные куклы,
  • театральные куклы,
  • авторские куклы,
  • куклы-игрушки, т.е. собственно детские куклы для повседневной игры.

Каждый из названных типов кукол имеет в свою очередь несколько видов и отличительные признаки.

В нашей исследовательской работе мы остановились только на первом типе, который также имеет несколько видов.

Из истории существования куклы

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали [1; 2].

Самой древней кукле – примерно 30-35 тысяч лет. Она найдена на территории современной Чехии в захоронении «Брно-2». Это была маленькая фигурка из мамонтовой кости, имеющая конечности, которые были подвижны. Некоторые исследователи считают эту находку началом истории куклы.

Более поздние куклы – это обрядовые куклы, которые использовались в кукольных представлениях в Средние века в Европе. В храмах Италии и Испании встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка».

Со временем куклы перестали быть только религиозными. В 17-м веке во Франции стали создавать небольших фарфоровых кукол, которых назвали Пандорами. Они были настоящими произведениями искусства. Пандоры были куклами с пропорциями взрослой женщины и очень модно одетые. Знатные женщины выписывали таких кукол, раздевали их и по выкройке кукольного платья шили платья себе. К кукле прилагался целый гардероб и сундучки с духами.

С середины 18-го века по середину 19-го века называют золотым веком кукол во Франции и в Германии. Куклы в это время создавались из фарфора, который называли белым золотом [3].

В 20-м веке в Советском Союзе стали изготавливать пластмассовых кукол. Это были промышленные стандартные игрушки, изготовлением которых занималось около 900 предприятий.

С развитием производства серийных игрушек в середине 20-го века в противовес появился новый вид искусства – авторская кукла. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения.

Что же касается современных кукол, то они отличаются оригинальностью и технологичностью. Благодаря техническому скачку игрушки сегодня стали более «роботизированы».

Виды народных кукол

В русской традиционной культуре родители сами мастерили кукол для своих детей. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев [4].

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Их берегли: нельзя было поломать куклу, выбросить. Так было потому, что люди верили, что игрушка живая.

В народе куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным представлениям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – их берегли в корзине или в ларчиках. Они так и переходили от матери к дочери.

Правда, у тряпичной куклы есть недостаток: её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.

Всех куколок наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то свое. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла. Считали также, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Куклы делились на 3 группы: игровые, куклы-обереги и обрядовые.

Игровые куклы (Барыня, Малышок-голышок, Зайчик на пальчик и др.) предназначались для забавы детям. В одной крестьянской семье могло быть около сотни таких кукол. Если ребенок в семье еще маленький – ему изготавливалась такая куколка мамой, бабушками, сестрами, а с пяти лет такую куколку могла сделать уже любая девочка. Куклу эту делали очень старательно, ведь по ней судили о хозяйке, о её мастерстве и вкусе.

Куклы-обереги (День и Ночь, Колокольчик, Бессонница, Подорожница и др.) оберегали человека и его жилище от несчастья. Такие куклы передавались от матери к дочери и имели особую энергию.

Были на Руси и обрядовые куклы (Десятиручка, Масленица, Веснянка, Вербница и Пасха и др.). Обрядовые куклы делались по разным поводам и для разных случаев. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

И это лишь малая часть из всего многообразия народных кукол. Все они несли в себе магическое действие, в которое люди свято верили. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение русского народа.

Анализ анкет по теме исследования

Для того чтобы понять, какую роль играют куклы для детей, мы провели анкетирование среди школьников 8-9 лет, которые учатся во 2 классе гимназии № 19 г. Омска.

В анкете ребятам было предложено 10 вопросов.

1. Играешь ли ты дома в куклы (именно в куклы, а не в игры или другие игрушки)?

2. Как ты думаешь, зачем нужны куклы?

3. Что ты знаешь о народной кукле?

4. Есть ли любимые куклы у твоих родителей?

5. Есть ли у твоей любимой куклы имя?

6. Ухаживаешь ли ты за своей куклой (моешь мылом, шьешь ей одежду, ремонтируешь ее, др.)?

7. Из каких материалов сделана твоя любимая кукла (пластмасса, резина, фарфор, ткань, нитки, дерево, др.)?

8. В какие игры ты играешь со своими куклами («дочки-матери», «семья», показ мод – нарядов, прически, макияжа куклы, «война», спектакль (сказка) с участием кукол, сценки из жизни: кукла пошла на работу, в гипермаркет за покупками, в гости; кукла-повар, кукла-пожарный и др.)?

9. Хотел бы ты получить куклу в подарок?

10. Хотел бы ты научиться делать куклу своими руками?

В результате анкетирования мы пришли к следующим результатам.

В анкетировании приняло участие 25 человек: 13 девочек и 12 мальчиков. Ответы ребят на вопросы привели к любопытным выводам.

Выяснилось, что многие ребята, особенно мальчики, считают куклой только пупсов или кукол-девочек в нарядных платьях и не осознают, что роботы-трансформеры, например, или солдатики – это тоже куклы, потому что это игрушки в виде фигурки человека.

Правильно же поняли содержание вопросов только ребята, которые имели более широкий кругозор. Получается, что дети играют в куклы, но мало о них знают.

Что касается вопросов о народной кукле, только 30 % опрошенных ребят имеют какое-либо представление о народной кукле, но 60% ребят хотели бы научиться делать куклу своими руками.

Из этих ответов мы делаем вывод о том, что дети тянутся к творчеству и хотят что-то сделать своими руками, в том числе и куклы.

Решить этот вопрос помогает именно народная кукла, потому что народное творчество дает огромные возможности и самые разные варианты для создания кукол своими руками.

Наблюдения о влиянии на ребенка процесса создания народных кукол

Для своей работы автор исследования сделал собственную коллекцию простых по изготовлению народных кукол, не требующих специальных знаний и навыков. Коллекцию составили 8 кукол: Мартинички (2 парные куклы), Крупеничка (или Зерновушка), Пеленашка, Веснянка, День-Ночь (2 парные куклы) и Бессонница.

Отметим положительное влияние на человека создание кукол. Оно проявляется уже тогда, когда делаешь куклу своими руками. Ее изготовление объединяет членов семьи разных поколений, например, в своей семье куколки для коллекции автор работы делал вместе с мамой, бабушкой, двоюродной сестрой и родной тетей.

Кроме того, во время создания народных кукол появляется хорошее настроение и отрабатываются навыки, которые не были раньше знакомы ребенку.

Заключение

Человечество на протяжении всей своей истории играло в куклы.

Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, – будь то сказочные герои волшебных историй, фантастические существа из детских снов или любимые и дорогие сердцу образы, хранящие память о семейных традициях. Мир кукол, как дивное царство, манит к себе и детей, и взрослых. Для каждого найдётся в нем своя кукла – на свой вкус.

Найдет свое место в жизни ребенка и народная кукла, поскольку она наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.

Изготовление с детьми народной куклы имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус, и они приобретают необходимые трудовые навыки. Сделать народную куклу можно без иглы и ножниц и из различных материалов.

Изготовление народной куклы позволяет познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России.

На наш взгляд, эту мысль и гипотезу нашего исследования полностью доказывают и ответы самих ребят, которые подтверждают, что они играют в куклы. Что же касается народной куклы, то они хотели бы узнать о ней больше и даже сделать ее своими руками.


Библиографическая ссылка

Кравченко В.И. НАРОДНАЯ КУКЛА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ // Старт в науке. – 2017. – № 5-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=756 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674